Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Internet в Латинской Америке

Архив
автор : Александр Агамов   03.11.1997

"Давайте изучать Quechua, язык нашего будущего". С таким призывом обратился к своим читателям один из лимских еженедельников в июле 1995 года. В современном испанском языке слово Quechua является эквивалентом целой фразы - "Supercarretera de Informacion, Internetpra". Так в Латинской Америке называют Internet.

Развитие Internet на различных континентах идет неравномерно. В этом нет ничего удивительного. Ведь Internet, это и технология, и политика, и культура. Определяющие моменты каждой из этих составляющих, а также их симбиоз порождает различные формы Internet-пространств, подчас весьма причудливые. Национальное и интернациональное, демократия и тоталитаризм, технократия и чистая абстракция, идеальное и примитивно-насущное - все это нужно помножить на реалии каждой отдельно взятой страны, разделить на общие региональные тенденции и, в результате, получить нечто, характеризующее уровень развития Internet на латиноамериканском континенте, с присущим ему разнообразием форм участия государства в делах бизнеса, науки и технологий. Этот регион в настоящее время является великолепным полигоном для исследований крупнейших аналитических агентов, специализирующихся на глобальных Internet-проблемах.

Специфика есть всегда и во всем. Для Латинской Америки это, безусловно, - политический фактор. Развитию Internet мешают не только барьеры, связанные с отсутствием технической базы и инфраструктуры. Нельзя забывать, что в отличие от большинства стран Европы и Азии, а также от США и Канады, Латинская Америка сравнительно недавно встала на путь демократии. Множество стран этого региона еще вчера находились под властью военно-тоталитарных режимов. Диктатура и тоталитаризм очень плохо сочетаются с демократическими принципами, составляющими основу философии Internet. За последние 200 лет эти принципы прочно укоренились в сознании граждан Западной Европы и Северной Америки, и потому перенесение их в "чистом" виде в киберпространство не явилось чем-то из ряда вон выходящим. Подобного нельзя сказать в отношении латиноамериканского региона, здесь другой расклад. Демократия здесь еще не стала средой обитания, это лишь новая, нехарактерная атрибутика жизни. Принципы демократии экстраполируются не только на информацию, доступ к которой свободен, но и на схемы получения такой информации. Применительно к Internet-технологиям это означало ослабление государственного контроля над частным сектором экономики, наиболее гибким в предоставлении массовых услуг. Культура демократии всякий раз играет свою роль там, где речь идет о финансовой поддержке планов развития сетей, о борьбе с государственной монополией на связь, о приватизации телефонных компаний, о содействии малому и среднему бизнесу и т. п. Процесс овладения этой культурой не прост, но именно от него зависит будущее развитие Internet, и даже в большей степени, чем от внедрения совершенных технологий. Если последнее - это вопрос средств, то демократические традиции - вопрос времени.

Уже упоминавшийся еженедельник отсылал своих читателей на Web-страничку Перуанской научно-исследовательской сети (RCP - Red Cientifica Peruana) - первой некоммерческой организации, объединяющей представителей частного сектора, неправительственных структур и рядовых пользователей. Когда в 1991 году в Лиме создавалась RCP, все, что было в наличии - это один компьютер, три модема и 7 тыс. долларов, предоставленных по программе развития ООН (UNDP - United Nations Development Program). В 1994 RCP объединилась с магистралью Национального научного фонда США (NFS - National Science Foundation) и в настоящее время насчитывает около 3 тыс. организаций-участников и почти 60 тыс. пользователей. Сейчас RCP - лишь одна из многих сетей Латинской Америки, объединяющих неправительственные, образовательные и научно-исследовательские организации.

В RCP как в зеркале отражены все проблемы и чаяния, связанные с развитием национальной супермагистрали. Причем сами латиноамериканцы подразумевают под "национальной" сеть, объединяющую всю Центральную и Южную Америку. Латиноамериканцы подчеркнуто стараются дистанцироваться от США, показать свою "самобытность". Представление о едином Internet-пространстве для всего региона актуально именно ввиду слабости сетей национальных. Чем острее проблемы локальных коммуникаций, тем больше потребность объединиться на межгосударственном уровне. США предприняли в начале 90-х годов попытку включить в орбиту своего влияния все страны Латинской Америки. Однако образованный ими с Канадой и Мексикой торгово-экономический альянс NAFTA (North American Free Trade Agreement) уже тогда получил отпор со стороны многочисленных социальных, правозащитных и профсоюзных организаций Латинской Америки. В значительной степени политика в области развития технологий опирается на положения региональных альянсов латиноамериканского "общего рынка": MercoSur (Аргентина, Уругвай, Чили, Бразилия), Pacto Andino (Венесуэла, Колумбия, Боливия, Перу) и Mercomun (Коста-Рика, Панама, Гватемала, Сальвадор, Гондурас). Для латиноамериканцев Internet становится сегодняшним воплощением мечты Симона Боливара о независимости. О независимости, однако, говорить рано: почти все Internet-магистрали Латинской Америки зависят от спутниковых каналов США, а CompuServe - один из самых значительных провайдеров.

В 1994 году на Всеамериканском саммите в Майами создание Interenet-сетей было признано приоритетной задачей региона. Ответственность за решение этой задачи была возложена на Организацию американских государств (OAS - Organization of American States), NFS и UNDP. К настоящему времени сделано уже много. Все страны обеих Америк имеют, по крайней мере, связь по e-mail, а большинство - и полноценный выход в Internet (одной из последних в сентябре 1996 через систему Sprint подключилась Куба).

Так же, как и в Соединенных Штатах, латиноамериканский Internet вырос из сетей научных институтов и образовательных учреждений. Но, если в США этот процесс занял 20 лет, то в Латинской Америке он идет заметно быстрее. В этом нет ничего удивительного. США были (да и во многом остаются) первопроходцами в области технологий, поставляя миру уже готовые решения. Однако приход в Латинскую Америку Internet-технологий был не везде одинаков. Где-то он был связан с уже сложившейся благоприятной рыночной ситуацией, где-то - с потеплением политического климата. Известно, что в немалой степени развитию Internet-технологий в Аргентине способствовало возвращение в страну политических эмигрантов, получивших образование в североамериканских и европейских учебных заведениях.

Распространение Internet зависит от нескольких факторов. Прежде всего, это фактор экономический. Нельзя не признать, что многие страны Латинской Америки в последние годы существенно укрепили свою экономику. К таким странам относятся Бразилия, Чили, Аргентина. Но подъем начался относительно недавно. Увеличение количества образованных людей, нуждающихся в Internet, отстает от темпов роста уже имеющихся в наличии возможностей Internet-обеспечения. Иными словами, уже созданы инфраструктуры, способные обеспечить конечных пользователей сервисом, но сам рынок пользователей еще невелик.

Существенным препятствием на пути развития Internet в Латинской Америке является плачевное состояние сферы телекоммуникационных услуг. И хотя последние 2 года приватизация телефонных компаний идет быстрыми темпами, статистика неутешительна: подавляющее большинство латиноамериканцев не имеют даже телефонов (см. таблицу 1). Люди ожидают установки телефона иногда по 10 лет, уплачивая от 1000 до 1500 долларов. Кроме того, инфраструктура охватывает преимущественно крупные города, оставляя "за бортом" сельскую местность. Например, в Гватемале 80% всех телефонных линий приходилось на ее столицу, 19% - на другие города, и лишь один процент - на сельскую местность. Возражения типа "зачем крестьянам выход в Internet" не выдерживают критики: фермеры США давно продают на корню свои урожаи именно через Сеть. Количество телефонов определяет емкость и перспективы роста потенциального Internet-рынка. Например, нынешний рост числа пользователей Internet в Перу - 15-20% в месяц (данные отделения маркетинга в странах Латинской Америки компании Microsoft) - при отсутствии изменений в создавшейся ситуации (3 телефона на 100 человек) резко снизится через 6-9 месяцев.

СтранаКоличество телефонов
на 100 жителей
Аргентина14
Уругвай18
Чили11
Бразилия9
Венесуэла11
Колумбия10
Боливия3
Перу3
Коста-Рика13
Панама11
Гватемала4
Сальвадор3
Гондурас2
США80
Канада65
Мексика9

Таблица 1

Дефицит подключений к телефонным линиям объясняется не только технической слабостью телекоммуникационных технологий в регионе, но и дороговизной услуг. Коммерческие компании также не спешат идти в Сеть со своими продуктами (и тем самым обеспечить дополнительные финансовые вливания в эту сферу). Это связано с тем, что латиноамериканский менталитет воспринимает предложения заказать или купить что-либо через Сеть насколько необычными, настолько и опасными. Мировая статистика показывает, что большинство доменов в мире являются коммерческими; для Латинской Америки это утверждение - не аксиома. Опросы пользователей показывают, что менее всего латиноамериканцы используют Internet для покупок или хотя бы для ознакомления с товарами и услугами.

Вообще, все разговоры о революционном росте Internet-рынка в Латинской Америке сильно преувеличены. Точкой отсчета для подобного мнения стал 1994 год, когда большинство латиноамериканских стран только подключились к Сети и потому в процентном отношении ее рост был заметен. Тогда Латинская Америка была признана самым быстрорастущим регионом мира в области распространения Internet (34%). Особенно выделялась Аргентина (419%), Перу (171%) и Венесуэла (65%). Однако последующие годы трудно назвать "взрывом" Internet. Рост, конечно, наблюдается, но его темпы далеки от первоначально прогнозируемых. Так, согласно данным IDC (International Data Corp.), в период с 1995 по 1996 год по темпам роста Латинская Америка стояла на третьем месте (17%), уступая Японии (41%) и Азиатско-Тихоокеанскому региону (26%). Следует помнить, что когда речь идет о таких регионах, как Латинская Америка или Африка, стоит говорить о потенциальной емкости Internet-рынка. В сегодняшней Латинской Америке услугами Internet пользуется около 400 тыс. человек, из них 100 тыс. приходится на Мексику и около 100 тыс. - на Бразилию. Причем именно Бразилия приняла на себя львиную долю всех пользователей Центральной и Южной Америки, число которых вряд ли больше 150 тыс. Человек, по оценке Питера Красиловски (Peter Krasilovsky), вице-президента маркетинговой компании Arlen Communications (Мэриленд).

Одной из первых в регионе, приобщившихся к Internet, стала Мексика. Национальный независимый университет в Мехико и частный Технологический институт в Монтеррее более 11 лет назад сделали первые шаги по подключению к Сети. Примерно в то же время, в 1985 году, факультет компьютерных технологий Чилийского университета начал тестировать UUCP (Unix-to-Unix Copy Program), технологию передачи по телефонным линиям через обычные модемы простых сообщений и сетевых новостей. В результате в 1987 году Чили стала первой страной в Латинской Америке, внедрившей UUCP как базовую технологию для получения сетевой информации. Сейчас две существующие чилийские сети являются коммерческими.

Более четкое представление об облике латиноамериканского Internet дает материал Чили. Эта страна взята как пример не случайно. Современная Чили - самая высокоразвитая страна на латиноамериканском континенте. На каждых 100 человек приходится 5 компьютеров - это самый высокий показатель на континенте. Для сравнения, на втором месте стоит Аргентина, где на каждых 100 жителей приходится чуть больше одного компьютера. В Чили действует около 17 провайдерских организаций, обеспечивающих доступ в Сеть около 35 тыс. пользователей. В Чили лучшее в Латинской Америке соотношение узлов на количество жителей (см. таблицу 2)

СтранаКоличество телефонов
на 100 жителей
Чили1294
Уругвай5089
Аргентина5344
Мексика6794
Бразилия7990
Парагвай18808

Таблица 2

Таким образом, Чили - одна из наиболее развитых стран Латинской Америки в области Internet. И тем интереснее результаты исследования социального облика ее рядового пользователя. Как выяснилось, большая часть людей, пользующихся услугами глобальной сети, имеют доход не менее 1200 долларов в месяц. Тем не менее, даже самые обеспеченные их них предпочитают подключаться к Internet не дома, а в офисе или учебном заведении. Большинство использует e-mail, а Internet-покупками практически никто не интересуется. Характерно, что более 60% пользователей Internet в Чили подключаются бесплатно (через свои офисы или учебные заведения), а больше половины оставшихся платят от 40 до 100% ежемесячно. При этом среднее время каждого выхода в Сеть не превышает одного часа. Такая ситуация в относительно благополучной стране красноречиво свидетельствует о том, что Internet для большинства - все еще роскошь, связанная со значительными расходами.

В 1995 году одним из самых растущих рынков потребителей Internet признавалась Бразилия. Согласно аналитическим выкладкам Matrix Information и Data Systems, с января 1995 по январь 1996 рынок услуг в этом секторе вырос на 2333%. Многие отмечают, что не последнюю роль в пропаганде Internet играют бразильские телевизионные сериалы, герои которых частенько прибегают к услугам глобальной сети. А ведь ситуация до середины 1994 года не благоприятствовала развитию национальной сети. Научные организации были лимитированы в доступе к супермагистрали. Единственной организацией, имевшей полноценный доступ в Сеть, был Бразильский институт социальных и экономических исследований (IBASE - Instituto Brasilenio de Analisis Social y Economico) со своей сетью AlterNet. Сейчас Бразилия имеет наиболее регулируемую в Южной Америке законодательную базу в области Internet-услуг, а правительство субсидирует развитие национальной коммуникационной сети.

В то время, когда RCP гордится созданием cabinas publicas, компьютерных классов для людей, не имеющих компьютеров дома, 20% населения Центральной и Южной Америки не имеют постоянной работы. Исследования Лимского университета показывают, что классическим пользователем Internet является мужчина с высшим образованием, 28 лет, живущий в дорогом районе Лимы. Высокий образовательный и имущественный ценз для пользователя Сети породил весьма оригинальную идею создания "Internet для бедных" или "альтернативного, другого Internet". По убеждению одного из ее ярых апологетов, директора RCP Хосе Сориано, одна сеть должна быть предназначена для элиты всего латиноамериканского региона. С ее помощью можно будет работать с высокой по качеству графикой, с видеоизображениями и вообще задействовать самые прогрессивные технологии в этой области. Второй Internet, с качеством соединения пониже, рассчитан на решение первоочередных задач по связи и простейших видов обмена информацией. Именно этот "Internet для бедных" должен включить в себя основную массу пользователей со средним достатком.

Продуктом развития "другого Internet" явилось образование движения неправительственных организаций (NGOs - Nongovermental Organisations). Это движение поддерживается Ассоциацией прогрессивных коммуникаций (APC - Association of Progressive Communications), объединяющей 20 сетей 135 стран мира. Среди прочих задач, решаемых NGOs, следует выделить задачи, направленные на удешевление Internet-услуг, придание им массовости. Эта задача напрямую увязывается с правами человека. При этом добровольческие организации, имеющие членство в NGOs, в той или иной степени противостоят США, чье присутствие в регионе явно и довлеюще ощущается. Другой подход к "альтернативному Internet" демонстрирует проект Pulsar. Проект, центр разработки которого находится в Киото, Эквадор, направлен на обеспечение большей информированности латиноамериканского сообщества о мировых и региональных событиях. Pulsar собирает ежедневные новости, печатающиеся в таких газетах, как "La Jornada" (Мехико) или "La Republica" (Лима), переводит их в формат e-mail и предоставляет местным радиостанциям, чьи информационный возможности невелики. Таким образом повышается оперативность предоставляемой радиостанциями информации.

Практически все правительства региона осознают Internet как важный фактор будущего их государств. Приняты программы поддержки, предусматривающие бюджетное финансирование различных образовательных и исследовательских проектов. В то время, когда состояние национальных сетей и кошельков частных граждан оставляют желать лучшего, именно доступность "общественного Internet" становится делом первостепенной важности. В будущее тысячелетие Латинская Америка хочет войти технически оснащенным суперконтинентом.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.