Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Компьютерная телефония надвигается

Архив
автор : ОЛЬГА ПОТЕРЯЙКО    09.02.1998

 

Компьютеры, так или иначе, сопрягаются с телефонией очень давно. Первый известный мне коммерческий модем был выпущен AT&T в 1960 году. Уместно вспомнить, что ОС Unix была создана в исследовательском центре телефонной компании AT&T в начале 70-х годов, и это далеко единственный пример чисто компьютерной новации, рожденной в отрасли связи. В следующем десятилетии компьютеры уже широко применялись в составе телефонного оборудования.

Однако, сегодня компьютерной телефонией (или, вернее, объединением компьютера и телефонии - Computer Telephony Integration, CTI) называется нечто иное. По ее историческим корням, CTI следовало бы назвать телефонией для PC, а уже из этой отправной точки - для компьютеров вообще.

Классический продукт компьютерной телефонии представляет собой набор плат, посредством которых к компьютеру можно пристроить самую настоящую телефонную станцию. Эти платы вставляются в разъемы компьютера, но взаимодействуют между собой через собственный канал, не загружая телефонными данными системную шину. В то же время компьютер полностью управляет коммутацией телефонных каналов, может узнавать о входящих вызовах, инициировать исходящие, подключаться к телефонной линии, чтобы воспроизводить или принимать речь. По возможности, аппаратура CTI занимается и распознаванием сигналов: посылок тонального набора номера, речевых команд, импульсов, которые создает в линии старинный наборный диск. Еще одна типичная для нее функция - прием и передача факсов. Более сложная модемная аппаратура, предназначенная "для посвященных", образует отдельный сегмент рынка.


Возникновение даже самой гениальной идеи не гарантирует ее воплощения в конкретный продукт. А до признания этого продукта людьми, на которых он рассчитан, как правило, проходит немало времени. В чем же дело? А в том, что часто новые технологии предлагают нам сервис, к которому мы еще психологически не готовы. Сама идея опережает спрос покупателей, тем самым торопя время. Каждый новый продукт или услуга встречает огромное и даже воинственное сопротивление потенциальных покупателей, доказывающих, что им "это" не нужно сейчас и не потребуется никогда. В нашей стране такое случалось с автомобилями, которые считались роскошью, потом с компьютерами, без которых можно было обойтись, потом с пейджерами и сотовыми телефонами. И вот, наконец, на очереди компьютерная телефония, способная координировать действия телефонных и компьютерных сетей. С помощью специальных плат компьютерной телефонии возможно управление компьютером посредством тоновых сигналов, посылаемых с телефонного аппарата через обыкновенные телефонные линии. Такое объединение компьютера и телефона позволяет во многих случаях исключить участие человека при необходимости получить информацию по телефону, да и задержку во времени, всегда возникающую в звене, где требуется помощь человека. В системах компьютерной телефонии трубку поднимает не человек, а компьютер. Множество применений таких систем возникло в разных сферах деятельности по всему миру. Существует целая индустрия производства как плат компьютерной телефонии ( аппаратной части), так и программного обеспечения и средств разработки приложений. Пик возникновения компаний, работающих в этой области, приходится на конец 1980 годов. Динамика развития компьютерной телефонии в последние несколько лет не знала ни особого всплеска, ни провалов. Например, с 1992 по 1996 год годовой оборот компании Dialogic (США), одного из лидеров в производстве плат компьютерной телефонии, увеличился более чем в три раза, каждый год непрерывно увеличиваясь примерно на 30%. Примерно в таких же пропорциях производились и затраты на новые исследования и развитие, которые готовят фундамент для будущего. Годовой оборот Centigram Communications Corporations (США), разработавшей более 20 тысяч коммуникационных систем в области компьютерной телефонии, с 1992 по 1996 год вырос более чем в два раза, причем в динамике видно одно падение в 1995 году, сразу же компенсировавшееся подъемом в 1996 году. Точные цифры по обеим компаниям даны в таблице ниже:

Год19921993199419951996
Годовой оборот ($)Dialogic6541600095613000 127235000 168652000 213604000
Траты на развитие ($)Dialogic1314000016687000216500002904500040666000
Годовой оборот ($) Centigram44652000600020007917900069374000104324000
Траты на развитие ($)Centigram64580008197000126440001479800020154000

Данные получены из официальных годовых отчетов компаний Dialogic и Centigram Communications Corporations

Не изменилась эта динамика и в 1997 году: оборот Dialogic за второй квартал 1997 года составил 63196000 долларов, а оборот Centigram за третий квартал - 27010000. Обороты за эти же временные периоды в 1996 году составили 50054000 и 26500000 долларов соответственно. Поэтому можно сделать вывод о постоянном устойчивом росте спроса на системы компьютерной телефонии в последние годы. Ведущиеся в этой области новые исследования и разработки позволяют сделать прогноз о том, что в ближайшем будущем динамика развития компьютерной телефонии сохранится.

В отличие от глобальных решений в области компьютерной телефонии, затрагивающих интересы крупных компаний, такие услуги, как системы голосовой почты, разрабатываются для предоставления частным лицам. Именно поэтому с такой публичной общедоступной системой сталкивается почти каждый американец, да и, скорее всего, именно с таких услуг начнется знакомство с компьютерной телефонией в России. Попробуем описать, на каких принципах работает голосовая почта. Такая система объединяет хостовый компьютер и абонентов на обыкновенных телефонах в единую сеть. Платы компьютерной телефонии позволяют управлять компьютером с помощью тоновых сигналов, посылаемых из телефонных аппаратов через обыкновенную телефонную сеть. Телефон доступа обычно бывает многоканальным. Абонентам выделяются голосовые почтовые ящики, содержимое которых хранится на жестком диске компьютера. В личный почтовый ящик можно попасть, тоновым набором введя дополнительный номер после соединения с системой по телефону доступа. Таким образом, арендуя такой электронный ящик, абонент становится владельцем личного автоответчика, включенного на удаленном номере телефона. Организация системы позволяет экономно использовать телефонные линии, так как реально каналов в ней меньше, чем абонентов. Такой ящик обычно защищен личным паролем, поэтому никто, кроме владельца, не сможет получить сведения, хранящиеся в нем. Для работы с системой не требуется никакого дополнительного оборудования, достаточно обыкновенного телефонного аппарата. Нет необходимости и в специальных знаниях или навыках, так как пользователя в такой системе встречает дружественное звуковое меню. Электронный оператор предлагает выбор команд, которые абонент посылает компьютеру с помощью нажатия тоновых клавиш. Кроме того, пользователю необязательно вдаваться в подробности работы системы, а человек, далекий от компьютеров, может и не догадываться, что во время отправки или приема сообщения он работает с удаленным компьютером.

Сегодня сотни компаний по всему миру предлагают услуги голосовой почты, каждая из которых часто имеет филиалы в разных городах. Например, американская компания American Voice Mail имеет офисы в более чем 70 городах США, в каждом из которых функционирует внутренняя для этого города система голосовой почты. Зачем же среднему американцу такой голосовой почтовый ящик, если с установкой дополнительных телефонных линий, да и с покупкой автоответчиков у него нет проблем? Во-первых, чтобы иметь личный номер телефона в другом городе, дабы не заставлять своих партнеров звонить по междугородной связи. Во-вторых, чтобы использовать преимущества компьютера: например, можно запрограммировать свой ящик таким образом, чтобы звонящему задавались вопросы, а он на них отвечал посредством нажатия клавиш, что позволит провести какой-нибудь социологический или маркетинговый опрос без участия в этом процессе человека. В-третьих, чтобы лучше организовать свое рабочее время, так как для делового человека примерно две трети звонков менее важны, чем то дело, от которого они его отвлекают. Подобный сервис нашел своих пользователей во всех развитых странах мира, кроме того, начинает появляться информация о развитии голосовой почты и в странах бывшего социалистического содружества.

Но будут ли пользоваться спросом услуги голосовой почты у нас в России? Такой сервис в Москве предоставляет абоненту возможность обладания виртуальным телефоном в этом городе. Основываясь на американском опыте, можно с уверенностью утверждать, что эта услуга окажется полезной жителям других городов, приезжающих в Москву и имеющих здесь знакомых и партнеров. Случается, что междугородный звонок является причиной неполучения какой-то важной информации. А если можно будет позвонить на автоответчик по московскому номеру телефона, то грань между москвичами и иногородними просто исчезнет. Такой виртуальный номер телефона может также служить личным автоответчиком и факсом, при этом играя роль дополнительного номера, разгружающего домашний или рабочий телефон. Пригодится голосовая почта и в качестве информатора. Для этого потребуется записать информацию в приветствии, проигрывающемся при входе в ящик. Например, при поиске сотрудника на работу можно записать условия работы в ящик, тогда после прослушивания этой информации звонящий либо повесит трубку, если условия ему не подходят, либо оставит свои координаты для связи. В этом случае голосовая почта сделает черновую работу по отсеканию неподходящих кандидатур. Конечно, это далеко не полный список целей, в которых можно использовать сервис голосовой почты. Дополнительный номер телефона никому не помешает, тем более в наших условиях, когда провести обыкновенную телефонную линию либо очень дорого, либо совсем невозможно. Так почему же инерция не позволяет людям открыть для себя всю прелесть использования подобного сервиса? Наверное, все мы настолько привыкли к проблемам с телефонными линиями, что в такое простое решение, как голосовая почта, просто не верится. Тем не менее, это решение есть. На примере общедоступной голосовой почты можно сделать для себя открытие о том, что компьютер и телефон могут быть едины.

Система голосовой почты V Post в Москве: стоимость аренды голосового почтового ящика 20 долларов в месяц.
Многоканальный телефон доступа (095) 705-9285.
Демонстрационные ящики: номера от 10090 до 10200, пароль 11111.
Демоящики "обнуляются" один раз в сутки в 00 ч. 00 мин.
С вопросами можно обращаться по телефонам (095) 978-5386, 978-4732.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.