Shareware - что было, что будет…
Архив"Шаравара"
Каждый, кто покупает диски с коллекциями программ, кто посещает Интернет, кто вращается в кругу таких же пользователей, как он сам, наверняка знает, что такое shareware.
Однако, несмотря на столь широкую известность предмета, из весьма скудной русскоязычной литературы по вопросу "shareware" удается выжать только такую интерпретацию: "условно-бесплатное программное обеспечение - УБПО". По нашему мнению, это объяснение хорошо только для того, чтобы как можно сильнее запутать читателя и его язык. Во всех других отношениях оно неприемлемо.
Смысл shareware на русский язык достаточно адекватно передает перевод другого эпитета этого сорта программ - "пробное" (trial). В том смысле, что эти программы можно бесплатно попробовать, а дальше думай - купить или не купить. В тусовках же принято не искажать без нужды фонетику и не портить содержание: "шаравара".
Мы же будем оперировать оригинальным термином shareware, тем более что его происхождение и судьба, как будет пояснено ниже, весьма необычны.
Итак, shareware… Что отличает этот сорт программ? Набор замечательных свойств, которыми эти программы противопоставлены коммерчески распространяемым пакетам:
- shareware-программу можно получить бесплатно, либо по цене носителя, либо по цене трафика скачивания с сайта WWW или с BBS (Bulletin Board System);
- программу можно бесплатно испытывать и проверять (иногда - в течение оговоренного срока либо с ограничениями некоторых возможностей, например, состава функций);
- цена регистрации shareware, то есть получения прав и фактического состава на полноценную программу, как правило, не превышает 50 долларов (максимум 100 долларов);
Что привлекло массовое внимание к shareware в наши дни? Во-первых, то, что в бурно развивающемся Интернете shareware стало настоящим "товаром народного потребления". Но не только.
Shareware и способы его обитания в Сети дают основу не только для торговли и распространения, но и для экономически полезной деятельности программистов. Причем как! Выводя творцов интеллектуальной продукции вне национальных границ, вне географии, вне окружающей технологической, интеллектуальной и социальной среды… Как это может быть? Авторы этой темы попытаются не только ответить на поставленный вопрос, но и предлагают практические рекомендации - как это делать.
Начнем ab ovo…
Отцы-основатели
Задолго до того, как появились первые персональные компьютеры, профессиональные программисты, объединенные в группы по интересам и связанные через BBS, вовсю обменивались программами собственного изготовления. Такие программы назывались public domain programs - что можно с некоторой натяжкой перевести как "программы общего пользования".
Никто не задумывался о том, чьей собственностью они являются, никто не пытался продавать эти программы. Да и платить за них никто и не подумал бы: программы эти не рассматривались как коммерческий продукт. Напротив, авторы и пользователи этих программ всячески подчеркивали их противоположность коммерческим продуктам.
Как правило, среда распространения и применения таких программ была узка, а авторы не собирались обеспечивать им какую-либо поддержку и даже развитие.
Вторым важным обстоятельством было то, что в этих же кругах шел активный обмен пиратскими копиями коммерческих программ и систем. Это означает только то, что питательная среда для shareware (впрочем, термин этот появился позднее) существовала изначально.
Как гласит легенда, в 1982 году два американских программиста, Эндрю Флюгльман (Andrew Fluegleman) и Джим Кнопф (Jim Knopf), известный также как Джим "Кнопка" (Jim Button), написали прикладные программки для своих только что приобретенных IBM PC. Флюгльман написал коммуникационный пакет PC-Talk, а "Кнопка" - небольшую СУБД PC-File. С самого начала не намереваясь торговать этими продуктами, программисты просто отдали их в сети распространения самодельной и пиратской продукции. Тем самым всем желающим было позволено свободно копировать эти программы.
Однако - важный момент! - в документации, прилагаемой в виде файлов к этим программкам, содержалось пожелание: лица, заинтересованные в развитии и сопровождении этих программ, могут, проявив добрую волю, отправить небольшое денежное вознаграждение авторам.
Именно тогда Флюгльман придумал для своей программы эпитет "freeware". Но этим он не ограничился и, как показала история, совершил ошибку: зарегистрировал слово как товарный знак, привязанный к PC-Talk. После этого без санкций Флюгльмана никто не мог использовать слово "freeware" применительно к программам-изделиям. Можно, конечно размышлять о последствиях поступка Флюгльмана с точки зрения становления понятий и общественного прогресса. Но, как выяснилось, автор PC-Talk потерпел неудачу совсем по другим причинам.
Как это было типично в практике public domain software, PC-Talk распространялась вместе с исходными кодами, и вскоре Флюгльман полностью утратил контроль над своим творением: на свет появлялись все новые и новые "усовершенствованные" версии его PC-Talk, разработанные другими программистами. В конце концов Флюгльман утратил интерес к PC-Talk и перестал ее сопровождать.
А вот "Кнопка" преуспел гораздо больше: он не распространял исходных кодов, но обеспечил развитие и сопровождение программы. Таким образом ему удалось развернуть бизнес с PC-File в миллионное предприятие.
Через год после описанных событий еще один программист, Боб Уоллейс (Bob Wallace), воспользовавшись той же моделью дистрибуции, выпустил на свободу свою собственную программу - текстовый процессор PC-Write. За короткий срок и Уоллейс доказал, что shareware может быть весьма успешным бизнесом.
Конечно, в среде пользователей первых персональных компьютеров вращалось великое множество других малых программ и утилит, но получилось так, что именно эти три приложения в силу своей особой популярности сформировали представление о программах shareware как о качественных и недорогих продуктах. Именно они обозначили среду, в которой теперь обитают многие удачные программы (и гораздо больше неудачных).
Слова и смыслы
В 1984 году один из корифеев движения shareware Нельсон Форд (Nelson Ford), основавший в 1982 году систему PsL (Public software Library, www.pslweb.com), объявил на страницах некоего популярного компьютерного издания (ныне не существующего) конкурс на лучшее название для обсуждаемого способа распространения и самих программ этого вида.
Использовать "freeware" нельзя - это слово было зарегистрировано на Флюгльмана. Как альтернатива, иногда употреблялось "user supported software", но не прижилось: фраза длинная и неоднозначная. После недолгих выборов лучшим было признано слово "shareware" - именно так Уоллейс характеризовал свой редактор PC-Write. Форд спросил у Уоллейса: требует ли тот исключительных прав на это слово. Уоллейс ответил: нет, никаких прав он не изыскивает. И объяснил, что само это слово он увидел в каком-то старом компьютерном журнале, - еще из тех времен, когда ни о каких ПК никто и не думал.
Так победил термин "shareware". Через какое-то время программа PC-Talk вышла из употребления, термин "freeware", привязанный к ней как зарегистрированный товарный знак, утратил это специфическое значение и стал обозначать вид программ, за которые вообще не требуется плата.
Часто ошибочно относят freeware (а иногда даже shareware!) к программам общего пользования (public domain software). На самом деле лишь малая часть freeware относится к public domain software, а shareware - вообще не относится. Поскольку копирайт является неотъемлемой частью права автора и атрибутом любого распространяемого ПО, следует обнаружить прямое указание автора на принадлежность его программы к public domain, то есть на то, что программа отчуждена от автора и является общей собственностью. Что касается freeware, то это такие программы, за которые не нужно платить, однако копирайт к которым остается собственностью автора. Из этого следует, что автор продолжает контролировать судьбу программы - вплоть до того, что может перевести ее в статус shareware и даже коммерческого изделия.
Опыты: технологии и маркетинг
Первоначально программы freeware/shareware распространялись в группах бесплатно - передавались на дискетах или же скачивались с бесплатных BBS. Однако количество программ, которые надо было тестировать, анализировать и организовывать, росло. Одновременно увеличивались штаты привлеченных к работе профессионалов, возрастали объемы отнюдь не бесплатного трафика через BBS. Эти обстоятельства вынудили администраторов архивов и сисопов BBS начать собирать с пользователей деньги - чтобы оплачивать накладные расходы.
В начале 1982 года образовалась группа пользователей HAL-PC (Houston Area League of PC Users, www.hal-pc.org). Именно там проходила апробация методов распространения программ shareware. К слову сказать, в настоящее время HAL-PC представляет собой процветающее сообщество, объединяющее более 12 тыс. участников, - возможно, это самая большая группа по интересам в мире - со своими офисами, библиотеками, журналами, конференциями и т. п.
Примерно в то же время произошло еще одно событие, повлиявшее на становление концепции shareware. Калифорниец Ричард Питерсон (Richard Peterson), получив бесплатно копию библиотеки программ от местной группы пользователей, дал объявление в популярное компьютерное издание: он предлагал копии этой библиотеки - но по 6 долларов за дискету!
Участники группы пользователей, конечно, возмутились и характеризовали эти действия как попытку брать деньги за воздух. Другие же - те, которые не участвовали в группах по интересам и/или не могли работать с BBS, поддержали Питерсона, причем, что важно, - не только и не столько морально. Учрежденная Питерсоном компания PC-SIG (Special Interest Group) стала первым примером удачного бизнеса на массовой дистрибуции shareware.
Сам принцип того, что каждый должен платить за "бесплатные" программные средства, действует как красная тряпка на быка на вольных ветеранов-профессионалов, воспитанных в эпоху "до персональных компьютеров". Некоторые из уважаемых авторов программ, особенно из мастеров старой закалки (в том числе и сам Джим "Кнопка"), не позволяют "перепродавать" свои изделия на коммерческой основе.
Но сегодня подобное отношение является скорее исключением. На рынке shareware курсирует великое множество других программ, изготовленных менее романтично настроенными авторами, что и дает основу для процветания поставщиков shareware. Да и сами программисты тоже не бедствуют. Главное - понять простой факт: сами авторы никогда не найдут тех покупателей, которых находят и обслуживают профессионалы-поставщики.
В конце 80-х годов на рынке shareware доминировали такие крупные коллекционеры-дистрибуторы, как Public Brand Software, PsL, Software Labs и Reasonable Solutions, и другие распространители больших каталогов. Но именно в то время, как грибы после дождя, начали появляться мелкие торговцы программами - сотнями, если не тысячами. Даже не обладая профессиональными знаниями и опытом, с парой сотен долларов начального капитала, каждая из этих скороспелых компаний пытается купить (или одолжить) у кого-нибудь программы, напечатать "каталог" и начать продавать эти программы другим.
Идет этот процесс и до сих пор. Большая часть таких "продавцов shareware" оперирует на компьютерных выставках и "блошиных" рынках.
Shareware как индустрия
Варварская практика тысяч мелких поставщиков, работающих на быстрых деньгах, вполне определяется их публичными воплями: "Расхватывайте бесплатные программы!" С одной стороны, все это делается за счет авторов, пребывающих в сладостных мечтаниях о том, что кто-то все-таки купит их продукты, а продавец отдаст положенные гонорары. С другой стороны, привлеченные "бесплатным сыром" покупатели с испугом обнаруживают, что за полученный товар все-таки надо платить: для того, чтобы зарегистрировать программы.
Документация, прилагаемая к shareware, часто свидетельствует об убежденности авторов в том, что все пользователи - жулики и воры, помышляющие только о том, как бы попользоваться программой "на халяву". И авторы, конечно же, пытаются разрешить эти проблемы своими методами. Многие из них готовят для распространения версии shareware, искалеченные до такой степени, что пользователи не могут не то что испытать их, но даже понять назначение. Другая часть авторов просто теряют интерес и прекращают поддержку программ - сразу же после первого неадекватного отклика. Покупателям же в любом случае остается право платить деньги кому попало - любому, кому они поверят. Либо не платить, - что и делает большинство. К счастью, тех, кто все-таки платит, тоже немало.
С 1985 года предпринимались попытки учредить организацию профессионалов shareware, задачей которой стало бы решение проблем, описанных выше. В апреле 1987 года в Хьюстоне (Техас) состоялась конференция, на которой присутствовали ведущие деятели в области shareware. В числе участников были Уоллейс, известный продуктом PC-Write, Том Смит (Tom Smith), автор популярного коммуникационного пакета ProComm, Джим "Кнопка" с его PC-File, многочисленные компании-поставщики shareware, такие как PC-SIG и Public Brand Software, сисадмины BBS.
Именно на той конференции была учреждена организация участников промышленности shareware - неприбыльная корпорация ASP (Association of Shareware Professionals), а "Кнопка" был избран первым председателем совета. Штаб-квартира ASP находится в Мускегоне (Мичиган). За одиннадцать лет существования ASP девять раз меняла свою "конституцию" (bylaws). Совет директоров ASP заседает в онлайне непрерывно с самого начала деятельности - возможно, это мировой рекорд. По состоянию на декабрь 1997 года в ASP состоит 405 компаний. Благодаря активности участников деятельность ASP была весьма успешной и сыграла исключительную роль в развитии цивилизованной практики shareware.
Сразу же после учреждения ASP ее участники приняли нечто вроде морального кодекса. Среди его основных положений были такие обязательства: не выпускать на рынок "кастрированных" версий shareware, не оскорблять и не провоцировать пользователей (в том числе в тексте документации), обеспечить минимально необходимый уровень сопровождения продукции, гарантировать возврат денег. Логотип "ASP", помещенный на программе, должен был стать для покупателей гарантией качества и надежности. Кроме того, в спорных ситуациях и пользователь, и продавец могли обращаться к третейскому судье - выборному должностному лицу ASP.
ASP попыталась защитить бизнес shareware как промышленную деятельность: то есть, сделать так, чтобы частники, не желающие вступать в организацию и предпринимающие при этом действия, противоречащие ее интересам, не смогли бы работать эффективно (если вообще смогли бы). В одном из таких случаев ASP приостановила попытку компании PC-SIG зарегистрировать слово "shareware" как товарный знак. Известны случаи, когда ASP вносила изменения в законопроекты, прежде, чем они были приняты Конгрессом США.
ASP постоянно отслеживает и наказывает тех поставщиков, которые вводят в заблуждение клиентов, заявляя, что их программы совершенно бесплатны (free). А вообще, стать участником ASP могут только те поставщики, которые выполняют правила честного раскрытия информации о shareware и уважают права авторов.
Участники-авторы передают свои продукты в ASP, где их тестируют, проверяют на вирусы и передают на CD-ROM участникам-поставщикам для распространения. Периодически CD-ROM издаются и для широкой публики.
Среди прочих льгот и возможностей для членов ASP - обмен информацией на профессиональном форуме в системе CompuServe, предоставление бесплатных ресурсов WWW на сайте ASP (www.asp-shareware.com), бесплатная подписка на ежемесячные информационные сборники, специальные каналы пересылки программ продавцам и на BBS.
Кроме ASP известны и другие профессиональные объединения программистов и торговцев shareware. К примеру, есть такая "праздничная" организация, как Shareware Industry Awards Foundation (www.sic.com), которая занимается только тем, что ежегодно присуждает премии лучшим shareware-программам.
Vita Nova
Старые онлайновые системы, например, такие как AOL, CompuServe или Prodigy, не уделяли особого внимания распространению shareware. В 80-х годах модемы работали медленно, тарифы на онлайновый информационный сервис были высокими. Было куда проще и дешевле брать программы на дискетах или же скачивать их с локальных BBS - конечно, если таковые были в данной местности вообще.
Последовавшее в начале 90-х годов распространение высокоскоростных модемов и снижение тарифов на доступ в Internet катализировали развитие систем shareware: они стали одним из самых распространенных и популярных ресурсов Сети.
(Хотя, надо заметить, растущие объемы установочных файлов не позволяют посетителям Сети испытывать радость в полной мере: в настоящее время загружаемые модули в 5, 10 и даже 20 Мбайт - вовсе не редкость.)
И вот получилось так, что, когда бывшие продавцы shareware на дисках и платных BBS попытались обустроить свои отнюдь не бесплатные магазины в Сети, они обнаружили, что место уже занято популярными сайтами, которые без проблем торгуют теми же программами и при этом не требуют оплаты за доступ. Мало кто из ветеранов выжил…
Онлайновые продажи shareware неизбежно будут расти. Слишком привлекательна для клиентов возможность немедленной оплаты товара, получения ключа регистрации или же зарегистрированной версии - без задержек и ожидания почтового отправления. Ощутив вкус мгновенной покупки, клиент навсегда привязан к технологии - он больше никогда не захочет ждать прибытия обычной почты.
Shareware сегодня
Не касаясь вопросов современной технологии shareware для программистов, которые весьма подробно освещены в последующих статьях темы, хотим дать быстрый срез этого сектора рынка программ. Иначе совершенно непонятно: есть ли вообще смысл этим заниматься.
Скажем сразу и откровенно: не существует точных данных о рынке shareware. Есть только намеки на то, что его объемы оцениваются суммами от 500 млн. до 6 млрд. долларов в год. Проистекают эти оценки из того, что в общем объеме программ, продаваемых ежегодно, на долю shareware приходится до 5% (но не более!). Эта оценка является общепринятой (хотя аргументации нигде найти не удалось). Замечу, что в предварительном отчете IDC по итогам 1997 года объем всемирного рынка розничных продаж пакетов программных средств оценивался суммой 122 млрд. долларов.
К сожалению, пока совершенно непонятно, как можно увеличить долю shareware в общем составе рынка. Авторитет Джим "Кнопка" по этому поводу сказал в конце 80-х - начале 90-х примерно следующее:
После четырех лет участия в бизнесе shareware каждый может считать себя утвердившимся на этом рынке. Это происходит тогда, когда каждый, кто обращается к вашему складу программ, заранее знает о нем. А это означает, что теперь продажи сами по себе расти не будут! Теперь невозможно расти быстрее, нежели растет вся промышленность, то есть расширяется весь рынок.
Поэтому, если оглядеться, то можно обнаружить, что, скажем, 90% всех потребителей программ вообще не приблизятся к вашим shareware, а вы в отместку можете считать их "асоциальными элементами" (действительно, они вне вашей социальной среды). Они покупают программы в розничной продаже, либо вообще не покупают, а пользуются непонятно откуда взятыми копиями. И shareware никогда не проникнет на этот рынок, куда более обширный, нежели рынок shareware.
Прошли годы. С тех пор ситуация изменилась, однако точная статистика все так же недоступна. Исходное противопоставление shareware и коммерческих программ, которое столь рьяно проповедовали отцы-основатели, похоже, сыграло злую шутку - эта среда так и осталась недоступной для промышленных методов статистики рынков. Ясно только, что рынок shareware расширяется, поскольку посетители Internet - активные потребители этого товара.
Теперь многие дистрибьюторы shareware самостоятельно занимаются сбором данных о рынке - благо организовать сбор таких данных на сайтах WWW совсем не сложно. Вот, к примеру, некоторые цифры о shareware из накопленных на сайте компании InterCommerce, занимающейся сбором статистики о разных аспектах онлайновой торговли.
Из 1,5 тыс. опрошенных 62,2% заявили о том, что регистрировали shareware. 25% ответили, что регистрировали такие программы 3-5 раз. Главным источником программ является Internet (54,7% опрошенных), далее следуют BBS (15,6%). Только 4,5% респондентов назвали источником shareware диски. 36% опрошенных считают, что плата за регистрацию программы shareware должна составлять 10-20 долларов. 18,7% согласны регистрировать программу за 20-30 долларов. Только 0,5% готовы платить более 70 долларов.
Поразительно, но на практике 5,7% платили за регистрацию единственной программы по 60-100 долларов, а 1,7% - более чем 100 долларов. Среди мотивов покупки shareware главенствуют два: желание приобрести полнофункционального продукта (31,2%) и оказать авторам материальную поддержку (23,3%). Интересно, что 0,5% ответили так: "я продал так много копий этой программы, что уже могу позволить себе самому зарегистрированную версию". 73,5% считают, что оплата регистрации означает дальнейшее развитие и поддержку продукта.
С другой стороны, 85,1% опрошенных признались, что пользуются нерегистрированным shareware, а 27,5%, пользуясь такими программами, вообще никогда их не регистрировали. Основной причиной отказа от регистрации (как хотят представить респонденты) является высокая цена.
А вот наиболее успешные продукты shareware (или же респонденты сочли их таковыми): PKZip (26,5%), браузеры Netscape (24,5%), "Doom" (20,5%), McAfee Virus Utilities (3,5%).
Некоторое представление о рынке shareware и его участниках дают диаграммы, которые мы публикуем с любезного разрешения Джея Бьондо (Jay Biondo) - главы компании Biondo Software (www.bsoftware.com), на сайте которой ведется сбор статистики.
Заключая этот очерк, заметим, конечно: "думайте сами, решайте сами". Но: отработанные и продолжающие эволюционировать механизмы shareware обладают поразительной гибкостью - в этом залог их будущего, а может быть, и вашего.