Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Мир - контора

Архив
автор : ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ    09.03.1998

 

Привет!

Если вы действительно коллекционируете названия remote control, то могу предложить еще одно. У меня дома это зовется ДУРА (Дистанционное Управление Радио Аппаратурой)

Анна


Господа, вы помните Александра Милицкого по прозвищу Санчес, который любезно разрешил напечатать свой рассказ о демонстрации Фидо в "Повременном очерке нравов"? Тогда я не знал, что в портфеле у Козловского уже была его статья.

Изначально она содержала обзор, так сказать, прикладных аспектов работы на дому, а также технические рекомендации по компьютерной поддержке надомников, которую предлагалось устроить на основе дешевых и доступных технологий, используемых в Фидо.

"Чего доброго, владельцы услышат и перекроют нам Интернет", - испугались редакторы и уговорили Милицкого все переписать. Согласно новому варианту, работодателю предлагалось обеспечить доступ к Интернету из офиса по выделенной линии, а надомников подключать по телефонам через собственный модемный пул. К сему прилагалось многостраничное описание технологий Фидо, поданных как паллиативное решение. На этом этапе материал показали мне, и я написал редакционное примечание, послужившее прототипом этой колонки.

Чем у них дело кончилось, я не знаю. Козловский, вроде бы, просидел над статьей выходные и сократил ее вдвое - до шести полос. А я счел своим долгом довести до вашего сведения авторский замысел, на тот случай, если от него ничего не осталось.

С красноречивыми специалистами из Фидо может столкнуться любой российский заказчик системы корпоративной связи. Ваш начальник может завтра привести к вам одного из них. Я сам наблюдал, как в 1991 году матерый фидошник пытался сконструировать почтовую систему для крупной корпорации, приговаривая, мол, "Релком" - это каменный век, а я вам сделаю все по-современному. В свое время люди Минвуза налаживали на основе Фидо школьную сеть. Покопавшись в памяти и посмотрев вокруг, вы легко найдете примеры сами.

Соблазн дешевого решения являет не только Фидо. Есть любительские подсети Интернета, в которых все сделано на бесплатном Unix'e и PC. Энтузиасты создают их даже в масштабах небольших городов и агитируют других перенимать столь ценный опыт. Все это годится для ограниченного набора услуг и при условии избытка дешевых специалистов-компьютерщиков, однако существуют решения с другими технико-экономическими и социальными параметрами.

Технология Фидо (BBS, почта и телеконференции на основе программно-управляемой транспортировки файлов) на самом деле пришла из мира Unix. Весьма авторитетные источники утверждают, что уже в 1978 году первая сеть компьютеров, использующих систему электронной почты на базе программы UUCP, включала 80 узлов.

В 1983 году, плюс-минус два, создавалось то, что сейчас называется Интернетом. Тогда же появились предки нынешних персоналок (PC и Mac), и возникла Фидо, как любительское воплощение технологии, сходящей с профессиональной сцены. Впрочем, и после этого UUPC еще немало послужила как на Западе, так и в России, где на ней была построена почтовая сеть "Релком".

С современной точки зрения территориально-распределенная корпоративная компьютерная система должна обладать одним главным свойством: находясь в своем офисе, дома или в филиале фирмы на другом конце света, сотрудник должен видеть одну и ту же картину сети, хотя время доступа к ее ресурсам будет, конечно, разным. Со своей стороны, эксплуатационный персонал тоже хотел бы иметь возможность дистанционно разбираться с любой PC, независимо от места ее нахождения. Исключение - да и то временно - делается только для подвижных клиентов. Врач или агент по торговле недвижимостью не может пока надолго подключаться к сети из своего автомобиля на ходу, хотя положение с мобильной компьютерной связью быстро улучшается.

Понимаю, что Александр Милицкий не хочет играть на руку ненавистным коммерческим провайдерам, однако собственные модемные пулы - это решение вчерашнего дня. Уж года три, как территориально-распределенные сети стараются делать через Интернет.

В условиях мегаполисов США собственные модемные пулы плохи тем, что многие сотрудники живут в разных телефонных зонах и должны будут платить повременно, как за междугородное соединение. К тому же надомники используют Сеть гораздо больше среднего, поэтому нанимателю выгоднее скинуть их на публичных провайдеров, чем становиться провайдером самому.

Далее, поскольку надомники в большинстве случаев используют не только офисные, но и публичные ресурсы Интернета, нет смысла маршрутизировать через себя весь их трафик. Учтите также, что сегодняшние ISP дешевы. Они работают на грани прибыли или в убыток, поскольку идет первоначальный раздел рынка.

Наконец, тенденция такова, что даже малые российские корпорации становятся международными. Интернет дает им дешевую среду для связи между офисами в разных странах и со своими эмиссарами, "странствующими рыцарями", разъезжающими по всему свету.

В Москве свои заморочки: качество публичной телефонной связи здесь таково, что гарантировать сколько-нибудь устойчивую связь между любыми точками города и окрестностей невозможно. Половине сотрудников повезет, но другая вообще не сможет работать вне офиса на таких условиях. А шансов найти провайдера становится все больше.

Чтобы частные данные нельзя было перехватить и прочитать, их шифруют. Шифрованные пакеты, перемещаясь по Сети от точки к точке, создают так называемый тоннель, по которому идет почти такая же информация, как и в локальной сети. Совокупность узлов Интернета, связанных тоннелями, называется виртуальной частной сетью, или VPN.

Благодаря VPN, сотрудник, сидя на дому, видит те же серверы, принтеры и другие ресурсы, которые были бы видны ему в офисе. Так обстоит дело на уровне услуг операционной системы. Если же в корпорации применяются сетевые платформы более высокого уровня, то они, зачастую, уже имели собственные средства для создания VPN задолго до того, как появился сам этот термин. К примеру, Lotus Notes уже много лет обеспечивает репликацию документов почты удаленным клиентам. Он может делать это через Интернет и, по всей вероятности, обеспечивает адекватные возможности защиты (точно не знаю - не настолько хорошо с ним знаком).

Другой класс систем поддержки общения - так называемая WorkFlow Automation - обычно основан на сетевой услуге высокого уровня, электронной почте. В этом случае транспорт информации через Интернет тоже оформляется так, чтобы перехват ее был сопряжен с нереально большими затратами.

Провайдеры публичной связи очень хотели бы наладить компьютерные услуги высокого уровня прямо в своих сетях - примерно так же, как сейчас сдаются в аренду виртуальные серверы Web. В числе предприятий такого рода я вспоминаю, например, файловые услуги NetWare, транспорт Notes, Collabra, Exchange, предоставляемые не кем нибудь, а MCI и AT&T. Надомник, подключаясь к каналу местной коммуникационной компании, сразу выходит на привычный ему серверный протокол - примерно так же, как это происходило, когда люди звонили в офис фирмы через модем.

Логическим завершением этой тенденции может стать отказ от частных аппаратных и программных серверов и обслуживающего их персонала. Имея PC и доступ к местной публичной сети связи, люди будут входить в виртуальный офис своей фирмы из любого места и в любое время.

Поздравляю уважаемых дам и девиц со столь блистательными перспективами, а также с их праздником. Мой адрес для конфиденциальной переписки:

snarky@cterra.com

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.