Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Виртуальная студия звукозаписи

Архив
автор : Валерий Белунцов   23.02.1998

Сейчас уже трудно переоценить роль стандартов MIDI (Musical Instruments Digital Interface) в творчестве музыкантов. На протяжении уже почти двух десятков лет многие "работники смычка и медиатора" создают свои электронные партитуры, пользуясь MIDI, и ничего лучшего в этом смысле и за это время придумано не было (хотя альтернативные стандарты и разрабатывались, ни один из них не получил массового распространения).

Первоначально работа с MIDI-партитурами велась в секвенцерах, которые выпускались как отдельные устройства или же встраивались в синтезаторы. А затем были созданы различные компьютерные программы, которые намного упростили работу с MIDI-партитурой, предоставив музыканту массу удобных инструментальных средств. В последние же годы в связи с тем повышенным спросом, которым пользуется на музыкальном рынке "живой звук", во многих MIDI-программах появилась возможность встраивания нескольких "живых" дорожек в MIDI-партитуру. Такую возможность предоставили пользователям программы Studio Vision, Logic Audio, Cakewalk Pro Audio и другие. Тогда же появилась и Cubase Audio, которая, оставаясь несомненным лидером в области MIDI-редакции, однако, не предложила ничего нового для работы с живым звуком. Приверженцы программы Cubase были в некоторой растерянности, но все же не теряли надежду, что компания Steinberg вскоре сможет предложить качественно новое решение.

 

Основное окно аранжировки

В основном окне аранжировки пользователь программы Cubase может выделять некоторые партии для последующей обработки, копировать и перемещать отдельные партии и их группы, создавать "зеркальные" копии, а также применять любую функцию (например, выравнивание) к целой группе партий. Здесь также можно выбирать типы отдельных дорожек (MIDI-дорожка, аудиодорожка, дорожка микшера, дорожка синхросигнала, дорожка автоматического аккомпанемента и т. д.), давать имена дорожкам и партиям, назначать для каждой из них свой инструмент, громкость, пространственную локализацию, временную задержку и т. п. Однако это будут лишь начальные параметры. Для более гибкого редактирования (например, постепенного нарастания громкости в одной партии) необходимо воспользоваться одним из редакторов.


Наконец, Steinberg выпустила продукт Cubase Score VST. Это новая версия знакомой многим музыкантам программы Cubase. Традиционно Cubase выполняет функции расширенного MIDI-редактора с широким набором возможностей. Программу всегда отличало исключительное удобство пользовательского интерфейса, и даже начинающий, не знакомый с Cubase пользователь сможет в течение нескольких минут интуитивно освоить основные приемы и сразу же приступить к работе. Опытный пользователь работает в Cubase гораздо быстрее, чем во многих других MIDI-редакторах, причем не только за счет использования различных вспомогательных функций, но и благодаря обилию "горячих" клавиш. Кстати, почти каждая клавиша здесь - "горячая", что также является характерной особенностью Cubase.

Собственно говоря, интерфейс новой версии программы в ее MIDI-части остался прежним - здесь нет почти никаких нововведений по сравнению с версиями 2.8 и Audio 3.0. Правда, есть одно новшество, касающееся логического редактора MIDI-информации - теперь все установки здесь можно назначать вручную. Ранее мы по умолчанию имели ряд установок, заранее определенных в логическом редакторе. Например, установка "удвоить темп" ("Double Tempo") была очень полезна, если композитор хотел увеличить темп пьесы, но упирался в лимит Cubase - 250 долей в минуту. В этом случае установка "Double Tempo" позволяла уменьшить вдвое все длительности, то есть превратить четверти в восьмушки, восьмушки в шестнадцатые ноты и т. д. При этом темп, как легко догадаться, становился в два раза быстрее. В нынешней версии ни этой, ни других логических установок не определено. Зато их можно определить самостоятельно. По моему мнению, разработчикам все-таки стоило бы сохранить старые логические установки (не всякий же пользователь быстренько сообразит, как их самому запрограммировать!), просто добавив возможность их редакции и создания новых.

 

Клавишный редактор

В окне клавишного редактора (Edit, в ранних версиях - Key Editor) возможно редактирование каждого MIDI-события в отдельности.

Он представляет собой графическую развертку партии, причем по горизонтальной оси отложено время (либо в тактах и их долях, либо в SMPTE-единицах), а по вертикальной - клавиши MIDI-клавиатуры. Здесь можно, к примеру, перемещать (и копировать) отдельные ноты и их произвольные группы как "по горизонтали", во времени, так и "по вертикали", изменяя их высоту; менять их длительность и силу удара по клавише (измеряемую как скорость нажатия - velocity), создавать новые и т. д. В нижней части окна Edit возможно добавление и редакция любых других MIDI-событий. В частности, очень удобно графически прорисовывать постепенное изменение абсолютной громкости, пространственной локализации, глубины вибрато и других исполнительских нюансов.


Что касается интерфейса, куда-то исчезла папка "Textures", и фон основного окна аранжировки (а также List-, Edit- и Drum-редакторов) стал ослепительно белым, что, по-моему, "не есть хорошо". Впрочем, Textures можно позаимствовать из предыдущих версий Cubase, а вот фон редакторов, так же как и левой части окна аранжировки, увы, уже неисправим. Зато разработчики явно не пожалели сил при работе над оформлением окон VST, каждое из которых выполнено в виде того или иного физического устройства, причем создается полная иллюзия его "реальности". Особенно впечатляет управление виртуальными аналоговыми устройствами, осуществляемое с помощью красочно оформленных "потенциометров", "тумблеров" и т. п.

Основное нововведение этой версии - поддержка VST, что расшифровывается как Virtual Studio Technology. Программа Cubase теперь взаимодействует с аудиодрайверами не напрямую, а через специальный программный модуль - "виртуальную студию", содержащую традиционный микшерский пульт, ревербератор, блок эффектов, эквалайзер и т. п. Для чего же это сделано?

Дело в том, что в предыдущих версиях Cubase Audio (как и в большинстве других редакторов MIDI/audio) все записанные аудиодорожки были напрямую заведены на выход звуковой карты и, следовательно, воспроизводились исключительно "как есть". Если пользователь хотел обработать звук, записанный на аудиодорожку, он вынужден был вызывать внешний редактор звуковых файлов (по умолчанию предлагалось запускать WaveLab от той же фирмы Steinberg, но я бы больше рекомендовал Sound Forge от фирмы Sonic Foundry). Теперь же многие аудиопараметры доступны для обработки в реальном времени. Можно очень легко с помощью виртуальных регуляторов настроить звук (примерно таким же образом, как это обычно делается в реальной звуковой студии). Более того, программа может запомнить все ваши переключения и движения регуляторов и впоследствии точно (или отредактированные с помощью List Editor) их воспроизвести!1

 

Списковый редактор

Списковый редактор (List Editor, ранее называвшийся Grid Editor) позволяет осуществлять все те же операции, что и Edit, но имеет другой внешний вид и пользовательский интерфейс. Поскольку в левой его части можно видеть все MIDI-события, присутствующие в партии, в порядке временной развертки (вне зависимости от типа событий), его бывает удобно использовать для поиска ошибок, в случае, если аранжировка почему-либо воспроизводится не так, как задумано. Кроме того, в списковом редакторе присутствует одна функция, которой нет ни в одном другом редакторе: здесь можно создавать и редактировать исключительные системные MIDI-сообщения (System Exclusive Messages).


Модули "Master" и "Monitor" внешне похожи на части микшерского пульта. Здесь можно регулировать относительную громкость, а также уровень посыла/возврата эффектов, подключение эквалайзеров и пр. Очень хорошо выполнены модули "Effects" и "Master effects". Через них подключаются различные виртуальные устройства обработки звука, каждое из которых (весьма остроумная находка разработчиков!) управляется с помощью своей виртуальной панели управления, имитирующей управление реальным rack-устройством. Так, к примеру, устроены хорус и линия задержки. На некоторых из этих "панелей" предусмотрена кнопка "edit", которая вызывает появление некоторого виртуального аналогового устройства, такого, например, как фуз или так называемый "grungelizer" (устройство для стилизации звучания под старую пластинку). Отсюда же можно подключить всякие вспомогательные алгоритмы, например, системы сжатия аудиоданных ADPCM или MPEG layer 3.

Существует еще несколько дополнительных VST-окон, позволяющих контролировать уровень входного сигнала, загруженность процессора и т. д.

 

Нотный редактор

При открытии окна нотного редактора MIDI-последовательность преобразуется в нотный текст. Поскольку нотная запись весьма условна, при таком преобразовании неизбежны неточности и погрешности. Поэтому использовать нотный редактор для редакции MIDI-партитуры в большинстве случаев крайне нежелательно. Однако он бывает весьма полезен в различных специфических ситуациях, например, когда нужно быстро просмотреть и оценить содержимое партии или же редактировать несколько партий сразу (только нотный редактор позволяет открывать несколько партий одновременно). Кроме того, здесь предусмотрены различные утилиты для приведения полученного нотного текста в "божеский вид" и добавления различных чисто графических обозначений - это могут быть точки staccato, динамические оттенки, акценты, педализация и т. п. Все эти значки никак не влияют на звучание. Зато есть возможность произвести страничное форматирование нотного текста и распечатать его на принтере. (Кстати, команда "print" становится активной только при входе в нотный редактор.)


Поскольку вся обработка происходит в реальном времени, пользователь действительно имеет перед собой виртуальную студию звукозаписи, простую в управлении и достаточно мощную по своим возможностям, а также (что, наверное, едва ли не самое главное) способную запоминать манипуляции своими устройствами!

 

Барабанный редактор

Этот редактор предназначен для редактирования партий ударных инструментов. Как вы, наверное, знаете, в большинстве MIDI-инструментов (в частности, в стандартном наборе General MIDI) ударные почти всегда представлены в виде "набора" (kit), в котором каждой клавише соответствует свой тембр - например, на клавише C3 обычно находится "бочка" (bass drum), на клавише D3 - "рабочий барабан" (snare drum) и т. д. Случается, что часто используемые звуки разбросаны по клавиатуре, что затрудняет редакцию в других окнах. В барабанном редакторе предусмотрена возможность назначать каждой клавише название своего инструмента, свободно перемещать их по вертикали для удобства редакции, выравнивать звуки каждой клавиши отдельно, и вообще обращаться со звуками каждой клавиши как с отдельной дорожкой аранжировки. Конечно, с помощью барабанного редактора удобно редактировать не только партии ударных, но и любые партии, в которых каждая клавиша означает свой особый тембр. Нижняя часть окна этого редактора полностью идентична соответствующей половине клавишного редактора. Еще одной характерной особенностью барабанного редактора является возможность быстрого переназначения уже записанного "инструмента" на другую клавишу.


Теперь о грустном. Совершенно неожиданно выяснилось, что Cubase VST предъявляет очень жесткие требования к системным ресурсам компьютера. Минимальная конфигурация компьютера - это Pentium 100 плюс 24 Мбайт ОЗУ, а рекомендованная - Pentium 166 с 32 Мбайт памяти. К тому же оказалось, что эти параметры явно занижены. Ведь что такое минимальная конфигурация? По моему мнению, минимальная конфигурация для данной программы - это та конфигурация компьютера, при которой с программой можно пусть медленно, но все же сносно работать. Так вот, на компьютере с Pentium 120 и 24 Мбайт памяти основное окно аранжировки прорисовывается в течение приблизительно 2,5 секунд (при запуске программы). Запуск любого редактора или выход из него занимает, соответственно, еще большее время - до 5-6 секунд. При этом теряется возможность совершать какие-либо операции (например, сохранение файла аранжировки на диск, редакцию громкости и т. п.) при проигрывании музыки или даже ее записи - при перерисовывании экрана музыка временно "затыкается"; кроме того, музыка прерывается даже при переходе "курсора" (song position) на другой экран, так что сведением можно заниматься разве что при проигрывании в свернутом окне. Но все это еще куда ни шло, перетерпеть можно, но только до тех пор, пока не начнешь работать с окнами VST - через некоторое время каждое окно начинает прорисовываться через 2-3 минуты, а на запуск внешнего аудиоредактора ушло около 14 минут! 2

 

Логический редактор

Способ редактирования MIDI-событий в логическом редакторе в корне отличается от всего описанного выше. Здесь нет какого-либо визуального представления MIDI-событий, а редакция производится за счет построения "логических фильтров". В логическом редакторе зачастую можно двумя-тремя нажатиями мышисовершить огромное число преобразований, сохранив много рабочего времени.


На Pentium MMX 200 с 32 Мбайт памяти программа работает, практически не притормаживая. Будь я автором документации, я бы указал эту конфигурацию в качестве минимальной. Ведь лучше сразу написать все как есть, чем разочаровывать пользователя, который будет обречен уныло наблюдать тридцатисекундное прорисовывание малюсенького окошка WunderVerb. Он ведь не сможет тогда оценить прелести этой действительно чудесной программы, которую я очень рекомендую всем музыкантам, работающим с MIDI/audio-партитурами - как любителям, так и профессионалам.

 

MIDI-микшер

Это специальный редактор, из которого можно управлять различными MIDI-событиями во многих партиях сразу, используя оригинальный пользовательский интерфейс, напоминающий работу с микшерским пультом. Отдельные элементы этого пульта - ползунковые регуляторы, переключатели, ручки управления и т. п. - создаются самим пользователем, чтобы иметь перед глазами наглядную картину управления многими исполнительскими параметрами сразу. Все манипуляции этого "микшера" могут быть записаны и воспроизведены с отдельной дорожки.



1 Нечто подобное, но для MIDI-дорожек существует и существовало в более ранних версиях Cubase (так называемый MIDI Mixer, бывший MIDI Manager).

2 Можно, конечно, немного грешить на видеоадаптер от S3, но в системных требованиях к Cubase VST про видеоадаптер ничего не сказано… Хотя дело, конечно, не в адаптере.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.