Архивы: по дате | по разделам | по авторам

С выставки на выставку

Архив
автор : ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ    20.04.1998

Тема этого номера "Компьютерры" - обзор состоявшейся в конце марта в германском городе Ганновере выставки "CeBIT '98". Сам же номер выпускается накануне московской выставки "Комтек '98" и значительная часть тиража будет распространяться на ней.

Традиционно "Комтек" вызывает раздражение у прессы. Подводя итоги увиденного, мы неизменно убеждаемся: работать на этой выставке очень трудно, поскольку на ней практически нет инфраструктуры, которая собирала бы информацию для обозрения и помогала ее обобщать. Нет ни системы регистрации новых участников и экспонатов, ни сколько-нибудь толковой службы обзоров. Даже пакеты материалов для прессы надо собирать по стендам. С другой стороны, все попытки сделать хоть что-нибудь неизменно приводят к выводу, что искать-то, собственно, и нечего. Участники все старые, значительных новинок почти не бывает, а если и бывают, то их не могут как следует представить.

Тем не менее, выставка каждый год открывается и пользуется неизменным успехом. Это факт наводит на мысль, что проблема не столько в ней самой, сколько в ожиданиях прессы, которая почему-то упорно не желает видеть компьютерную промышленность, да и всю экономику России в истинном свете.

Как минимум, "Комтек" и другие мероприятия подобного рода - это коллективная рекламная акция, посредством которой компьютерная отрасль сообщает окружающим, что она благополучно пережила зиму и, в общем, неплохо себя чувствует, даже если это и не совсем соответствует действительности. В известном смысле, "Комтек" - это некий заменитель первомайской демонстрации трудящихся, но не только: на ней идет большая коммерческая работа, которая, по большей части, остается невидимой для прессы.

На этот раз сотрудники редакции "Компьютерры" попытались заранее заполнить информационный вакуум и провели опрос среди фирм, являющихся рекламными партнерами издательского дома (на ком экспериментировать, как не на своих). Результаты публикуются в этом номере и, надеюсь, помогут читателям и посетителям выставки хотя бы отчасти сориентироваться в унылом пейзаже из проводов, коробок и фанерных стен. Не менее важно и то, что они послужат руководством для репортеров информационного агентства.

Совпадение в этом номере "CeBIT" и "Комтека", тоже может принести пользу: выставки проходят с интервалом в один месяц и существенные тенденции пока не изменяются так быстро. Остаток этой колонки будет именно о них, о тенденциях.

На "CeBIT" традиционна отдельная большая экспозиция банковских технологий. В этом году отмечено растущее внимание к платежам и другим услугам, осуществляемым дистанционно, в особенности через публичные сети связи. Вернее, следовало бы даже говорить об озабоченности банков этой новой напастью.

Во многих экономически сильных поселениях "розничная" сеть офисов заменяется автоматическими терминалами - банкоматами, и другими. Во многих местах заметную роль начинает играть "виртуальный" домашний банкинг. Персональные компьютеры, Интернет и банки вступают в резонанс: клиентами банков в городах являются едва ли не все работающие, а традиционная технология обслуживания сопряжена со многими неудобствами.

Мало того: теперь на банки начинают давить и корпоративные пользователи. Они хотят двигать свои деньги быстрее и недовольны тем, что, имея дело со многими банками, они вынуждены устанавливать много несовместимых между собою клиентских программ, терминалов и так далее.

Все эти тенденции едва ли актуальны для России, однако не будем забывать, что она развивается по модели "общества двух скоростей". Высокоскоростная часть бизнеса и населения откровенно не удовлетворена качеством банковских услуг и при первой возможности показывает местным банкам спину, а возможностей таких становится все больше. С кем останетесь, господа?

Еще одно специальное цебитовское блюдо - карточки, в особенности смарт-карточки, которые получили гораздо более широкое распространение в Европе, чем в Штатах. Впрочем, надо сказать, что фирмам-первопроходцам уже недолго осталось собирать урожай с распаханной ими целины: на этот рынок готовятся выйти сверхдержавы мирового бизнеса.

В Германии смарт-карточные системы действительно попадаются на каждом шагу. Половину их рынка составляют банки - в Ганновере на удивление мало терминалов международных "магнитных" карточных систем, таких, как VISA, но какие-то местные смарт-карты принимают почти везде. До двадцати процентов оборота карточной промышленности приходится на связь, а в последнее время все более заметен вклад в его прирост различных отраслей общественного транспорта.

Новейшие сюжеты - появление карт с 32-разрядными процессорами и 16 килобайтами памяти. В них начали использовать Java, а это означает, что появляется единый логический интерфейс для всех частных систем. Карточки стали бесконтактными (с радиодоступом), а среди их приложений появились наконец и такие, в которых акт обмена информацией, в том числе и деньгами, происходит непосредственно, без участия или с ограниченным участием третьей стороны. Для этого выпускаются двухкарточные терминалы.

Но, пожалуй, наиболее впечатляющий тренд - интеграция смарт-карточек с вездесущими телефонными системами GSM (в этом деле Штаты тоже отстали, дали Европе поэкспериментировать, а теперь быстро нагоняют). Скоро сбудется предсказание Алексея Бондарева, и карточки начнут принимать даже уличные нищие. Численность банкоматов пойдет на убыль: подгрузить себе на карточку еще немного кэша можно будет, просто вставив ее в телефон и набрав номер банка.

Например, при входе в метро не нужно будет никуда ничего совать: соответствующую сумму бесконтактно спишут с банковского счета. Это не значит, что пропадут выгодные для населения многоразовые билеты: ничто не мешает депонировать деньги в транспортной компании, распознать карточку при входе, проверить "проездной" счет, затем, если надо, обратиться в банк, и, наконец, если денег найти не удалось, остановить пассажира при выходе и потребовать деньги на бочку. Хотел бы подчеркнуть, что все это ни в малой доле не фантастика. Технологии уже существуют и применяются в промышленных масштабах. Дело за тем, чтобы проанализировать потребности, оценить эффект, собрать деньги и провести тривиальные интеграционные работы.

"CeBIT" в такой же степени компьютерная, в какой и телекоммуникационная выставка. Это, бессмысленное еще два года назад, сочетание наконец оказалось предвосхищением нынешней конвергенции всех электронных отраслей. Между прочим, "Дойче Телеком" радостно объявила, что стала крупнейшим в Европе провайдером присутствия в Интернет.

Телеком соотносится с компьютерной промышленностью, как бык с овцой, и, казалось бы, связисты должны легко побеждать одной массой. Ничуть не бывало: темпы и маневры, привычные для компьютерщиков, оказались мучительными для их новых попутчиков. Либерализация рынков услуг связи начинает расшатывать устои, а тут еще возникающие технологии…

"На "CeBIT '98" вы могли уловить, как безмолвно кричат от боли известные телефонные компании", - написал Steve Homer в одной из статей для официальной выставочной газеты. Он приводит оценки разных аналитиков, согласно которым уже к 2001 году годовой оборот рынка IP-телефонии достигнет 2 миллиардов долларов, в результате чего оборот AT&T, например, уменьшится на 350, а "Дойче Телеком" - на 137 миллионов долларов.

Желаю приятно погулять по "Комтеку" и напоминаю мой новый адрес для конфиденциальной переписки:

me@snarky.com

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.