Виртуальная студия звукозаписи
АрхивСейчас уже трудно переоценить роль стандартов MIDI (Musical Instruments Digital Interface) в творчестве музыкантов. На протяжении уже почти двух десятков лет многие "работники смычка и медиатора" создают свои электронные партитуры, пользуясь MIDI, и ничего лучшего в этом смысле и за это время придумано не было (хотя альтернативные стандарты и разрабатывались, ни один из них не получил массового распространения).
Первоначально работа с MIDI-партитурами велась в секвенцерах, которые выпускались как отдельные устройства или же встраивались в синтезаторы. А затем были созданы различные компьютерные программы, которые намного упростили работу с MIDI-партитурой, предоставив музыканту массу удобных инструментальных средств. В последние же годы в связи с тем повышенным спросом, которым пользуется на музыкальном рынке "живой звук", во многих MIDI-программах появилась возможность встраивания нескольких "живых" дорожек в MIDI-партитуру. Такую возможность предоставили пользователям программы Studio Vision, Logic Audio, Cakewalk Pro Audio и другие. Тогда же появилась и Cubase Audio, которая, оставаясь несомненным лидером в области MIDI-редакции, однако, не предложила ничего нового для работы с живым звуком. Приверженцы программы Cubase были в некоторой растерянности, но все же не теряли надежду, что компания Steinberg вскоре сможет предложить качественно новое решение.
|
Наконец, Steinberg выпустила продукт Cubase Score VST. Это новая версия знакомой многим музыкантам программы Cubase. Традиционно Cubase выполняет функции расширенного MIDI-редактора с широким набором возможностей. Программу всегда отличало исключительное удобство пользовательского интерфейса, и даже начинающий, не знакомый с Cubase пользователь сможет в течение нескольких минут интуитивно освоить основные приемы и сразу же приступить к работе. Опытный пользователь работает в Cubase гораздо быстрее, чем во многих других MIDI-редакторах, причем не только за счет использования различных вспомогательных функций, но и благодаря обилию "горячих" клавиш. Кстати, почти каждая клавиша здесь - "горячая", что также является характерной особенностью Cubase.
Собственно говоря, интерфейс новой версии программы в ее MIDI-части остался прежним - здесь нет почти никаких нововведений по сравнению с версиями 2.8 и Audio 3.0. Правда, есть одно новшество, касающееся логического редактора MIDI-информации - теперь все установки здесь можно назначать вручную. Ранее мы по умолчанию имели ряд установок, заранее определенных в логическом редакторе. Например, установка "удвоить темп" ("Double Tempo") была очень полезна, если композитор хотел увеличить темп пьесы, но упирался в лимит Cubase - 250 долей в минуту. В этом случае установка "Double Tempo" позволяла уменьшить вдвое все длительности, то есть превратить четверти в восьмушки, восьмушки в шестнадцатые ноты и т. д. При этом темп, как легко догадаться, становился в два раза быстрее. В нынешней версии ни этой, ни других логических установок не определено. Зато их можно определить самостоятельно. По моему мнению, разработчикам все-таки стоило бы сохранить старые логические установки (не всякий же пользователь быстренько сообразит, как их самому запрограммировать!), просто добавив возможность их редакции и создания новых.
|
Что касается интерфейса, куда-то исчезла папка "Textures", и фон основного окна аранжировки (а также List-, Edit- и Drum-редакторов) стал ослепительно белым, что, по-моему, "не есть хорошо". Впрочем, Textures можно позаимствовать из предыдущих версий Cubase, а вот фон редакторов, так же как и левой части окна аранжировки, увы, уже неисправим. Зато разработчики явно не пожалели сил при работе над оформлением окон VST, каждое из которых выполнено в виде того или иного физического устройства, причем создается полная иллюзия его "реальности". Особенно впечатляет управление виртуальными аналоговыми устройствами, осуществляемое с помощью красочно оформленных "потенциометров", "тумблеров" и т. п.
Основное нововведение этой версии - поддержка VST, что расшифровывается как Virtual Studio Technology. Программа Cubase теперь взаимодействует с аудиодрайверами не напрямую, а через специальный программный модуль - "виртуальную студию", содержащую традиционный микшерский пульт, ревербератор, блок эффектов, эквалайзер и т. п. Для чего же это сделано?
Дело в том, что в предыдущих версиях Cubase Audio (как и в большинстве других редакторов MIDI/audio) все записанные аудиодорожки были напрямую заведены на выход звуковой карты и, следовательно, воспроизводились исключительно "как есть". Если пользователь хотел обработать звук, записанный на аудиодорожку, он вынужден был вызывать внешний редактор звуковых файлов (по умолчанию предлагалось запускать WaveLab от той же фирмы Steinberg, но я бы больше рекомендовал Sound Forge от фирмы Sonic Foundry). Теперь же многие аудиопараметры доступны для обработки в реальном времени. Можно очень легко с помощью виртуальных регуляторов настроить звук (примерно таким же образом, как это обычно делается в реальной звуковой студии). Более того, программа может запомнить все ваши переключения и движения регуляторов и впоследствии точно (или отредактированные с помощью List Editor) их воспроизвести!1
|
Модули "Master" и "Monitor" внешне похожи на части микшерского пульта. Здесь можно регулировать относительную громкость, а также уровень посыла/возврата эффектов, подключение эквалайзеров и пр. Очень хорошо выполнены модули "Effects" и "Master effects". Через них подключаются различные виртуальные устройства обработки звука, каждое из которых (весьма остроумная находка разработчиков!) управляется с помощью своей виртуальной панели управления, имитирующей управление реальным rack-устройством. Так, к примеру, устроены хорус и линия задержки. На некоторых из этих "панелей" предусмотрена кнопка "edit", которая вызывает появление некоторого виртуального аналогового устройства, такого, например, как фуз или так называемый "grungelizer" (устройство для стилизации звучания под старую пластинку). Отсюда же можно подключить всякие вспомогательные алгоритмы, например, системы сжатия аудиоданных ADPCM или MPEG layer 3.
Существует еще несколько дополнительных VST-окон, позволяющих контролировать уровень входного сигнала, загруженность процессора и т. д.
|
Поскольку вся обработка происходит в реальном времени, пользователь действительно имеет перед собой виртуальную студию звукозаписи, простую в управлении и достаточно мощную по своим возможностям, а также (что, наверное, едва ли не самое главное) способную запоминать манипуляции своими устройствами!
|
Теперь о грустном. Совершенно неожиданно выяснилось, что Cubase VST предъявляет очень жесткие требования к системным ресурсам компьютера. Минимальная конфигурация компьютера - это Pentium 100 плюс 24 Мбайт ОЗУ, а рекомендованная - Pentium 166 с 32 Мбайт памяти. К тому же оказалось, что эти параметры явно занижены. Ведь что такое минимальная конфигурация? По моему мнению, минимальная конфигурация для данной программы - это та конфигурация компьютера, при которой с программой можно пусть медленно, но все же сносно работать. Так вот, на компьютере с Pentium 120 и 24 Мбайт памяти основное окно аранжировки прорисовывается в течение приблизительно 2,5 секунд (при запуске программы). Запуск любого редактора или выход из него занимает, соответственно, еще большее время - до 5-6 секунд. При этом теряется возможность совершать какие-либо операции (например, сохранение файла аранжировки на диск, редакцию громкости и т. п.) при проигрывании музыки или даже ее записи - при перерисовывании экрана музыка временно "затыкается"; кроме того, музыка прерывается даже при переходе "курсора" (song position) на другой экран, так что сведением можно заниматься разве что при проигрывании в свернутом окне. Но все это еще куда ни шло, перетерпеть можно, но только до тех пор, пока не начнешь работать с окнами VST - через некоторое время каждое окно начинает прорисовываться через 2-3 минуты, а на запуск внешнего аудиоредактора ушло около 14 минут! 2
|
На Pentium MMX 200 с 32 Мбайт памяти программа работает, практически не притормаживая. Будь я автором документации, я бы указал эту конфигурацию в качестве минимальной. Ведь лучше сразу написать все как есть, чем разочаровывать пользователя, который будет обречен уныло наблюдать тридцатисекундное прорисовывание малюсенького окошка WunderVerb. Он ведь не сможет тогда оценить прелести этой действительно чудесной программы, которую я очень рекомендую всем музыкантам, работающим с MIDI/audio-партитурами - как любителям, так и профессионалам.
|
1 Нечто подобное, но для MIDI-дорожек существует и существовало в более ранних версиях Cubase (так называемый MIDI Mixer, бывший MIDI Manager).
2 Можно, конечно, немного грешить на видеоадаптер от S3, но в системных требованиях к Cubase VST про видеоадаптер ничего не сказано… Хотя дело, конечно, не в адаптере.