Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Осажденная крепость

Архив
автор : ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ    29.06.1998

Сопоставляя "горячие" темы прошлого и нынешнего года, я заметил, что нытье насчет слишком быстрой эволюции PC почти сошло на нет. Отчасти начали привыкать, отчасти (и это действительно так) темп понизился.

Вернее, нет, не понизился. Скорее, развитие пошло по другим, менее очевидным направлениям. Год назад все было просто и привычно: у них появлялся новый софт, а у нас не было денег на новые компы. А сейчас?

Ну, во-первых, процесс компьютеризации опять направился "вширь", и домашние компьютеры стали появляться у тех, кто еще вчера не помышлял об их приобретении. Завтра это аукнется - например, процесс промывки человеческой породы, извлечения и утилизации светлых голов захватит гораздо более широкие слои населения.

Во-вторых, интерес промышленности и потребителей компьютеров сместился с производительности на другое - в особенности, на мобильность.

В-третьих, конечно, connectivity. От первых опытов массовой передачи данных по телефону экономика стран-лидеров переходит к созданию сетей связи нового поколения, доставляющих каждому человеку цифровой поток в два и более мегабита в секунду.

В-четвертых, интеграция информационных систем (то, что называется малтимидиа). Уже созданы все существенные компоненты будущей универсальной среды, в которой на терминале, реализующем интерфейс человека с цивилизованным миром, потоки нынешних средств массовой информации сойдутся с услугами компьютеров и сетей связи.

Перечисленное выше составляет персональный аспект компьютеризации. Но не менее важные процессы безостановочно идут в области больших компьютеров и сетей: новая технология и техника, новые услуги, новые общесистемные качества и возможности, и все это дешевле, дешевле.

В каком-то смысле нынешнее положение для нас удобнее, как удобно лежать с закрытыми глазами под одеялом. Не надо даже изощрять остроумие, доказывая себе, что более быстрые и емкие PC на самом деле не нужны, что все это - козни Intel и Microsoft.

Все в порядке, господа. PC ценою ниже тысячи долларов для нас не новость, и все равно наши десктопы быстрее их хэндхелдов. У наших однокашников, перебравшихся в Штаты, никаких DSL пока нет, а если и есть, то они реально отдают почти столько же данных, сколько наши модемы. Малтимидийное вещание - полное убожество. Вообще, чем больше они полагаются на свои компьютеры, тем уязвимее становятся для наших хакеров. Успокоились. Пригрелись, расслабились. Засыпаем и возвращаемся в детские сны о нашем могуществе и мировом духовном лидерстве. Кому не спится, может добиться того же эффекта, включив телевизор.

Между тем, еще никогда в отрасли, связанные с передачей и обработкой информации, не было такого притока капитала. Для экономики все это вскоре выльется в рост параметров известного набора: скорость реакции, подвижность и устойчивость при резких маневрах, уровень новаторства, доступность опыта и знаний. Даже за нынешним относительным застоем в процессоростроении, по всей видимости, скрываются глубинные перестройки технологических приоритетов, результатом которых может явиться в несколько раз более высокие темпы прироста производительности, чем ожидалось ранее.

А просто так, "по жизни", происходят десятки мелких превращений, устраняющих самые тягостные аспекты человеческого существования. Чего стоят одни детские пеленки или новые методы хирургических операций. Если раньше мы раз в десять лет покупали более совершенный телевизор, то теперь каждая новая пара кроссовок - другая, и каждый следующий тюбик зубной пасты отличается от предыдущего, иногда революционно. Даже в свои сорок три года я начинаю замечать, что экзистенциальные проблемы, с которыми "по плану" должен был столкнуться я или мои родственники, исчезают по мере приближения срока.

Интересно наблюдать трансформации хозяйственных структур, которые особенно ускорились под воздействием нестабильности на финансовых рынках. Они словно развинчиваются, разбалтываются от вибрации. Бюрократия ослабляет хватку, да уже и не успевает образовываться. Пока идет процесс осаждения управляющих слоев, производящий фундамент расползается и уходит из-под ног. Никогда еще корпорации не были такими открытыми, никогда не создавалось такого количества альянсов, совместных проектов.

Человечество пытается блокировать наиболее революционизирующие технологии. Успехи кремниевых компьютеров должны помочь разобраться с информационными машинами, которые обеспечивают и поддерживают нашу физическую жизнь: с иммунитетом, с генетическим аппаратом, с нервной системой и с самим мозгом. Мы уже можем работать с ДНК, белками и клетками методами Природы, но на этом пути спешно возводятся моральные табу и законодательные запреты.

В нашей отрасли таким же пугалом для детей сделали криптографию. Ее значение понимается и разъясняется совершенно неверно. Криптография придает легко воспроизводимым и трансформируемым информационным образованиям на стандартном и общедоступном физическом "субстрате" свойства предметов, среди которых мы живем в реальном мире. Паспорт, деньги, даже внешность и отпечатки пальцев человека можно фальсифицировать, но дорогой ценой. На этом и строится вся наша система предположений о подлинности. Криптографический мир не будет в точности похож на обычный, он будет странным, но работоспособным. В нем появится плотность, прочность вещества, способного вращать жернова экономики, в то время как нынешняя "виртуальная реальность" обтекает нас как эфир, разве только обманывая органы чувств.

Ладно. Криптография - технология хотя и древняя, но мало кем применяемая в жизни. Образ ее тесно связан со шпионами, преступниками и дипломатами. Но даже в привычных деньгах начинает видеться нечто зловещее. Любые существующие и мыслимые компьютерные реализации этого древнейшего инструмента вносят по сути очень мало нового: они всего лишь небывало удобны и эффективны да, может быть, более контролируемы. Тем не менее, профессиональным паникерам и сыщикам видятся в них смертельные опасности для человечества.

Есть, правда, и другая тенденция: мы все меньше боимся денег и все более готовы признать, что свободная купля-продажа благотворна для экологии, медицины, образования, искусства и других недорослей экономики, которых со времен Маркса стремились вывести из-под власти чистогана. Но в тени еще остаются целые хозяйственные провинции, на которые давно пора пролить свет разума. Рискну назвать три: это интеллектуальная собственность, порнография и наркотики.

Бастионы консерватизма из последних сил сопротивляются напору футуростремительных сил. Что начнется, когда рухнут древние стены предрассудков?

Следующий выпуск "Компьютерры" сдваивается, поэтому "Четыре колонки" от номера 254 появятся на сайте www.snarky.com, как это было с предыдущими за номером 252. Один читатель уже усмотрел в этом признаки графомании, но я не думаю, что дело зашло так далеко. Скорее наоборот: последние месяцы я почти ничего другого не пишу и, следовательно, по совокупности надоедаю вам меньше, чем когда бы то ни было.

А еще я хотел бы попросить вас не гнать на меня волну по поводу снижения объема и периодичности "Компьютерры" и перестать вносить предложения типа повысить отпускную цену. Редакция не имеет отношения к этим решениям, а службы издательского дома могут додуматься до всего самостоятельно. В конце концов, это их работа.

"Четыре колонки" главного редактора выходят в каждом номере "Компьютерры". Со мной можно связаться по адресу me@snarky.com или встретиться в Web Chat, который проходит дважды в неделю на www.snarky.com. Там же есть тексты старых "колонок". Письма читателей по умолчанию считаются конфиденциальными. Извините, у меня нет возможности вступать в переписку на бумаге.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.