Архивы: по дате | по разделам | по авторам

К вопросу о норнологии

Архив
22.09.1997

"Они живые, следует относиться к ним как к маленьким детям.
Если ваш Норн напоминает вам двухлетнего ребенка - вы не далеки от истины."
(из официальной инструкции к игре "Creatures")

Если тебе, о читающий эти строки, неведома маленькая страна под названием Альбия, и если ты никогда не встречал Синего Гренделя, и если ты не подозреваешь, к чему ведет неумеренное поедание томатов, и если ты даже не мечтал вывести Самого Умного Норна - тогда ты вряд ли поймешь, о чем я.

"Creatures" с трудом вписывается в привычное понятие "компьютерная игра". То есть, если исходить из марксистского утверждения, что "превращение труда в игру физических и интеллектуальных сил человека рождает бескорыстное удовольствие от самого его процесса"1, то "Creatures" смело можно отнести к новому виду трудовой деятельности. Если же согласиться с тем, что "искусство в целом может быть рассмотрено как познавательная модель реальной жизни и как игра в жизнь"2, тогда, безусловно, "Creatures" - искусство.

Главные действующие лица Альбии - норны, яйцекладущие теплокровные вегетарианцы. Каждый норн рождается на свет с уникальным генетическим кодом, причем варьирует даже общее количество генов. Не трудно догадаться, что претерпевает изменение и внешность. В зависимости от того, в каких условиях жили родители, маленький норн наследует черты их характера, внешний облик, способности, количество долей мозга - плюс получает нечто новое, генетические изменения, которые могут проявиться самым неожиданным образом. Скажем, норн будет замечательно быстро учиться управлять техникой, или у него, в отличие от родителей, будет железное здоровье, или он окажется патологическим соней, или (случалось и такое!) - будет ходить только задом наперед. Прелесть "Creatures" в том, что результаты генетических экспериментов предсказать невозможно... потому что в основе их жизнедеятельности лежит технология Artifcial Life.

О том, как управляться с норнами, было написано немало. Идеологии Сyberlife в целом и "Creatures" в частности посвящены статьи в крупнейших компьютерных журналах мира, о "Creatures" написаны монографии, руководство по эксплуатации предлагается на английском, немецком, французском, датском и японском языках.

Казалось бы, все просто: в начале тебе предлагается поместить в инкубатор одно из шести яиц, из которого вылупляется первый норн, ты даешь ему имя и начинаешь его воспитывать. Потом повторяешь все с самого начала с другим норном, и вот их двое, и ты наблюдаешь, как из ползающих малышей они превращаются в детей, потом в подростков, играют, узнают мир, взрослеют... Если бы "Creatures" были компьютерной игрой в привычном понимании, многократное повторение одних и тех же действий вскорости утомило бы даже человека с ангельским терпением.

НО! Скажу тебе по секрету, о читающий эти строки - если ты оказался в состоянии дождаться момента, когда твои первые норны стали дедушкой и бабушкой, ты уже не сможешь навсегда проститься с Альбией. Причин этому множество.

Первая причина - ты сам.

...из дневника неизвестного норновода. "Дуся снесла седьмое яйцо. Я попросил ее отнести его в инкубатор, но она отказалась, заявила, что плохо себя чувствует и хотела бы поспать. Я сам отнес яйцо в инкубатор - не терпелось узнать, будет ли это долгожданный мальчик. Возле инкубатора Пафнутий и Витамин ловили морковных жуков. Витамин никогда раньше не видел яйцо, поэтому он сказал, что это мяч, но Пафнутий его поправил. Витамин бросил жука, подошел к инкубатору и сквозь стекянную дверцу с интересом воззрился внутрь. Затрещала скорлупа, что-то звякнуло, дверца распахнулась, и вывалился сиреневый малыш с курчавой головой и рожками. "Норн родился,"- прокомментировал Пафнутий. Так... посмотрим генетические характеристики... Ух ты! Шестнадцать лобных долей, изменения в пигментации, постоянный уровень сахара в крови! Силен!!! Назову-ка я тебя Арнольдом. Тем временем пришла Дуся, с печалью на лице, повторяя:"Бросила яйцо, бросила!" Пафнутий ей очень обрадовался, расцеловал и сообщил, что яйцо взял грендель. (Ну и шуточки!) Тут Дуся увидела Арнольда и закричала:" Музыка!"...

Исключительно приятно видеть результаты своего труда. Каждое новое поколение норнов - упорный целенаправленный труд (или искусство, если угодно), и если результат превосходит ожидание, удовольствие получаешь немалое! Поскольку организм норнов весьма чувствителен к влияниям окружающей среды, велик бывает соблазн покормить будущего родителя одними колокольчиками или вырастить в компании с гренделем. Кстати, грендели способны мутировать не хуже норнов, и при желании можно попробовать получить гибрид норна и гренделя. Когда же удается вывести норна с бOльшим числом долей мозга и тем более убедиться, что сей норн в самом деле умнее своих предков - тут уж просто праздник!

Вторая причина - сам мир Альбии. Хоть он и невелик, преображать его можно до бесконечности. Кроме основных, присутствующих изначально в Альбии, предметов первой необходимости - таких, как инкубатор, печка-буржуйка, компьютер, подводная лодка, автомат для производства моркови и т. д. - при желании можно разнообразить мир специальными объектами, количество и качество коих зависит только от замысла норновода. Одни из подобных объектов имеют весьма утилитарный характер, другие чисто декоративны, третьи попросту опасны, а бывают и такие, что объединяют в себе сразу несколько противоположных качеств. Можно засеять огород новым видом цветов, которые вполне съедобны, опыляются пчелами и дают ягоды, а можно напустить на грядки с морковью Альбианских морковных жуков, которые эту морковь с аппетитом изничтожат, но при этом - милейшие созданья, норны с ними обожают играть и даже, случается, едят.

В отличие от норнов и гренделей, прочие "живые" существа Альбии - не более чем программы, хотя некоторые из них и способны производить себе подобных. Вероятно, норны могут прямо взаимодействовать не со всеми - к примеру, норн может схватить пчелу (что за этим последует, полагаю, понятно!), но не может потрогать рыбку в аквариуме... хотя однажды был случай, когда норн упал в пруд, и я не исключаю вероятности, что кому-нибудь из них вздумается нырнуть в море и поплавать в компании морского конька.

Что до "неживых" объектов, то подавляющее их большинство служит для утоления норновского неуемного любопытства, насыщения желудка, лечения хворей, а также способствует развитию интеллекта. Это книги, с помощью которых норны легко выучивают новые слова, хрупкие кувшинчики и банки с медом, которые могут разбиться при неосторожном обращении, всевозможные игрушки - от душевного плюшевого мишки, помогающего заснуть, до пугающей коробочки с норночертиком. Можно порадовать своих любимцев холодильником-самобранкой, в котором всегда найдется свежий ломтик сыра, телевизором, видеомагнитофоном и ветряком, который будет снабжать энергией всю эту технику. (Если бы норны носили одежду, без сомнения, им понравились бы стиральная машина, утюг и гладильная доска!) Есть и откровенно странные предметы, скажем, фальшивая морковь, несъедобная и прыгающая, как мяч, или статуя Лаокоона, которую можно водрузить посреди огорода.

Кстати, морковь составляет основу здорового норновского питания, по полезности она сопоставима только с лимонами. Но большинство норнов не прочь полакомиться чем-нибудь менее полезным и более вкусным, к примеру, похрустеть шоколадным батончиком, выпить молочного коктейля или лимонада, отведать порцию клубничного торта, закусить спагетти с сыром, почавкать яблочком, попробовать мякоти кокосового ореха прямо с пальмы, угоститься кофейничком кофе и, наконец, испить пивка с чипсами. Среди норнов, как и среди других двуногих прямоходячих, попадаются ужасные проглоты - что, к счастью (или к сожалению?), никак на норновой фигуре не отражается, хотя обмен веществ может пострадать основательно.

Попадаются среди норнов и личности, питающие слабость к крепкому спиртному. Пару раз мне приходилось прятать подальше, и даже топить в пруду, все стаканы, потому как в подвале стоит самогонный аппарат - наливай да пей... Особо неприятны пьяные грендели. От малейшей дозы спиртного они делаются агрессивны и навязчивы, а попробовавши выпивку единожды, постоянно стремятся напиться. Помню, один милейший, послушнейший зеленый грендель забрел в подвал и напился до посинения. После пятого стакана его сморило, и, прохрапев некоторое время, он проснулся с явными признаками абстиненции. Наверху, в музыкальной комнате, двое норнов упражнялись в игре на барабане. Бедный мучимый похмельем грендель принялся кружиться на одном месте, периодически восклицая: "Стоп барабан! Норн стоп барабан!" Замечу, что до этого прискорбного случая сей грендель с удовольствием барабанил сам.

Между прочим, грендели не так и страшны, всех-то бед от них - их драчливость и то, что они разносят инфекции. Но во-первых, инфекции необходимы, потому как в процессе эволюции появляются поколения с новыми качествами, в частности, более устойчивые к микробам, а ежели норнов поместить в стерильную среду, у них не будут вырабатываться антитела, и болеть они будут от любой ерунды. Во-вторых, при желании оградить своих питомцев от возможных недомоганий, вызванных присутствием гренделей, можно угостить заразных друзей особым видом лимончика - антисептика, после чего грендели становятся чистыми, здоровыми... (белыми и пушистыми...) Что до драчливости, то она мешает - но, опять-таки, не всегда. Бывают очень чувствительные норны, особенно барышни, способные запаниковать и впасть в депрессию из-за любого пустяка, - таким надо держаться от гренделей подальше. Если же норн смелый и решительный, то никакие оплеухи ему не страшны, в случае чего, он и сдачи дать сумеет. А уж если малыши гренделей и норнов вместе выросли, и уж тем более если воспитанием гренделя заниматься наравне с норном, - в этом случае норн может ходить, не опасаясь. Встречаются и среди гренделей скромные, воспитанные и спокойные. Кстати, некоторые норноводы сетуют, что природа в Альбии рождает только гренделей мужского пола. На домашней страничке одного английского любителя мне встретилось забавное предположение, что грендель - барышни, должно быть, большие и с косичками! Вообще, чего только не прочитаешь на сайтах, посвященных "Creatures"!..

...а вот и причина номер три.

В жизни каждого норновода рано или поздно наступает период, когда ему хочется похвастаться своими выдающимися достижениями и узнать, чего же добились коллеги. Очевидно, что в кругу знакомых вряд ли наберется достаточное число поклонников "Creatures", чтобы собрать пресс-конференцию. Однако, к величайшей радости нашей, Землю-матушку все плотнее опутывает Паутина. В главном меню "Creatures" есть даже специальная иконка, отсылающая прямиком на Web-сайт разработчиков. Там можно найти новые дополнения к миру Альбии, советы, ссылки и полезные утилиты. Но самое приятное - это странички энтузиастов, норноводов-любителей. На сегодняшний день мне удалось насчитать их 107: 47 в Англии, 21 в США, 19 в Германии, 11 во Франции, 2 в Норвегии, 2 в Испании и по одной - в Дании,Японии, Израиле, Новой Зеландии... и в России.

Странички любителей - это та самая заветная возможность на других посмотреть и себя показать. Содержание сайта напрямую зависит от отношения его хозяина к жизни: большинство предлагает дружеский обмен норнами, просьбы хорошо обращаться с их питомцами, полезные утилиты и объекты (чаще всего не собственного производства), информацию об успехах в норноводстве, ссылки на странички коллег. Встречаются сайты норноводов - профессионалов, способных дать ответ на множество вопросов, и если на некоторых страничках можно прочитать только подробное описание привычек и пристрастий трех первых - и пока единственных - норнов, то здесь можно найти существ с родословной поколений в 20, а также уникальные дополнения, например, редактор, с помощью которого можно рисовать и программировать объекты для мира Альбии. Есть специализированные странички: на одном из сайтов собраны только очень необычные норны, хозяин другого просит присылать ему игрушки и всякие полезные вещицы для гренделей. Здесь имеется приписка:"Пожалуйста, не высылайте мне The Grendel Killing Machine и подобные предметы!" Автор третьего сайта разработал специальную утилиту, позволяющую экспортировать нарождающихся в Альбии гренделей: "Не убивайте гренделей! Лучше отсаживайте их!"

Вообще, большинство домашних страничек выдержаны в добром и гуманном духе "Creatures", хотя попадаются (к счастью, редко) исключения - откровенно пионерские забавы с разрисовыванием норновских спрайтов и эксперименты в области хака. Подобные упражнения привели к тому, что сейчас в сети можно встретить "умных" норнов, в генетических характеристиках которых значится большее число долей мозга, чем есть на самом деле - такие норны не только не стали умнее, но и создают серьезные трудности для грамотных норноводов, вводят в заблуждение новичков, и - что самое неприятное - передают фальшивую информацию по наследству.3 В "Creatures" выигрывает тот, кто принимает правила игры (или жизни?).

И, наконец, четвертая причина, по которой в Альбию хочется возвращаться снова и снова: в этих созданий трудно не влюбиться! Ты помогаешь им жить... разве это не здорово?

 

...Вначале была математическая модель, и имя этой модели -- Artificial Life (A-Life). Да, именно так: созданию в высшей степени любопытной и неординарной "как бы игры" Creatures, о которой пойдет речь ниже, предшествовала очень активная мыслительная ферментация в головах нескольких молодых ученых Кембриджского университета, задумавших почти двадцать лет назад создать модель комплексной биологической структуры. В 1992 году Стив Гранд (Steve Grand), один из авторов A-Life и "мотор" проекта, впервые реализовал ее в виде компьютерной программы, которая получила дальнейшее развитие при участии специалистов лондонской компании Millennium Interactive. 1994 год -- еще одна веха: Millennium объявила о "полной и окончательной победе" над алгоритмом, который наконец научился более или менее прилично имитировать бытие живых организмов в условиях многофакторного влияния окружающей среды.

Цель достигнута, но светлые головы из Millennium Interactive на этом, разумеется, не успокоились, затеяв "прикладное применение" своей разработки. Так возникла Cyber Life, "живая" среда в киберпространстве, главными действующими лицами которой были "живые" же компьютерные организмы. Покуда безымянные. Безымянные до тех пор, пока та же Millennium не отважилась на выпуск поздней осенью прошлого года Creatures -- первой в мире игры, чье действие происходит в мире Cyber Life, населенном милейшими и умнейшими (хотя сам Стив Гранд оценивает их "умственные способности" на уровне "рядового" насекомого, надеясь вскоре подтянуть их до грызунов) малютками норнами.

Игра, выпущенная только в Великобритании, да еще очень малым тиражом, прошла почти незамеченной. Игровая пресса ее дружно проигнорировала (немного саморекламы не помешает: кроме родного Game.EXE, оценившего игру "Выбором редакции" и опубликовавшего помимо рецензии очень интересное интервью со Стивом Грандом). Авторы терялись в догадках, с чего бы это, почему такое небрежение?.. И тогда на помощь пришли фэны: в Интернете один за другим стали появляться специальные Creatures-сайты, владельцы которых предлагали другим поклонникам игры собственноручно выращенных норнов-уникумов.

Это заставило "капиталистов" от игровой индустрии взглянуть на Creatures совсем другими глазами. Люди просто почувствовали, что дело пахнет деньгами. Итог: Millennium Interactive удачно продала права на американское издание игры монстру по имени Mindscape, который, если не ошибаюсь, прошедшим летом выпустил игру на широкие американские просторы.

Что будет дальше? Стив Гранд сообщает, что трудится сейчас над "радикально поумневшими" норнами, которых собирается поместить в трехмерные интерьеры. Millennium Interactive активно намекает, что Creatures -- лишь первая игра из задуманной серии, серии с новыми героями и ландшафтами...

Олег Хажинский, редактор "GAME.EXE"


1 "Эстетика. Словарь" Политиздат, 1989

2 там же

3 Рекомендации, как отличить норнов с испорченным генетическим кодом, а также селекционных норнов, полезные утилиты, объекты, ссылки и многое другое можно найти на первой русской норноводческой страничке по адресу http://www.dataforce.net/~nagel

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.