Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Услуги телефонии в Москве

Архив
автор : Сергей Нестерович   09.02.1998

Из всех видов связи для нас важнейшим является телефон.

(Приписывается сами знаете кому).

Если серьезно, то все разговоры об информационных супермагистралях, переносе рабочих мест из офиса домой и прочих атрибутах высокотехнологичного западного общества у нас зачастую сводятся к банальному отсутствию телефона. Или к настолько низкому качеству телефонной связи, что ни о каком доступе к Интернету речи просто не идет. Зачем далеко ходить за примерами? Пока я пишу эти строки, мой Courier обреченно попискивает в попытке соединиться с Интернет-провайдером…

В любом случае, в нашей стране телефон еще долго будет отставаться наиважнейшим средством связи. В настоящем обзоре я намереваюсь осветить состояние московского рынка телефонии.

Сразу оговорюсь, что сотовая и транковая связь останутся за рамками статьи.

МГТС и все-все-все…

Думается, никому не надо объяснять, что такое Московская Городская Телефонная Сеть. Более 4 млн. абонентов - более чем 9/10 рынка в Москве.

Однако сфера деятельности этого гиганта ограничена услугами местной телефонной связи и административными пределами Москвы. МГТС не предоставляет услуги междугородней и международной связи. В настоящее время жителям Москвы их предоставляет АО ММТ (при участии АО "Ростелеком"). Установку телефонов с московскими номерами (5xx-xxxx) в городах Подмосковья осуществляет АО "Электросвязь".

Эти компании занимают нишу более качественных, но и более дорогих услуг. Можно сказать, что за массового потребителя никто с МГТС не борется.

Техническая база

Наиглавнейшей проблемой МГТС является отсталось технической базы. Значительная часть инфраструктуры сети создавалась много лет назад. Многие из эксплуатируемых телефонных станций устарели морально и технически. Кабельная инфраструктура МГТС также нуждается в существенной модернизации - до сих пор на многих АТС используются аналоговые соединительные линии, да и вся система маршрутизации телефонных звонков выглядит весьма причудливо. В настоящее время МГТС реализует ряд проектов, направленных на существенную модернизацию своей сети. Однако, сроки их реализации составляют несколько лет. Учитывая возникшие сложности с размещением евробондов, можно сказать, что будущее этих проектов покрытj туманом.

В этих условиях конкурирующие операторы, очевидно, имеют серьезное технологическое преимущество. В отличие от МГТС у них есть возможность строить полностью цифровые сети, используя современную технику и высоконадежные оптоволоконные каналы связи. Тем не менее и для них существуют "узкие места". Прежде всего, это "последняя миля", целиком находящаяся под контролем МГТС. Использование альтернативных технологий (оптоволокно, кабельное телевидение, различные беспроводные технологии) для доступа в телефонную сеть обходится все еще слишком дорого. Эти технологии актуальны для корпоративных пользователей, но не для частных лиц.

Другой проблемой является стыковка сети оператора с телефонной сетью МГТС. Ни для кого не секрет, что осенью 1997 года целый ряд коммерческих операторов в Москве испытывал трудности, связанные с перегрузкой имеющихся соединительных линий. Эти трудности возникли в том числе и как следствие деятельности ряда ISP, активно расширявших свои модемные пулы. Частично решить эту проблему сумела компания МТУ-Информ - в отличие от остальных операторов, сеть МТУ стыкуется с МГТС в нескольких десятках точек.

Однако даже такой подход не решает проблему до конца - большАя часть АТС, где происходит стыковка, устарела. Неофициальная, но имеющая хождение версия происходящего состоит в том, что cвободных соединительных линий на этих станциях довольно мало, а докупать оборудование к ним бессмысленно, так как эти станции подлежат замене в ближайшие несколько лет.

Следует отметить, что существует и другая версия - будто бы все проблемы с соединительными линиями не связаны с техникой и якобы были инспирированы самой МГТС.

С проблемой соединительных линий тесно сопряжена другая, не менее острая проблема - проблема телефонных номеров.

Московская Городская Телефонная Сеть является сетью общего пользования. Этот факт влечет за собой многие последствия, но для нас наиболее интересным является то, что МГТС с формальной точки зрения не является собственником телефонных номеров. То есть любая другая телефонная компания, действующая в Москве, теоретически может иметь произвольно большую номерную емкость и никому (никакому другому оператору) за них не платить. На практике же коммерческие телефонные операторы весьма ограничены в своих возможностях при получении телефонных номеров. Некоторые имеют "стотысячный индекс", а некоторые - только "десятитысячный". А некоторые - покупают телефонные номера чуть ли не поштучно у более крупных коммерческих операторов. Процедура получения номеров оператором покрыта мраком. По утверждению представителя одной из крупнейших московских коммерческих компаний, никаких официальных документов, регламентирующих эту процедуру, не существует. Догадливый читатель, еще не забывший эпоху всеобщего дефицита, может домыслить остальное сам. Мы же вернемся к этой теме в одном из ближайших номеров.

Услуги

Что же собственно нам предлагают?

Стандартный перечнь услуг местной телефонной связи включает предоставление обычных и серийных номеров, а также соединительных линий для подключения офисных АТС. Если по роду деятельности Вам приходится больше звонить, чем принимать звонки, - можно попробовать установить у себя в офисе неинкассируемый таксофон. В отличие от обычных телефонов, на него нельзя звонить. Зато дешевле обходится.

Классические услуги междугородней и международной связи (с автоматическим набором номера либо с заказом звонка через телефонистку) предоставляются не только ММТ, но и такими компаниями, как "Директнет", "Инком", и др. Если Вы используете дебетную либо кредитную телефонную карточку, у Вас появляется возможность совершать междугородние звонки с произвольного телефона.

Ряд операторов практикует маршрутизацию междугородних звонков на свои АТС. При этом у клиента сохраняется имеющийся телефонный номер МГТС, но после набора 8- происходит переключение на АТС оператора.

Тем, кого по каким-то причинам не устраивает обычная схема работы, доступен целый букет нетрадиционных решений.

Междугородняя связь с использованием call-back (обратного вызова) позволяет экономить за счет разницы в ценах на междугородние звонки в Москву и из Москвы. Как правило, наиболее полезны они для звонков в США. Технически Call-back может быть реализован по-разному (с использованием телефонистки, с автоматическим соединением).

Несмотря на то, что многие организации в Москве уже работают в режиме повременной оплаты, на текущий момент в Москве (и вообще в России) отсутствует такая услуга, как бесплатные для вызывающего абонента (toll-free) номера, аналогичные номерам -1-800- США.

В Москве существует несколько операторов, предоставляющих услуги ISDN. Cети ISDN Comstar и "МТР-Связь" соединены между собой, готовится соединение сетей Comstar и Combelga. Кроме того, услуги ISDN предлагают компании АСВТ и "Совинтел".

Другое направление деятельности телефонных компаний - бизнес, связанный с телефонами-автоматами и переговорными пунктами. Кроме МГТС здесь активно работает ММТ, а также ряд более мелких компаний. Как правило, они выбирают сферой своей деятельности какую-то конкретную узкую нишу. Так, "Инком" расставляет свои автоматы по железнодорожным вокзалам (уже стоят на Киевском, Ярославском и Курском), "ПТТ-Телепорт" - в аэропорту "Шереметьево-2".

Рассказывая об отечественном рынке телефонии, нельзя не отметить такое явление, как сеть "Искра-2". Во времена социализма она (как и целый ряд ведомственных сетей) была создана, чтобы обеспечить партийное и хозяйственное руководство страны (где-то до уровня директоров военных заводов) связью более качественной, чем доступная для обычных граждан. В настоящее время "Искра-2" пошла по пути конверсии - и если многие заводы отказались от ее услуг, то банки и другие финансовые структуры наоборот воспользовались ею с удовольствием. В настоящее время в Москве и Московской области "Искрой-2" управляет АО АСВТ.

Ценообразование

МГТС производит разделение абонентов по их юридическому статусу ("население"/"бюджетная организация"/"хозрасчетная организация"). Для организаций может действовать повременная оплата. Для частных лиц она обещается уже на протяжении многих лет, но… (см. врезку о повременной оплате в Москве) до сих все только разговорами и ограничивалось. Абонентская плата может быть увеличена в зависимости от наличия подключенной аппаратуры (модем, факс, АОН) и в целом ряде специальных случаев (например, в случае, если абонент расположен за пределами МКАД).

Одним словом, система сложная и запутаная. В таблице 1 приводятся базовые расценки. C более-менее полным прейскурантом можно познакомиться на одном из официальных сайтов МГТС. (Как большая организация, МГТС может позволить себе содержать два официальных сайта - www.mgts.ru и www.mgts.com.)

Структура цен коммерческих операторов проще, однако и здесь мы наблюдаем всякого рода шедевры бюракратического творчества, такие как "Предоставление права пользования телефоном предприятиям, образованным на базе структурных подразделений, бывших абонентами этого телефона и получившим статус юридического лица - $150". Сам факт наличия подобных перлов в прайс-листах говорит о том, что уровень конкуренции на рынке телефонных услуг в Москве достаточно низок. Многие из операторов держат свои прайс-листы в секрете. Мотивируется это индивидуальным подходом к клиенту, скидками и т. д. Странно все это… Однады меня даже за шпиона приняли, недоверчивые люди. При этом те же самые секретные прайс-листы могут рассылаться наугад в виде факсовой рассылки.

Следует ответить, что коммерческие операторы, как правило, самостоятельно предоставляют услуги междугородней и международной связи. Безусловно, такие услуги являются наиболее привлекательными для оператора. Поэтому размер абонентской платы зачастую привязан к объему трафика - чем больше денег накрутилось при междугородних переговорах, тем ниже абонентская плата. При расчете повременной оплаты конкуренты МГТС часто предлагают более точные схемы учета времени (не поминутно, а, например, "тиками" по двенадцать секунд), а также льготные (в зависимости от времени суток) тарифы. В то же время некоторые операторы уже сейчас взимают повременную оплату за местный трафик.

Что нас ждет

Чего же мы можем ожидать в ближайшем будущем? Прежде всего - активизации деятельности коммерческих операторов. Планирующееся повышение тарифов МГТС (вне зависимости от того, будет ли введена повременная оплата для частных лиц) сделает услуги других компаний намного более привлекательными. Будут быстро развиваться альтернативные технологии "последней мили" - беспроводные CDMA ("МТУ-Информ") и DECT ("Комкор") и доступ по сетям кабельного телевидения.

Местная телефонная связь дешевле не станет. А вот междугородняя - очень даже возможно. По неподтвержденным официальными лицами компаний сведениям, МГТС совместно с АО "Ростелеком" и АО "МТУ-Информ" готовят "альтернативную междугородку". Пока не понятно, как это может быть реализовано технически, но… быть может, хотя бы здесь мы увидим реальную конкурентную борьбу между гигантами-монополистами.

Справочная информация

Ниже приводится справочная информация об операторах связи.

Информация собиралась из открытых источников. Очевидно, что она может быть использована только для ориентации - при непосредственных переговорах от оператора часто могут быть получены весьма существенные скидки.

Автор заранее приносит извинения за возможные неточности.

Таблица 1.
Адреса и телефоны операторов.

КомпанияURLТелефонВладельцы
АСВТwww.asvt.ru747-3300 
"Артел"-245-0026ATS, ММТ, Телеконсалт
Сеть "Глобал Один"www.global-one.ru929-9500Центральный телеграф, Global One
"Вестколл"www.west-call.com First Technologies, частные лица
"Директнет"www.directnet.ru755-7750 
"Инком"www.incom.ru562-8587Ericsson, Ericsson-Nikola Tesla, "Ростелеком", ММТ
"Комбелга"www.cb.ru239-1149 
"Комкор"www.comcor.ru200-2538 
"Комстар"www.comstar.ru956-0000МГТС, GPT
"Макомнет"www.macomnet.ru  
МГТСwww.mgts.com  
ММТwww.mmtel.ru246-0427 
"МТР-Связь"-234-5000 
"МТУ-Информ"www.mtu.ru258-7878 
"ПТТ Телепорт" Москваwww.ptt.ru753-8282МГТС
"Ростелеком"www.rostelekom.ru  
"Совинтел"-258-7820GTS, "Ростелеком"
"Тел"www.tel.ru913-9742 
"Телмос"www.telmos.ru AT&T, МГТС
"ТелеРосс"  GTS, "Ростелеком"
Центральный Телеграф   
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.