Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Великий китайский прыжок в Internet

Архив
автор : ИГОРЬ МАЖОРОВ    03.11.1997

Прежде всего, договоримся: речь пойдет о Китайской Народной Республике (КНР). Тайвань, Гонконг, Сингапур и другие страны Юго-Восточной Азии, может быть, и более интересны с прикладной точки зрения, но в силу того, что влияние мировых тенденций там значительно сильнее, чем в коммунистическом Китае, развитие Интернета в этих странах происходит, в основном, по известным всему миру законам. И в информационном плане, и в других (о чем речь пойдет ниже) - Интернет там относительно "прозрачен" и более-менее демократичен. В Китае же развитие Интернета идет несколько другими путями. Существующие в этой области тенденции при определенных условиях могут оказать серьезное влияние не только на сам Интернет, как универсальное средство межнационального общения, но и на общеполитические процессы в мире. Именно с этой точки зрения нам и интересен китайский Интернет.

Китайская специфика

В отличие от своих китаеязычных соседей, КНР подошла к Интернету сравнительно недавно. Буквально 3-4 года назад, когда во всем мире, в том числе и в России, уже "гуляли" сети ФИДО, "Спринт" и другие, многие, совсем не посторонние люди в Китае совершенно искренне не имели ни малейшего представления о том, что такое модем.

Китайское правительство подвела к необходимости "прорыва" в этой области сама логика экономических и социальных реформ. Не углубляясь в историю постановлений Госсовета КНР, инструкций ЦК КПК и других направляющих документов "партии и правительства" можно кратко сказать: с самого начала Китай пошел своим путем.

Начав в 90-91 годах практически с нуля, а именно, с внутренней всекитайской системы "CHINAPAC", китайцы сумели успешно внедрить имеющиеся, большей частью устаревшие технологии и системы передачи данных в новые, более передовые и универсальные. Первое e-mail подсоединение к Интернету было произведено 9 лет назад в Институте физики высоких энергий Академии наук Китая. Там же в апреле 1994 года было установлено постоянное соединение через 64 Кбит/с спутниковую линию. Оно позволило "запитать" первых провайдеров Интернета, которыми стали научные учреждения. В том же году в Китае полным ходом шла работа по созданию по меньшей мере трех крупномасштабных сетей с возможностью выхода в Интернет: Golden Bridge, SICNet (State Informational Center Network) и CERNet (China Education Research Network). К концу 95 - началу 96 года Китай, сделав мощнейший по материальным затратам и беспрецедентный по масштабам скачок в развитии средств телекоммуникаций и компьютеризации, вплотную подошел к необходимости обозначить свою политику по отношению к Интернету.

В начале 1996 года был принят целый ряд постановлений, с одной стороны, - открывающих Интернет для широкой общественности и мира бизнеса (до этого доступ к Интернету имели, в основном, только ученые), а с другой, - жестко регламентирующих порядок и правила предоставления услуг, процесс регистрации пользователей, условия пользования электронной почтой и IP- соединениями. Регламентация диктовалась, прежде всего, политическими причинами: китайские власти пытались таким образом избежать "тлетворного" влияния Запада и блокировать поступление крамольной информации по сетям извне Китая. И, надо сказать, властям это сполна удалось и удается вплоть до сегодняшнего времени. И дело тут не только в системах аппаратного, программного или административного контроля.

"Китайский Интернет" создавался и функционирует, согласно установкам властей, для развития обмена научно-технической, образовательной, коммерческой информацией ВНУТРИ КИТАЯ. Соответственно, обмен этот идет на китайском языке. Развитие китаеязычных, внутренних технологий и программ всемерно поощряется правительством. По существу, речь идет о становлении среди 1/5 части населения планеты своей собственной иероглифической сетевой среды. Интеграция этой среды в мировую, англоязычную, - не является "задачей номер один" для Китая. Иероглифический софт имеет лишь один существенный недостаток: невозможность понимания для не носителей языка. Во всем остальном для всех остальных (носителей) нет никаких неудобств. Существует лишь технически вполне разрешимая проблема выхода на англоязычные и другие ресурсы.

Таким образом, создавая совершенно полноценную, современную сеть, Китай изначально, в силу специфики языка и письменности, определенным образом ограничивает обратные связи своего Интернета с мировым. Административные ограничения, накладываясь на эту специфику, дают властям еще и дополнительные гарантии того, что доступ к Интернету не станет инструментом в руках оппозиционных элементов. Практически все пользователи в Китае поставлены в такие условия, что любое нарушение инструкций и запретов несет за собой самые суровые санкции в виде или лишения лицензии на провайдерскую деятельность, или отказа в регистрации. Самое интересное, что доступ к мировым ресурсам физически не ограничивается вообще. С пользователей, в крайнем случае, берется "подписка о неразглашении" (работники СМИ). Правда, для регистрации пользователя требуется справка о благонадежности из полиции. Основная же ответственность за "чистоту" сети ложится на провайдеров. Для них повсеместно определен круг рекомендуемых для подписки и постинга конференций и списков рассылки, обязателен мониторинг входяще/исходящей почты пользователей, жестко регламентируется содержание домашних страниц. Безусловно, - при наличии желания и умения, - китаец может выйти на мировые ресурсы и взять там ту самую "крамолу" в виде порнографии, речей Далай-ламы или talk'ов китайских диссидентов. Но, делая это, он уже точно знает, чем рискует. И, к тому же, после подавления студенческих волнений у молодежи, традиционно наиболее активной в Сети, резко поостыл интерес к политике. Оппозиционная информация не представляет особой ценности в среде, в которой рядовые пользователи вращаются.

Для коммерсантов в центральных городах Китая под опекой правительственных институтов начинают работать специализированные фирмы электронной коммерции. Данное направление имеет пока статус экспериментального и широко не афишируется. Выход на внешний рынок осуществляется, в основном, через вышеупомянутые "рекомендуемые" конференции и постинг на лояльных серверах Сингапура, Австралии и других стран. Очень активно в последнее время начал развиваться и Web-бизнес. Для последнего очерчен круг предпочтительных отраслей: СМИ, туризм, бизнес-консалтинг, транспортные услуги. То есть те, которые предполагают размещение на страницах более-менее статичной, не часто редактируемой информации и не требуют онлайн-постинга (во избежание все той же крамолы). Кстати, касаясь онлайн-услуг, надо отметить, что в силу этих самых страхов перед оппозицией, предоставление свободного постинга и даже простой feedback на коммерческих и правительственных серверах не в большом почете.

Желая, вероятно, далее "упорядочить" и пользователей, и провайдеров, Госсовет КНР поручил недавно одному из своих подкомитетов разработать порядок лицензирования деятельности ВСЕХ организаций, желающих работать с глобальными сетями. Подробностей этой инициативы пока нет, но известно, что нарушение установленных правил чревато немедленным отключением и штрафом в 1800 американских долларов. Какими дополнительными ограничениями это грозит рядовым пользователям - станет понятно после введения новых правил в действие. Нет, однако, никакого сомнения в том, что ни эти меры, ни более жесткие не затормозят поступательного развития Интернета в Китае.

"Интернет-революция"

Для Китая вообще, а в сфере Hi-Tech, особенно, характерны "суперскачки". Для примера: с 1994 по 1996 год было зарегистрировано 150 тысяч пользователей (по состоянию на конец 96 года). По состоянию на 1 июля 1997 года, то есть практически за полгода, их количество возросло на 100 тысяч (всего - 250тыс.). Эксперты прогнозируют рост числа пользователей Интернетом в Китае до 1 млн. в 2000 году, и 4,5 млн. - уже в 2005. (Напомним, что количество пользователей в Гонконге, воссоединенном с КНР 1 июля 1997 года и не учитываемом в этих прогнозах, составляет 275 тыс. при общей численности населения 6,5 млн. человек). Несмотря на многочисленные запреты, ограничивающие деятельность иностранных компаний в области предоставления услуг Интернет-соединений на территории Китая, многие североамериканские компании усиленно внедряются на этот рынок. В частности, Prodigy создала совместное предприятие и планирует инвестировать более 50 млн. долларов в развитие Интернета в Шанхае.

Китайские провайдеры не предпринимают практически никаких особых усилий для продвижения Интернета в массы. Без каких-либо специальных мер Сеть Сетей рекордными темпами овладевает умами и душами китайцев, для которых давно уже не "велосипед, часы и приемник", а "кредитная карточка, сотовый телефон и компьютер" являются "тремя необходимыми вещами".

Популярность, модность и престижность Интернета в Китае очень удачно вписывается в объемы продаж ПК. Статистика уже перестала кого-либо удивлять. В 1997 году, например, прогнозируется возрастание спроса на ПК на 50% (!). На руках у населения находится уже 6 миллионов "персоналок": второе место в Азии. Первое занимает Япония - 9 млн. По утверждению официальных лиц из министерства электроники КНР, к 2000 году Китай будет на первом месте. В любом крупном городе можно без труда обнаружить представительство, сервис-центр или, на худой конец, рекламу практически всех мировых компьютерных "брэнд-нэймов". Китайский студент в скверике университетского кампуса, сидящий на скамейке с Laptop P160 Texas Instruments, мало кого может удивить.

Но самым очевидным, вероятно, является то, что Интернет стал той самой палочкой-выручалочкой для китайских реформаторов, которые, кроме всех экономических, политических, социальных и демографических программ, поставили своей негласной задачей в рекордно короткие сроки вытянуть китайский техно-культурный менталитет на уровень передовых международных стандартов. На службу этой сверхзадачи китайской "интеллектуальной революции", сами того не ведая, поставлены сейчас через иероглифические и английские браузеры серверы Тайваня, Сингапура, вновь обретенного Сянгана, Австралии, США, Канады и других стран. Уже "подтянутые" до нужного уровня массивы информации на китайском и английском языках обогащают континентальных китайцев знаниями в самых различных отраслях и, одновременно, прививают им так необходимые навыки и культуру общения с внешним миром. Электронные бюллетени "китайского Интернета" доносят сообщения: открыт виртуальный магазин китайской книги (www.chinesebooks.net), открыт доступ в базу данных китайского законодательства (www.lawhk.hku.hk), создана страничка гуанчжоуской ярмарки - крупнейшей в Китае (www.cecf-gz.com)…

Однако все тот же иероглифический строй языка мешает и самим китайцам. Более или менее наполненный "вэб" приходится делать на двух языках - китайском и английском. Это сказывается, во-первых, на объеме, так как китайская кодировка довольно емкая, и, во-вторых, на "удобоваримости" его содержания. Посещая, например, страницу Информационного центра минэлектроники Китая (www.mei.ceic.go.cn), пользователь, не имеющий кодировки Big5, с трудом сориентируется в том, что ему предпринимать. Параллельное размещение китайских и английских символов создает невообразимый беспорядок. При насыщенности фрейма разнообразной информацией и ссылками, это мешает сконцентрировать внимание и отнимает много бесценного в Сети времени. К счастью, - такие примеры не показательны. Китайцы заметно входят во вкус электронной рекламы и коммерции и, надо отдать им должное, смело и со знанием дела используют английский в своих интересах. Многие странички - у "туристов", например, - часто бывают целиком на английском. Вэб-мастера стажируются за рубежом. Широко привлекаются иностранные специалисты, агентства и эксперты по вэб-бизнесу и сетевой рекламе. Довольно распространено размещение своих "мест" на иностранных серверах. Но, несмотря на это, все еще самой "хромой" частью китайской "паутины" остаются "торговые места".

Внутри КНР уже примерно 5 лет действует изощренная сеть компьютерной коммерции, охватывающая практически все, даже самые удаленные и наименее развитые, районы страны. Сеть базируется на развитой инфраструктуре корпунктов государственных СМИ. Она пока недоступна через Интернет на английском. И, вероятно, даже в ближайшие 2-3 года не следует ожидать от Китая открытия публичных онлайновых трейдинговых серверов. Free Posting - основа основ любой электронной коммерции - пока не входит в планы "модераторов" китайского Интернета. Ведь, если сложить воедино темпы компьютеризации и телефонизации населения, тенденции роста популярности Сети и интенсивность агрессивных talk'ов китайских диссидентов - то можно смело утверждать, что для властей любое подобие Free Speech On-Line равнозначно подпольной типографии где-нибудь в центре Пекина.

Необходимость развития электронной коммерции, безусловно, властями осознается, и, наверное, какие-то идеи и пути выхода из этой ситуации у них имеются. С той или иной долей уверенности можно прогнозировать передачу части business on-line полномочий "продвинутому" Сянгану (ех-Гонконгу) - наконец, подконтрольному. Может быть, появление простых поисковых бизнес-сайтов по Китаю в укромных уголках США (www.chinesebusinessworld.com) - как раз из серии осознанных попыток вынести "онлайн" и за пределы КНР, и подальше от оживленных политических перекрестков Нового Света.

Для выхода на внешние рынки в самом Китае широко распространены различные базирующиеся на электронной почте трейдинговые бюллетени и e-mail версии популярных трейдинговых сайтов. "Для внутреннего использования" (иероглифическая поддержка) предпочтение отдается гонконгским серверам. Глобальный маркетинг проводится через американские, тайваньские и сингапурские системы. Кроме того, традиционно популярны конференции use-net, тематические списки рассылки (например: TradeNet - трейдинг, China Law Net - китайское правоведение, chinanet@SDSC.EDU - различные околокитайские обсуждения и объявления), Web-серверы со свободным или частично свободным постингом (http://home.earthlink.net - Global Trade Opportunities Newsletter, http://commercenet.com.sg - сингапурский). Наиболее удобен и эффективен для электронной коммерции - mailing list TradeNet (см. www.TradeNet.org), обладающий целым рядом серьезных сервисных преимуществ (выбор по категориям, возможность помещать анонимные объявления, полная бесплатность) и очень объемный. В ближайшее время следует ожидать солидного прироста в семействе китае-ориентированных систем, так как не только гонконгские операторы, но и мировые лидеры Интернет-услуг "чувствуют тему" и "идут" в Китай, не считаясь ни с какими расходами. LinkAGE, к примеру, заключившая соглашение с китайским СП AI-DATA - AsiaInfo Services (США) и министерство почты и телекоммуникаций (КНР) - на аренду линий, потратила восемь месяцев на бюрократические "урегулирования" в коридорах власти и несет расходы в три раза большие, чем это подключение обошлось бы в США. Тем не менее, официальные лица LinkAGE заявляют, что они "испытывают оптимизм и уверены, что цены будут снижены с ростом спроса на услуги и приобретением китайцами большего технического опыта". Что касается спроса на услуги, - LinkAGE рассчитывает не менее чем на 10000 пользователей, желающих иметь "end-to-end соединение" с Китаем для бизнеса, торговли и производственных нужд.

По некоторым данным, китайцы активно ищут выходы на глобальные трейдинговые сети с целью подключения к онлайн-ресурсам мировых товарных и фондовых бирж. Большие надежды возлагаются на провайдеров подобного рода услуг в Гонконге. В рядах же последних нет единогласия: некоторые операторы считают, что их китайские коллеги безнадежно отстают по уровню предоставления и обеспечения услуг, и Гонконг не будет испытывать конкуренции с их стороны. Другие - более осторожны в оценках. По существу в Гонконге сталкиваются сейчас два разнополярных интереса: провайдеров бывшей британской колонии, мечтающих извлечь солидные выгоды от "присоединения к Гонконгу" полуторамиллиардного рынка, и интерес центральных властей КНР, стремящихся максимально полно и, по возможности, бесплатно использовать богатейший опыт и высокую техническую и технологическую оснащенность Гонконга в целях организации онлайн-услуг для финансовых и товарных операций китайских фирм на мировом рынке. Хотя в Гонконге на сегодняшний момент нет ни одного банка, имеющего Интернет-расчеты (только Citibank поддерживает direct dialup banking services), гонконгские банкиры уже начинают проявлять озабоченность в связи с возможными "виртуальными ограблениями". Интернет все-таки придет к ним - это событие не за горами, - учитывая такой громадный рынок потенциальных "кибер-покупателей".

Китайцы жадно впитывают передовой опыт business on-line. И если "шопинг", по-видимому, - дело следующего тысячелетия, то фондовые и товарные сетевые ресурсы - это прорыв, которого надо ожидать в самое ближайшее время. В предвкушении присоединения Гонконга правительством КНР была запущена и сейчас уже реализуется пилотная программа по организации в Гонконге "Медиа-центра" для продвижения китайских ценных бумаг на международный финансовый рынок. Следующим шагом будет формирование сети подобных центров непосредственно на территории КНР. Телекоммуникационные компании с мировым именем вносят свою посильную лепту в этот процесс. AT&T, к примеру, участвует в девяти проектах в провинциях южного Китая, связанных с созданием Electronic Data Exchange Network System для местных банков и административных органов. Причем, зарубежные эксперты отмечают очень высокий уровень подготовки китайского технического персонала и оригинального китайского программного обеспечения для этих систем. Единственная серьезная проблема, которая объективно тормозит процесс оформления интегрированных систем передачи данных, - это отсутствие высокотехнологичного оборудования. Несмотря на то, что последние три года в КНР наблюдаются невероятные темпы подъема электронной промышленности (общий объем производства в 1996 году - 36 млрд. долл., на 20% больше, чем в 1995 году; к 2000 году прогнозируется 120 млрд. долл.), китайцы самым непосредственным образом зависят от импорта, когда речь идет о Hi-Tech. Потребность в интегральных схемах, например, на 80% покрывается за счет импорта. И эта проблема будет, скорее всего, основной в развитии "сетизации" Китайской Народной Республики. Можно согласиться или не согласиться с мнением Симона Баркера - главы гонконгской New Century Group, - что "Китаю нужно сначала подрасти" (имеется в виду уровень обеспечения услуг). Время и только время покажет, как быстро и насколько добротно усвоят китайцы опыт своих зарубежных учителей. Но с техникой процесс будет гораздо более долгий, чем с обретением "хороших манер" в сервисе и западного стиля управления.

Закончить хотелось бы словами корреспондента информационного агентства "Рейтер", которые, на мой взгляд, наиболее полно отражают устремления китайского Интернета: "Китайское правительство осознает необходимость "поднятия" Интернета - если оно хочет поднять оперяющийся китайский Hi-Tech. А владельцы Интернет-услуг предвкушают огромные доходы от подключений, с извечной заботой китайцев о благе своих детей, которым они готовы отдать все, - лишь бы предоставить им возможность быть не хуже, чем все остальные".

Для тех, кто интересуется китайским Интернетом и, вообще, просто Китаем, Игорь Мажаров рекомендует посетить:

http://www.cernet.edu.cn - прекрасная картинка в китайском духе, старейшая сеть в Китае для целей образования и научного обмена;

http://chinapages.com - китайский вариант "Желтых страниц";

http://www.cnd.org:8020 - один из самых мощных новостных серверов, содержащийся на средства зарубежных китайцев ("хуацяо");

http://china-window.com/window.html - отличнейшая база данных по Китаю в самых различных сферах знаний (на английском языке);

http://www.ccbc.com - образец кооперации китайцев, в данном случае, с канадцами, - для продвижения знаний о Китае и иностранных инвестиций в Китай;

http://www.cei.go.cn - сеть экономической информации.

 

Разразился биржевой кризис

Алексей Узуев

28 октября в заголовках новостей всех средств массовой информации на первом месте было одно и то же сообщение: 27 октября индекс Доу-Джонса на Нью-йоркской фондовой бирже упал на 554 пункта! Это самое большое падение индекса за всю его историю. Даже в знаменитый "черный понедельник" 19 октября 1987 года этот показатель составил 508 пунктов. Те события стали настоящей трагедией для многих небольших инвесторов и привели не к одному самоубийству. Однако нынешнее снижение индекса, по масштабу не уступающее обвалу десятилетней давности, скорее всего не приведет к таким тяжелым последствиям.

Состояние американской экономики сейчас вполне благополучно, и, как это ни парадоксально, именно благополучие стало одной из причин обвала индекса Доу-Джонса. В последнее время котировки на Нью-йоркской бирже росли как на дрожжах, подпитываемые сообщениями об успехах американской экономики. Это привело к тому, что акции американских компаний оказались переоценены, и события 27 октября явились своего рода реакцией отторжения. При этом акции hi-tech-компаний, чей курс рос быстрее всего, пострадали больше других. Например, одни из наибольших снижений котировок были зафиксированы на торгах по акциям IBM (падение на 8 долларов, до уровня 90 долларов), America Online (падение на 13 долларов, до 74 долларов), Compaq (падение на 8 долларов, до 60,5 долларов). Как ни странно, чуть ли не единственным исключением оказались акции Apple, курс которых вырос на 19 центов.

Однако столь резкое падение нельзя списывать лишь на внутренние процессы, происходящие на фондовых рынках США. Основные причины следует искать в Юго-Восточной Азии. Кризис, охвативший летом регион, в середине октября докатился и до Гонконга, когда местный доллар, единственная из валют региона все еще привязанная к американскому доллару, подвергся спекулятивной атаке. Чтобы поддержать национальную валюту, правительство Гонконга повысило процентные ставки. В результате этого за шесть биржевых сессий индекс гонконгской биржи Hang Seng упал на 22,8%. Падение особенно затронуло акции банков и компаний, занимающихся недвижимостью, а именно они и доминируют на гонконгской бирже.

Гонконг и гонконгская фондовая биржа являются центрами финансовой активности региона, поэтому события происходящие здесь, оказывают влияние на фондовые рынки по всему миру. Кризис в Гонконге вызвал обвал на Нью-йоркской бирже, а оттуда волна пошла уже по всему миру. Например, на токийской бирже падение индекса Nikkei составило 325,38 пункта, или 18,7%. Именно состояние токийской биржи вызывает наибольшую тревогу у специалистов.

Эхо нью-йоркских событий докатилось и до Юго-Восточной Азии: в том же Гонконге индекс Hang Seng упал за один день еще на 5,8%, а индекс сингапурской фондовой биржи упал на 7,85%. Скорее всего, и на российских биржах следует ожидать падения котировок.

События в Нью-Йорке и Юго-Восточной Азии могут оказать серьезное негативное влияние на компании, занятые в высокотехнологичных отраслях. Юго-Восточная Азия - один из передовых регионов hi-tech-индустрии, многие международные корпорации ведут там активную деятельность. Для американских компаний последствия могут оказаться вдвойне опасными, так как удар будет нанесен с двух сторон - как в самих Соединенных Штатах, так и на азиатском рынке. Для Юго-Восточной Азии же события на фондовых рынках - лишь одна из сторон кризиса, охватившего весь регион. Аналитики полагают, что выберутся из него местные государства лишь через два-три года. Многие наблюдатели высказывают мнение, что Мировому банку и МВФ необходимо оказать помощь странам региона в преодолении кризиса.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.