Воспоминания о ночных прогулках по Сохо
АрхивЛет семь назад, вместе со съемочной группой картины "Как живете, караси?", я оказался в Лондоне. Это была вторая в моей жизни заграница, - при том, что совсем недавно я, хоть и никак не желая смиряться с этим философски, практически смирился, что границ нашей Социалистической Родины живым мне не переступить. Первой был Париж, совсем коротенький, так что я не то что насытиться не успел - даже в себя прийти. А тут - почти две недели, а делов только: три раза по полтора часа на "съемочной площадке". Вестминстер… Тауэр… Сент-Джеймский дворец… Я до упаду ходил, смотрел, вспоминал Диккенса, Теккерея и Свифта… Но в первый же вечер ноги сами понесли меня в Сохо. Еще бы: по тем временам, когда даже в самых вольных российских газетках не было объявлений об "эротическом массаже" и пр., "клубничные" кварталы, названия которых остались в памяти от самой ранней юности, тянули, как магнит - опилки. Но, как в Париже проститутки переместились на Сен-Дени, оставив пляс Пигаль имитационному шоу-бизнесу, так и лондонские профессионалки ушли куда-то из Сохо. Так я и не выяснил куда именно, да не слишком и стремился, ибо аромат слова "Сохо" был для меня заметно притягательнее не оказавшегося в наличии, но все равно - довольно скучного, - его "содержания". Проститутки ушли, ибо нескольких сотрудниц парочки довольно жалкого вида "ночных клубов" и язык не поворачивался назвать столь сакраментальным для советского человека словцом. Зато возник совершенно загадочный автоматический кукольный театр, в подсвеченной витрине почти совсем темной улицы демонстрирующий с восточной какой-то точки зрения, индуистской, буддистской или хрен ее знает какой, цикл человеческой жизни: от рождения и пеленок до смертного одра… Я, совершенно зачарованный, простоял возле нехитрого зрелища добрый, наверное, час.
Проститутки из Сохо ушли. Аромат слова - остался.
И даже когда оно вдруг возникло в компьютерном бизнесе в виде - полагаю не случайной, а именно к подсознанию покупателя адресованной - аббревиатуры (SOHO: Малый Офис - Домашний Офис), ассоциации с Элизой Дулитл, героями и героинями "Трехгрошового романа" и индусским вертепчиком всплывали сами собой и к SOHO притягивали.
В "Диком компьютере", первой теме номера, которую я готовил как сотрудник "Компьютерры", я написал о все более заметно наблюдаемом переносе центра тяжести компьютерных продаж с корпораций на частный дом и маленький офис, который чаще всего тоже является частным домом (см. "В офисе или дома?" г-на Милицкого в теме номера). Отсюда модное у производителей (и, соответственно, продавцов) направление - SOHO. Иной раз такая направленность понимается производителями, как совмещение в одном устройстве нескольких с потерей качества каждого. Г-н Милицкий, к слову, останавливался в своей статье на так называемом многофункциональном периферийном устройстве (MFP), совмещающем в себе функции принтера, факса, сканера и копировального аппарата, - но я вынужден был вычеркнуть эти абзацы, доводя, согласно новым правилам, тему номера до двенадцати полос. В MFP и факс посредственный, и принтер - плохонький, и сканер - кое-какой, но я вполне могу вообразить потребителя, которому все это более чем годится, ибо экономит и деньги, и, возможно, главное - место! - которого дома не хватает всегда. Однако сам таким комбайном не заинтересуюсь, ибо новых технологий там не видать, а опускаться ниже пределов некоторого уровня качества мне просто претит. Такое уж я… избалованное, капризное существо.
Другое направление - уменьшение размеров устройств. Экономия того самого места! Это мне нравилось всегда, и практически, и, как бы это сказать… эстетически, - но и тут - только без потери качества. То есть от некоторых функций я отказываться готов легко, но - от некоторых. Крайне изящному внешне, но совершенно неудовлетворительному функционально сканеру от Primax я посвятил в свое время очень ругательный "Огород" "Котекс от Клинекс, или Одонтология дареного коня" ("КТ" # 222), хоть, полагаю, и на него могут найтись любители. Я отказался даже поиграться с тоже внешне весьма привлекательным малюткой Microtek Phantom 4800 за то, что передача данных идет у него ……………….. ……………, а оптическое разрешение - всего 300 точек на дюйм. Это при том, что Microtek вообще весьма люблю, считаю их сканеры одними из лучших в соответствующем весе. При том, что 300 точек для дома более чем достаточно. При том, что, по словам Андрея Шипилова, передача данных через порт отлично организована и потому резва едва ли не так же, как через SCSI.
Но когда Microtek объявил о выпуске SOHO-линейки "серьезных" своих сканеров: она вроде бы даже не сосуществовать должна с прежней, а постепенно ее вытеснить, - любопытство мое разгорелось, и я отправился в NeuHaus, неся двумя руками ОЕМ-вариант ScanMaker E6, называемый NeuHaus 9600. Выбрался я оттуда со ScanMaker 630 под мышкой (!).
Признаюсь честно, к замене (цена у ScanMaker E6 и 630 совершенно одинаковая: 511 долларов) меня подвигло не одно любопытство, но и надежда, что в новой модели не будет одного меленького дефекта модели предыдущей. В отличие от ScanMaker E3, которым я с большим удовольствием и безо всяких претензий пользовался больше года, ScanMaker E6 дает при сканировании некоторую желтизну картинки. Бороться с ней не трудно, - как, например, в том же PhotoShop'е с помощью инструмента Color Balance (Image-Adjust-Color Balance), так и предварительно, произведя настройки ScanWizard'а. Но бороться все-таки приходится, что само по себе несколько раздражает. Помните анекдот: "И все же, доктор, как-то… неаккуратненько"?
М-да… После солидного E6, занимавшего едва ли не полную четвертушку столешницы весьма обширного письменного стола, 630-й показался милой игрушкой. Однако пробные рабочие исследования убедительно продемонстрировали, что Давид в который раз легко бьет Голиафа: светочувствительная линейка, а возможно, и процессор, стоят другие, и ни следа желтизны или какого-нибудь другого цветового фона не обнаруживается. Безо всяких настроек, по умолчанию, 630-й сканирует один в один.
Я не сидел с секундомером в руках (и, возможно, напрасно), но по ощущению 630-й работает никак не медленнее, если не чуть быстрее E6. И работает практически (сравнительно с E6) - бесшумно. Одно это уже располагает к нему донельзя.
В сканере изменилось, наверное, все. Сейчас каретка выезжает не от передней кромки, а от задней, нигде не видать шестеренок и зубчатых ремней, вместо двух лампочек на панели осталась одна, но увеличенное число ее состояний отсутствие второй вполне компенсирует. Даже, говорят, поменяли лампу. И добавили включаемый тумблером SCSI-терминатор.
Поскольку у меня планшетник всегда стоял в середине SCSI-цепочки, я никогда отсутствие терминатора не замечал и от него не страдал - некоторые же, по слухам, с ног сбивались, отыскивая эту нехитрую, но почему-то редкую деталь.
Еще из новинок стоит отметить новый SCSI-адаптер от Adaptec, прилагаемый к сканеру: простенький, едва ли не на одно устройство, но какой-то совсем новый, plug-n-play'ный, так что у юзера малоквалифицированного (а именно на таких предметы для SOHO и рассчитывают) не должно возникать абсолютно никаких проблем ни с прерываниями, ни с адресами. Щупать я этот новый адаптер не стал, ибо не захотел нарушать и без того на лезвии ножа балансирующую мою систему, но верю, что так все и должно быть. Впрочем, ID можно, как и прежде, выставлять вручную. По умолчанию стоит "шестерка" - скрытая забота о тупом юзере, к компьютеру которого может быть уже подключено несколько SCSI-устройств.
Теперь: чем же пришлось пожертвовать ради удовольствия иметь "мелкий, но по три!" Очень, на мой вкус, малым. Максимальный размер сканирования у E6 был так называемый Legal: 8,5 на 14 дюймов, или 215,9 на 355,6 мм. У 630-го же - A4, то есть 210 на 297. То есть, разумеется, слегка больше и в том, и в другом случае, так что лист шириной 210 мм входил легко и с запасом. Legal у нас, сколько я знаю, не применяется практически нигде, если же приходится сканировать оригиналы, "выходящие за рамки", очень редко совпадет так, что на E6 вошло тютелька в тютельку, а на 630-й чуть-чуть не влазит: чаще всего все равно надо сканировать кусками и потом "клеить". И второе: зачем-то убрали линейку с делениями, думаю - из соображений технологических, ибо у нового сканера стекло не вклеено, а прижато пластиковой рамкой. Впрочем, я не помню, чтобы хоть раз обращал на эту линейку внимание, разве что используя ее как метку положения снимка, ибо укладывать его прямо под обрез было нельзя из-за засветок.
Но сейчас исчезли и засветки, а некоторое неудобство перемещения "нулевого" угла из "к себе слева" на "от себя справа" (приходится, чтобы положить оригинал, вставать или хотя бы привставать с кресла, в то время как раньше можно было не тревожить глубокоуважаемый зад) в значительной мере компенсируется нормальным, а не "вверх ногами", как прежде, положением оригинала.
Тех же, кто удовлетворяется оптическим разрешением 300х600 (а не 600х1200, как у E6), ждет еще один дополнительный сюрприз: по сравнению с E3 у 330-го повысилась глубина цвета сканирования: с 24 бит до 30 (у E6 она и всегда была 30). Конечно, в компьютер картинка все равно попадает 24-битной, но возможностей как можно вернее осмыслить 30-битное изображение у процессора сканера куда больше. К "Комтеку" Microtek вроде собирается выпустить SOHO-вариант ScanMaker II, то есть довести цветовую глубину до 36 бит.
Хотя к сканированию негативов или слайдов на планшетных сканерах "бытового" класса я отношусь более чем скептически, у SOHO-линейки ScanMaker'ов, хоть пока в природе (в продаже, во всяком случае) отсутствуют, слайд-модули предусмотрены, и даже есть под них дырочки.
Вот, собственно, и все, а на закуску предлагаю историю, впрямую с новым сканером не связанную, но задевающую краем и его.
Я как-то все не могу приноровиться верно держать свой новый цифровой "Олимпус", и многие снимки оказываются перекошенными. Если перекошена традиционная фотография, ее можно, перекос компенсируя, положить на стекло сканера чуть криво: потеряется часть площади кадра, но, как правило, кадры снимаются с определенным запасом. Цифровую же фотографию при перекачке в компьютер криво не положишь. Конечно, и в PhotoShop'е, и во многих других графических процессорах существует возможность вращать картинку и на градус, и на полтора, и даже - на две десятые, но если при размере картинки мегабайтов в сорок такой поворот с последующим масштабированием вниз проходит порою просто незаметно, поворот трехмегабайтной картинки оборачивается ступенчатыми вертикалями и горизонталями.
Сделав очередной "кривой" снимок и "из принципа" пожелав его довести, я проделал следующий головоломный трюк: отпечатал его на Epson Stylus Photo, картинку с нужным перекосом отсканировал в разрешении 600 lpi и, чтобы демпфировать капельную структуру, слегка результат заблюрил (фильтр Blur). Эффект получился странным и профессионально, боюсь, неприменимым. Для быта же… Привожу рядышком сильно увеличенные фрагменты одного и того же изображения: цифрового оригинала, его же, повернутого на два градуса и отсканированного на 630-м с принтерного отпечатка. Не исключено, что размышления при взгляде на этот складень (JPEG-искажения "Олимпуса", уровень гладкости печати Stylus'ом Photo, возможности Microtek 630) принесут кому-нибудь пользу и помогут ответить на некоторые вопросы из тех, которые то и дело поступают ко мне по e-mail.
P. S. Домик на обложке позапрошлого номера вышел несколько… фиолетоватым. Но это финны, а совсем не "Олимпус" виноват. Для доказательства передаю г-ну Жижину на обложку очередные цифровые фото от "Олимпуса". Если цвет опять подкачает… уж и не знаю, что тогда говорить. Может, правда, подкачает в какую-то другую сторону, что "Олимпус" все же реабилитирует.
Заходите в гости: www.online.ru/people/ekozl/. Оттуда можно послать и письмо. Или пользуйтесь служебным e-mail-адресом: ekozlovsky@cterra.com.