Владимир Тимошин:"Завещание вождя - "учиться, учиться и учиться" считаю просто необходимым"
АрхивГоворить будем главным образом о вас. Поскольку вы работаете менеджером по связям с общественностью компании Lexmark, мне бы в разговоре хотелось коснуться Public Relations как профессии, ее специфики в России, поскольку такая специфика, по ряду мнений, имеет место.
В первую очередь, расскажите о себе: как вы пришли к этой профессии?
Я окончил Московский институт инженеров транспорта по специальности прикладная математика. После института работал на кафедре, поступил в аспирантуру. Тогда и приобрел первые навыки Public Relations, поскольку вел у студентов семинарские занятия и лекции по вычислительной технике. Параллельно, во время учебы в аспирантуре работал над внедрением автоматизированных систем управления - АСУ на предприятиях железнодорожного транспорта. Сперва занимался только программированием, затем стал решать организационные и коммерческие вопросы. В этот период большое влияние оказал на меня мой первый руководитель Александр Кучерский. Он сам, что называется, "горел" на работе и своим энтузиазмом воодушевлял всех вокруг. Команда, которую он собрал, была просто великолепна. Я вспоминаю это время с радостью, как время безумного увлечения работой.
В то время в России активно начало развиваться кооперативное движение, давшее начало развитию бизнеса в России. Поддавшись новым веяниям, я также решил заняться коммерческой деятельностью, не связанной с компьютерами. Однако спустя какое-то время понял, что то, чему учился в институте и чем занимался в течение многих лет, а именно, информационные технологии, для меня интереснее, а может, даже и важнее денег, которые можно было заработать в сфере торговли.
Устроился на работу в компанию, занимающуюся продвижением компьютерных систем видеомонтажа. Поскольку компания была небольшая, приходилось сочетать в себе должности и менеджера по продажам, и управляющего, и даже бухгалтера. За год работы многому научился, почувствовал, как говорится, пульс этого бизнеса. Понял, что в работе компании надо изменить, что улучшить. Не раз выходил на "ковер" к руководству с новыми предложениями. К этому моменту почувствовал силы и решил создать свою компанию, которая, надо заметить, продолжает свою деятельность и по сей день.
Завещание нашего вождя революции - "учиться, учиться и учиться" я, например, считаю просто необходимым. И работая в своей маленькой фирме, я заинтересовался тем, как работают гиганты компьютерного бизнеса, захотел посмотреть на эту работу изнутри, узнать стиль ведения бизнеса.
И это было одной из причин, по которой я, получив предложение от компании Lexmark, согласился на него не раздумывая. В настоящее время занимаюсь Public Relations, рекламная политика компании также находится в моем ведении.
Можно, наверное, много говорить о PR-менеджере, так как он описан в многочисленной литературе по маркетингу. На Западе это все же более широкое понятие, включающее в себя и контроль за общим имиджем фирмы, и работу с сотрудниками внутри фирмы, и общение с прессой. В России PR, как правило, ограничивается созданием пресс-релизов и общением с прессой. Вероятно, мы придем постепенно к западной модели - все меняется. В настоящее время, занимаясь и рекламой, и PR, я веду более широкий круг вопросов.
Это вызывает интерес к работе, ведь передо мной открыто огромное количество возможностей по продвижению марки Lexmark на российском рынке. Очень важным является и тот факт, что российское представительство Lexmark не контролируется жестко из Европы, а имеет возможность гибко и оперативно работать на российском рынке, принимать самостоятельные решения и разрабатывать чисто российские маркетинговые программы.
Образование у вас, как я понял, больше с уклоном в точные науки. Public Relations же, в моем понимании, профессия гуманитарная. Как бы вы объяснили такой российский парадокс: и в компьютерной журналистике, и в PR-департаментах компьютерных компаний работают, как правило, люди с техническим образованием?
Я вижу этот вопрос несколько в другом ракурсе. Я считаю, что это специфика именно компьютерного бизнеса. В нем и журналисты, и маркетологи, и PR-щики являются большей частью именно "технарями". Вероятно, это связано именно с тем, что это очень технологичная отрасль. Если, к примеру, мы обратим внимание на какую-либо другую часть рынка, например, на рынок товаров народного потребления, то там картина будет несколько иная.
Коснемся вашей работы в Lexmark. Каким вы видите будущее компании на российском рынке?
Поскольку мы пришли на этот рынок позже, чем наши основные конкуренты, мы отстаем от них по объемам контролируемого рынка, хотя и входим в тройку лидеров. Свою марку мы продвигаем как достойную альтернативу маркам-лидерам. Принтер Lexmark покупают, если хотите, новаторы, которые хотят иметь альтернативу принтерам Hewlett-Packard, например.
То есть вы хотите сказать, что рекламная политика и политика продвижения марки на рынке России основана именно на альтернативности? Ее можно сравнить по идеологии с политикой, скажем, Apple?
Отчасти может быть… Хотя сложно провести сразу какие-либо параллели. По моему, Apple позиционируется скорее в определенную нишу рынка. Если же посмотреть на продукцию Lexmark, нельзя сказать, что она представляет собой что-то уникальное, чего нет у наших уважаемых конкурентов. Мы делаем лазерные принтеры, которые по своим характеристикам ничуть не слабее принтеров Hewlett-Packard, такого же качества струйные принтеры, что и Epson. В сегменте матричных принтеров мы конкурируем опять же с Epson. В любом случае можно найти альтернативу. Но мы хотим показать, что мы - альтернатива более выгодная, надежная. Бизнес, скажем, Hewlett-Packard является многопрофильным: компания производит компьютеры, периферию и, в том числе, принтеры. Если случится что-то революционное, и принтеры перестанут быть востребованными на рынке, для этих компаний просто закроется одно из направлений. Lexmark же - компания, которая производит принтеры, и только принтеры. Для нас это жизненно важный вопрос, и потому мы вынуждены быть в авангарде технологий. Если мы расслабимся, не будем предлагать самые новейшие разработки, самые оптимальные решения в сфере печати, компания просто-напросто исчезнет.
Вернемся опять к вам. У вас есть дети?
Нет, детей нет. Женат семь лет, жена также занимается карьерой. У нее, кстати, образование социолога, и дома мы часто спорим о способах маркетинга и PR.
А какой вы видите вашу профессию лет, эдак, скажем, через двадцать?
Да наверное, очень похожей на сегодня. Поскольку если мы говорим о развитии какой-то техники, то вполне логичным будет предположить, что многое кардинально изменится. Но Public Relations, это все-таки отношения, взаимоотношения между людьми. Я думаю, они всегда останутся. Возможно, они станут более доброжелательными, дай-то бог. Может быть, разовьются какие-либо иные формы общения. Но общаться мы всегда будем человеческим голосом, и здороваться при встрече будем, как и сегодня.
И в завершение: что бы вы хотели добавить к сказанному?
О работе, о Lexmark… Работая, человек должен стараться принести компании какую-либо отдачу: его усилия должны сливаться с усилиями всего коллектива. Мне моя работа интересна, она меня увлекает. Важно, чтобы человек работал с удовольствием, а не тащил за собой мешок обязанностей.
Работа в компании-производителе (вендоре) очень интересная и познавательная. Всегда находишься на переднем крае развития науки и технологии. Рынок принтеров является одним из самых быстроразвивающихся. Постоянно происходит усовершенствование технологии, появляются новые разработки. Очень важно, что популярность нашей продукции вызвана не только активной рекламной кампанией, но и с серьезными техническими разработками в области печати.
Первые принтеры можно было подключать только к большим ЭВМ, установленным в специальных помещениях. Это были громоздкие и неторопливые устройства печати, имеющие мало общего с современными миниатюрными моделями. Но прошли годы, и открытия в микроэлектронике, оптике, химии позволили создать современный принтер, печатающий в цвете с разрешением 1200 точек на дюйм. В настоящее время их производство - это использование high-end технологий. Современные струйные принтеры производятся по специальной лазерной технологии, ведь диаметр отверстия (сопла), через которое происходит выстрел капли чернил, составляет у струйного принтера всего 25 микрон. А частота выстрелов может достигать 12 килогерц. Это фантастические суперсовременные технологии.
И Lexmark обладает необходимой мощной научно-исследовательской базой, доставшейся в наследство от IBM и позволяющей осуществлять подобные разработки, которые обеспечивают ей положение одного из технологических лидеров в отрасли. Мы постоянно работаем в области создания новых технологий для совершенствования качества и производительности своих продуктов. Большое внимание уделяется разработкам в области создания новых, более эффективных и экологически чистых красителей для печатающих устройств.