Русские ITSP зреют для кооперации
АрхивКооперация [лат. Cooperatio сотрудничество] - 1) одна из форм организации труда, при которой много лиц совместно участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но связанных между собой процессах труда; 2) массовые коллективные объединения в области производства и обмена.
В капиталистических странах кооперация используется буржуазией для отвлечения пролетариата от классовой, политической борьбы.
Словарь иностранных слов, М.: Государственное издательство иностранных национальных словарей, 1949 год
Совместные проекты стали интересовать ITSP (Internet Telephony Service Provider - провайдер Интернет-телефонии) в России. В конце апреля новосибирская фирма RINET организовала семинар "Интернет: Call Back, компьютерная телефония - первые опыты эксплуатации и перспективы развития", где обсуждался проект российской ассоциации независимых провайдеров IP-телефонии. Инициатором такого объединения выступила московская фирма "ИнкомТел" (www.incomtel.ru). Идея привлекла внимание: готовность поработать выразили шесть действующих российских и один канадский провайдер Интернет-телефонии, один российский университет, фирмы - потенциальные ITSP из восемнадцати городов СНГ.
На днях в WWW (itsp.incomtel.ru) был опубликован первый вариант анонса организации ассоциации независимых провайдеров Интернет-телефонии. Судя по тексту, это будет некоммерческое объединение с целью кооперации усилий ITSP. Круг вопросов, которыми планирует заняться объединение, обширен.
Юридические дела. Наиболее важные для всех ITSP. Волнуют отношения с правительственными и законодательными органами, желающими поставить новую телефонию на то место, которое, по их мнению, она заслуживает. Страсти по поводу лицензирования услуг IP-телефонии разгораются и у нас, и в США. Там образец сплоченности показали лидеры фирм pulver.com, ITXC, VocalTec Communications, IDT, предупреждая в открытом письме вице-президента Гора об опасности регулирования Интернет-телефонии для лидерства США в информационной индустрии. В России наибольшим опытом лоббирования обладает фирма CompTec International (www.comptek.ru), положительно оценивающая кооперативные стремления российских ITSP.
В нашей стране уже есть опыт совместной работы нескольких ITSP, но по закрытой модели сети. Фирма Tario-Trading (www. tario.net), одна из первых компаний, занимающихся IP-телефонией в России, опробовала этот метод ведения дела. По оценкам экспертов из CompTek International и "ИнкомТел", сеть Tario отличается достаточно жесткими условиями подключения. Например, обязательным является наличие выделенного канала 64 кбит/с до московского офиса фирмы. Канал не должен быть нагружен другими задачами, что, по мнению фирмы, служит гарантией качественной связи.
Участники сети Tario получают бесплатно биллинговую программу. Однако ее использование может помешать росту сети, так как крепко связывает региональных ITSP с московским партнером. Все дело в том, что эта программа предусматривает расчеты только с Tario, и расчеты между другими участниками сети не производятся. Существенное неудобство представляет запрет обмена трафиком с другими провайдерами Интернет-телефонии.
В России, по данным CompTec International, скоро начнут или уже работают около 50 отечественных ITSP. Три фирмы расположены в Москве. Это Tario-Trading, "ИнкомТел", RGC (бывшая "AMT Линк", www.phone.ru). Основная масса ITSP - это партнеры вышеупомянутых фирм в регионах. Создаваемая российская ассоциация ITSP, согласно первому варианту ее манифеста, должна активизировать горизонтальные связи с существующими игроками на рынке. Сейчас, как считают апологеты кооперации, на расширении российского рынка IP-телефонии болезненно сказывается отсутствие банка данных ITSP, технологий денежных взаиморасчетов между ними и получения платежей с зарубежных клиентов по кредитным карточкам в режиме online.
Технические проблемы. В 1996 году среди мировых производителей средств IP-телефонии были заметны только две компании: VocalTec и Dialogic. Сейчас производителей аппаратных IP-приложений - более двадцати, а программных - более десяти (pulver.com). Вполне вероятно, что лидеры среди поставщиков средств IP-телефонии сменятся. Технический эксперт из CompTek International Алексей Амелющенко ожидает, например, что фирму Dialogic в корпоративных приложениях потеснит компания Cisco.
Эффективное взаимодействие IP-телефонных сетей на основе решений разных производителей становится все более насущной задачей. Ее можно решить коллегиально. По мнению Джеффа Пулвера (Jeff Pulver), авторитетного исследователя рынка IP-телефонии, год 1999 станет годом совместимых ITSP-шлюзов (pulver.com). Это не сильно пока затрагивает Россию, но всему свое время. "Компьютерра" (1998, #11, стр. 17) сообщала о появлении первых плат для компьютерной телефонии производства отечественной фирмы "ЭЛиПС" (www.compnet.ru/elips).
В данный момент шлюзы ITSP не связаны общей сетью. В ассоциации планируется использование единой биллинговой системы для расчетов с клиентами и для обсчета трафика между ITSP, имеющими разные технические решения своих шлюзов. Это будет содействовать интеграции IP-телефонных сетей как на основе публичного Интернета, так и по выделенным каналам.
В становлении новых ITSP важна консультативная помощь. Среди основных задач - выбор первичного Интернет-провайдера, организация выделенного канала, техническое оснащение узла, приобретение телефонных линий. Поэтому объединение ITSP предполагает заниматься обучением специалистов и проведением семинаров.
Маркетинговые вопросы. По мнению CompTek International, правильно сформировать в глазах потребителей и будущих партнеров образ новой телефонии оказалось сложно. Хотя сама фирма сделала много для распространения компьютерной телефонии в России, работы еще впереди предостаточно. В рамках ассоциации легче продолжать продвижение новой телефонии как явления.
В проекте манифеста российских ITSP с печалью упомянут вопрос отсутствия опыта общения с зарубежными рекламными носителями. Впрочем, и отечественные носители не избалованы вниманием местных провайдеров IP-телефонии. Координация рекламных кампаний там и здесь может оказаться интересным делом. Совместная закупка оборудования и софта для IP-телефонии - тоже оправданный предлог сотрудничать ITSP теснее. "Мелочь может выжить только корпоративно", - об этом уже растолковано в статье "Репортаж с большой дороги" ("Компьютерра" #19, 1998) на примере закупок компьютерного оборудования вообще.
Для потребителя важна полнота списка стран и городов, с которыми возможна связь. Стоит воспользоваться тем, что телефонные звонки из США самые дешевые, и поставить один телефонный шлюз в Америке, который будет обслуживать весь мир. Интересным вариантом выглядит совместное (несколькими российскими провайдерами IP-телефонии) приобретение и эксплуатация американского узла и аренда каналов. По мнению авторов манифеста, целесообразно единое представительство для взаимодействия с зарубежными компаниями, которых интересуют целые группы российских городов, если не вся Россия.
Оправданны ли сегодня в России тесные формы взаимодействия провайдеров IP-телефонии? Пока, похоже, популярны другие правила игры. Но времена меняются, и ITSP идут к выбору новых моделей поведения, отличных от прошлых. Рынок проверит их на прочность, расставляя все по своим, нужным для потребителя, местам.