Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Без фиты и ижицы

Архив
автор : Евгений Козловский   13.04.1998

"Дискобол", судя по всему, закончил существование на страницах "Компьютерры". Причина тому, в сущности, одна: производство мультимедийных компакт-дисков перестало быть технологической экстравагантностью, прошли времена, когда появление очередного компакта привлекало к себе почти столько же внимания, сколько появление нового процессора. Согласитесь, продолжать вести в "Компьютерре" три эти странички было бы подобно ведению раздела литературных рецензий на новые романы Марининой и Леонова на страницах журнала "Полиграфические машины и технологии". За последнее время мне довелось побывать на нескольких презентациях компактов: "Высоцкий", "Алиса", "Аквариум", "Кино"… Все это в той или иной степени интересно, во всяком случае, для тех, кого волнует предмет. А также в той или иной степени стандартно, ибо российские производители компактов взяли за обыкновение пользоваться инструментом-оболочкой "Директор" от MACROMEDIA. Это, конечно, хорошо, ибо оболочка вполне классная и не надо тратить денег на разработку собственной, которая, конечно же, непременно будет сильно глючить. Но вместе и плохо, поскольку держит в узде и не позволяет сделать, что хотелось. Например, на презентации диска "Кино" я задал вопрос, почему звук там записан в wav-формате, а не в формате MPEG, который на том же пространстве позволил бы улучшить качество звучания. ""Директор" не позволяет", - ответили мне. (В глубине души я подумал, что дело не только в "Директоре", но и в нежелании продавать в одном флаконе с картинками и документами вполне качественные фонограммы - кто тогда станет покупать звуковые компакты тех же групп и авторов?) Впрочем, нельзя не признать, что заполняется оболочка все более стильно, строго, умно и внятно, так что, как и книжная культура, культура производства мультимедийных компактов постепенно поднимается на вполне цивилизованный уровень. Что приятно, хоть и нормально. Очередь за кино.

И, тем не менее, время от времени появляются диски, про которые, подобно Великому Старцу, не могу смолчать. Давние читатели, возможно, помнят еще не "Огород" - "Колонку Козловского", где я делился мечтами о выпуске "CD-Даля" - компакта, на который был бы перенесен этот уникальный словарь, но не просто перенесен, а снабжен инструментом поиска и перекрестных ссылок, что повышает производительность работы со словарями и энциклопедиями на порядки. Среди многих писем (с предложением, например, трудовых рублей на реализацию проекта - было трогательно до слез) я получил тогда и письмо не то от фирмы ElectroTECH Multimedia, не то от "Студии Колибри", о том, что они уже такого "CD-Даля" готовят, правда, в отличие от моего проекта (я предполагал оставить старое российское написание, с ятями и твердыми знаками после согласных на конце слов, но под ними, скрытым текстом, дать и написание современное - для индекса, поиска и перекрестных ссылок), собираются привести текст к написанию современному. Поразмыслив, я решил, что, к сожалению, реформа правописания, проведенная большевиками буквально сразу по приходе их к власти, - необратима, так что у господ из ElectroTECH Multimedia и "Студии Колибри" резонов, пожалуй, побольше, чем у меня, тем более что "старорежимные" обороты и конструкции планировалось оставить в неприкосновенности, - и попросил познакомить с компакт-словарем, едва он выйдет. (Сожалею же я о старом правописании не потому, что ретроград, но потому что знаю: в этих твердых знаках, ятях, ижицах и фитах есть свой смысл, своя информация. Твердые знаки, например, символизируют тот небольшой призвук буквы "ы", без которого мы просто не умеем произнести твердый конец слова, буква фита - редуцированная греческая тета - вместо "ф" указывает на греческое происхождение слова: не так давно еще произносили "феатр" вместо "театра", - и так далее. Большинство языков, имеющих длительную традицию письменности, буквально кишит такими аппендиксами, но никто, слава Богу, кажется, не собирается заменять во французском написание той же "воды" [l'eau, читается как л'о] на "l'o". Надо полагать, большевики не верили, что и они сами, и их дети и внуки сумеют осилить столь великую премудрость как запоминание в каких случаях надо употреблять "е", а в каких - ять, в каких "и" обычное, в каких - десятеричное, - и сразу попытались уменьшить количество двоек и значение знаний дореволюционных учителей словесности. Впрочем, это так, к слову.)

Словарь Даля, кажется, еще не вышел (я его, во всяком случае, "в металле" не видел), - зато вышел на двух компактах "Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона", вернее, не весь словарь, а, составляющие едва ли не бОльшую, во всяком случае - очень заметную его часть, биографические статьи и том "Россия". Ограничение, на мой взгляд, более чем разумное, ибо читать сегодня столетней давности статьи о природе, скажем, электричества, может с пользою для себя разве что науковед или любитель курьезов, - биографии же известных и славных людей России были так мощно искажены идеологическими трудягами известного периода, что порою просто диву даешься, читая у Брокгауза и Эфрона про кого-нибудь, кто, казалось, достаточно тебе известен. Есть и еще одна милая тонкость: поскольку выход словаря в 1916 году по понятным причинам был прекращен (примерно на первой трети так называемого второго издания, называемого "Новый энциклопедический словарь", НЭС), самые свежие биографии этим самым 1916 годом и датируются, и люди, многое успевшие сделать после года 1916-го, предстают в очень интересном, странном свете. Я надеюсь, вы не будете на меня в обиде, если я позволю себе полностью привести статью, посвященную не слишком по тем временам заметной фигуре г-на Ульянова.

"Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. Родился в 1870 г.; в 1887 г. исключен из казанского университета, как родственник казненному брату-народовольцу. В 1891 г. сдал экзамен по юридическому факультету. Выступил в печати как крайний и последовательный марксист, под псевдонимом Тулин, со статьею в сборнике: "Материалы к вопросу о хозяйственном развитии России" (СПб., 1895). Вскоре после этого был арестован за участие в организации социал-демократической партии и сослан в Сибирь; потом уехал за границу, где состоял соредактором "Искры". В 1905-1907 годах жил в Петербурге. Под псевдонимом "В. Ильин" выпустил книгу: "Развитие капитализма в России" (СПб., 1899; 2-е изд., СПб., 1908), где доказывал, что капитализм в России захватывает и сельское хозяйство, и сборник: "Экономические этюды и статьи" (СПб., 1899; отчасти повторено в сборнике "За 12 лет", СПб., 1908). В 1902 г. опубликовал брошюру "Что делать", в которой уже наметились черты будущего большевизма. В 1903 г. при разделении социал-демократической партии сделался одним из наиболее видных теоретиков и борцов большевизма и вышел из редакции "Искры". В 1905-1906 годах был решительным сторонником бойкота 1-й Государственной Думы, как наиболее революционной тактики. В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную Думу в Петербурге. В этот период выпустил длинный ряд брошюр, по большей части острого полемического характера, направленных против других течений среди социал-демократов.

См. также:

Маслов Петр Павлович

Правда, и тут произведен отбор: из более чем сорока тысяч биографических статей бумажного 86-полутомника ("Брокгауз и Эфрон" издавался в основном полутомами, хотя был и особо дорогой, кажется - в коже, вариант "томов") на диске уместилось чуть больше трети, 15 тысяч, но в самой "авторитетной" энциклопедии советских времен, БСЭ, их было не намного больше: 25 тысяч. Надеюсь (и моя надежда обоснована удивительно серьезным подходом к делу, сквозящим буквально во всем), что отбор разумен, и увеличивать число статей за счет отказа от иконографического, видео- и звукового материалов - значило бы обеднить издание. Кстати говоря, иконография составляет важную часть и словаря бумажного.

Дать возможность увидеть на киноленте Шаляпина, Столыпина за несколько минут до покушения, услышать голос Льва Толстого - это не те корючки и прибамбасы, которыми авторы снабжали самый плохонький, из ранних и первых, мультимедийный диск - это, кажется, вполне в духе "БиЭ". Что же касается музыки… Диск снабжен некоторыми фрагментами, относящимися к биографиям композиторов и певцов. На мой вкус, все равно что-то понять о музыканте по одному фрагменту невозможно. Но занимают эти фрагменты на главном диске ничтожное место, в основном же перенесены на второй, добавочный. Нажимая на контекстное меню, вы можете выбрать прослушивание "Полного звукового фрагмента", и тогда вас попросят извлечь диск номер 1, вставить диск номер 2 и, когда готово, - нажать на кнопку.

Можно пользоваться вторым диском и отдельно, в качестве некоего сборника музыкальных произведений. Если отвлечься от контекста, состав его может показаться несколько странным, но все же - интересным. Более 300 мегабайтов wav-файлов, моно- и стерео, с дискретизацией 22 кГц и 44 кГц.

Неоднократно беседуя с авторами мультимедийных компактов, я пенял им на низкое качество картинок, звука, видео. Как правило, они оправдывались тем, что "у народа" компьютеры слабенькие, и нужно учитывать состояние, потребности и возможности рынка. А я им на это, как правило же, возражал, что можно, в конце концов, выпускать два варианта: для "бедных" и для "богатых". Меня как бы подслушали: на диске "Брокгауза и Эфрона" есть DOS-вариант, который должен работать и на 286-й машине (нормальный требует "Пентиума", как минимум - хай-колора и разрешения 800х600 пикселов) и предоставляет к услугам пользователя все тексты, лишая его, разумеется, звука, видео и картинок. Правда, проверить это мне не удалось: из под Windows 95 DOS-вариант не запустился (runtime error 200 at 07D3:0091), а подгружать компакт с помощью драйверов в DOS-конфигурацию было, по чести, лень.

Работать с энциклопедией очень удобно (чему способствует наличие известной всем пользователям Интернета встроенной системы поиска Яndex, хорошо понимающей русский язык со всеми его замысловатыми формами, и очень разнообразного набора фильтров) и очень приятно (чему способствуют отлично сделанное обрамление и тихие звуки "листания"). Главное меню вынесено на корешок и, по нынешней моде, - нужные пункты подсвечиваются, едва над ними пролетает мышиный курсор. Слева - двадцать закладок, из которых одна, отсылающая к тому "Россия", неизменна, прочие - делаются вами самими с помощью контекстного меню. Состояние, в котором работа была прервана, запоминается.

Крайне изящно и то, что диск не производит никаких записей в системный реестр, не добавляет никаких дэльэлок, никаких файлов своими не подменяет, но только добавляет один, где как раз и размещается информация о последнем состоянии вашей работы со словарем. Вам достаточно вставить диск в дисковод с автораспознаванием - и словарь запущен под удивительно как-то кстати приходящиеся звуки рахманиновского второго концерта.

На каждой странице (шрифт их можно менять - и по начертанию, и по размеру) сверху есть четыре пиктограммки: портрет, герб, аудио и видео. Портреты, как правило, есть везде, прочее - изредка, но система фильтров при поиске может вытащить вам их все.

Приволочь домой за очень немаленькие деньги 86 полутомов репринтного издания, найти, где их разместить в наших средних жилищных условиях, а потом, при нынешнем дефиците времени, рыться в них, увы - не снабженных перекрестными ссылками (которых в CD-варианте просто немереное количество), - дело на сегодня более чем сомнительное. Посему полагаю выпуск мультимедийного варианта словаря натурально возвращением, возрождением "Брокгауза и Эфрона" из пепла.

Единственное, что меня слегка раздражило (хоть я и не нашел даже теоретического способа занозу эту извлечь): выравнивание текстов, так сказать, "по ширине", на всю страницу, оставляет частенько между словами много пробелов, чего в приличных книжках никогда не бывает. Можно было бы, конечно, прибегнуть к выравниванию по левому полю, но тогда вышел бы эдакий "западный стиль", идущий вразрез со всей идеей проекта.

Которая обдумана до мельчайших деталей и блистательно выдержана. Начиная с коробки, гиперреалистически повторяющей книгу, так что сын мой, взяв ее в руки, был буквально ошарашен малыми весом.

Народ диск уже признал, поскольку вовсю продает-покупает на "Горбушке". А поди вручи "горбушечному" продавцу какую-нибудь дрянь, хоть даже и на комиссию. "Горбушечный" продавец подобен гоголевскому Собакевичу: ему лягушку хоть сахаром облепи - в рот он ее не возьмет!

Заходите в гости: www.online.ru/people/ekozl/. Оттуда можно послать и письмо. Или пользуйтесь служебным e-mail-адресом: ekozlovsky@cterra.com.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.