Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Круговая панорама с вершины Олимпа

Архив
автор : Евгений Козловский   19.01.1998

Предчувствую раздражение тех, кто не собирается заниматься цифровой фотографией (понимаю, что таких среди читателей много), - вместе с тем не могу отказать себе в удовольствии снова пробежаться по новинкам этой области, потому что, повторю, это одна из областей, где развитие идет со скоростью сверхзвукового самолета и имеет полное отношение к развитию компьютерных технологий вообще.

Начну с Olympus'а C-820L, который вот уже третий месяц гуляет по нашей редакции: сперва им немного попользовался наш коммерческий директор г-н Краснов (и, по его словам, остался очень доволен), потом - свозил в Америку наш главный редактор г-н Кузнецов (сделал им снимки на выставке и даже опубликовал их, так что приводить фотографии просто мне уже и не интересно), последний же месяц развлекаюсь ею я.

Вообще говоря, я большой любитель Olympus'а как такового, вернее, - как марки фотоаппаратов. Когда я материально созрел приобрести себе пленочный фотоаппарат профессионального уровня для любительских художеств, я выбрал именно IS-3000 от Olympus в силу ряда причин, излагать которые здесь, кажется, не место. (Зато, возможно, место упомянуть о странностях с марками Olympus'ов: точно такой же в Америке, и привезенный оттуда, - у нас называется почему-то IS-3 Dlx, а описываемый цифровой на американском сайте http://www.olympusamerica.com/digital/products/320l/ 320l.html промаркирован как D-320L.)

Вообще говоря, когда речь идет о цифровых фотоаппаратах, у меня возникает ощущение, чаще всего подтверждаемое практикой, что лучше иметь дело с аппаратом от фирмы, по преимуществу, фотографической, чем от фирмы, по преимуществу, электронной. Знакомство с C-820L это ощущение подтвердило еще раз. Аппарат очень приятен в руке, удобно тяжел, во время съемки внутри происходят какие-то странные звуки, которых, в моем понимании технологии, быть не должно, так что даже закрадывается шутливое подозрение, не спрятан ли где-то там минимагнитофон с записью звуков срабатывания механического затвора - для психологического комфорта. Полунажатие спусковой кнопки, позволяющее камере и экспозицию, и фокус мерить не по центру кадра и не по сумме света, а по заданным вами точкам, и светодиодная индикация завершения замера. Встроенная вспышка (которая, вообще говоря, не может быть хороша по определению) по-фотографически строго дозирует свет, так что не приходится, как это случается с цифровиками, скажем, от Sony, менять расстояние до снимаемого объекта, чтобы эмпирически подобрать нужную освещенность, а также позволяет использовать себя принудительно, компенсировать "красные глаза" и пр. Ну, и вместе - большинство привычных примочек "от цифры": LCD-экран (очень удобно закрытый заподлицо гладким, легко протираемым пластиком - в отличие, опять же, от большинства цифровых фотоаппаратов "электронных фирм", где экраны всегда захватаны пальцами и протираются с трудом и не до конца, оставляя нарастающие с каждой неделей залежи грязи по углам рамки; впрочем, если вы собираетесь снимать при недостатке света или хотите щелкнуть что-то быстро, можно пользоваться обычным, "мыльничным" оптическим видоискателем); слайд-шоу; выход на телевизор и специальный сублимационный принтер (с возможностью распечатки контролек - по девять штук на кадр, зеркальной печати, и т. д.); выбор разрешений - одного из четырех возможных; даже такая не часто встречающаяся возможность, как съемка девяти кадров подряд с интервалом в одну десятую секунды - спорт или что-нибудь в этом роде. Есть и еще одна особенность, которой я прежде у цифровых камер не встречал: возможность полностью (даже с большей полнотой, чем непосредственно) управлять съемкой с компьютера. "Неудобно, - скажете вы, - быть привязанным". Неудобно, - соглашусь, но, во-первых, автономного режима никто не отменяет, во-вторых же, - если у вас ноутбук или студия - не так уж и неудобно. Зато можно задать при высшем разрешении минимальную компрессию картинки, которая в автономном режиме позволят удержать в стандартных двух мегабайтах памяти всего четыре снимка (есть и нестандартные карты, до 8 мегабайт, но это, как вы сами понимаете, - деньги; приходится балансировать; тут же, кстати: карточки памяти выглядят удивительно своеобразно и, я бы сказал, - симпатично. Вообразите себе трехдюймовую дискету, уменьшенную раз в восемь; существуют, кроме обычных карточек памяти, и какие-то специальные карты, содержащие в себе, например, еженедельник или календарь, - но о них сказано вскользь, я их в руках не держал, так что подробнее сказать ничего не могу).

Впрочем, возможно, как раз с разрешения и следовало начать. Стандартное - 640х480, тридцать снимков на 2-х мегабайтах. И - высокого качества - 1024х768. Таких помещается 10 (или, как я уже сказал, 4 - при минимальном сжатии). Сжаты снимки по алгоритму JPEG. (Недавно появился фотоаппарат Kodak DC-120 - я коротко писал о нем в "Огороде" номера 217-го, - где при разрешении 1280х960 пикселов можно картинки вообще не сжимать, но их в памяти помещается всего две). JPEG-сжатие - вещь отличная, особенно, когда речь идет о пейзажах или портретах, единственно плохо, что картинки очень портятся при обработке. Но сжатие небольшое, которое можно выбрать на C-820L, результаты дает все же более чем удовлетворительные. Почти же миллион пикселов матрицы, который есть в аппарате, делает его продукцию вполне подходящей для полиграфии: при вполне терпимом разрешении 250 точек на дюйм иллюстрации могут иметь размер 8х10,5 сантиметров. Если это не специальный иллюстрированный журнал, а обычный, вроде "Компьютеры", вы редко найдете там картинки размера большего.

Подводя предварительные итоги, можно признать, что, хотя C-820L есть не более чем "мыльница", - "мыльница" эта вполне качественна и очень приятна. Единственное, что делает ее "ограниченно совместимой" с Россией - температурный режим работы, который, увы, начинается только с нуля градусов. Впрочем, если вы держите ее за теплой пазухой, а извлекаете только для снимка, она не должна успевать остыть. Если же ваша пазуха безвозвратно холодна, - вам вряд ли захочется заниматься фотографией вообще. А тем более, - фотографией на морозе.

Тут же, для информации, сообщаю, что Olympus выпустил и две модели цифровых камер профессионального (полупрофессионального) уровня, D-500L и D600L, очень похожих на пленочную серию IS: там уже и зеркалка (и при этом, естественно, LCD-дисплей), и зум, и разрешение: в одном случае - 1024х768, в другом - 1280х1024. Посмотреть на их внешность можно по адресам, соответственно, http://www.olympusamerica.com/digital/products/500L/ 500L.html и http://www.olympusamerica.com/digital/products/600L/ 600L.html.

Последний прыжок в сторону: фирма Sound Visionin Incorporated выпустила несколько моделей цифровых камер с принципиально новым способом записи картинок - не на дорогие CCD-матрицы, а на сравнительно дешевую CMOS. При цене до 500 долларов разрешение там 1000x800 пикселов аппаратно и 1600x2000 - программно (что значит последнее, я толком пока не знаю… будет случай посмотреть - доложу), 30-битный цвет, и так далее. Картинки, лежащие на сайте, выглядят убедительно, но, опять же, - не взглянув в натуре, не попробовав в разных режимах, ничего окончательного сказать нельзя. Но журналу "BYTE" камера очень понравилась, что и выразилось в присвоении ей целых пяти красных пятиконечных звезд. Любопытствующие могут узнать подробности о CMOS-аппаратах от Sound Visionin Incorporated, заглянув на сайт фирмы по адресу http://www.soundvisioninc.com/. Не исключено, что камера SVmini-209 станет родоначальницей совсем нового направления цифровой фотографии, подтолкнув ее на новую ступень. Ведь, чего греха таить, главный недостаток нынешних цифровых аппаратов - их цена, определяемая, по преимуществу, высокой ценой на CCD-матрицы большого разрешения.

Итак, поговорив вообще, вернемся к C-820L, поскольку у нее обнаружилась одна как бы боковая способность, которая полностью взяла меня в плен (как написал бы незабвенный Иван Андреевич Крылов, - пленила). Это возможность делать панорамы.

В свое время, во время межвременья, когда большевики еще не вполне ушли, а демократы - не вполне пришли, мне с приятелем приходилось пытаться зарабатывать на жизнь фотографией. Я помню, сколько времени мы проторчали под не слишком как-то южным по осеннему времени ветром на плоской вершине горы Клементьева, отсчитывая градусы поворота штатива и параноидально следя за положением пузырьков в уровнях, чтобы получить панораму этого волшебного уголка мира - с морем, Кара-Дагом, Коктебелем, Старым Крымом и Феодосией вдалеке, сколько извели пленки, и как плачевен был результат: снимки никак не хотели стыковаться достаточно гладко. Одно время наша промышленность выпускала панорамный фотоаппарат "Горизонт" - объектив там двигался, экспонируя кусок пленки приблизительно втрое длиннее, чем стандартный кадр. Но и там проблемы круговых панорам решались с трудом и со стыками.

Сегодня приходит мода на разного рода виртуальную реальность; "БыстроеВремя" (QuickTime) от Apple дает возможность гулять в замкнутых интерьерах (или осматривать предмет со всех сторон), - посему необходимость в круговых панорамах становится все настоятельнее. На выставке "MacWorld" в Бостоне я обратил внимание, как много места было уделено разного рода примочкам (в основном - механическим), служащим решению именно этих задач.

C-820L дает возможность снимать панорамы любых секторов мира с легкостью необычайной. Вы просто включаете панорамный режим, потом выбираете направление панорамы - в любую из четырех сторон, потом - снимаете, потом поворачиваете камеру так, чтобы реальность, помещавшаяся в специальном прямоугольнике LCD-экрана поместилась в точно такой же, но противоположный (очень трудно объяснить словами, но мгновенно понимается "в металле"), снова снимаете, снова поворачиваете камеру… Поначалу, не вполне разобравшись с софтом, я попытался "склеить" получившиеся снимки в PhotoShop'е вручную - результат впечатлил, но был, при внимательной приглядке, все же посредственным, не намного лучшим того, крымского. Когда же с софтом разобрался, понял, что он все проблемы стыковки берет на себя, и если вы снимали аккуратно (лучше со штатива, но можно и с рук) - все выходит волшебно.

Мне совершенно не хотелось лениться, так понравились эти чудеса, - и я вполне готов был скатать на Ленинские (или как они сейчас? Снова Воробьевы?) горы, чтобы порадовать вас замыленной, но все же, согласитесь, эффектной панорамой "города на семи холмах", но тут я вспомнил про нуль градусов и вынужденно ограничился представлением собственной квартиры. За окном, правда, был гнилой январско-московский полдень, вспышку при панорамных съемках применять невозможно (по вполне понятным причинам) - так что матрица работала на пределе и цвет принимала посредственно, но для демонстрации фокуса и этого, полагаю, вполне достаточно.

Не то, чтобы все это было таким уж совсем новым - помню, как давным-давно, к моему самому первому (ручному и черно-белому) сканеру была приложена программа склейки, которая справлялась со своим делом недурно, - но когда все сходится вместе, на меня это почему-то довольно сильно действует. Даже несмотря на некоторую негладкость некоторых стыков, объективно произошедшую от близости объектов к широкоугольному объективу.

Заходите в гости: www.online.ru/people/ekozl/. Оттуда можно послать и письмо. Или пользуйтесь служебным e-mail-адресом: ekozlovsky@cterra.com.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.