Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Пути сообщения

Архив
автор : ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ    01.09.1997

Наш обозреватель новостей Михаил Попов нашел и передал мне ссылки на странички, хозяева которых начали кампанию против использования кодировки КОИ-8 в русском Интернете. Я прошу Андрея Жилина, вебмастера компании Digital Nature, активировать их при подготовке "Компьютерра Online":

dix.dubna.ru/koi/
(Дмитрий Хачатуров)

и www.homepage.techno.ru/barsic/antikoi.htm
(Сергей, назвавшийся Снежным Барсом).

Инициаторы намерены бороться с неоправданным использованием КОИ-8 в "паутине". Но кодировка текстов на сайтах, это все-таки частное дело их устроителей, а пользователи все видят и могут делать свои выводы.

Моя заветная мечта - увидеть акции протеста против перекодировки электронной почты. Правда, для этого надо пережить тех, кто портит почтовые серверы. Передача почты тоже является частным делом сообщества провайдеров, но в данном случае налицо все признаки публичной услуги. Увы, по сравнению с почтарями, вебмастера - на порядок более прогрессивные люди; это видно уже потому, что они почти не умеют программировать в классическом смысле этого слова.

Беда российского "мыла" - многократные перекодировки сообщений по пути их следования, вплоть до потери информации, а также разнобой в кодовых таблицах. Провайдеры пытаются загнать всех в КОИ-8, но не могут договориться даже между собой. Летняя жара принесла новые приступы буйного помешательства на местах, результаты которого я ежедневно наблюдаю в своем почтовом ящике. Страдает все, что не в КОИ и не в 1251.

Лекарство известно: прекратить принудительные перекодировки. Пусть будет семь таблиц, но не десять тысяч! По крайней мере письма можно будет читать с первого раза. У меня есть кое-какие идеи, но не хотелось бы, чтобы пресса вновь выступала в нашей стране коллективным организатором. А вот поддержку и внимание я постараюсь обеспечить. Пишите, обсудим.

Раскладка КОИ-8 восходит к прошлому веку, к телеграфным аппаратам, а сам лозунг "одна сеть - одна кодировка" имел смысл в эпоху текстовых терминалов и ньюсгрупп. Переключаясь на мысли о КОИ-8 с текущих интернетовских новостей, ощущаешь некое масштабно-временное головокружение, какое, вероятно, испытывает палеонтолог, заплутавший среди геологических слоев и вдруг угадавший по рыжим камням, в очертаниях которых неискушенный глаз ни за что не признает отпечатки лап и остатки яиц, некие интимные подробности жизни и быта динозавров.

Прогресс сейчас ускорился до такой степени, что самые обыденные сегодняшние дела таят в себе головокружительные перспективы. К примеру, по ходу обсуждения приватизации "Связьинвеста" возник вопрос: а надо ли государству обеспечивать свободу конкуренции?

До недавнего времени я тоже считал, что иначе нельзя. Как-никак, в роли премьер-министра "Компьютерры" я только и делаю, что предотвращаю сползание в империализм. Да и российские политики с экономистами неустанно твердят, что свободный рынок - это химера, что его в чистом виде нет ни в одной современной стране, и что без регулирующей деятельности государства всем свободам приходит скорая и неминучая хана.

Доказательство чаще всего начинают с так называемых естественных монополий. К ним относят месторождения редких полезных ископаемых, а заодно - сети транспорта, связи, энергетики, и так далее. Однако, так ли они неколебимы? Присмотревшись, нетрудно заметить, что естественные силы рынка борются с естественными монополиями и побеждают их!

Можно было бы привести очень много примеров того, как промышленность преодолевает зависимость от монополизированных природных ресурсов. Возьмите алмазы, которые, - по крайней мере для разумных технических целей, - научились делать искусственно. Возьмите серебро, на котором держится вся мировая фотография. Возьмите медь, а вместе с нею и монополию на связь. На смену проволоке приходит оптоволоконные магистрали и абонентские радиоканалы, освобождающие потребителей от пут путей сообщения как таковых.

Железной дорогой управляют из одного центра. Автомобильный транспорт прекрасно обходится без этого. Результат можно видеть в экономике США, где железные дороги при всей своей хваленой эффективности превратились в музейные экспонаты. Что касается энергетики, то глубокая монополизация, присущая единой энергосистеме СССР или некоторых западноевропейских стран, тоже совершенно не обязательна. Сейчас этот сектор кажется очень консервативным, но все может прийти в движение, если вдруг изменятся потребности или появятся принципиально новые технические решения. Системы связи тоже казались незыблемыми еще каких-нибудь два года назад.

Классические естественные монополии "размываются", а новые, такие как Интернет или системы управления воздушным движением, это гораздо менее централизованные и более конкурентные структуры. Вообще, там, где дело не идет о природных ресурсах, никаких естественных монополий не бывает. Пути передачи материи, энергии и информации сами по себе не монопольны. Если бы не дефицитность меди, люди проложили бы две телефонных сети, чтобы создать условия для конкуренции услуг по цене и качеству. При первой возможности современный рынок явно "предпочтет" конкурентные решения. Я бы даже сказал, что в секторе средств для "последней мили" он генерирует мощный запрос на антимонопольную технику.

По сравнению с естественными монополиями, господствующее положение ненавистных Intel и Microsoft держится на одной сопле. Они возвышаются над окружающими, пока крутят педали. Гейтс утвердился на троне благодаря тому, что в определенный исторический период правильно мыслил и действовал, а удерживается на нем постольку, поскольку никто пока не предложил ничего существенно лучшего. По масштабам современного софтверного бизнеса, переписать все то, чем славна Microsoft, не так уж и дорого. А если Intel на полгода заморозит разработки, через год лидером рынка станет кто-то другой.

Монополист может воспользоваться своим могуществом, чтобы устранить конкурентов нерыночными методами, - но это скорее общая проблема правопорядка, чем антимонопольного регулирования. Есть еще недобросовестная конкуренция, при которой рынок приобретают не честным трудом, а за деньги. Но такие методы имеет смысл применять лишь для захвата естественно-монопольных позиций, овладев которыми можно расслабиться и подождать, пока деньги сами собой наполнят опустевший карман.

Политическая культура России далека от того, чтобы государство заботилось о свободе рынка. Сколько лет потребуется, чтобы общественное сознание изменилось? Доживем ли до процветания? Если доживем, то потому, что свобода, главный двигатель прогресса, проникает через российские границы вместе с технологиями. В отбросах Запада ее, простите, больше, чем во всех аэрокосмических достижениях Гулага.

Со временем TCP/IP вытеснит сети транспортировки файлов, а маршрутизация почты отомрет, поскольку она будет составлять совсем малую часть сетевого трафика. Каждое сообщение будет передаваться по самому прямому и короткому пути, а провайдеры научатся собирать какие-то доли копеек за свои услуги. Тогда, получив зашифрованное письмо, я буду не задумываясь отвечать: ваш сервер портит почту, смените его.

Все будет отлично. Однако, как бы мне хотелось собственноручно отплатить тем, из-за кого я сегодня раз за разом безуспешно пытаюсь объясниться с нашими пользователями и читателями, которым обязан давать ответ.

Мой адрес для конфиденциальной переписки по-прежнему

snarky@cterra.com

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.