Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Интернетное мясо

Архив
автор : Анатолий Левенчук   08.09.1998

Рост числа онлайновых сделок ликвидирует брокеров как класс. И не только их.

www.ice.ru/libertarium

Когда-то давным-давно любителям ценных бумаг надоело встречаться под известным всему Нью-Йорку платаном на Уолл-Стрит. 24 самых прозорливых любителя обозвали себя брокерами и построили себе специальный домик для встреч - фондовую биржу. И вот уже сотни лет торговля ценными бумагами идет по схеме "клиент1-брокер1-биржа-брокер2-клиент2". У каждого брокерского дома тысячи клиентов, а на бирже встречаются тысячи брокеров. Брокеры без труда держат монополию по допуску на биржу: ведь число мест на бирже, естественно, ограничено, это физические места. Даже новомодные электронные биржи не слишком изменили давний порядок. Клиенты-инвесторы не знают друг друга, а два посредника - брокер продавца и брокер покупателя - берут за это клиентское незнание неплохие комиссионные. Схема работает относительно хорошо пару сотен лет, хотя имеет два крупных недостатка.

Во-первых, инвесторы не хотят платить брокерскую комиссию и биржевой сбор. Платят их только от безысходности, самостоятельно покупать/продавать свои ценные бумаги очень сложно и опасно - по самым разным причинам. А большая брокерская комиссия возникает из необходимости оплаты работы полчищ (в крупнейших брокерских домах - десятки тысяч в каждом) зарегистрированных финансовых консультантов, как часто называли брокеров. Оплачивать, также, надо жутко дорогое оборудование по подключению этих полчищ брокеров к собственно бирже и источникам новостной информации.

Во-вторых, во время рыночных кризисов, когда цены стремительно падают, все инвесторы-клиенты одного брокера пытаются обратиться к нему одновременно. И поэтому во время кризисов брокерские телефоны, как правило, выдают сигнал "занято".

Но вот появилось пресловутое киберпространство, Интернет, новый Мир, мировое дерево Иггдрасил, которое и стало новым платаном. Куда уж там старому платану, под которым когда-то было тесно и неудобно 24 бизнесменам от ценных бумаг. Или даже новейшим электронным биржам, которые обеспечивают взаимодействие всего нескольких тысяч брокеров. Новый платан - Иггдрасил-Интернет - является одновременно и деревом, и миром, а также всем остальным, в полном соответствии с мифологией (помните, кстати, как Один висел на Иггдрасиле?). Под его мировой сенью можно одновременно собрать продавцов и покупателей чего угодно, и со всего земного шара. Легко.

Скажем, официальный сайт Олимпиады в Нагано 20 февраля 1998 года в 11.55 по Гринвичу посетило 110414 человек - за одну минуту. Каждый посетитель этого сайта хотел получить что-то свое, личное. И получил его, причем недорого. Потому что все эти 110414 обращений обслуживало программно-аппаратное обеспечение, а не медленные, дорогие, ненадежные и не слишком много знающие офисные клерки.

С появлением Интернета на рынке ценных бумаг, кишащем относительно умелыми, но дорогими брокерами, незамедлительно появилась вполне безлюдная схема "клиент-Интернет-рынок". "Физически" рынок в этом случае представляет собой довольно много программно-аппаратного обеспечения, принадлежащего самым разным организациям (брокерским фирмам, депозитариям, клиринговым палатам, биржам и т. д.). А люди представлены клиентами, а не их прожорливыми посредниками. Обычный брокер-посредник берет за сделку сто долларов, приговаривая столетнюю сказку про домашнего врача, брокера, адвоката. А клиент косится на экран компьютера, где обнаруживает фразу: "Мы берем за исполнение сделки в течение тридцати секунд $9,95. Если мы не уложимся в тридцать секунд, то сделка будет исполнена бесплатно".

В результате уже в 1997 году в онлайн происходило 17% всех сделок на американском рынке ценных бумаг. В первой половине 1998 года таких сделок было уже 22%. Прогноз второй половины 1998 года - 27%. Брокерские фирмы с изумлением обнаружили, что еще в 1996 году число программистов в них в среднем превысило число трейдеров.

Над брокерами вплотную нависла опасность стать интернетным мясом, которое в этой ценовой войне никого не интересует. Интернет кушает брокеров с большим аппетитом, - а инвесторы-клиенты голосуют за это своими деньгами. Инвесторов можно понять: стоимость их участия в так устроенном рынке оказалась неизмеримо (минимум в десять раз) ниже, а скорость обслуживания неизмеримо (минимум в десять раз) выше, чем в рынке, опирающемся на брокеров-людей.

Сама брокерская услуга оказалась стандартизированной и разбитой на мелкие составляющие, которые можно покупать у жестко конкурирующих друг у друга крупных и мелких фирм (кстати, что в Интернете считать мелкой фирмой?!). Собственно исполнение сделок, доступ к ценам последних сделок и ценовой истории, к рыночным новостям, к стандартной и нестандартной аналитике, к управлению денежными расчетами и даже к общению с коллегами-инвесторами (специализированные чаты) можно получать сегодня в сотне разных мест, причем задешево и не выходя из Интернет-браузера. Даже основа основ рынка - собираемая государством сырая раскрываемая информация о деятельности компаний - также оказалась доступной в Интернете. И вся эта информация, поступающая из географически разных мест во всевозможных форматах, собирается в клиентском компьютере в единое интегрированное целое. Благодаря Интернету оснащение рабочего места под новым платаном у каждого рядового инвестора стало сравнимо с оснащением места профессионального брокера - по всем параметрам, кроме цены.

Но это все цветочки. А ягодки на рынке ценных бумаг начнутся с того момента, когда выяснится, что биржи уже никому не нужны. Ведь покупатель и продавец акций эмитента XYZ могут "встретиться" прямо на сайте XYZ. Зачем им биржа? Американская комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, обнаружившая год назад подобное явление организации торговли мимо биржи и брокеров (потому что дешевле!), до сих пор не знает, что с этим делать.

А что дальше? А дальше выяснится, что Интернет настолько размыл границы фирм, что уже непонятно, чем торгуют инвесторы. Обращаться в Интернете будут совсем новые типы финансовых инструментов, а не привычные акции и облигации.

А Интернет-Иггдрасил уже оборачивается не только новым платаном, но и новой кофейней Ллойда, предлагая безлюдное страхование. Интернетным мясом постепенно становятся десятки тысяч страховых агентов. И банковских служащих. И автомобильных дилеров. И продавцов в музыкальных и книжных магазинах. И...

Эй, читатель! Не нужно так грустить - у нас еще есть три-четыре года...

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.