Домашняя страничка - кусочек Родины на чужбине
АрхивКомпания AimQuest, базирующаяся в Милпитас (Калифорния), занимается Интернет-роумингом, то есть организацией доступа к Интернету из разных точек земного шара через локальных провайдеров. Компания - безусловный лидер рынка. На сегодня ее услугами имеют возможность пользоваться 20 млн. корпоративных и 13 млн. dial-up пользователей, что составляет приблизительно 30% пользователей во всем мире. Особенно сильны позиции AimQuest в Юго-Восточной Азии, на исторической родине основателя компании и ее бессменного главы д-ра Хонга Чена (Dr. Hong Chen), которого называют не иначе как китайским Биллом Гейтсом.
Чтобы обеспечивать роуминг, надо заключать договоры с ISP во многих странах, что далеко не просто. Альянс провайдеров в количестве примерно двух сотен, который собрала AimQuest, называется GRIC (Global Reach Internet Connection). В развитие GRIC компания вложила около 9 млн. долларов.
Схема, по которой работает Интернет-роуминг, проста: на мобильном компьютере пользователя устанавливается программа GRIC Dial, удобство которой состоит в том, что пользователю необходимо лишь задать свое местонахождение, а dial-up соединение с ближайшим провайдером она установит автоматически. У каждого ISP, входящего в систему GRIC, в свою очередь, установлено программное обеспечение под названием AimQuest ISP. Этот продукт отсылает запрос пользователя на маршрутизатор GRIC, тот, в свою очередь, пересылает его к серверу домашнего ISP, который аутентифицирует его и отсылает сообщение обратно к локальному ISP, который и устанавливает (при положительном результате аутентификации, разумеется) связь.
Возникает естественный вопрос: а зачем локальному провайдеру нужно, чтобы к нему со стороны приходил какой-то чужой клиент и забивал его трафик? Конечно, доступ такого клиента оплачивается провайдеру компанией, занимающейся роумингом, а в конечном счете за доступ платит сам пользователь (в связи с чем подобные услуги оказываются не самыми дешевыми), но все равно провайдеры не очень охотно идут на подобные соглашения.
GRIC взаимодействует с провайдером по другой схеме - услуга за услугу. Компании, вступающей в GRIC, предоставляется набор программных продуктов под общим названием InfraWare, и, таким образом, с помощью AimQuest они могут оказывать так называемые услуги за дополнительную плату. В их число входят Интернет-телефония, рассылка факсов по Интернет и организация удаленного доступа к корпоративным интранетам. При этом Интернет-роуминг обходится клиентам дешевле, чем при использовании стандартного способа с оплатой "лишних людей". На долю AimQuest достается незначительная доля от каждой "транзакции", то есть сеанса доступа с использованием роуминга. Дополнительные услуги позволяют провайдерам выделиться из общей массы, к тому же норма прибыли в этом случае выше, чем при простом предоставлении dial-up доступа, где сейчас очень сильна конкуренция и цены постоянно падают. Особенно это актуально для мелких провайдеров, которым трудно состязаться с компаниями национального масштаба в распространении массового продукта, коим является обычный доступ.
Вроде, ничего хитрого в схеме AimQuest нет, однако работает она просто великолепно, чему подтверждением членство в GRIC двух сотен провайдеров и телекоммуникационных компаний более чем пятидесяти стран мира. Их список можете посмотреть во врезке. Российский провайдер Sovam Teleport ("Россия-Он-Лайн") появился в нем совсем недавно, и теперь мы ничем не хуже, чем Папуа - Новая Гвинея или Берег Слоновой Кости. Sovam Teleport подписала c GRIC эксклюзивное соглашение и будет единственным членом этого альянса на территории России, Украины, Казахстана и Узбекистана. Как рассказал менеджер по маркетингу Sovam Teleport Арсен Согомонян, спрос на глобальный роуминг у клиентов есть, и проект вот-вот начнет действовать. Собственно, клиенты иностранных ISP уже подключаются к Интернету через "Россия-Он-Лайн". Стоимость роуминга для российских пользователей составит ориентировочно 4-5 долларов в час плюс 8 долларов - абонентская плата в месяц. Также планируется предлагать клиентам услугу удаленного доступа к корпоративным сетям.
Сама AimQuest называет себя "Cisco на программном уровне". Под этим определением подразумевается следующее: программные продукты AimQuest позволяют многим провайдерам использовать одинаковое решение и как бы связывают их сети на уровне услуг в единое целое, так же, как это делает оборудование Cisco на уровне сетевых протоколов, связывая IP-сети с помощью маршрутизаторов.
AimQuest начинала свою работу в 1994 году как софтверное подразделение компании Aimnet Corporation. Другим подразделением Aimnet тогда являлся ISP. В октябре 1996 года произошла реорганизация, в результате которой вся компания стала называться AimQuest, а ISP-бизнес стал ее филиалом и оставил за собой имя Aimnet. Сейчас компания снова меняет свое название. Теперь она будет называться GRIC, поскольку эта марка обозначает ключевое направление ее деятельности.
У AimQuest, разумеется, есть конкуренты, и наиболее значимый из них - компания iPass. Она располагает не менее впечатляющим списком партнеров-провайдеров. До России, правда, эта компания еще не добралась. Однако из-за того, что компания работает "стандартно", цены на ее услуги оказываются выше, чем у AimQuest. К примеру, цена за роуминг за пределами США у американских партнеров iPass составляет 20 и более долларов в час.
В последнее время интерес к мобильным решениям вообще заметно вырос. Очень динамично развиваются рынки портативных, карманных компьютеров, сотовой связи. Такие компании, как AimQuest и iPass, предлагают одну из составляющих таких решений, причем важную составляющую. Их услуги необходимы практически каждому путешествующему профессионалу, а доля пользователей Интернет, которым требуется доступ во время различных поездок, составляет по разным оценкам от 4 до 7%. Интернет-роуминг может очень хорошо вписаться в корпоративные проекты. Так что двести провайдеров - это еще не предел.
|
***
Когда я предлагал Алексею Узуеву этот сюжет, я еще не знал о том, что Sovam Teleport (Russia On Line) присоединилась к GRIC. Теперь узнал и считаю нелишним предложить некоторые дополнительные сведения.
Прежде всего: аналогичную услугу в системе EUnet Traveler собирается предоставлять и Relcom (по крайней мере, такую информацию можно найти у них на сайте). Их условия пока - 13 центов в минуту плюс абонентская плата. Не вполне ясно, как будет формироваться окончательная цена у ROL, кто из них в итоге окажется дешевле, и собирается ли кто-либо еще в России играть в эти игры.
Проблема, на которой в данном случае пытаются заработать "интеграторы", состоит, собственно, в том, что пользователям бывает трудно и хлопотно перенастроить свою ОС на доступ к другому провайдеру и даже найти его (особенно, в чужой стране). Решить ее пытаются с разных концов: и так, как AimQuest, и наоборот, создавая единую глобальную сеть доступа, как это делает AOL. Разносторонние и весьма далеко идущие планы на сей счет имела и Microsoft и до сих пор от них не отказалась. Для путешествующих пользователей все это - большая морока. Мне самому не составляет труда перенастроить дайлер и параметры TCP/IP, однако в последний раз на то, чтобы обеспечить присутствие в Сети во время поездки по США, пришлось потратить в общей сложности как минимум рабочий день (хуже того - ночь). Конечно, я мог бы найти этому времени лучшее применение.
Надо сказать, и у самых дешевых в мире североамериканских провайдеров присутствия в Сети роуминг стоит отнюдь не дешево и оплачивается повременно. Что ж, в мире есть страны, где за Интернет платят и по 10 долларов в час, но ехать из России в США и платить своему российскому провайдеру сумасшедшие деньги за такую услугу может только полный "чайник". На них и рассчитано. Не случайно провайдерская реклама внушает, что цена роуминга во много раз ниже, чем международного телефонного звонка.
Соотечественникам советую по прибытии записываться у американских провайдеров и платить по 20 долларов в месяц за неограниченный доступ. Но до чего же странная ситуация сложилась в мировой системе связи! Интересно, какие еще деловые возможности обнаружат в ней предприимчивые люди?
- Snarky