Краткое введение в будущее
АрхивЯ все-таки напросился в издательский дом "Компьютерра" редактировать ежемесячник, посвященный цифровым финансам и электронной коммерции. Спасибо издателю за то, что он принял связанный с этим предпринимательский риск. В первом номере нового издания принято печатать программную статью - вот некое ее подобие.
"Компьюномика" - это про гражданскую криптографию, электронную торговлю и цифровые финансы.
Для меня история "цифровых финансов" более или менее совпадает с историей моей работы в последние семь лет. В 1992 году мой старший коллега Николай Федорович Андрейченко (не первый и не последний раз) читал свою замечательную лекцию "Деньги" в качестве введения в специальность студентов российско-американского Банк-колледжа. Пройдя за неполных два академических часа историю средств платежа от первобытного бартера до современных электронных расчетных систем, он дошел до момента "дематериализации" денежных знаков, их полной дигитализации. "Но ведь каждой электронной купюре может быть придан уникальный номер…" - цитирую я на память.
Тут Андрейченко спрятал улыбку в бороде и выдержал необходимую паузу. "…И, таким образом, весь путь каждой цифровой купюры может быть прослежен финансовым институтом", - закончил он уже без всякого выражения.
Позднее я положил проблему, отмеченную Николаем Федоровичем, в качестве одной из ключевых для исследовательской программы "Введение в финансовую аналитику". Мы с Глебом Корниловым, ныне видным деятелем украинской массовой информации (он шеф-редактор газеты "Деловая неделя", Киев), готовили такой учебный курс уже для другого международного учебного заведения. Библиография темы составляла тогда, как сейчас помню, ровно два наименования: только что вышедшую статью Дэвида Чома в Scientific American да двадцатилетней давности Summa Technologiae Станислава Лема.
Потом было участие в основанном Эриком Хьюзом и Тимоти Мэем форуме шифропанков (The Cypherpunks) - третьей волне компьютерного андеграунда (после классического искусства хака семидесятых и глобальных сетевых экспериментов восьмидесятых), обкатка ранних реализаций цифровой наличности (Magic Money, ecash, -lucre, позднее - Ricardo Айана Григга), консультирование (еще непуганых тогда) российских банков и компаний, отчеты, специальные публикации…
Субъективный повод для запуска "Компьюномики" - мое желание остановиться и попытаться набросать (для себя, прежде всего) целостную картину происходящего в сфере финансовых технологий (и в нашем понимании финансов) в конце XX века. И - соответственно - картину того, как эти изменения повлияют на хозяйство в целом. Хотя мотивировка личная и своекорыстная, я думаю, в ней есть и универсальный компонент, и даже некий гуманистический пафос.
Будущее уже наступает
Чуть больше года назад один из наших сегодняшних авторов, Роберт Хеттинга, вместе с Винсентом Кэйтом (шифропанком, уехавшим из Штатов в Британскую Вест-Индию развивать офшорную базу для американского бизнеса цифровой генерации, не слишком расположенного нести фискальное бремя "развитого капитализма") провели на Ангилье первую конференцию по финансовой криптографии (FC++ '97). Планировавшаяся "тусовка" злых и волосатых хакеров неожиданно обернулась форумом банковско-финансовой элиты мира.
Вдогонку известное американское частное исследовательское учреждение CATO Institute провело конференцию "Будущее денег в информационную эпоху", этот форум оказался тоже достаточно представительным.
И вот что интересно: если два года назад "цифровые деньги" и клиентские электронные платежи воспринимались у нас в стране как экзотика и полная заумь, то сегодня тем же самым экспертам, что тогда настойчиво рекомендовали банкирам и предпринимателям обратить внимание на новые формы финансовых инструментов, приходится сдерживать энтузиазм последних, напоминая им, что, вообще-то, технологии технологиями, но под их внедрение нужны бизнес-планы и четкое представление, что же именно финансовые институты собираются продавать своим клиентам. Клиент технологией сыт не будет.
В еще большей степени эти соображения относятся и к другим участникам процесса "дигитализации" хозяйства: телекоммуникаторам и провайдерам и, конечно, собственно "торговцам". Последняя категория очень широкая, я включаю в нее всех, кто при наличии соответствующих технологических условий сможет представлять продукты своего творчества в Сети на коммерческих условиях. В перспективе в эту категорию попадает и большинство наших авторов и читателей.
Эти соображения относятся как к финансистам, так и к другим участникам процесса "дигитализации" хозяйства: телекоммуникаторам и провайдерам и, конечно, собственно "торговцам". Последняя категория очень широкая: я включаю в нее всех, кто при наличии соответствующих технологий сможет представлять продукты своего творчества в Сети на коммерческих условиях. В перспективе в эту категорию попадает и большинство наших авторов и читателей.
Для организации эффективных (сводящих к минимуму транзакционные расходы участников) рынков нам предстоит еще многое понять в маркетинге, протоколах заключения и исполнения сделок, формах кооперации и конкуренции в новых условиях… Неплохо было бы обсудить макроэкономические последствия дигитализации бизнеса. Список тем для обсуждения открыт, и мы рассчитываем на сотрудничество читателей в определении их приоритетов.
Сетевые технологии могут стать - и становятся - очень мощным инструментом либерализации условий деятельности, и не только хозяйственной. "Компьютерра" - прямо и косвенно - постоянно обсуждает эту тему и представляет различные точки зрения. Разумеется, "Компьюномика" подхватит эту традицию.
Как ни странно, при этом я ощущаю себя в достаточно непривычной роли защитника государственных (не путать с правительственными или ведомственными!) интересов.
Внерыночное давление на участников рынков электронной коммерции может привести только к одному: бизнес будет уходить off-shore. Фирма любого масштаба, ориентированная на производство интеллектоемкого продукта (например, программного обеспечения), гораздо более мобильна в плане смены юрисдикций, чем компании, ориентированные на материальное производство. А стран, готовых предоставить свою юрисдикцию для такой фирмы, более чем достаточно.
Многие мои российские друзья и партнеры начинают работать на западный бизнес и в конце концов уезжают. Мне становится скучнее жить и работать, и я начинаю думать о предоставлении Россией привлекательных условий для электронного бизнеса, чтобы, как минимум, "утечка мозгов" перестала быть таким интенсивным и односторонним процессом, а как максимум, чтобы к нам приезжали разные интересные люди с Запада (и с других сторон света) и открывали здесь свой бизнес.
Это, кстати, очень хорошо понимают американские регуляторы и законодатели. США, вообще говоря, не относятся к числу стран с мягким налоговым климатом, но что касается электронной коммерции, штаты и федеральное правительство готовы соперничать друг с другом в предоставлении и продлении "налоговых каникул", в результате чего страна стала фактическим off-shore для зарубежных компаний, работающих на этих рынках, в том числе и российских. Хватит ли у их российских коллег здравого смысла последовать их примеру, я не знаю.
От "юризма" к "технологизму" и обратно
Сегодня сказать "компьютер", "информационные технологии" или "Internet" - значит, или не сказать ничего, или сказать все сразу. Сплав современных вычислительных и коммуникационных технологий выворачивает мир, в котором мы живем, буквально наизнанку, и не замечать этого можно лишь при очень большом желании.
Меняется все: формы человеческого общения, общественные институции - изменения идут, если можно так сказать, "вглубь" массива совокупного человеческого опыта, достигая слоя "структур повседневности" (термин известного французского историка Фернана Броделя).
Мы не можем не задавать себе вопросы:
- К чему приведет развитие компьютерных сетей как деловой и коммерческой инфраструктуры?
- Какие новые возможности и рынки открываются для компьютерных и телекоммуникационных компаний? Для банков и других финансовых институтов? Для торговых сетей? Для информационных и маркетинговых посредников?
- Что это будет значить для граждан-пользователей сетей?
- Как компьютерные и коммуникационные технологии могут быть использованы для интеграции в новое динамичное мировое хозяйство?
Многие "протоколы", традиционно являвшиеся предметом юриспруденции, - такие как заключение и совершение сделок, делегирование полномочий, обеспечение соблюдения конкретных прав, - могут быть реализованы в железе и софте. Сложности, при этом возникающие, - в основном, не технического, а гуманитарного свойства. Человек несет в себе, кроме рациональных знаний, массу конструкций другого свойства: традиций, верований, привычек. Жить, работать и, черт побери, стремиться к счастью в среде, где многие из них неприменимы, сложно.
Наверное, окончательно превратить киберпространство в "структуру повседневности" сможет лишь смена поколений. Однако и сейчас мы можем сделать немало. В частности, собрать результаты уже проведенных исследований в таких областях, как исчисление доверия, репутаций, ответственности, рисков, и рассказать о них широкой читающей публике. Без этого невозможно наметить "фронт работ" и отделить важное от неважного, актуальное от второстепенного. Для таких публикаций в "Компьюномике" предусмотрена отдельная рубрика под названием "Academia".
Роберт Хеттинга широко известен в кругах финансовых криптографов, теоретиков и практиков новых платежных систем как автор ряда очень сильных метафор: "геодезическое хозяйство", "пикоденежная митохондрия" и пр. (я подозреваю, что сам термин "финансовая криптография" тоже введен им), как теоретик и как выдающийся организатор (см. подробнее врезку со сведениями об авторе).
Несколько месяцев назад я попросил Роберта собрать свои тезисы о геодезическом хозяйстве, разбросанные по многочисленным бумажным и электронным публикациям, специально для русского читателя. После нескольких "итераций" и многочисленных пререканий мы с ним получили окончательный текст, который я перевел и представляю сегодня вашему вниманию.
В дальнейшем в этой рубрике будут печататься оригинальные тексты и римейки ранее опубликованных статей ведущих российских и зарубежных авторов, занятых теоретической и практической разработкой средств цифровых финансов, электронной торговли и гражданской криптографии.
За пионерскими разработками следует принятие идей бизнесом. Знаком такого принятия обычно является установление отраслевых и промышленных технических соглашений и стандартов. Соответственно, они и будут рассматриваться в рубрике "Стандарты". В одном из ближайших номеров мы намерены обсудить недавно принятый стандарт "Защищенные электронные транзакции" (SET), а также весьма, на мой взгляд, перспективный стандарт "Открытый торговый протокол" (OTP). При этом мы будем стремиться показать, что принятие (или непринятие) конкретного стандарта дает участникам электронных расчетов и торговли, а не фокусироваться на его технических показателях.
И, наконец, под рубрикой "Системы и прототипы" публикуются описания, результаты тестирования и критика проектов, уже запущенных в коммерческую или пилотную эксплуатацию. Сегодня мы возвращаемся к средствам "цифровой наличности", благо этому есть повод: мне в руки попала "PayCash" - первая отечественная разработка в этой области, которую я увидел собственными глазами.
Потенциальных авторов я прошу учесть, что в этой рубрике будут рассматриваться продукты: а) ориентированные на "клиентское" использование; б) уже доведенные до стадии, когда попробовать поработать с ними может любой из наших читателей.
Статьи, распределенные по трем перечисленным рубрикам, должны представить все этапы "технологизации" денежных отношений.
При этом важно не упустить необходимость обратного процесса: осмысления технологий в терминах человеческих отношений! Я надеюсь, что небольшой комментарий Андрея Акопянца "Умри тоска, читай ГК!", правильно балансирует материалы сегодняшнего выпуска.
***
Стало ли понятнее, что такое "Компьюномика"? Концепция издания находится в процессе становления, а сам я - в постоянном творческом (надеюсь) поиске, так что ваши отклики и пожелания, несомненно, пригодятся. Пишите: maksim@volga.net. Не звоните мне в редакцию, я давно живу и работаю геодезически.