Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Арсеналъ + Бикар: дела в порядке

Архив
автор : Алексей Узуев   13.10.1997

29 сентября московская компания "Арсеналъ" выпустила пресс-релиз, в котором сообщалось, что санкт-петербургская фирма ЦПО НПП "Бикар" отныне становится филиалом "Арсенала". Слияние либо приобретение компаний - случай в истории нашего софтверного бизнеса крайне редкий. По поводу этого события исполнительный директор компании "Арсеналъ" Дмитрий Комиссаров и бывший директор ЦПО НПП "Бикар", а ныне директор филиала "Арсенала" в Санкт-Петербурге Антон Епифанов дали интервью нашему еженедельнику. В беседе также принял участие коммерческий директор "Арсенала" Даниил Рыбак.

 

Справка

Компания "Арсеналъ", дочерняя фирма компании "АйТи", образована в сентябре 1995 года. Основное направление деятельности компании - разработка, продвижение и продажа интегрированного пакета программных продуктов "Русский Офис". Компания занимает сегодня первое (по собственному утверждению) место среди российских фирм-поставщиков программного обеспечения с компьютерами (OEM). Среди OEM-партнеров "Арсенала" такие фирмы, как Acer, "Вист", DVM Computer, ИВК, "Клондайк", "Компьюлинк", "Партия", "Формоза", и др.

Центр программного обеспечения (ЦПО) "Бикар" образован в 1993 году и специализируется на разработке, продвижении и поддержке программных продуктов, предназначенных для работы в офисе и на домашнем компьютере. Основной продукт фирмы - программа автоматизации работы с компьютерными документами "Дела в порядке".


Беседу начал Дмитрий Комиссаров.

Д.К.: Собственно, произошло следующее: компания "Арсеналъ" и ЦПО НПП "Бикар" объявляют об объединении, после чего ЦПО становится филиалом "Арсенала", а "Арсеналъ" получает права на торговые марки и программные продукты "Бикара". Соответственно, происходит объединение дилерских сетей, программные продукты "Бикара" начинают выпускаться в серии "Русский Офис", зарегистрированные пользователи программных продуктов "Бикара" регистрируются как пользователи нашей серии.

"КТ": Но, судя по всему, это лучше назвать не объединением, а приобретением?

Д.К.: В нашей стране нельзя говорить о приобретении софтверной фирмы, потому что приобретать можно акции, которые котируются на открытом рынке. Мне не известна ни одна российская компьютерная компания, которая где-либо котировалась. Поэтому скорее речь идет о том, что подразделение НПП "Бикар", занимающееся программными разработками, переходит в "Арсеналъ" вместе с правами на программные продукты. Мы сформулировали это как соглашение о том, что ЦПО становится санкт-петербургским филиалом "Арсенала". Мы консультировались по этому поводу с юристом, и формулировка была признана наиболее корректной.

А.Е.: "Бикар" в настоящий момент - фирма довольно большая, примерно с двумя сотнями работников. Фактически - это несколько групп людей, каждая из которых работает над своей темой независимо. Деньги, которые зарабатывает для себя группа, считаются принадлежащими ей, естественно, после уплаты всех необходимых отчислений - налоговых и других. Такого рода образование, оформленное юридически, называется холдингом.

"КТ": Но ведь у "Бикара" есть какой-то головной отдел, с которым согласовывался вопрос о переходе?

А.Е.: Да, естественно, у "Бикара" есть генеральный директор, который решает вопросы такого порядка.

"КТ": И насколько тяжело было с ним договориться?

А.Е.: Вы знаете, когда люди работают вместе в течение нескольких лет, а потом начинают расходиться, естественно, это не может быть принято на ура, но в данном случае все решилось довольно мирно.

"КТ": А когда вообще возникла идея слияния?

Д.К.: Идея возникла летом, и тогда же начались переговоры.

"КТ": И кто явился инициатором этой идеи?

Д.К.: Сложно сказать… Я могу рассказать, что явилось источником этой идеи. "Бикар" выпускает программный продукт, который очень хорошо ложится в линию "Русский Офис" и дополняет разработки "Арсенала", - это "Дела в порядке", персональный менеджер документов. "Арсеналъ" весной начал разработку подобной системы, но при этом мы обратили внимание, что на рынке уже есть одна такая. В свое время "Арсеналъ" купила торговую марку "Лексикон", и в случае с данным продуктом тоже были задумки по поводу приобретения, а в процессе разговора с Антоном они превратились в намерения.

"КТ": С продуктом "Дела в порядке" все понятно - он укладывается в концепцию "Русского Офиса", а как быть со вторым продуктом "Бикара" - текстовым редактором "Иван Федоров"?

Д.К.: С "Иваном Федоровым" ситуация следующая: поскольку выпускать два текстовых редактора было бы странно, выпускаться будет один - "Лексикон", в силу его большей раскрученности, а из "Ивана Федорова" будут взяты и использованы в "Лексиконе" интересные части программного кода. А торговая марка "Иван Федоров", наверное, будет использована в будущем для другого программного продукта.

"КТ": Скажите, планируются ли кадровые перестановки в составе группы разработчиков фирмы "Бикар"?

А.Е.: Скорее всего, придут новые специалисты, но увольнений не ожидается, во всяком случае пока.

"КТ": А структура отдела в связи с превращением его в филиал "Арсенала" меняется?

Д.К.: Да, меняется. Дело в том, что у "Арсенала" есть своя группа разработчиков в Санкт-Петербурге в составе восьми человек. Теперь они будут переведены в создающийся филиал.

"КТ": У "Бикара" есть филиал в Москве. Что станет с ним?

А.Е.: Даже в составе нашего отдела (ЦПО) существовало несколько независимых направлений деятельности. Филиал "Бикара" в Москве занимается поставкой электронных словарей, и в любом случае планировалось его отделение, так что их слияние с "Арсеналом" не коснется.

"КТ": Дмитрий, насколько я могу судить, в покупке торговой марки "Лексикон", и теперь, в соглашении с "Бикаром", просматривается определенная стратегия компании "Арсеналъ".

Д.К.: Стратегия компании "Арсеналъ", мы об этом заявляли уже довольно давно, - это создание серий продуктов. Мы считаем, что очень большая беда российских софтверных фирм, это то, что у них есть всего один продукт. Подобные соглашения для нас - самый простой путь интеграции необходимых нам продуктов в создающуюся серию. В случае с "Лексиконом" мы покупали просто торговую марку, а в случае с "Бикаром" - мы действительно заинтересованы в тех личностях и той команде, которая там работает. С их приходом мы очень усиливаемся.

А.Е.: Действительно, с одним продуктом существовать очень сложно. Для этого он должен быть таким, чтобы ни у кого не было ничего похожего. В противном случае нужно выпускать группу продуктов, достаточно быстро и дешево. Одной отдельно взятой фирме это сделать довольно тяжело.

"КТ": Антон, иными словами, вас нужно понимать так, что ваша фирма, выпускавшая только два продукта, испытывала определенные затруднения и это явилось одной из причин слияния?

А.Е.: Скажем так, затруднения уже просматривались.

Д.К.: Проблема заключается в том, что фирма, которая выпускает один продукт, не имеет средств для разработки новых. И потребность в этих средствах возрастает в арифметической прогрессии. Для нас вложения в новый проект сейчас составляют порядка ста тысяч долларов. Естественно, что для фирмы, производящей только один продукт, такие вложения неподъемны. А серию и разрабатывать проще (появляются разделяемые компоненты в разных программных продуктах), и расходы на ее продвижение существенно меньше.

"КТ": Рассматривает ли "Арсеналъ" в качестве объектов для слияния какие-то другие компании?

Д.Р.: Покупка компаний для нас не самоцель. Если на рынке появляется какой-то интересный для нас продукт и мы считаем, что было бы неплохо иметь его в своей серии, это не значит, что мы сразу же предлагаем компании-производителю стать нашей частью. Мы вполне можем ограничиться лицензированием программных продуктов для нашей серии, как мы это делали с "Бит", "Гарант-сервис". Вообще, мне кажется, не нужно акцентировать вопрос приобретения "Арсеналом" каких-то компаний.

Д.К.: Для того чтобы объединиться с кем-то и начать совместную разработку, нужно иметь одинаковые средства разработки, одинаковую идеологию и еще массу факторов помимо желания самой фирмы. Например, в случае с "Лексиконом" мы купили у "Микроинформ" лицензию на торговую марку и программный код, но потом нам пришлось все переписать заново просто потому, что идеология этого продукта не совпадала с нашей. А с "Бикаром" эти условия выполняются, и нам интересна именно совместная разработка такого проекта, как "Дела в порядке".

"КТ": Очевидно, что слияние повысит конкурентоспособность "Арсенала". А кого вы рассматриваете в качестве своих главных конкурентов?

Д.Р.: Что касается компании "Арсеналъ" как производителя серии программных продуктов, то тут мы не видим реального конкурента, поскольку производителей серий среди отечественных софтверных фирм нет. По отдельным продуктам, естественно, у нас есть конкуренты. "Арсеналъ" выпускает переводчик "Сократ", а фирма "ПроМТ" выпускает переводчик Stylus. Это наш прямой конкурент. Существует текстовый редактор "Лексикон 97", существует текстовый редактор Word. "Арсеналъ" совершенно не стремится к конкуренции с Microsoft, по крайней мере, у нас нет идеи, чтобы "Лексикон" выбил с российского рынка Word. Мы хотим занять некую свою нишу, процентов около тридцати.

"КТ": 30 процентов - это достаточно весомая цифра.

Д.Р.: Мы считаем, что можно попытаться это сделать. Это очень хороший результат, и если бы мы его добились, было бы замечательно. Но 30 процентов - это все же не 60 и не 70. А текстовых редакторов на российском рынке всего два - Word и "Лексикон". Конечно, Microsoft относится к "Лексикону" крайне отрицательно. Им не нужен больше никакой текстовый редактор в России, кроме Word. Рынок текстовых редакторов большой, и 30 процентов Microsoft, наверное, не очень захочет отдавать.

"КТ": И вы не боитесь соперничать с Microsoft?

Д.К.: Дело в том, что "Арсеналъ" производит много других программных продуктов. Если бы производили только "Лексикон", то стоило бы пугаться, а так - нет. К тому же, по большому счету, этих 30 процентов у Microsoft нет. Во-первых, рынок OEM для Microsoft закрыт, поскольку предустановка Word - это порядка 100-150 долларов и ни один производитель ставить на свои компьютеры Word не будет. Есть рынок государственных учреждений, где продукты должны быть сертифицированы и куда Microsoft дорога заказана. И, наконец, для Microsoft закрыт рынок дешевых редакторов, например, домашнему пользователю в большинстве случаев не нужно использовать все ресурсы Microsoft, такие как макросы или WordBasic. Таким пользователям вполне достаточно более дешевого и менее ресурсоемкого "Лексикона". То есть в реальности мы не так уж и много хотим "отъесть" у Microsoft. Мы не ставим себе целью конкурировать с Microsoft. Продуктов, которые входят в серию "Русский Офис", у Microsoft нет, а текстовый редактор появился в этой серии просто потому, что он нам крайне необходим. К тому же "Лексикон" учитывает национальные особенности, например, может поставляться с сотнями специфических российских шаблонов. Word никогда не будет делаться специально для России.

Д.Р.: Ведь мы назвали "Лексикон" - "национальный текстовый редактор". В данном случае в слове "национальный" нет никакого шовинистического оттенка. Это скорее отражает тот факт, что мы находимся в этой стране, мы учитываем специфику подготовки документов в этой стране и мы готовы реагировать на запросы пользователей достаточно оперативно.

"КТ": Собирается ли "Арсеналъ" выпустить какие-то новые продукты или, скажем, новую серию?

Д.К.: Новой серии не будет, а вот новый продукт в серии "Русский Офис" появится, наверное, весной, - но какой, мы пока говорить не будем. Сейчас мы выпускаем много новых версий уже существующих продуктов - новые языки для переводчика: французский, немецкий; инструментарий для "Лексикона" - "Лексикон" Toolkit Editor, "Лексикон" с электронными таблицами.

Д.Р.: Мы вообще считаем, что не имеет смысла разделять текстовый редактор и редактор электронных таблиц, как это делает Microsoft. В новом "Лексиконе" будет расширенный табличный редактор, который позволит выполнять большинство операций Excel и будет читать таблицы Excel.

А.Е.: Здесь та же ситуация, что и с Word. Когда вам нужно создать таблицу с тремя колонками, вам приходится вызывать продукт, который стоит двести долларов, а потом с помощью совершенно бесчеловечной технологии соединять ее с текстом. Если вы профессионал - пожалуйста, создавайте таблицы в Excel и пользуйтесь Word. Но если мне надо написать отчет о командировке, то мне не нужно ни одно, ни другое.

Д.Р.: Сейчас мы также разрабатываем несколько проектов, связанных с "Декартом" - системой учета личных финансов наподобие Microsoft Money или Quicken. В них "Декарт" выступает как клиентская часть для работы с банком. С его помощью возможно получить банковскую информацию, выписку по счету через Internet. В настоящее время ведутся два пилотных проекта - один с "Автобанком", а второй - пока секрет. В дальнейшем, по мере развития электронной коммерции мы планируем приспособить "Декарт" для управления банковским счетом.

Д.К.: Еще один интересный проект - мы выпускаем на одном CD в приятной упаковке все наши продукты в облегченных версиях. Стоить это будет около 40 долларов. Мы ориентируем этот продукт для продажи в Митино, на "Горбушке", в киосках, то есть там, где продается пиратская продукция. Сейчас в Австрии уже напечатана первая партия в три тысячи штук, и придет она 9 октября.

"КТ": И, в заключение, подведите небольшой итог, какова все-таки главная идея произошедшего слияния?

А.Е.: Для меня при принятии данного решения основными были такие мотивы: для нашего предприятия открывается множество интересных проектов и интересной работы; появилась финансовая подпитка плюс более широкий рынок для нашего продукта, который теперь сможет продаваться лучше, чем это было до сих пор.

Д.К.: Мы, как я уже говорил, были заинтересованы в программном продукте "Дела в порядке", который дополняет нашу серию, а кроме того, получаем прекрасную команду в Санкт-Петербурге, которая будет заниматься разработкой и продажей наших продуктов в Северо-Западном регионе. Вот это, пожалуй, главное.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.