Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Закон о телефоне

Архив
автор : Михаил Генин   09.02.1998

Намерение МГТС перейти на повременную оплату переговоров вызвало волну возмущения: "Это незаконно!" - кричали одни, "Произвол монополиста!" - не отставали другие. Произвол или нет - судить не мне, но вот насчет незаконности действий МГТС в данном случае я поспорю.

Мне не хотелось бы, чтобы меня считали защитником МГТС. Я живу в Москве, вхожу в Интернет через dial-up, и мне не безразлично как качество телефонной связи, так и то, сколько я буду за нее платить. Но разговоры о незаконности введения повременной оплаты надо прекращать, особенно учитывая, что они, во-первых, беспочвенны, а во-вторых, абсолютно праздные - никто на самом деле и не думает защищать свои права, обратившись в суд на якобы незаконные действия монополиста.

Правда, совсем уж беспочвенными обвинения в незаконности назвать нельзя. Просто все дело в том, что их время уже прошло.

С первого января этого года мы (имеющие телефон) начали жить по новым правилам. По "Правилам оказания услуг телефонной связи" (постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. #1235; вступило в силу с 1 января 1998 г.). А все упреки в незаконности повременки канули в лету вместе с предыдущими правилами - "Правилами предоставления услуг местными телефонными сетями" (постановление Правительства РФ от 24 мая 1994 г. #574; утратило силу с 1 января 1998 г.). Что же изменилось?

Прежде всего, новые правила "потолстели" более чем вдвое. И это, надо сказать, хороший признак. Все стороны сменили свои названия на более удобоваримые. Ведь правда же, "оператор связи" звучит лучше, чем "хозяйствующий субъект", а мы, ранее именовавшиеся просто "пользователями", теперь ("пользователями" оставшись) делимся на "абонентов" (тот, с кем заключен договор на оказание услуг телефонной связи с выделением абонентского номера) и "клиентов" (пользующихся таксофонами и т. п.). И, слава богу, это не единственные изменения.

Новые правила гораздо более лояльны к абонентам, применяющим для связи устройства, отличные от телефонного аппарата (то есть модем, факс и др.). Пункт 9-й Правил гласит, что "Пользователь вправе использовать предоставленное ему телефонное соединение для передачи информации любыми способами, допускаемыми нормативными правовыми актами…" Единственное требование, предъявляемое к аппаратным средствам, - наличие сертификата соответствия (без такого сертификата прибор просто не должны пропустить через границу, так что все продающиеся на территории России абонентские устройства, включая модемы, факсы и пр., сертификат имеют, а коли не имеют - то вы имеете дело с контрабандным товаром, к которому даже прицениваться не рекомендую).

Старые правила обязывали нас регистрировать все подобные устройства и запрещали самостоятельно подключать их и пользоваться незарегистрированными. Теперь же вы совершенно спокойно можете самостоятельно втыкать в телефонную розетку любое устройство (сертифицированное, само собой). А вот самостоятельно установить новую розетку вы, как и раньше, не можете, хотя надо заметить, что в нашей стране Левшей этим правилом большинство пренебрегает.

Однако все эти изменения к лучшему меркнут перед главной "бедой", из-за которой, собственно, и разгорелся сыр-бор: новые правила позволяют оператору связи вводить повременную оплату переговоров. Правила и порядок ввода повременки расписаны весьма детально, так, чтобы с нахрапу подкопаться было нельзя (в том смысле, что при должной подготовке подкопаться можно подо что угодно).

Если брать ключевые моменты, то оператор связи обязан за три месяца письменно предупредить абонентов о переходе на повременную оплату переговоров. Более того, в течение этого времени оператор обязан начать выставлять пробные счета, не требующие оплаты. Что, наверное, удобно для абонентов и, безусловно, неудобно для АО МГТС: как сказали его представители, стоимость трехмесячного выставления "бесплатных" счетов примерно равна стоимости установки или переоборудования одной телефонной станции.

По Правилам оператор связи может устанавливать тарифы самостоятельно, исходя из собственных предпосылок, однако в Москве, судя по всему, окончательные тарифы укажет не кто иной, как мэр Лужков, и, похоже, не потому, что московскому правительству принадлежит четверть акций АО МГТС, а по причинам чисто политического характера.

Говоря о новых Правилах, я сводил все к деятельности АО МГТС, хотя на самом деле они едины для всех компаний, работающих на рынке телефонных услуг (не забывайте, кстати, что МГТС тоже частная компания). Новые правила писались отнюдь не для того, чтобы облегчить жизнь телефонным монополистам, а для того, чтобы упорядочить деятельность на рынке и привести закон в соответствие с реалиями дня.

МГТС отличается от конкурентов только исторически сложившимся монопольным положением на рынке. Да, МГТС - монополист, и спорить с этим бессмысленно, как, впрочем, бессмысленно призывать к ее насильственной демонополизации. Все нынешние действия МГТС не являются нарушением антимонопольного закона. Вводя повременную оплату переговоров, МГТС всего лишь, в рамках закона, переходит с одной системы оплаты на другую. Монополизм тут совершенно ни при чем. Вот попытки МГТС, скажем, купить АСВТ или "Комстар" могли бы быть расценены как попытки полностью монополизировать рынок.

Но, слава богу, такой перспективы вроде бы не предвидится. Ходили, правда, слухи о том, что в Подмосковье АО "Электросвязь" (тамошний аналог МГТС) пытается подмять под себя всех местных альтернативных телефонных провайдеров, но достоверной информации по этому поводу у меня нет.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.