Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Линзы, покрытия, окуляры

Архив
автор : Михаил Ваннах   01.06.1998

О качестве дисплеев различных типов и моделей в "Компьютерре" было написано очень много, а будет написано еще больше. Это полностью отражает важность, которую имеет качество графических систем отображения информации. Но в системе "монитор - оператор" очень часто встречается один элемент, качество которого оказывает очень большое влияние на удобство и производительность работы с компьютером. Этим элементом являются очки на носу человека, работающего с компьютером.

Расстройства зрения - болезнь цивилизации. Ладно еще японские студенты в толстых очках, чье зрение испорчено миллионами иероглифов. Но даже показушная делегация американских десантников, прибывающая в гости к российским коллегам, может похвастаться этим украшением через каждого второго. И в России дела обстоят соответственно. Поэтому, тратя сотни и тысячи долларов на графические карты и мониторы, есть смысл внимательно ознакомиться с тем, что многие из нас, и в том числе автор этих строк, вынуждены постоянно иметь "перед глазами", а именно - с современными типами очков и оптических приборов, обеспечивающих удобство работы с ними людей в очках.

Линзы

Продавец в фотомагазине показывает юной девушке две "мыльницы". "Эта дороже, - говорит он, - но зато и лучше, в объективе стеклянные линзы. А в более дешевой - пластмасса…" Его голос приобретает презрительный оттенок, вынуждающий покупательницу раскошеливаться на лишнюю сотню рублей.

Продавец почти наверняка прав. В фотографических объективах стеклянные линзы обеспечивают более высокое качество изображения, и, кроме того, они имеют куда большую долговечность. Правда, даже в объективах для зеркальных камер иногда используются пластмассовые элементы, но это скорее исключение, характерное для дешевых изделий, среди которых попадаются образцы просто изумительного качества.

Но вот в очках все обстоит "с точностью до наоборот". Более качественными на настоящий момент являются линзы из пластмассы, хотя недостатки, характерные для "пластмассовой" фотографической оптики, присущи и им: это меньшая твердость, из-за чего пластмассовые "стеклышки" легко царапаются, и изменения химического состава, из-за чего пластмассовая оптика менее долговечна.

Преимуществами пластмассовой оптики являются меньший вес, высокая ударопрочность, а также простота окрашивания ее в различные цвета.

Меньший вес пластмассовых линз обеспечивает меньший вес очков. Это позволяет уменьшить давление на переносицу, что благотворно сказывается на состоянии кровеносных сосудов лица. Последнее обеспечивает не только улучшение цвета кожи, особенно важное для представительниц прекрасного пола, но и снижает утомляемость глаз при работе.

Ударопрочность пластмассовых линз, а в настоящее время они, как правило, изготавливаются из акрила и поликарбоната, является основной причиной того, что в большинстве штатов США продажа привычных большинству россиян стеклянных линз попросту запрещена. Дело в том, что стекло при ударе дает множество осколков, повреждающих глаз своими острыми краями. Пластмасса колется не так легко. Стандартным для очковых линз является испытание стальным шариком диаметром 0,6 дюйма (15,24 мм - размер как у слоновьего ружья "калибр 600", из которого во времена колониальной Африки звери с хоботом истреблялись стадами), падающим с высоты 50 дюймов (1270 мм). Пластмассовая линза при этом должна остаться целой. Что будет со стеклом - можете проверить сами…

Так что при такой разнице в прочности значение того, что стекло - химически более стабильный элемент и сохраняет свои свойства столетиями, уходит на второй план! По собственному опыту могу сказать, что дробь 8-го номера на излете, способная изрядно поранить лицо, оставляет на пластмассовых линзах фирмы "Bausch & Lomb" лишь небольшие выбоинки. Свойство весьма полезное, и не только на охоте и стендовой стрельбе, но и при дорожно-транспортных происшествиях, а также при драке в ближайшей подворотне…

Особенностью пластмассовых линз (не могу сказать "достоинством" или "недостатком") является их толщина, значительно большая, чем у привычных стеклянных линз. Достоинством это назвать нельзя, поскольку многие, очень изящные, оправы очков просто не могут быть использованы для крепления таких линз. К недостаткам большую толщину пластмассы отнести тоже будет несправедливо, так как во многих типах очков, особенно в таких, в которых вы прогуливаетесь по цеху металлообработки, присматривая за рабочими, или сами занимаетесь какой-либо работой, способной отлететь вам в глаз, это не недостаток, а достоинство.

Кроме пластмассовых, в развитых странах производят очковые линзы из ударопрочного стекла, соединяющие достоинства пластмассовых и стеклянных линз. Стекло это подчас обладает ультрадисперсионными свойствами (UD), что позволяет использовать особо эффективные геометрические формы линз. Однако, поскольку эти линзы намного дороже пластмассовых, подробнее о них стоит поговорить в лучшие времена.

Покрытия

Каждый, кто видел фотоаппарат или бинокль, обращал внимание на фиолетовый (у очень старых, 1930-х - 1950-х годов), янтарный (1960-е -1970-е годы) или красноватый (современные образцы) цвет линз его объектива. Эту окраску придает оптическим стеклам так называемое "просветление" - нанесение на их поверхность тонких пленок, которые за счет интерференции световых волн "гасят" паразитные блики - ненужные отражения, возникающие на границах фазовых сред "воздух - стекло" и ухудшающие качество изображения. Через просветленный объектив проходит больше света, который раньше терялся на ненужных отражениях и рассеивался. Кроме того, выше качество получаемого изображения, поскольку уменьшается паразитная засветка, создающая ореолы вокруг источников света и ярко освещенных предметов.

Во времена черно-белой фотографии просветление оптимизировалось для синей части спектра, наиболее критичной для тогдашних фотоэмульсий. Потом, по мере распространения цветной фотографии (а с 1964 года в мире больше снимали в цвете, чем монохромно, - исключение составляли только бараки бывшего соцлагеря…) стали появляться "янтарные" объективы, более или менее объективно передающие цветовую гамму объекта. Затем они были вытеснены многослойным просветлением (международное обозначение МС [Multi Coating] понемногу исчезает с оправ объективов, поскольку иных просто не выпускается), которое обеспечивает почти идеальную цветопередачу. В современных очковых линзах используются те же технологии, которые ранее применялись только в многолинзовых оптических системах. Важнейшая из них - антирефлексное покрытие.

Антирефлексное покрытие позволяет погасить паразитные отражения, ухудшающие качество картинки, видимой сквозь очки. Это особенно важно, если вы ведете машину вечером или ночью. Но и при работе с монитором светоизлучающего типа (то есть с любым, за исключением дисплея калькулятора) это свойство не менее значимо. Ведь паразитные блики исключительно сильно утомляют глаза, "размывая" изображение и вынуждая глаз постоянно подстраиваться под искаженную картинку. Поэтому антирефлексное покрытие надо считать обязательным для очков, предназначенных для работы с компьютером, а также для любых других.

О многослойных оптических покрытиях я умолчу по соображениям их дороговизны и перейду к покрытиям защитным.

Пластмасса, как говорилось выше, материал более мягкий, чем стекло. Если вы любите класть очки линзами вниз на твердую поверхность, то они у вас долго не протянут (правда, это же произойдет и со стеклянными линзами…). Поэтому на пластмассовую оптику иногда наносят покрытие из кварцевой пленки. Ее осаждают на линзе из горячегазового потока, и линза приобретает механическую твердость, сравнимую с твердостью кварцевого стекла в приличных механических часах. Естественно, что такая операция удорожает линзы, но делает их более долговечными.

Окраска

Выше я уже говорил о том, что пластиковая оптика легко окрашивается в различные цвета. Рассмотрим вкратце, когда какая окраска применима.

Нейтрально-серая окраска подходит во всех случаях, когда нужно защитить глаза от избытка света. Легкое нейтральное затемнение может быть желательно и при работе с монитором. Однако ряд специалистов советуют для этого использовать очки с антирефлексным покрытием серо-зеленого или янтарного цвета.

Серо-зеленое покрытие, вероятно, наиболее универсально. Оно хорошо и на улице в солнечный день (оно задержит значительную часть инфракрасных лучей) и при работе с монитором. При работе с одноцветными картинками на экране (например, при наборе текстов) хороши антирефлексные очки с янтарным покрытием - такие же, как используются при охотничьей стрельбе на зорьке или управлении автомобилем в тумане. Кратность затемнения линз вы должны определить самостоятельно, исходя из общей освещенности вашего рабочего помещения и того, какую яркость экрана вы обычно устанавливаете.

Фотохромные линзы, меняющие свой цвет в зависимости от освещенности, вряд ли могут быть признаны удачными для работы на компьютере. Дело в том, что накапливающееся в них остаточное паразитное затемнение будет утомлять ваше зрение. Так что для работы с монитором можно рекомендовать антирефлексные очки с не очень сильным затемнением.

Списание с налогов

Хорошая оптика стоит дорого. Поэтому рекомендую при покупке очков получить товарный и кассовый чеки и списать их стоимость с ваших налогов - как изделий, абсолютно необходимых для вашей профессиональной деятельности и охраны труда. В товарном чеке достаточно указать "Очки для работы".

Неплохо также заставить оплатить очки, особенно с дорогим покрытием, работодателя. Он может списать их стоимость на издержки производства, как предмет, необходимый по требованиям охраны труда. Покрытие линз играет ту же роль, что и защитный фильтр монитора, который повсеместно приобретается работодателем.

Окуляры

Лет десять назад появление эйтишек и лазерных принтеров вызвало к жизни феномен настольных типографий, полностью преобразивших всю картину распространения информации на бумаге. Современный цветной принтер средней руки (пузырьковый) и недорогой сканер позволяют придать продукции настольных типографий качество, сравнимое с качеством иллюстрированных журналов советской поры. Расширение пропускной способности Сети также должно вызвать увеличение спроса на иллюстрированные материалы. При этом может возникнуть необходимость нехватки "картинок".

Архитектор, дизайнер интерьеров, модельер одежды, визажист и кто там еще сталкиваются с необходимостью запечатлевать свои работы для того, чтобы включить их в бумажный рекламный материал или разместить на своей странице в Сети. Лучше всего это делать самому. Талантливые фотографы редки, и их услуги стоят дорого, а халтурщик способен испортить вам всю радость от выполненной работы. Одна моя знакомая владелица модного ателье по этим соображениям выучилась прилично фотографировать сама, что я могу порекомендовать и многим читателям, от конструкторов до археологов.

Несмотря на победное шествие цифровых камер, традиционная пленка сегодня остается более доступным и эффективным материалом первичного получения изображений, которые затем будут переведены в цифровую форму. Да и профессиональные цифровые камеры создаются обычно на базе камер пленочных.

Поэтому, не касаясь профессиональной и очень дорогой широкопленочной фотографической техники, я порекомендовал бы читателям, нуждающимся в фотографиях, получать их с помощью традиционных 35-миллиметровых зеркалок со сменной оптикой (SLR-cameras). Поскольку я обращаюсь к читателям, носящим очки, я выделил бы несколько камер, удобных для близоруких. (Певцу моноблочных фотокамер Olympus Евгению Козловскому эти проблемы не знакомы - у него отличное зрение.)

Самым важным в фотоаппарате является удобство пользования. Фотоаппарат должен стать продолжением глаза. Поэтому видоискатель фотоаппарата должен обеспечивать возможность для человека, носящего очки, видеть весь кадр в видоискателе даже сквозь них. Это достигается специальной технологией построения окуляра, которую называют вынесением фокуса, или Long Eye Relief. Впервые эта технология появилась в оптических прицелах и в биноклях военного назначения. Их окуляры делались так, чтобы было удобно пользоваться ими в противогазе. Затем она перекочевала в некоторые фотоаппараты. Для того чтобы комфортно снимать в очках, фокус видоискателя должен быть вынесен от задней линзы окуляра не менее чем на 15, а лучше на 20 миллиметров.

Этим условиям удовлетворяют, в частности, зеркальные камеры Nikon и Pentax. У Nikon это (если не брать в расчет дорогие профессиональные Nikon F-3, Nikon F-4, Nikon F-5, Nikon F-90, каждый из которых без оптики стоит в Москве больше 1000 долларов) модели Nikon F-70, Nikon F-601, доступный по цене Nikon F-50, редкостный в наш век электроники чисто механический и очень надежный Nikon FM-2. Все они позволяют работать с ними в очках. У Pentax окуляр видоискателя с вынесенным фокусом имеют дорогая полупрофессиональная модель Pentax Z-1P и более дешевые, удивительно легкие и компактные для зеркальных камер Pentax MZ-5 и Pentax MZ-5N. У Pentax, кроме того, предусмотрена диоптрийная подстройка окуляров, избавляющая от необходимости вставлять в видоискатель корректирующую линзу. Сказать можно много, сравнение достоинств фотокамер не входит в тему данной статьи.

Отмечу в завершение, что из-за дискриминационных пошлин и налогов и фотоаппараты, и очки в России очень дороги. Как минимум вдвое дороже, чем в США, и уж не знаю, насколько дороже, чем в Сингапуре… Поэтому, собираясь на отдых в Грецию, вы поступите правильно, если назло родимым мытарям отложите покупку камеры до Афин, где она дороже, чем в США, но дешевле, чем в России…

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2023
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.