А во французских пунктах я все-таки длиннее…
АрхивЛюди всю жизнь что-то измеряют. Они соревнуются друг с другом, ссорятся, мирятся, приходят к взаимовыгодным соглашениям, опираясь на общепринятые системы мер. Вполне естественно, что люди, объединенные одни кругом профессиональных навыков, всегда стремятся придумать свою собственную систему измерений и терминов, не только с целью удобства пользования, но и для того, чтобы усложнить проникновение неискушенных чечако в этот круг. Не стали исключением и полиграфисты. Когда мне доводится на какой-нибудь вечеринке встретить коллегу, мы с ним многозначительно обмениваемся фразами типа "А кегль-то в этом году маловат…" или "Я тут новую гарнитуру мебельную откопал…", с хорошо скрываемым восторгом следя за восхищенными лицами ничего не понимающих соседей. Для того чтобы и вы могли так же небрежно бросать подобные фразы, я предлагаю вашему вниманию эту статью.
Сначала словарик, или О чем говорят между собой издатели и дизайнеры
Шрифтовые термины
Шрифт - графическое изображение букв какого-либо алфавита со всеми относящимися к нему знаками и цифрами.
Рисунок шрифта - совокупность особенностей отдельных элементов графического построения символов шрифта, определяющая тип шрифта и принадлежность к определенной категории шрифтов.
Начертание шрифта - графические видоизменения очка шрифта в пределах общего рисунка. Характеризуется тремя признаками:
- по насыщенности очка, или отношению толщины основного штриха к межбуквенному пробелу, шрифты делятся на светлые, полужирные и жирные;
- по наклону основного штриха шрифта - на прямые, наклонные и курсивные. Разница между наклонным и курсивным начертанием в том, что курсивные имитируют рукописный шрифт, а наклонные повторяют рисунок прямого шрифта.
- по плотности (соотношение размеров ширины и высоты буквы) - на нормальные (3:4), узкие и широкие.
Контрастность шрифта - соотношение основных и соединительных штрихов.
Гарнитура шрифта - совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях.
Кегль шрифта - высота отпечатка буквы в пунктах. В кегль включаются также небольшие пробелы сверху и снизу от буквы, необходимые для образования межстрочного интервала и размещения надстрочных и подстрочных элементов.
Серифы - засечки, завершающие основные штрихи шрифта. Являются декоративными элементами, призванными повысить удобочитаемость больших массивов текста, набранного мелким кеглем. Шрифты, имеющие засечки, называются серифными (Serif), не имеющие - бессерифными (SanSerif).
Интерлиньяж - расстояние между центрами межстрочных пробелов, измеренное в пунктах. Обычно кегль шрифта и интерлиньяж указываются вместе. Так, фраза "кегль 10/12" означает, что собственно кегль шрифта равен 10 пунктам, а интерлиньяж набора - 12 пунктам.
Апроши - наружные (межбуквенные) пробелы между двумя соседними буквами.
Трекинг - изменение апрошей (межбуквенных пробелов) в массиве текста с целью "растягивания" или "вжимания" необходимого количества текста в заданную площадь полосы.
Кернинг - изменение размеров апрошей между соседними буквами для повышения красоты и удобочитаемости текста. Кернинг, в отличие от трекинга, подразумевает отдельную работу с каждой буквой и подбор ее местоположения в зависимости от гарнитуры шрифта, рисунка самой буквы и соседних букв, смысловой нагрузки слова и так далее. Используется преимущественно для "доводки" заголовков, афиш, плакатов и других небольших объемов текста относительно крупного кегля (от 14 пунктов). В разговорном языке, правда, это слово обозначает не только процесс, но и результат изменения апрошей. Поэтому, если вы услышите фразу: "А кернинг-то плоховат!", то это будет означать, что апроши в тексте, по мнению говорящего, подобраны неверно.
Лигатура - специальный шрифтовой элемент (символ), объединяющий сразу несколько букв. Обычно лигатуры делаются для букв, которые из-за своего рисунка должны как бы "переплетаться" друг с другом, чтобы не создавалось ощущения пробела между ними. К сожалению, в компьютерных шрифтах русские лигатуры пока не реализованы.
Термины верстки
Полоса (зеркало) набора - часть страницы, запечатанная текстом.
Поля - окружающие полосу набора незапечатанные части листа. В зависимости от места расположения они называются: корешковое (внутреннее) - это поле зашивается в корешок книги; верхнее, расположенное над полосой набора, наружное (внешнее) и нижнее поля. Не путайте корешковое и наружное поля с правым и левам полями: первые используются при двухсторонней (зеркальной) верстке, вторые - при односторонней.
Поле подшивки (Gutter) - поле, помещаемое с внутренней стороны каждой страницы при двусторонней верстке. Это поле используется для переплета издания. Не путайте с внутренним полем полосы!
Треппинг - перекрытие двух соседних цветов для компенсации возможных ошибок по совмещению цветов при печати. Если, допустим, пурпурный текст набран на голубой плашке (кошмар!), то при несовмещении голубой и пурпурной форм при печати образуются зазоры. Для их компенсации "дырки" под буквы в голубой плашке делаются чуть меньше, чем размеры самой буквы, при этом на стыках цвета перекрывают друг друга.
Фальцовка - сгибание бумажного листа.
Спуск полос - расстановка страниц издания на бумажном листе таким образом, чтобы после печати и фальцовки листа страницы следовали по порядку.
Колонцифра - число, лежащее вне поля набора и обозначающее номер страницы и/или раздела.
Колонтитул - текст, лежащий вне поля набора и указывающий на принадлежность данной страницы к определенному разделу книги или книге в целом. Внимательно взгляните на полосу "Компьютерры". Надписи "Тема номера" и "Словорубная мастерская" на верху страницы как раз и являются колонтитулами.
Как измеряют настоящие полиграфисты
В полиграфии, наряду с традиционной десятеричной метрической системой, принята также специализированная типографская система. Основой ее является типографский пункт (пт, pt). В традиционной типографике России и большинства европейских стран один пункт равен 1/72 доле французского дюйма, или 0,3759 мм. Обычно это значение округляют до 0,376 мм. Обратите внимание: в Англии, США и ряде других стран, где за основу принят английский дюйм, один типографский пункт равен 1/72 английского дюйма, или 0,353 мм. В PostScript-устройствах используется именно это значение пункта! И хотя благодаря развитию издательских систем эта величина становится в мире традиционной, вы вполне можете найти типографию, в которой пользуются другим типографским пунктом. Однако не расстраивайтесь: разницу в 0,023 мм очень тяжело заметить. В дальнейшем, говоря об измерениях, я буду иметь в виду именно PostScript-пункт, поскольку сейчас в связи с массовым использованием PostScript-принтеров он практически стал стандартом de facto.
Следующая по величине единица, в России не прижившаяся, но широко используемая в мире (а следовательно, и в издательских программах), - пика (pica). Она равна 12 пунктам, или 4,236 мм.
Еще большая величина, используемая, наоборот, преимущественно в России, - квадрат. Квадрат равен 48 пунктам, и на таких величинах разница в размере из-за разной величины пункта достигает уже 1 мм, что критично. Если мы умножим размер PostScript-пункта (которым, как я уже сказал, мы будем пользоваться в дальнейшем) на 48, то получим 17 мм. Если же мы откроем любой советский справочник, то обнаружим, что "квадрат равен приблизительно 18 мм". Вот и думай тут. Поэтому я рекомендую этой единицей измерения особо не пользоваться, и везде в дальнейшем постараюсь переводить квадраты в миллиметры или пункты, учитывая размер в 18 мм. Однако учтите, что при работе с государственными типографиями этой единицей измерения пользоваться вам все же придется, и ориентируйтесь на то, что под квадратом в типографиях подразумевают именно "примерно 18 мм".
Единицы измерения объема
Объем издания, как известно, принято измерять в разнообразных листах.
Авторский лист - это количество текста, равное 40 тыс. печатных знаков, включая пробелы, знаки препинания и пр. Теперь, когда подавляющее большинство текстов набирается на компьютере, определить объем текста можно очень просто: достаточно сохранить файл как .txt (только не забудьте предварительно сохранить его в "нормальном" виде - .rtf, .doc и иже с ними) и посмотреть его размер. Поскольку на один символ в текстовом файле отводится ровно один байт, то размер файла в байтах и укажет вам количество символов. Впрочем, практически все современные текстовые процессоры снабжены средствами подсчета числа символов (например, в Word'e - "Tools"/"Word Count…").
В авторских листах также измеряется изобразительный материал (1 авторский лист равен 3000 см2 картинок) и стихотворный текст, для которого один авторский лист равен 700 строкам стихотворного текста (везло Маяковскому!)
Издательский лист измеряется так же, как и авторский, но в отличие от последнего включает в себя всю техническую и прочую информацию, включенную в состав издания, - оглавления, аннотации и так далее. Если вы автор, то учтите: платить вам за это никто не будет! Оплачиваются только авторские листы.
И наконец, рассмотрим, как измеряется объем уже отпечатанной книги или журнала. Для этого введены специальные единицы: физический печатный лист и условный печатный лист. Первый представляет собой любой бумажный лист стандартного для полиграфии формата (например, 84х108 см), запечатанный с одной стороны (о форматах издания речь пойдет чуть ниже). Естественно, книги формата 84х108/32 и 60х84/32 с одинаковым числом страниц будут иметь, вообще-то говоря, разный объем, хотя в физических печатных листах их объем совпадает. Поэтому и была введена такая единица измерения, как условный печатный лист. Это лист формата 60х90 см, запечатанный с одной стороны. Остальные форматы листа приводятся к нему путем деления площади данного листа на площадь листа 60х90, то есть на 5400 см2. Затем объем в физических печатных листах умножается на этот коэффициент, и получается искомый объем в условных печатных листах. Я пишу об этом не просто так: системы расчета объема стоит запомнить, чтобы в дальнейшей работе не допускать ляпов и промашек, вроде неправильного расчета количества бумаги на тираж. Хорошо, если она останется, а если ее не хватит?
Измерение формата
Формат издания
Формат издания, что очевидно, - это его размер по высоте и ширине. Однако не все знают, как он измеряется. Официально формат измеряется в миллиметрах и записывается в виде произведения, где первое число означает ширину, а второе - высоту издания. На практике же обычно указывают формат в виде доли бумажного листа, на котором напечатано издание: например, 60х84/32. Здесь 60х84 - размер листа в сантиметрах, а 32 - число страниц, помещающихся на одной стороне листа. Понятно, что на обеих сторонах листа поместится 64 страницы (полосы). Представьте себе: мы складываем этот большой лист пополам - получаем вторую долю. Сложив его еще раз, мы получим четвертую долю, еще раз - восьмую, еще раз - шестнадцатую, и наконец - искомую тридцать вторую. Естественно, ни в одной типографии не станут фальцевать лист пять раз. Обычно максимальное число фальцев (сгибов) не превышает четырех, а наиболее распространенный вариант - три фальца. Но вас это волновать не должно. Типография сама разберется с тем, как ей резать, подбирать и фальцевать листы, вы должны указать только формат. Вполне правомерно отметить, что лист может быть сложен разными методами, при которых площадь полученного листа не изменится, а соотношение размеров получится разным. Во избежание этого существует несколько стандартов фальцовки листа, и наиболее распространенным является вариант, при котором лист каждый раз сворачивается по середине длинной стороны. В таком случае, зная указанный в виде доли печатного листа формат, можно легко определить окончательный формат издания. Для этого нужно долю листа разложить на два наибольших множителя: в нашем случае (32-я доля) получим соответственно 4 и 8. Затем большую сторону бумажного листа мы делим на больший множитель (84/8=10,5 см), а меньшую - на меньший (60/4=15 см). Поскольку книги обычно все-таки выше, чем шире, то получаем формат 150х105 мм.
Однако полученный формат - не окончательный. Это формат издания до обрезки, а ведь после того, как книгу соберут и сошьют или склеят по корешку, ее необходимо с трех сторон обрезать. Стандартные размеры обрезки составляют 3 мм сверху, 5-7 мм снаружи и 7 мм снизу. Таким образом, книга после обрезки будет на 10 мм ниже и на 5-7 мм уже, что в нашем случае составит 140х100 (140х98) мм. Естественно, если вы в художественных целях задумали выпустить книгу с другими пропорциями, то никто не может помешать вам попросить обрезать ее сильнее. Однако меньше указанных размеров срезать не рекомендуется, поскольку есть шанс, что в таком случае в книге останутся необрезанные листы.
Вы, конечно, можете поинтересоваться, зачем вам все это знать? Давайте на простом примере оценим важность всех этих единиц измерения. Пусть вам нужно издать журнал формата А4, то есть 210х297 мм, и объемом 64 полосы ("Компьютерру", в общем). Ну-ка быстренько ответьте, сколько вам нужно купить бумаги, а?
Таблица 1.
Форматы полиграфической бумаги, см
60х84 | 60х90 | 70х90 | 75х90 | 70х100 | 70х108 | 84х108 |
Давайте считать. Сначала выберем формат бумажного листа для этого журнала так, чтобы после печати у нас осталось минимум отходов. Не забудьте, что вне поля журнала должна печататься разная техническая информация - обрезные и приводные кресты, цветовые шкалы и так далее, а плюс к этому должно оставаться белое поле, за которое печатная машина будет хватать этот бумажный лист. Итак, до обрезки формат журнала должен быть 217х307 мм. С учетом всех прочих элементов наиболее удачным оказывается формат 70х90/8 (см. табл. 1). Действительно, разделив 70 на 2, а 90 на 4, получим формат 225х350 мм. Однако для некоторых печатных машин запас по ширине может оказаться маловат, и в этом случае придется использовать формат 70х100/8 (250х350 мм). На одной стороне листа у нас помещается восемь страниц; значит, для того, чтобы напечатать журнал, нам понадобится четыре листа, запечатанных с двух сторон. Теперь умножьте это количество на тираж (50 тыс. экз.), добавьте (в зависимости от типографии и вида печати) от 10 до 25% на брак (это значение лучше узнать непосредственно в типографии; возьмем по минимуму - 10%), умножьте на площадь одного листа в квадратных метрах (в данном случае 0,63 м2), затем на плотность бумаги в г/м2, переведите в тонны и обалдейте. У меня, например, получилось чуть меньше десяти тонн, и это без обложки! Теперь умножьте на стоимость 1 тонны бумаги, обалдейте еще раз, приплюсуйте стоимость печати и удивитесь, как это редакция умудряется удерживать цену номера в районе 4-5 тыс. рублей.
Формат полосы
В наиболее общем смысле этого слова полоса является синонимом страницы. Однако если быть совсем точным, то полоса - это размер запечатанной части страницы, или размер зеркала набора (см. "Словарик"). Как раз таки формат этой самой полосы набора и принято в наших типографиях указывать в квадратах, например, 71/2х10 кв., что равно 135х180 мм. Все очень просто и незамысловато. Сложности возникают в том случае, когда набор проводится в несколько колонок. Тогда ширина полосы указывается в скобках как сумма ширины каждой колонки и пробела между ними, например, (3+1/2+3)х101/4 кв., или (48+9+48)х184,5 мм. И вот как раз с шириной колонки и возникают разнообразные проблемы. Дело в том, что зачастую ширина колонок или длина строк выбирается неверно. Откроет, к примеру, издатель какой-нибудь западный журнал, оформление которого ему очень сильно нравится, и решит: оформлю-ка и я свое издание подобным образом. Аккуратно снимаются размеры полей, ширина колонок, ширина межколонных пробелов, делается макет, заверстывается текст - ан глядь, что-то не так. А разница только в том, что журнал-образец был набран латиницей, а созданный по его образу и подобию - кириллицей. В шрифтах латиницы очень много узких символов: l, f, t, j, i. В кириллице же, наоборот, масса широких букв: ш, щ, ы, ж, м, ю, ф. Поэтому емкость строки одной и той же длины в кириллице значительно меньше, чем в латинице, а это значит, что для удобства чтения строка кириллицы должна быть длиннее. В свое время стараниями известных советских ученых-оформителей книг (А. А. Реформаторского, Н. А. Головина и других) были проведены эксперименты по определению оптимальной длины строки в зависимости от кегля шрифта. При строках длиной более 110 мм (6 кв.) читателю приходится вертеть головой, чтобы прочитать строку целиком. В то же время при слишком короткой строке приходится часто "переводить каретку глаз", что приводит к быстрому утомлению. Результаты исследований собраны в таблице 2, и я настоятельно рекомендую вам пользоваться приведенными значениями длин строк в зависимости от кегля шрифта.
Таблица 2.
Зависимость длины строки от кегля шрифта
Кегль шрифта | 7 | 8 | 9 | 10 | 11-12 | 14-16 |
Длина строки, кв. | 2-3 | 21/2-4 | 31/2-41/2 | 4-51/2 | 5-7 | 61/2-81/2 |
Длина строки, мм | 36-54 | 45-72 | 63-81 | 72-99 | 90-126 | 117-153 |
Рассмотрим, как обстоит дело с длиной строк в родной "Компьютерре". Кегль набора основного текста, по моей оценке, лежит где-то около 8-9 пунктов. При таком кегле ширина колонки должна быть в пределах 60-80 мм, что мы и видим в разделе "Новости", сверстанном в три колонки. В остальных разделах, разверстанных на четыре колонки, ширина каждого столбца составляет всего 42 мм, что уже маловато. На мой взгляд, новости читать удобнее и быстрее, вы же судите сами. Спасает положение, правда, гарнитура шрифта, используемого при наборе номера. Это сжатый узкий шрифт, обладающий повышенной емкостью. За счет подобного шрифта строка не распадается на отдельные слова, что, несомненно, произошло бы при более широких гарнитурах.
Однако подобный расклад полосы на четыре колонки есть в таблице рекомендованных форматов полос. Эта таблица разделена на три части соответственно трем принятым вариантам оформления, которые отличаются процентом использования бумаги: первый вариант - наиболее экономичный, второй и третий, соответственно, оставляют более широкие поля вокруг поля набора (процент использования бумаги вычисляется как отношение площади поля набора к площади страницы после обрезки). Выдержки из первого варианта оформления вы можете найти в табл. 3. Полностью с этой таблицей можно ознакомиться, например, в "Справочнике технического редактора" (см. "Список литературы"), ТУ 2901.3-72 в соответствии с ГОСТ 5773-68.
Таблица 3.
Форматы полос набора, размеры раскладки полей и процент использования бумаги
Формат бумаги, см, и доля листа | Формат издания после обрезки, мм | Формат набора, кв. | Формат набора, мм | Размеры полей (внутреннее, верхнее, внешнее, нижнее), мм | % исполь- зования бумаги |
I вариант оформления | |||||
60х90/32 | 107х140 | 43/4х61/2 | 85х117 | 9, 10, 13, 13 | 59 |
70х90/32 | 107х165 | 43/4х71/4 (21/4+1/4+21/4)х71/4 | 85х130 (40+5+40)x130 | 9, 12, 13, 13 | 60 58 |
70х100/32 | 120х165 | 51/4х73/4 (21/2+1/4+21/2)х73/4 | 94х140 (45+4+45)х139,5 | 11, 10, 15, 15 | 60 58 |
60х90/16 | 145х215 | 61/2х101/4 (3+1/2+3) х 101/4 | 117х185 (54+9+54)х185 | 11, 12, 17, 19 | 64 59 |
70х90/16 | 170х215 | 73/4х101/4 (33/4+ 1/4+ 33/4)х101/4 (21/4+ 1/2+ 21/4+ 1/2+ 21/4)х101/4 | 140х185 (68+4+68)х185 (40+10+40+ 10+40)х185 | 13, 14, 17, 17 | 65 63 57 |
70х100/16 | 170х240 | 73/4х111/2 (33/4+ 1/4+ 33/4)х111/2 (21/4+ 1/2+ 21/4+ 1/2+ 21/4)х111/2 | 140х207 (68+4+68)х207 (40+10+40+ 10+40)х207 | 13, 14, 17, 19 | 66 64 58 |
60х90/8 | 220х290 | 101/2х141/4 (5+1/2+5)х141/1 | 188х257 (90+8+90)х257 | 13, 14, 18, 19 | 73 70 |