Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Всехный побеждатель

Архив
автор : Юрий Романов   29.09.1997

Не подходи сюда, мальчик,
Тут за углом играют большие,
Кричат и бросают разные вещи,
Убить тебя могут легко.
Людей и зверей за игрою не трогай,
Свирепы игры больших.

Н. К. Рерих "Цветы Мории"

1. Lord of reality

А я каждый день так напобеждаюся,
что мама ругаться начинает.

(Игорек из "Детского мира")

Откровенно говоря, этот Игорек, мальчишка, с которым я встретился в "Детском мире", своим нечаянным интервью мне меня просто сразил. Он мне такое рассказал!!! Его в Москву привезли из откуда-то (я не запомнил, маленький такой городок) специально для того, чтобы он себе TV-приставку купил. "Эка невидаль", - скажете. - "Родителей нытьем достал, вот и привезли". А вот и ничего подобного!

Как-то так вышло, что не было у Игорька и его друзей ни приставки, ни PC, ничего не было, а вот "GAME.EXE" у них там был. С его картинками и текстами про то-се.

Короче говоря, парни, почитав журнал, обнаружили, что хотя окружающая действительность и не так романтична, как на скриншотах, но вполне подходит для того, чтобы осуществить ряд игровых проектов (сленг мой, вернее, общепринятый. Игорь просто сказал, что в играть в "Бутылочное дерево" лучше в заводском сквере, а в "Столовую мертвецов" - вечером в сгоревшем кафе. Бабушка, с которой он пришел в магазин, морщится, но терпит). Словом, за каких-нибудь пару минут я услышал в вольном изложении концепцию, сформулированную в 1984 году Робертой Вильямс, Sierra On-Line. Я ее процитирую по тексту того же "GAME.EXE": "Это будет игра… в реальном времени. В сущности, там бродят разные персонажи, которые могут появиться и поймать вас в любой момент… Ваш герой сможет ходить и плавать, прыгать и нагибаться… Полный цвет… Вы услышите, как поют маленькие птички и скрипят открываемые двери…"

Когда играешь в "Столовую мертвецов", слышишь не только скрип открываемой двери…

Детвора все обставила как надо. Выбор миссий случайный (как в лото), время на прохождение - пока домой не позовут, пазлы естественные - в то сгоревшее кафе еще попробуй заберись, не так это просто, да и сторож там есть.

У меня сложилось ощущение, что такой книжки как "Тимур и его команда" Игорек никогда в руках не держал. (А кто ее сейчас держал?)

Одним словом, родителям это надоело, и вот Игорь в Москве и при деньгах. Вот это, скажу я вам, стратегия!

Однако это все была преамбула. А "амбула" будет следующая: ну-ка ответьте мне, геймеры, кому не слабо было бы в сумерках залезть в сгоревший дом мимо пьяного сторожа и наваленных повсюду этих… отнюдь не виртуальных, зная, что в случае бесславного "game over" не миновать ремня (именно: не самурайского меча, не лазерного, и не когтей монстра, а вот просто обыкновенного батиного ремня по собственной заднице)? Но даже это хитрющие отроки условились считать игровым моментом! Снимаю воображаемую шляпу!

Короче говоря, принимаю Игоря в команду и объявляю презентацию суперпроекта "Lord of reality" first edition. Ну-ка, мужики, шлите в редакцию денежки (шутка. А может и правда, попробовать?) и получайте конверт с индивидуальной миссией. Четыре уровня сложности, 3D, реальное время, возможность коллективной игры, цветов - сколько хотите, звук и даже запах вкупе с тактильными ощущениями. Несколько уровней встроенной виртуальной реальности. Ну, кто сейчас предлагает что круче?!

Вы уже догадались, в чем дело?

Я сейчас скажу жуткую банальность: наша жизнь - игра. С этим последнее время никто не спорит (кстати, интересно бы узнать - почему? То ли все философами стали, то ли… наоборот). Однако, полезно разобраться все же, кто с кем играет? И по каким правилам? И зачем?

2. Всехный побеждатель

Ну, я ж себе не враг!

(Распространенное заблуждение)

Теперь я постараюсь быть оригинальным и не стану ругать компьютерные игры за их вклад в развитие жестокости, моральной распущенности и тэ пэ. Я скажу, что мне лично в них активно не нравится (причем, во всех).

Концепция внешнего врага.

Ну кто из играющих хоть раз обратил на это внимание? То-то и оно. В играх враг всегда снаружи. Он может быть разнообразно вооружен, вообще весьма разнообразен и даже нечеловекоподобен, однако всегда извне. Вот это - действительно опасная неправда.

Я сейчас сформулирую (вернее, воспроизведу современным языком) древний принцип, который каждый может воспринять, как рабочую гипотезу и попытаться подтвердить ее, или опровергнуть. Принцип прост: все, что вокруг нас, - есть отражение в зеркале Мира нас самих. Речь идет, конечно, не о зеркальном отражении физического облика, а, так сказать, о глубинной сути.

Существуют более частные формулировки этого же принципа. "Что посеешь - то пожнешь", "как аукнется, так и откликнется". Некоторые предпочитают усматривать здесь действие Кармы. Я же хотел бы подчеркнуть, что, глядя в Мир, мы глядим в себя, причем глубоко в себя. Поднимая на Мир оружие, мы поднимаем его против себя.

У Гарри Гаррисона есть удивительная и, я бы даже сказал, симптоматичная для нашего времени повесть "Неукротимая планета". Не буду пересказывать содержание, но очень рекомендую прочесть. Я просто удивляюсь, отчего никто не взялся эту вещь "геймизировать", что ли? Получился бы отличный квест и крутейшая стрелялка без малейшего шанса на прохождение с позиций наращивания огневой мощи и вообще разрушительного потенциала. Если эту особенность игры специально не афишировать, эффект будет потрясающий!

Но ведь в реальной жизни все именно так и происходит. Кто и как это организовал - не берусь судить, но ведь не учитывать этого нельзя, а не знать - так просто опасно.

Враг не снаружи!

Враг - внутри. Извне он появляется лишь как отражение внутреннего. Чувствуете, что получается? Встал перед зеркалом, состроил рожу, да и обиделся, что тот, "кто в зеркале", дразнится. А раз дразнится, так кулаком его по роже! Что из этого получится, сами догадаетесь, или подсказать?

Теперь, по крайней мере, на пару из заданных выше вопросов мы уже сможем ответить. В игре, что называется "Жизнь", каждый из нас играет сам с собой. А цель игры всецело определяет жанр - обучалка с элементами квеста, стратегии, тактики, стрелялки, ловилки, работалки, выпивалки и расслаблялки.

3. Игры больших

Мы же тут с вами не в игрушки играем!

(Еще одно распространенное заблуждение)

Кухарка не может управлять государством. А почему, собственно? Да по той же самой причине, по какой, забравшись "с нуля" сразу на старшие уровни стрелялки, вы неминуемо будете уничтожены, даже если предварительно назубок выучите все правила прохождения этого уровня по какой-нибудь журнальной статье. Не хватит того, чему название жизненный опыт или, если сказать более психологично, уровень сознания не адекватен решаемым задачам.

Помните, в первой главе я упоминал четыре уровня сложности этой нашей суперигры, что жизнью зовется. Теперь самое время объяснить, что здесь имелось в виду. Уровень сознания не есть синоним термина "образованность". Образование, образованность, приобретенные в ходе некоторого процесса запоминания и осмысления, далеко не всегда становятся частью жизненного опыта, поскольку именно требуют приложения в жизни. Иногда их негде применять, иногда неохота, а изредка - просто страшно, а вдруг применишь, а жизнь наперекосяк пойдет. Альтернатив, однако, нет. Уровень сознания - это твой опыт по жизни, он же - ключ к новым возможностям, новые возможности - всегда - новые проблемы, а новые проблемы - всегда новый опыт, ну, и так далее…

В древности на Востоке сформулировали четыре уровня совершенства, или (в смысле вышесказанного) четыре уровня сознания человека. Первый - "шудра" или работник, второй - "вайшья" - купец, предприниматель, третий - "кшатрий" - воин или руководитель, ну, а последний и самый высший - "брахман" - учитель. Абсолютно неверно считать перечисленные ступени определениями некоторых базовых видов человеческой деятельности, отнюдь! Речь идет именно о состояниях сознания, отличающихся присущей им суммой жизненного опыта и, как следствие, характером восприятия и оценки жизни, стилем мышления и исходными посылками мотивации.

И перешагнуть со ступени на ступень можно только после накопления соответствующего личного опыта, каковой, таким образом, становится мерилом качества жизни и ее успешности. Кухарка не может управлять государством, но она может стать предпринимателем! (От себя замечу - в нынешнее время это особенно имеет смысл. Без шуток.) Лишь бывший предприниматель будет успешен в роли управляющего в каком-нибудь большом деле, и лишь Учитель способен управлять государством (последний тезис отчего-то особенно популярен среди вождей, всяк из которых уж непременно "вождь и учитель". Смешно, но факт.

Такие дела… Ну как, не слабо поиграть в Жизнь?

тел. (0572)-44-18-51

310085 г. Харьков-85, а/я 9217

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.