Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Верстальные страсти, или Инструкция по технике безопасной верстки

Архив
автор : Серж Скаут   08.09.1997

Итак, текст набран, картинки нарисованы, отсканированы, отжарены и сложены в отдельные папочки, шрифты выбраны, куплены и установлены, пиво охлаждается, на носу - верстальная страда. Верстать, как вы, наверное, уже догадались, тоже нужно по-русски. То есть не повредит придерживаться определенных правил, часть из которых принята и во всем мире, а остальные разработаны специально для русскоязычных изданий. Мне уже надоело ругаться, поэтому в этой статье я постараюсь не очень расстраивать себя и вас примерами неправильной верстки (хотя все же приведу их), а просто расскажу вам, как, по нашим российским правилам, верстать надо бы. Вы можете со мной не соглашаться. Это не беда. Кое у кого при прочтении данной статьи могут возникнуть непроизвольные движения руками, головой и другими частями тела. Это тоже нормально. Я хоть и не Кашпировский, но лечить тоже умею. ("И тебя вылечат, и тебя вылечат. И меня вылечат!") Итак, считаю до тридцати трех и приступаю. Да, чуть не забыл сказать: я не буду вас лечить от неправильной работы с верстальными программами, ибо и сам не безгрешен, да и не ставлю себе такой цели. Я буду вас лечить правилами набора - заповедями примерного верстальщика.

Определение формата полос набора

Все в мире должно быть красиво, и издание тоже. Гармоничность издания начинается уже с определения его обрезного формата. Для того чтобы определить форматы страницы, можно воспользоваться ГОСТами, приведенными в предыдущих статьях. А можно и просто вспомнить о правиле "золотого сечения", выведенном еще в античности. Не вдаваясь в подробности (это все можно найти в книжках, обучающих художников жить), я просто скажу, что золотое сечение - это соотношение сторон прямоугольника, приблизительно равное 3/5 (применительно к прямоугольному бумажному листу). Этим правилом очень удобно пользоваться для определения обрезного формата полосы. Так, при формате 60х90/16 необрезной формат равен 150х225 мм, а обрезной, с учетом этого формата и правила "золотого сечения", будет составлять примерно 130х215 мм (в отличие от 145х215 мм, указанных в ГОСТе).

Чтобы теперь рассчитать, как разместятся полосы набора на страницах, а также величину полей, вы можете опять же воспользоваться ГОСТами. А можете отстроить графическую схему, что гораздо интереснее, да и полосы набора получаются покрасивее. На рисунке 2 показано, какие вспомогательные линии необходимо построить на развороте полос, и как их использовать для определения положения и размера зеркал набора. С помощью этих построений вы можете получить несколько очень интересных вариантов зеркал набора. Варианты 1 и 2, указанные на рис. 1, являются классическими. По этим схемам строились поля набора древних рукописных книг, и своей эстетической ценности они не потеряли и сейчас. Варианты 3 и 4 - более модернистские, однако и они дают очень симпатичную верстку. Варианты 1 и 3 лучше всего подходят для верстки стихов, вариант 2 - для верстки текста, а вариант 4 - для верстки иллюстративных книг.


Рисунок 1.

Несомненно, существуют и другие возможности построения полос набора. Так, на рис. 2 показаны несимметричные полосы набора, полученные уменьшением в два раза по ширине варианта 2 с рисунка 2. Такие полосы хорошо использовать в книгах, где основной текст верстается в полосы, построенные по варианту 2 (рис. 1), для заверстки аннотаций, предисловий, послесловий и списка литературы.


Рисунок 2.

Если же расходы на бумагу для вас являются критичной величиной, и вы хотите сэкономить за счет уменьшения полей, то примите во внимание еще одно правило: углы поля набора должны располагаться на диагонали от верхнего внутреннего к нижнему внешнему углу полосы.

Разверстка текста на полосе

Разливать текст на полосе тоже надо красиво. Вы ведь наверняка понимаете разницу между лужей воды в вашем дворе и чистым горным озером; а ведь и то, и другое разлито по поверхности земли. Так же и книга: вроде бы разлить текст - нехитрое дело, но у кого-то он течет красивым хрустальным водопадом, а у кого-то напоминает речку-вонючку, текущую по территории соседнего завода. Так засучим же рукава, возьмем полные ведра текста и приступим к прослушиванию (прочитыванию, проглядыванию) инструкций по розливу.

Если полоса не заливается текстом, а имеет большие белые элементы и несколько текстовых блоков (допустим, титульный лист), то эти блоки на полосе должны быть уравновешены. Уравновешиваются они очень легко: представьте себе, что точно на середине полосы по вертикали расположены обыкновенные весы. Тогда вам необходимо укладывать блоки с одной и другой стороны так, чтобы ваши "виртуальные весы" всегда оставались в равновесии. Эту задачу можно решить как математически, определив, какой процент площади полосы занимает каждый блок и расположив его соответственно середины листа, так и "на глазок".

Перейдем теперь к основным правилам заверстки сплошного текста.

  1. Верстка во всем издании должна быть единообразной (то есть стильной). Недопустимо использование в разных статьях разных гарнитур и кеглей (чем, кстати, иногда грешит "Компьютерра": часть полос набрана серифным шрифтом, а часть - бессерифным).
  2. Недопустимо также использование большого количества гарнитур при верстке издания: в идеале, книга верстается с применением двух, максимум трех гарнитур (естественно, с использованием - при необходимости - различных начертаний), а журнал должен в целом содержать не больше трех-пяти гарнитур. Этим правилом часто пренебрегают ошалевшие от большого выбора шрифтов начинающие "дизайнеры", создавая просто парадоксальные по нечитаемости шедевры. Естественно, выбранные гарнитуры должны сочетаться между собой: так, например, бессерифные (рубленые) и рукописные, или кистевые, гарнитуры вместе выглядят как-то не очень. Еще раз повторю: использование более трех гарнитур на одной полосе допустимо только при создании акцидентной продукции, да и то не является признаком хорошего тона.
  3. Верстка полос должна быть приводной. Этот термин означает, что строки текста на лице и обороте полосы должны совпадать, если вы посмотрите страницу на просвет. Это не очень критично для журналов, но абсолютно обязательно для книг. Дело в том, что книги преимущественно печатаются на менее качественной бумаге, и шрифт, отпечатанный на другой стороне листа, просвечивает. Если строки текста будут не приведены, то вместо белых межстрочных пробелов мы получим грязновато-серый фон, обусловленный просвечиванием черного текста с другой стороны. Естественно, что читать такую книгу куда менее удобно и приятно.
  4. Из предыдущего правила вытекает следствие: нельзя "разгонять" текст по полосе с помощью увеличения интерлиньяжа или введения отбивок до или после абзаца. Если же часть полосы набирается меньшим кеглем, чем остальная полоса, то она должна быть приведена по высоте, кратной основному кеглю набора, с помощью отбивок.
  5. Последняя строка правой полосы при двухсторонней верстке не должна заканчиваться переносом.
  6. Нельзя допускать существования "висячих строк", то есть первой строкой полосы не может быть последняя строка абзаца, а последней строкой полосы, соответственно, не может быть первая строка абзаца. В идеале первый или последний абзац на полосе должен содержать не менее трех строк, в крайнем случае - двух.
  7. Абзацные отступы должны рассчитываться, исходя из длины строки и кегля шрифта. В любом случае они не могут быть меньше кегля по размеру (то есть при наборе текста кеглем 10 пунктов абзацный отступ тоже должен быть не менее 10 пунктов; такая отбивка называется кегельной или круглой шпацией). В таблице 1 приведены рекомендуемые значения абзацного отступа в зависимости от длины строки.

    Таблица 1.

    Длина строки в квадратахдо 5до 6до 7> 7
    Длина строки в миллиметрахдо 90До 110до125> 125
    Отступ в круглых шпациях111/2221/2


  8. Если необходимо выгонять или вгонять строку, то есть увеличивать или уменьшать количество слов и символов в ней за счет изменения междусловного пробела, то пробел должен быть не менее 1/4 и не более 3/4 кегельной.

Верстка текста в несколько колонок

В принципе, все правила верстки текста при многоколонном наборе совпадают с соответствующими правилами, существующими для "сплошной" (одноколонной) верстки, однако есть и несколько нюансов.

  1. Строки в смежных колонках должны быть выровнены по горизонтали. Этого легко добиться в современных программах верстки, и обычно программа следит за этим автоматически.
  2. Ширина межколонного интервала должна быть не менее 6 и не более 24 пунктов.
  3. Колонтитул отделяется от текста пробелом, равным ширине межколонного интервала.
  4. Если в полосу заверстана иллюстрация таким образом, что она пересекает две и более колонки, то текст в каждой колонке должен переходить сверху вниз.
  5. Нехорошо размещать иллюстрации в одной колонке друг под другом, не разбивая их текстом. Минимальная разбивка должна составлять три строки текста.

Выворотка

Слово "выворотка" само по себе вызывает неприятные ассоциации1.. И в большинстве случаев реализуется выворотка таким образом, что эти ассоциации вполне справедливы. Что же это такое? Как я уже сказал, выворотка - это набор светлого текста на темном фоне. В последнее время в наших изданиях данный прием весьма популярен, что не есть хорошо, ибо чтение выворотного текста чрезвычайно утомляет. Да к тому же и реализуется она через пень-колоду. Если уж вы используете выворотку, то постарайтесь пользоваться достаточно массивными бессерифными шрифтами. Часто с вывороткой возникают неприятности из-за несовмещения разных цветов при печати. Это происходит, когда в качестве фона выбирается не сплошная плашка, а цветная иллюстрация. В подобных случаях стоит заливать текст не белым цветом, а каким-нибудь из легких оттенков основного тона - несовмещение, если и возникнет, будет менее заметно.

И, наконец, самая грубая ошибка при изготовлении выворотки - выбор неконтрастных или несочетаемых цветов для текста и фона (см. журналы "Птюч", "ОМ"). В таблице 2 приведены значения пар цветов "шрифт-фон" по мере уменьшения их сочетаемости. Эта таблица относится, правда, не только к выворотке. Она позволяет выбрать цвета фона и шрифта на все случаи жизни.

Таблица 2.

ШрифтФон
ЧерныйЖелтый
ЗеленыйБелый
КрасныйБелый
СинийБелый
БелыйСиний
ЧерныйБелый
ЖелтыйЧерный
БелыйКрасный
БелыйЗеленый
БелыйЧерный
КрасныйЖелтый
ЗеленыйКрасный
КрасныйЗеленый

Верстка колонцифр и колонтитулов

Для этих элементов издания применимы следующие правила:

  1. Колонцифры и колонтитулы набираются обычно той же гарнитурой, что и текст.
  2. Кегль колонцифры и колонтитула должен быть меньше кегля основного шрифта. Это необходимо для того, чтобы эти элементы не "соперничали" в визуальном восприятии полосы с основным текстом набора.
  3. Нижние колонцифры и колонтитулы отбиваются от текста на величину, равную их кеглю минус 2 пункта; верхние - на кегль основного шрифта.
  4. Нижняя колонцифра не ставится на концевой полосе; верхняя, соответственно, не ставится на начальной.

Верстка сносок

Правила заверстки сносок в последнее время очень актуальны. У меня начинает даже создаваться впечатление, что авторы "Компьютерры" 2 считают сноски своим любимым литературным стилем (посмотрите предыдущий номер). Язык сносок очень лаконичен, сноски вводят в текст элемент неожиданности и некоторой недосказанности. А верстаются они так:

  1. Что очевидно, сноски помещаются на той же полосе, что и ссылка на нее. Если сноска в полосу не влезает, то допустимо, хотя и нежелательно, перенести ее на следующую полосу, оставив на предыдущей полосе не менее двух-трех строк (ну бывают авторы, которые пишут такие длинные сноски).
  2. Сноски при многоколонном наборе заверстываются под той колонкой, в которой есть ссылка на сноску.

Верстка иллюстраций

  1. Иллюстрация на полосе заверстывается таким образом, чтобы она располагалась как можно ближе к сноске на нее.
  2. Если на полосе всего одна иллюстрация, то на правой полосе ее следует заверстывать вправо, на левой - влево.
  3. Если иллюстрация заверстана "лежа", то есть для ее рассмотрения необходимо развернуть книгу или журнал на 90њ, то на правой полосе она должна быть направлена верхней стороной к корешку, а на левой - к верхнему полю (таким образом, чтобы журнал или книгу надо было повернуть по часовой стрелке).
  4. Если на полосе расположена большая иллюстрация и места на текст почти не остается, то такая иллюстрация заверстывается в отдельную полосу. Минимальное количество текста, которое должно поместиться на полосе, - три строки.
  5. Нельзя заверстывать иллюстрацию перед ссылкой, если иллюстрация находится на правой полосе, а ссылка - на следующей за ней левой.
  6. Если в полосу заверстывается несколько иллюстраций одна под другой, то расстояние по вертикали между ними должно быть не менее трех (в крайнем случае, двух) кегельных шпаций. Если же иллюстрации разделены текстом, то между ними должно помещаться не менее трех строк.
  7. Если иллюстрации расположены рядом по горизонтали, то пробел между ними должен быть меньше боковых полей.
  8. Расстояние между текстом и контуром иллюстрации должно быть равно кегельной шпации.

Вот и закончилась краткая инструкция по технике безопасности верстки. Никто, конечно, не говорит, что вы должны придерживаться всех правил. Точно так же не обязательно переходить дорогу только на зеленый свет, отключать электричество при коротком замыкании (пусть себе дымится) и пристегиваться ремнями безопасности. Вполне вероятно, что вам повезет. А может, и нет. Решайте сами.


1 У меня, например, оно ассоциируется с сильным абстинентным синдромом или пищевым отравлением.

2 Включая меня.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.