Архивы: по дате | по разделам | по авторам

О сетевом народце - кого и сколько

Архив
автор : БОРИС ПИНСКЕР    06.10.1997

Недавно опубликованы результаты еще одного впечатляющего эксперимента по учету сетевого населения.

Данные получены в ходе седьмого опроса пользователей WWW в период с 10 апреля по конец мая 1997 года, проведенного по заказу Graphic, Visualization & Usability Center (GVU) при поддержке WWW Consortium (W3C) (создан для выработки общих стандартов развития WWW), INRIA (европейское представительство W3C), а также CERN (прародитель Паутины).

От 1970 респондентов получено более 87000 ответов. Авторы объясняют возможные и фактические несовпадения полученных ими результатов с данными других исследований тем, что они опрашивали только активных пользователей Сети, тогда как в данные телефонных опросов попадают люди, которым случилось за предыдущие полгода разок забрести в Паутину.

Первый опрос такого рода (январь 1994 года) выявил, что в Интернете функционируют примерно 1250 серверов, а 95% ее населения - мужчины. В результате взрывного роста за три с половиной года число серверов выросло до 1 миллиона, а доля пользователей-мужчин сократилась до 2/3.

За полгода, прошедшие со времени последнего опроса, динамика роста Сети заметно стабилизировалась. Базовые демографические характеристики, которые до начала 1997 года увеличивались на 10, 15 и даже 25% каждые полгода, выросли к маю "всего" на 5%. И это легко объяснимо: только в США число пользователей Сети составляет 30 млн. человек, поэтому вероятность скачкообразного роста невысока.

Итак.

Средний возраст сетевого люда - 35,2 года. Население Сети стареет примерно на год за каждые полгода. Два года назад (4-й опрос) средний возраст составлял 32,7 года.

Почти треть пользователей (30,24%) профессионально связаны с компьютерами; 24,48% работают в сфере образования; 20,61% относятся к представителям свободных профессий; 9,95% - менеджеры. При этом пользователи в возрасте 19-25 лет, в том числе студенты, в большей степени (48,74%) связаны со сферой образования.

Доля женщин среди пользователей составляет 31,30% (полтора года назад 31,40%). Среди европейских пользователей по-прежнему доминируют мужчины: 85,35% (полгода назад их было 80,2%). Так что среди пользователей США доля женщин несколько выше, чем в среднем по выборке, - 33,41%. За последние два года несколько выросла доля женщин старше 50 лет - от 24,70 до 28,73%.

Что тревожит сетевых людей? 33,58% озабочены вопросами цензуры (в 6-м опросе - 35,9%); 26,17% - угроза вторжения в частную жизнь (privacy); для 13,14% важны проблемы ориентации в Сети (navigation). Меньше всего на свете сетевых людей заботят культурные и языковые проблемы (менее 2%). Для европейских респондентов вторым важнейшим вопросом является не privacy, а ориентация в Сети. Для женщин на первом месте оказалась не цензура, а все та же privacy. Наконец, чем моложе люди, тем больше их страшит угроза цензуры.

Сексуальная ориентация: 92,6% - гетеросексуалы; 3,05% - бисексуалы; 4,33% - геи; 3,27% - лесбиянки; 0,33% - трансвеститы.

Для 45,06% доступ к Сети дает чувство связи с близкими по интересам людьми. У 2,48% респондентов опыт общения в Сети породил чувство отдаленности от людей. 25,81% отметили, что Сеть никак не изменила их самочувствия. Любопытно, что женщины и люди старше 50 лет чаще отмечают, что опыт общения в Сети никак не повлиял на их чувство общности с другими (31 и 34% соответственно).

Пристрастия к вечерним talk show распределились так: 55,43% за Letterman и 24,76% за Leno. У европейцев фавориты, естественно, другие. Столь же естественно, что о них в обзоре нет ни слова: если вы себе интересны, сами себя изучайте.

Более 2/3 пользователей не намерены платить за доступ к Web sites. Почти половина (44,06%) объяснила свое нежелание тем, что аналогичную информацию они могут получить бесплатно в другом месте. 29,48% считают, что они уже платят за доступ в Интернет. Так чего ради с них требуют денег за каждый пенек в этой роще? 7,67% считают, что доступ обходится и так чрезмерно дорого, к тому же содержание - ниже всякой критики (7,32%). И только каждый сотый сетянин (1,07%) готов платить всегда и везде. Европейцев больше, чем американцев, беспокоит низкое качество информации и отсутствие простого механизма платы за содержание.

Только 59,93% респондентов заявили, что никогда не давали о себе ложных сведений при регистрации на сетевых сайтах, из чего следует, что примерно 40% пользователей склонны к обману. При этом 14,59% сообщили, что дают о себе ложные сведения довольно часто - более чем в 25% случаев. (А были ли они правдивы в этом опросе?) При этом женщины реже говорят неправду, чем мужчины (68 и 65 %), и с возрастом люди делаются правдивее.

Почему люди так ценят анонимность своего пребывания в Сети? Чаще всего (69%) они опасаются, что предоставленные личные сведения будут использованы не по назначению. 62% напрямую не верят сайтам, собирающим информацию о посетителях. Особую неприязнь вызывают попытки вызнать почтовый адрес (44,51%), имя (31,28%) и e-mail (25,46%).

А вот как распределились мнения пользователей по поводу информации, которую сайты имеют полное право регистрировать: запрошенную страницу (74,27%), время запроса (70,95%), используемый браузер (43,98%), используемую операционную систему (28,33%), электронный и почтовый адреса (19,56 и 18,36% соответственно).

Большинство пользователей заходят в Сеть из дому (60,38%), но в Европе этот показатель существенно ниже (40,10%).

Что делают люди в Сети? Собирают информацию (86%), ищут информацию (63%), просто тусуются в Сети (browsing) - 61%, работают (54%), повышают образование (52%), общаются (47%), развлекаются (45%), делают покупки (18,83%). Два года назад только 11% осуществляли покупки в Интернете. Европейцы в меньшей степени используют Сеть для развлечений и покупок.

При этом более 70% респондентов собирают информацию об относительно дорогом (более 50 долларов) аппаратном и программном обеспечении, но предпочитают покупать их в режиме off-line. В самой Сети покупают большей частью недорогие программы (до 50 долларов) - опыт таких покупок имеют 36% опрошенных. Кроме того, в Сети собирают информацию (и приобретают) о поездках (путешествиях) и книгах.

Более 40% опрошенных сообщили, что за предыдущие полгода они истратили в сети более 100 долларов (предыдущий опрос выявил таких только 30%). Впрочем, авторы опроса относятся к росту числа покупок в Интернете с осторожностью. Они считают, что здесь сказался сезонный всплеск расходов, характерный для конца года (Рождество и Ханука). Готовность людей доверить Сети данные своих кредитных карточек растет, но достаточно медленно. При этом женщины и люди немолодые в меньшей степени доверяют Сети, чем молодые мужчины.

Более трети (35,17%) заявили, что предпочитают Сеть телевизору ежедневно (!). Для еще 27% Сеть заменяет телевизор чаще чем раз в неделю. При этом для 66% опрошенных главной проблемой была скорость загрузки страниц. Половина юзеров жаловалась на регулярный разрыв контакта, а для 30% источником раздражения были поиск нужного и упорядочение найденного.

Авторы и языки. 34% авторов используют язык Java (полгода назад - 24%, а год назад - 17%). Европейские программисты пользуются этим языком чаще, чем американцы (40%). Почти 20% американских программистов использовали ActiveX (среди европейцев только 13,8%).

Если кто-то желает узнать о себе другие подробности, обращайтесь по адресу: http://www.gvu.gatech.edu/user_surveys.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2022
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.