Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Законы о раскрытии информации

Архив
автор : Михаил Генин   16.02.1998

Говоря о раскрытии информации и имея в виду прежде всего информацию коммерческого характера, я думаю, нелишне иметь представление о том, какими нормативными актами регулируется подобная деятельность в России. Необходимо только учесть, что под "раскрытием информации" законодатель в большинстве случаев понимает опубликование в бумажном средстве массовой информации (на что и сетует в своей статье Анатолий Левенчук). Интернет как способ публикации информации в законах не значится. И это хорошо, так как на данном этапе своего развития Интернет не является общедоступным ресурсом. Для огромного количества людей между публикацией информации в какой-нибудь местной усть-урюпинской газете и в Интернете разницы в смысле доступности нет никакой. Законодатель же, будучи традиционно очень консервативным, не торопится внести Интернет в список возможных источников получения информации.

Наибольшая открытость требуется от участников рынка ценных бумаг. Это и неудивительно, учитывая количество участников (речь идет, конечно же, об открытых акционерных обществах) и степень влияния той или иной, подчас совсем, казалось бы, незначительной, информации на ситуацию на рынке.

Основные законы, определяющие данный рынок (Закон "О рынке ценных бумаг" и Закон "Об акционерных обществах") просто пестрят словами "раскрытие" и "опубликование". Более того, существует даже специальное положение ФКЦБ "О системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг".

В Законе "О рынке ценных бумаг" четко прописано определение понятия "раскрытие информации" (статья 30):

"Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом".

Замечу, что в определении не сказано, где именно должна быть размещена информация, однако в описании каждого конкретного случая раскрытия четко указано, что информация может быть размещена только в печатном органе.

Небольшой экскурс в историю. Надо учесть, что разные части закона о рынке ценных бумаг делали разные люди. В комиссию входил и Анатолий Левенчук. Именно его вариант в итоге и лег в основу главы 7 закона (там, где и говорится о раскрытии информации), причем этот вариант включал в себя возможность размещения информации в Интернете. Но понятие "раскрытие", как я уже и говорил, встречается в законе постоянно, и во многих других частях закона это понятие трактовалось совершенно по-другому. Кроме того, закон готовился в 1994 году, когда об Интернете всерьез еще не задумывались. Анатолий Левенчук не без гордости заметил, что он-то уже тогда все понимал и его сайт начал функционировать как раз в 1994 году, но, к сожалению, ему не удалось переубедить остальных членов комиссии и в итоге главу 7 привели в соответствие с остальными частями закона, а не наоборот.

Конкретный пример: при эмиссии ценных бумаг эмитент обязан предоставить доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии, и опубликовать уведомление о порядке раскрытия информации в периодическом печатном издании с тиражом не менее 50 тысяч экземпляров.

Эмитент, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, размещающие эмиссионные ценные бумаги, обязаны обеспечить любым потенциальным владельцам возможность доступа к раскрываемой информации до приобретения ценных бумаг.

Кроме этого эмитент обязан опубликовать еще уйму различной информации, полный перечень которой указан в статье 23 Закона "О рынке ценных бумаг".

В Законе "Об акционерных обществах" четко прописан весь объем информации, который обязано раскрывать любое акционерное общество (кроме сведений об эмиссии, акционерное общество обязано полностью раскрывать свое финансовое состояние, включая бухгалтерскую отчетность). Там также четко прописано, что раскрытие это должно осуществляться в органах печати. Акционерное общество вправе дополнительно информировать акционеров через иные средства массовой информации, Несмотря на то, что в законе упомянуты телевидение и радио, я считаю, что в качестве дополнительного источника вполне может фигурировать и Интернет.

Опять же небольшое отступление в историю создания закона. Закон об акционерных обществах делали две группы, совершенно не контактирующие между собой. Одна группа (та же, что делала закон о рынке ценных бумаг) больше интересовалась акциями, другая - интересами акционеров. Доходило до абсурда - начальные версии закона предусматривали единственный вид оповещения акционеров в виде рассылки каждому отдельных брошюр по цене себестоимости.

Положение ФКЦБ "О системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг", которое появилось в 1997 году, то есть на год позже закона о рынке ценных бумаг (но задумывалось практически одновременно с ним), гораздо более демократично подходит к определению источника раскрытия - конкретный источник (газета, Интернет) просто не называется. Кроме того, положение предусматривает еще и наличие некоего "технического центра" - специализированной организации, обеспечивающей сбор, хранение и публичный доступ к раскрываемой информации. Причем Технический центр обладает достаточно большими полномочиями в сфере предоставления доступа к информации - практически все, что касается обеспечения доступа, включая регламент доступа, определяется Техническим центром. Единственное, на что Технический центр не имеет права, это отказать лицу, выявившему желание получить доступ к информации.

По признанию авторов постановления, оно оказалось практически недееспособным, и сейчас готовится новое постановление на эту тему. Стало очевидно, что идея Технического центра как некоего межведомственного образования изжила себя - вся необходимая информация легко умещается на одном компьютере. Более того, был проведен эксперимент - подготовлен перечень сведений (по предложениям российских и западных экспертов), которые было бы неплохо раскрывать для предотвращения злоупотреблений на рынке. После этого этот перечень был представлен должностным лицам с вопросом - какие из этих сведений, по их мнению, подлежат раскрытию. Выяснилось, что практически 90 процентов из перечисленной информации, по мнению чиновников, было бы неплохо доводить до сведения общественности, хотя до постановки конкретных вопросов они считали эти сведения тайными и не подлежащими оглашению.

Немного о теории. Существуют два принципа раскрытия информации, которые можно условно назвать "хочу знать" и "обязан сообщить". Как вы понимаете, принцип "обязан сообщить" гораздо сильнее дисциплинирует чиновников и руководителей компаний. Скорее всего новое постановление ФКЦБ будет исходить именно из этого принципа. Каждый будет обязан сам раскрыть необходимую информацию, и сам же будет нести ответственность за полноту и достоверность раскрываемых сведений. Этот принцип уже сейчас практически действует, но пока нормативно не закреплен.

Думается, в новом постановлении будет присутствовать и Интернет. Опять же, на практике Интернет давно уже используется в качестве источника информации - подробней об этом в статье Анатолия Левенчука.

Что же касается законодательного ограничения на доступность той или иной информации, то они определяются понятием "тайны". Тайна бывает государственной и коммерческой и определяется в соответствующих законах. Причем государственной тайной считаются только те сведения, которые указаны в законе "О государственной тайне", а коммерческой тайной могут являться любые сведения, кроме тех, что указаны в Постановлении Правительства "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".

Кроме того, для отдельных случаев могут быть установлены свои ограничения на открытость информации. Возвращаясь к ценным бумагам: в том же законе "О рынке ценных бумаг" существует такое понятие, как "Служебная информация" - любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг. Такая информация не может быть раскрыта или использована для совершения сделок.

И последнее. Надо различать раскрытие информации и рекламу. Ведь в случаях, когда раскрыватель сам устанавливает объем и содержание раскрываемой информации, он вполне может внести туда часть, содержащую скрытую рекламу. Законы "О рынке ценных бумаг" и "О рекламе" предусматривая достаточно сильные ограничения на возможность опубликования скрытой рекламы, тем не менее полностью не исключают возможности появления среди раскрываемой информации частей рекламного характера.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.