Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Введение в спам

Архив
автор : ВЛАДИМИР ТИТОВ    29.09.1997

Вы скачали содержимое своего почтового ящика и обнаруживаете странное письмо - приглашение посетить сомнительный Web-сайт, или заработать много денег, отправив куда-то пару-другую долларов, или просто рекламу какой-то дребедени. Слегка удивившись (или не удивившись), вы нажали Delete и забыли о письме. Не беспокойтесь, вы получите такое добро еще не раз. Вы приобщились к явлению, которое называют коротким английским словом spam.

Англо-русский словарь переводит слово spam (спам) как "консервированный колбасный фарш" (разг.). По поводу происхождения этого словца существует достойная легенда, которая, возможно, соответствует действительности, но, в общем, к предмету имеет мало отношения. Официальное определение spam - unsolicited commercial E-mail (непрошеная рекламная электронная почта). Процесс рассылки спама называется спаммингом (spamming). В англоязычных источниках бытует также термин junk E-mail (мусорный E-mail). Явление это приобрело в последнее время огромный размах, касается огромного количества людей и бурно обсуждается на всех уровнях вплоть до правительственных.

В появлении спамминга не было ничего неожиданного. Прямая почтовая рассылка (direct mail) как маркетинговый прием имеет давнюю историю. Каждый день жители цивилизованных стран выгребают из своих почтовых ящиков изрядное количество рекламных листовок и буклетов, а с недавних пор это удовольствие стало доступно и нашим соотечественникам (хотя качество полиграфии, конечно, не то…). Большая часть junk mail отправляется прямехонько в мусорное ведро. Но, тем не менее, специалисты-маркетологи утверждают, что эффективность direct mail очень высока. В последнее время у нас стала популярна факсовая рассылка (в США уже несколько лет запрещенная). Вроде бы, в несанкционированной рассылке электронной почты и нет ничего особенного, но…

  • Рассылка электронной почты очень дешева. Как утверждают профессионалы от спамминга, отправка одного письма обходится их клиентам в одну сотую американского цента.
  • E-mail-рассылка оперативна. На отправку письма (которое может быть адресовано нескольким сотням получателей) даже при неспешном модемном соединении уходят считанные секунды. За ночь обычный пользователь может (если не будет отключен бдительным провайдером) разослать E-mail по сотням тысяч адресов.
  • Список адресов для спамминга можно собрать с помощью подходящего программного робота.
Начинающие спаммеры часто пользуются для этой цели группами новостей. Usenet - наиболее очевидная кладовка действующих адресов E-mail, но есть и другие открытые источники, например, информация, находящаяся на Web-страницах. Кроме того, некоторые недобросовестные провайдеры и прочие операторы информации (координаторы списков рассылки, например) не гнушаются продажей списков своих клиентов. Можно и просто купить компакт-диск с огромным списком адресов - он обойдется от нескольких десятков до нескольких сот долларов.

Вроде бы, E-mail был создан специально для прямого маркетинга. Однако интересы рекламодателей пересеклись с добрыми старыми традициями. В нынешнем коммерциализированном Интернете установления той отдаленной эпохи, когда Сеть была средством общения ученых и студентов, до сих пор весьма уважаемы и почитаемы. Рассылка несанкционированной рекламы, так же как и любая коммерческая активность в группах новостей Usenet, строжайше запрещены правилами хорошего сетевого тона (netiquette), нарушитель которых рискует в лучшем случае обнаружить в своем почтовом ящике десятки весьма нелицеприятных посланий, а в худшем - оказаться отключенным от Сети строгим провайдером. Поэтому спаммингом занялись в первую очередь деятели сомнительного толка - дилеры систем многоуровневого маркетинга (a la Гербалайф), жулики, предлагающие разного рода "схемы быстрого обогащения" (типа незабвенного АО МММ), продавцы порнографической продукции и тому подобная шушера. От ответов разъяренных пользователей спаммеры прикрылись несуществующими или ложными обратными адресами. Выслать же деньги или приобрести порнушку предлагалось традиционными каналами. Такой, с позволения сказать, маркетинг вызвал резко негативную реакцию пользователей и провайдеров. Явление, тем не менее, пошло в рост. Посмотрим на него с точки зрения заинтересованных сторон.

Пользователи

Большинство пользователей спам не любит. Реагируют на него, впрочем, по-разному. По данным опроса пользователей WWW, проведенного организацией со странным названием "Центр графики, визуализации и удобства пользования" (Graphic, Visualization & Usability Center), 46,2% американских пользователей спокойно нажимают кнопку Delete, 4% пытается активно противодействовать тому, что они считают посягательством на свои права, в то время как 9,88% все-таки читают непрошеные послания (хотя только 5% относятся к спаммингу в целом положительно). 20% опрошенных никогда не получали спам (вероятно, они не делают свой электронный адрес достоянием общественности, в первую очередь, не пишут в Usenet). В Европе процент этих счастливчиков несколько выше (24,6), но больше и сторонников активного противодействия.

Об активном противодействии стоит сказать подробнее. Менее квалифицированные пользователи отправляют на обратный адрес бранный ответ или посылают по тому же адресу почтовую "бомбу" (огромное количество бессмысленных сообщений или не менее бессмысленный мусор вроде swap-файлов). Более продвинутые применяют изощренные способы наезда на домен отправителя вроде атаки denial-of-service. Такие действия нельзя охарактеризовать мягче, чем непродуманные: многие спаммеры, особенно рекламирующие сомнительные товары или услуги, прикрываются вымышленными адресами или, что гораздо хуже, адресами чем-то не угодивших им реальных людей. Страдают и пользователи доменов, названия которых могут совпадать с вымышленными. Так, владелец домена localhost.com судится с мелкой фирмой, воспользовавшейся адресом nobody@localhost.com, а хозяин live.net предлагает награду в 100 долларов каждому, кто поможет ему отыскать неизвестного пока спаммера. Скорее всего, в обоих случаях совпадение доменных имен было случайным. Так что лучшее, что может сделать раздраженный пользователь, - написать жалобу своему провайдеру или предполагаемому провайдеру злоумышленника.

Впрочем, многие пользователи свыклись с мыслью, что от электронной рекламы не уйти. Поэтому, в соответствии с данными упоминавшегося выше опроса, лишь незначительное меньшинство (5,9%) выступает за административный запрет спамминга. Желание остальных - всего лишь иметь возможность исключить себя из списков рассылки. Пока такой сервис предоставляется далеко не всегда, многие пользователи употребляют специально написанные программы и "примочки" к популярным мэйлерам, которые стирают подозрительные сообщения либо непосредственно на сервере, либо на компьютере пользователя. В отличие от фильтров, устанавливаемых провайдерами, эти программы легко настраиваются под запросы конкретного пользователя. Многие из них можно получить в Интернете бесплатно.

Провайдеры

Провайдеры настроены по отношению к спаму, пожалуй, более решительно, нежели их клиенты. Это можно понять: измученные пользователи обращаются именно к своим провайдерам с просьбами принять меры. А если принятые меры кажутся недостаточными, обиженный клиент уходит… К тому же, почтовый мусор забивает дорогостоящие каналы связи и оседает на жестких дисках. Поэтому подавляющее большинство провайдеров устанавливает свои правила, весьма жесткие по отношению к спаммерам. Обычно несанкционированная массовая почтовая рассылка карается немедленным отключением пользователя. Это, впрочем, не останавливает спаммеров, которые регистрируются (обычно под чужим именем, а иногда, пользуясь бесплатным тестовым подключением), заливают в Сеть порцию мусора и бесследно исчезают, чтобы зарегистрироваться в другом месте. Для защиты пользователей на почтовых серверах ставятся специальные фильтры, которые либо отправляют спам в небытие, либо отсылают обратно. Фильтрация происходит обычно по спискам известных спаммеров (они свободно циркулируют по Интернету), но могут быть отфильтрованы и письма с подозрительными заголовками (например, набранные прописными буквами или содержащие некие ключевые последовательности символов вроде $$$ или MAKE MONEY FAST). Мелкие провайдеры, будучи не в силах установить изощренные фильтры, иногда просто отклоняют всю почту, приходящую с наиболее популярных среди спаммеров доменов (обычно принадлежащих провайдерам бесплатных почтовых серверов, типа hotmail.com или juno.com). Бывает и так, что домен заносится в черные списки за чересчур мягкую, по мнению коллег, политику в отношении спама. Естественно, бывает, что жертвами такой политики становятся ни в чем не повинные пользователи, которые опять-таки выражают справедливое негодование.

Спаммеры

Изначально спаммерами были шкодливые одиночки, засылавшие коммерческие предложения (обычно сомнительного толка) в группы новостей Usenet (кстати, термин "спам" впервые появился именно в Usenet). В академически-некоммерческом Интернете особого успеха эта практика не имела. По мере роста Сети в нее стали забредать люди с уровнем интеллекта достаточно низким для того, чтобы покупаться на ненавязчивые предложения заработать килобаксы, отослав по нужному адресу, ну, всего-то пятерочку. При широте охвата и дешевизне спам-рекламы даже ничтожные доли купившихся приносят экономический эффект. Жизнь у спаммера-одиночки, конечно, не сахар. Провайдеры его гоняют, общественное мнение презирает, а хозяева использованных в корыстных целях электронных адресов, чуть что, бегут в суд. Суд, конечно, не слишком страшен: деятельность в виртуальном мире Интернета оставляет очень мало четких следов, и доказать вину спаммера крайне трудно. Следующим шагом стала работа спаммеров по найму на мелкие фирмы (опять-таки, как правило, с сомнительной репутацией), заинтересованные в дешевой рекламе. Наемный трудящийся заливает заказной E-mail и растворяется, оставляя хозяину разбираться с возмущенной общественностью. И, наконец (спамминг не запрещен а, следовательно, разрешен), нашлись люди, которые поставили дело на индустриальные рельсы. Первым (а если не первым, то наиболее известным) деятелем спамминг-бизнеса стал Сэнфорд Уоллес (Sanford Wallace, он же Spamford, он же Spam King).

В добрые старые времена Уоллес основал компанию Promo Enterprises, специализировавшуюся на массированной факс-рассылке. После правительственного запрета он переключился на E-mail, а компания в скором времени была переименована в Cyber Promotions. Фирма функционирует с большой помпой и, по-видимому, достаточно эффективно: по утверждению самого "Спамфорда", Cyber Promotions обслуживает около 7000 рекламодателей и зарабатывает миллион (по другим источникам - два) долларов в год. Помимо бизнеса, Уоллес взял на себя нелегкую ношу идеолога спамминга. Он с удовольствием ввязывается в судебные процессы и дает многочисленные интервью, обеспечивая своему бизнесу бесплатную рекламу. Естественно, ему глубоко наплевать как на традиции Internet, так и на возмущение десятков тысяч получателей спама. Впрочем, послушаем самого Уоллеса: вот отрывки из его интервью.

Вопрос: На конференции ISPCon [конференция Интернет-провайдеров - В.Т.] тема спама была одной из самых "горячих"…

Ответ: Вам следовало бы помнить, что запрет спама выгоден провайдерам по многим причинам. Во-первых, многие из них получают доход от размещения рекламы, а отправители массовой E-mail-рекламы не платят провайдерам за доставку почты их клиентам. Поэтому запрет спама приносит финансовую выгоду. Во-вторых, провайдеры разрешают своим клиентам посылать почту клиентам других провайдеров - и никому ничего за это не платят. Поэтому, в интересах провайдеров разрешать своим клиентам посылать почту и при этом блокировать входящую корреспонденцию, за которую они не получают денег…

В.: Как вы относитесь к заявлениям провайдеров о том, что спам засоряет их сети?

О.: Да, их опасения законны. Однако, по большому счету, если провайдер объявляет, что за 20 долларов в месяц он предоставляет своим клиентам неограниченный доступ в Internet, то он должен сам позаботиться о том, чтобы его оборудование и каналы связи обеспечивали этот неограниченный доступ. Если провайдерам не нравится, что коммерческая реклама занимает их каналы, это их проблемы: таков бизнес, в котором они решились работать. Они открыли дверь, мы просто входим в нее.

В.: Какое количество спама кажется вам чересчур большим?

О.: Спама никогда не будет слишком много, так же как обычной рекламной почты или любой другой рекламы. Когда я говорю это, некоторые думают, конечно, что его (спама) будет чересчур много. Сейчас для многих и одно сообщение - чересчур. Но, с экономической точки зрения, существует такая точка равновесия, за которой реклама перестает работать, если ее количество увеличивается. К примеру, если телеканал будет показывать 20 минут из 30 рекламу, его просто никто не будет смотреть. То же самое и с E-mail. Если в каждом почтовом ящике появляется по 20 рекламных писем в день, то скоро их эффективность снизится. Те, кто не сможет достичь отдачи, уйдут. Те, кто дают качественную и содержательную рекламу, останутся. Экономика определит ту точку, за которой процесс начнет замедляться и остановится.

В.: Вас не волнует ваша дурная репутация среди провайдеров Интернет, защитников свободы частной жизни и прочих?

О.: Каждый, кто следит за деятельностью Cyber Promotions, знает, что для нас это никогда не было проблемой. Ну, кто-то не выносит того, что мы делаем, всегда находится кто-то, кому не нравится то, что делают другие люди. Это нас не волнует. Наша забота - чтобы вы имели возможность не получать рекламную почту, если не хотите этого. Мы поможем вам в этом. Если вы хотите получать рекламу, мы доставим ее. Если вы хотите дать рекламу, мы вам поможем. Это наш бизнес. Если людям это не нравится, они могут нажать Delete или выключить компьютер и пойти нюхать розы. В этом мире есть проблемы поважнее, чем пять строчек рекламы в почтовом ящике.

В.: Все говорят, что ненавидят спам, но ведь он дает какую-то отдачу. Почему?

О.: Мы говорим: что для одного - мусор, для другого - богатство. Так это и работает. Если мыловаренная компания завтра пошлет купон "бесплатное мыло" 10 миллионам человек, я гарантирую, что огромное количество народу возьмет этот купон и понесет в магазин. А другие скажут: "Я больше никогда не буду покупать мыло этой компании". В этом прелесть Интернета. Каждый сам решает, что ему делать со всей этой информацией. Только вот никто не хочет, чтобы это контролировали компании вроде America Online, которые готовы перекрывать каналы, не говоря ни слова своим клиентам.

В.: Какова, в среднем, отдача от вашей массовой рассылки?

О.: Очень трудно определить процент. Мы оцениваем отдачу в расчете на затраченный доллар. Не найти другого способа передачи информации, в котором отдача на доллар была бы так же высока. Поэтому 83% наших клиентов обращаются к нам повторно.

В.: Что, по вашему мнению, произойдет с индустрией массовой E-mail рассылки через 3-5 лет?

О.: Я думаю, что технология фильтрации станет гораздо лучше. Когда я говорю о фильтрации, я имею в виду фильтрацию на уровне пользователя, а не системы. Пользователь будет иметь полный контроль над своим ящиком и получать только то, что захочет. Это - первое, что вы увидите. Второе - это повышение качества рекламы, потому что те, кто рассылает бесполезный мусор, поймут, что им никто не отвечает, и остановятся. С другой стороны, те, кто рекламирует полезные для пользователей Internet вещи, преуспеют и будут продолжать это занятие. Надеюсь, нам удастся избежать законодательных запретов, потому что одним из наших следующих шагов - и мы уже начали движение в этом направлении - будет создание ассоциации, которая выработает этические нормы и стандарты массовой E-mail-рассылки так, чтобы люди, не желающие получать спам, не получали его.

Вот так. Похоже, однако, что дела Уоллеса не всегда совпадают со словами. В Сети можно найти достаточно историй о том, как спамминг-компании, в том числе и Cyber Promotions, угрожали возмущенным гражданам бомбежкой почтовых ящиков. Впрочем, данных о претворении этих угроз в жизнь мне не попадалось (mail-bombing может оказаться подсудным делом, а кодекс Уоллес, судя по всему, чтит).

Ассоциации умеренных спаммеров уже действуют. Спаммеры пользуются поддержкой Direct Marketing Association (DMA) и организовали собственные ассоциации, такие как Internet E-Mail Marketing Council (IEMMC) и Internet Marketing Council (IMC). Обе организации проповедуют принципы "цивилизованного спамминга": собирать адреса для рассылки только в общедоступных источниках, давать пользователям возможность исключать себя из списков рассылки, указывать в рекламе координаты рекламодателя, не подделывать обратный адрес, конструктивно взаимодействовать с провайдерами. IEMMC установила собственные фильтры, через которые согласные с ее политикой спаммеры обязуются пропускать свою почту. По-видимому, у IEMMC есть и договоренности с провайдерами не задерживать спам, прошедший через ее фильтры. Кстати, мне уже приходили спамы, прошедшие фильтры IEMMC (этот факт отражается в заголовках письма). Каждый пользователь может внести свой адрес в базу данных фильтра IEMMC, посетив ее Web-сайт (www.iemmc.org). Над своими технологическими решениями работает и DMA.

Правительство

Если в большинстве стран проблема спамминга решается в треугольнике "спаммеры - провайдеры - пользователи", то в Америке она вышла на государственный уровень. Защитники спамминга апеллируют к свободе слова, противники - к неприкосновенности частной жизни. Сейчас на рассмотрении в Конгрессе находятся целых три законопроекта о регулировании массовой коммерческой E-mail-рассылки. Надо сказать, что только один из них предлагает полностью запретить спамминг. Наибольшие шансы быть принятым имеет билль, внесенный сенатором от Аляски (Аляска - регион с самыми высокими в континентальной Америке ценами на подключение к Интернет) Фрэнком Мерковски (Frank Murkowski). Проект Мерковски требует от спаммеров предоставлять пользователям возможность исключать себя из списков рассылки, помечать рекламные сообщения словом Advertisement в поле Subject, давать точную контактную информацию о рекламодателе и отправителе, обеспечивать достоверность информации о маршруте сообщения в заголовках письма. Анонимная рассылка запрещается. Провайдерам вменяется в обязанность предоставлять клиентам услуги по фильтрации почты. Регулирующие функции возлагаются на Федеральную комиссию по торговле (FTC), которая фактически уже взяла на себя эти обязанности. Как видим, положения билля Мерковского чуть ли не слово в слово повторяют принципы "цивилизованных спаммеров". Сообщение с Subject-ом, начинающимся на Advertisement, уже попало однажды мне в почтовый ящик; этот факт косвенно свидетельствует о поддержке "цивилизованными спаммерами" законопроекта Мерковского. Не исключено, что "Правила Мерковского", даже не будучи одобрены конгрессменами, могут стать стандартом де-факто, а на таких стандартах и держится Интернет. Что касается "пирамид" и тому подобных предприятий, которые усердно продвигаются мелкими спаммерами, то они и так давно запрещены американскими законами. Хулиганские проявления вроде использования чужих адресов (что фактически приводит к мэйл-бомбардировке невинного владельца адреса) подпадают под законы, запрещающие действия, приводящие к нарушению работы компьютерных систем и сетей.

Дела и перспективы

Похоже, напряженность в отношениях между спаммерами и провайдерами прошла через свой пик. Гора в виде иска AOL к Cyber Promotions родила мышь - договоренность о том, что почта CP будет доставляться клиентам AOL - но только тем, кто этого пожелает. Spamford не скрывает своего удовлетворения: репутация его компании идет в гору, а процесс обеспечил отличную рекламу. Возможно, AOL получает свои отступные, и вообще, Уоллес скорее всего прав, - за экспрессивными заявлениями провайдеров часто стоит банальное "надо делиться". По-видимому, спаммеры будут делиться, а провайдеры приоткроют шлюзы (конечно, для тех, кто заплатил). Мелкая рыбешка совместными усилиями будет вымыта с рынка. И тогда на сцену выступят те, кто сейчас молчит, - серьезные корпорации, с нетерпением ждущие того момента, когда реклама по E-mail перестанет быть неприличной в глазах большинства. В наших почтовых ящиках появятся письма с Subj. типа "Тетя Ася приехала!" или "Неповторимый сверхустойчивый вкус". Вероятно, многие провайдеры предпочтут хранить свою девственность, но выплаты рекламодателей позволят конкурентам снизить цены. Перед пользователями встанет критический Вопрос: со спамом, но за три, или без спама, но за пять. Выбор предугадать нетрудно.

Спам в России

В нашем отечестве из-за достаточно малой распространенности электронной почты спам отечественного производства - явление очень редкое: факс-рассылка ненамного дороже и, вроде бы, эффективнее. С другой стороны, уровень его достаточно хороший: я до сих пор держу у себя рекламу компании, продвигающей проект Интернет-телефонии. Однако, немало спама низкого пошиба (в том числе и откровенно хулиганского - то есть без какого бы то ни было реального обратного адреса) залетает к нам из-за океана. Поэтому нашим провайдерам хорошо знакомы жалобы пользователей, и многие из них пользуются спам-фильтрами. Дискуссии на тему спама время от времени возникают в русских группах новостей. Но основные события, похоже, еще впереди…

 

22 сентября информационные агентства сообщили, что Интернет-провайдер AGIS (Apex Global Internet Services) без предупреждения отключил от своих сетей известные спаммерские фирмы - Cyber Promotions, Integrated Media Promotions и Quantum Communications. Как утверждают руководители спаммерских фирм, отключение последовало за атакой ping flood на серверы AGIS. Представители AGIS скупо прокомментировали, что отключение было вызвано "проблемами с безопасностью", возникшими из-за деятельности спаммеров. Сервер IEMMC, организации "цивилизованных спаммеров", функционировавший при поддержке AGIS, также находится в полуживом состоянии: его спам-фильтр недоступен для пользователей, а администратора не пускают на рабочее место. Спаммерские компании подают на AGIS в суд и предупреждают, что при бездействии сервера IEMMC поток спама в Сети многократно возрастет. Борьба разгорается с новой силой...


 

Как реагировать на спам?

Ни в коем случае не пытайтесь послать отправителю гневную отповедь или, хуже того, мэйл-бомбу: могут пострадать абсолютно непричастные к этому делу люди. Если количество спама не превышает разумных пределов, лучше всего просто стирать его. Если вам кажется, что спама в вашем ящике слишком много, или если вы постоянно получаете похожие друг на друга сообщения, пошлите жалобу своему провайдеру, обязательно приложив к ней копию письма СО ВСЕМИ ЗАГОЛОВКАМИ. Обязательно сообщайте провайдеру о случаях мэйл-бомбардировки и других хулиганских акциях. Если провайдер не реагирует на ваши жалобы, установите на свой компьютер подходящий фильтр. Пока не рекомендуется отвечать на те письма, в которых вам предлагается исключить себя из списка рассылки, послав по обратному адресу слово Remove: некоторые спаммеры выявляют таким образом активные адреса. Лучше внесите свой адрес в списки фильтров IEMMC.


 

Как уберечься от спама?

Для этого желательно не писать в группы Usenet и конференции, работающие через списки рассылки, и не указывать где бы то ни было свой реальный почтовый адрес. Лучше всего вообще не входить в Интернет. Если такие способы представляются слишком скучными, вставьте в установочных параметрах программ работы с Internet в ваш адрес E-mail слово nospam или еще что-нибудь постороннее. Не забудьте предупредить своих корреспондентов о необходимости отредактировать адрес перед отправкой вам письма. По возможности, подключайтесь к провайдерам, обеспечивающим эффективную фильтрацию почты.


 

Как не стать жертвой борьбы со спамом?

Не набирайте Subject прописными буквами. Не употребляйте в Subject сочетание символов $$$. Не пользуйтесь, по возможности, услугами провайдеров бесплатной почты. Если ваше письмо вернулось назад или не дошло до получателя, и вы подозреваете, что причиной этому послужила спам-фильтрация, любым способом свяжитесь с провайдером получателя и выскажите ему свои претензии. Заодно поставьте в известность своего провайдера.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.