Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Рекламная пауза

Архив
автор : Евгений Козловский   08.12.1997

Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!..

А. Пушкин. "Признание"

Я обманулся. Надо полагать, потому, что обмануться очень хотел. Андрей Туров, совладелец и коммерческий директор DPI, занимающийся продвижением в России компьютеров Apple, как-то вскользь сказал мне, что летом в Канне будет проводиться конкурс художников, пользующихся в качестве инструмента графическим планшетом Wacom, и что предварительный, российский, тур пройдет в конце года в Москве. Что организуют это дело многие фирмы, но в их числе и Apple. Меня это так заинтересовало, что я даже пошел к издателю и попросил командировку летом в Канн, которая была мне практически обещана.

Подошла поздняя осень, Андрей позвонил мне, сказал, что конкурс пройдет в рамках VII московского международного фестиваля рекламы, в предпоследний его день, но что там, в сущности, делать мне нечего: будут сидеть люди в закрытых комнатках и долго рисовать, - а что вот в последний день, в субботу, будет проходить награждение победителей, и вот там-то… Я освободил утро субботы, но накануне из DPI перезвонили и сказали, что награждение отменилось или перенеслось, так что я смогу просто ознакомиться с результатами.

Почему же меня так заинтересовало рисование с помощью Wacom'а? Ну, во-первых, потому, что сама по себе идея графического планшета очень уж, на мой вкус, хороша - я, помню, делился этими своими впечатлениями где-то около полугода назад еще в "Колонке Козловского": "Игумен Пафнутий руку приложил", - причем, за истекшее с тех пор время я не остыл к Wacom'у, а, напротив, совершенно прикипел душою (рукою), так что изящный его стилус - едва ли не последнее, от чего я согласился бы отказаться при работе на компьютере. Это, несмотря на все колесики всех мышей и добавочные к ним программы.1

Сам я, увы, рисовать (в самом широком смысле - то есть писать маслом, акварелью и пр.) бросил еще в ранней юности, лет, эдак, в четырнадцать, - посему пользоваться Wacom'ом в художественных целях возможности лишен, - тем с большим удовольствием наблюдал, как этим занимается мой друг художник Виктор Монетов или моя девятилетняя племянница, безусловно, не лишенная дара изобразительности. Заглядывая время от времени на Web-страничку Wacom'а, всегда уделяю время просмотру выставленных там картинок, многие из которых очень приходятся мне по душе (если хватит места, - а его, в силу моей ошибки: собирался о картинках, а оказались рекламки, - хватить должно, - попрошу верстку уместить кое-что и из них). И мне показалось, что эдакая "страничка художественной критики", посвященная картинкам-победителям, будет вполне уместна в "Огороде", ибо, в конечном итоге, "Компьютерра" есть журнал, который интересуется компьютерными технологиями в той мере, в которой они позволяют решать прикладные (жизненные) задачи, а не технологиями как таковыми. Что и делает "Компьютерру" журналом не специальным. В чем ее порою упрекают, и совершенно зря: судить художника, как замечал еще Пушкин, следует по тем законам, которые он сам себе назначает.

Во-вторых, потому, что меня занимает один философско-искусствоведческий вопрос: если предположить, что со временем (мне кажется, совсем близким) компьютерные средства живописи смогут совсем уж точно имитировать средства, что называется, натуральные (они и сейчас делают это прямо-таки блестяще), да и, оставаясь чисто "компьютерными", могут служить созданию вполне художественных, без скидок, произведений, - как здесь быть с оригиналом и копиями? Известно, что с любой картины можно сделать копию очень большой степени похожести и что эксперты, отличающие подделки (копии) от подлинников чаще всего апеллируют к факторам технологическим (вроде возраста краски или холста), а не художественным. В вершинных проявлениях практически совершенна и техника репродуцирования. Сам факт прикосновения "руки мастера" к тому или иному холсту делает его особенно ценным и заставляет выкладывать за него коллекционеров и музеи совершенно невообразимые суммы.

А если мастер делал картину на компьютере? Что есть ее подлинник? Как вообще повернется система оценок, система владения и так далее? Сегодня это вопрос довольно теоретический, а завтра?

Увы! Картинки, которые я увидел в DPI, меня не то, чтобы разочаровали… Скорее - обескуражили. Конкурс, проходя в рамках фестиваля рекламы, оказался конкурсом рекламного плаката. И, хотя создавались эти плакаты с помощью Wacom'а (да еще и на компьютерах фирмы Apple, что я считаю не более чем рекламным ходом, поскольку сделать то же самое на PC-совместимом компьютере не представляет никаких проблем; с другой стороны, если фирма вкладывает деньги в организацию мероприятия - она имеет право и на побочную рекламу), судя по результату, обойтись можно было бы и без Wacom'а. Андрей Туров даже сказал мне, что на "Каннском фестивале рекламы" пользование в конкурсе Wacom'ом вообще не будет оговариваться.

Итак, пять призовых картинок второго тура "Конкурса молодых креаторов2" (первый тур был посвящен созданию рекламного буклета выставки). Говоря строго, они сами по себе интересны. Содержательны. Ярки. И не зря заняли призовые места. И, коль уж задумал "Огород" с этого конкурса, отступать не стану. Пусть даже это туповатый и не творческий подход.

Я показываю вам эти пять картинок. Первый приз получила самая простая, под названием "Think before you click" ("Подумай, прежде чем щелкнуть") Алексея Жучкова и Алексея Климова. Самая, напротив, навороченная, под названием "Trinity OS" ("Троица ОС") получила специальный приз от компании Philipp Moris. Ее авторы - Дмитрий Гомзяков и Ярослав Орлов. Последний дал к ней следующий комментарий:

"Человек-креатор перед своим компьютером словно Бог-Создатель. Все в его власти. Он может создать с помощью компьютера практически все, даже, если потребуется, целый Мир. Это только вопрос времени. На сотворение Мира потребуется семь дней. Но Создатель должен понимать, что он в ответе за свое Творение. Тем более, если это целый Мир. Со всеми его радостями и проблемами. Со всеми его преимуществами и недостатками.

На сотворение Мира потребуется семь дней. Но...

Создавать?"

Реклама, вообще говоря, вещь крайне интересная. И чем она ярче, тем интереснее. Для меня. Но, возможно, тем бездейственней, поскольку основная масса людей (к которой реклама, собственно, и должна апеллировать), обычно с трудом и раздражением воспринимает изыски.

P.S. Придя в "Компьютерру" прошлым понедельником и взяв в руки прибывший из Финляндии свежий номер, я по обыкновению раскрыл его последний разворот и был несколько ошарашен непривычным видом "Огорода". Вглядевшись, я понял, что правая половинка верхней заставки убрана, зато в нижнем углу стоит реклама.

Как ни странно, это не раздражило меня, а, напротив, порадовало: зная обыкновения верстки и компьютерровские порядки, я понял, что появление рекламы именно здесь вызвано конкретным требованием рекламодателя. А это, хотите, не хотите, - комплимент. Что-то вроде аплодисментов в течение спектакля или после соло в джазовой композиции.

Правда, в Московском Художественном Общедоступном театре господ Станиславского, Немировича-Данченко и Морозова по первости аплодисменты во время спектакля были категорически запрещены.

Что, я думаю, актерам никогда не нравилось.

P.P.S. Если мой нынешний "Огород" разочаровал кого-то из читателей отсутствием полезной или хотя бы интересной информации об очередных компьютерных примочках - прошу извинить и считать, что взял "рекламную паузу". В следующем же "Огороде" обещаю исправиться.

Заходите в гости: www.online.ru/people/ekozl/. Оттуда можно послать и письмо. Или пользуйтесь служебным e-mail-адресом: ekozlovsky@cterra.com.


1 "Здравствуйте, Евгений.

Перечитывал я тут недавно Компутерру за #11 сего года. Смотрю: ба, статья об IntelliMouse. Я такую себе на днях достал - OEM версия, 147 т. руб. Где-то $25. Вроде, работает нормально. И драйвера достал...

Одно НО. Этот софт позводяет делать скроллинг только в прогах, которые апгрейжены для IntelliMouse. В IE, Office 97… Но это лечится! Зайдите на www.plannetarium.com. Там можно скачать их прогу, которая позволяет делать скроллинг колесиком в любой части Win`95, где есть скроллинг. Хоть в Explorer'е, хоть в notepad, хоть в Netscape. Жить стало легче!".

Получив письмо, пошел по адресу, нашел, скачал: и впрямь - теперь колесо работает везде. Кстати, в NT 4.0 колесо тоже везде работает - безо всяких дополнительных примочек.

2 Вот во что превратилось слово "художник" применительно к рисованию компьютерному. С одной стороны понятно - создатель. С другой - ассоциация с Создателем. Что авторы работы, получившей второй приз, и подчеркнули. Авторы - потому что каждая работа создавалась парой художников, представлявших ту или иную рекламную фирму. Тоже характерная подробность.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.