Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Сетевая революция в информационном мире

Архив
автор : ВЛАДИМИР ЛЬВОВ    18.08.1997

В мире информационных технологий могут произойти перемены, небывалые со времени появления персональных компьютеров в 80-е годы. В ближайшие годы может начаться массовое внедрение машин нового типа - сетевых компьютеров.

О революции в мире технологий

В компьютерном мире - очередная революция. На наших глазах информационные технологии завоевывают новую позицию в жизни человечества. На предыдущем витке развития компьютер стал привычным средством работы и досуга сотен миллионов людей. Теперь он осваивает новую роль - средства информации и связи. В лице компьютерной сети Internet человечество получило не знающую границ глобальную информационную систему, в которой можно найти сведения по любой сфере деятельности общества.

Этот технологический сдвиг влечет за собой передел огромного рынка объемом в сотни миллиардов долларов. Между важнейшими участниками этого рынка ведется конкурентная борьба, от исхода которой зависят не только пути развития технологий, но и образ жизни всего человечества.

"Наступающая информационная эра может изменить все: коммерцию, культуру, способы обучения наших детей, то, как мы общаемся друг с другом, то, как мы работаем", - считает главный идеолог наиболее радикального пути этой революции, председатель правления и генеральный менеджер корпорации Oracle Ларри Эллисон.

"Изменится сама идея представительной демократии. Сегодня, утверждая, что прямая демократия невозможна, мы объясняем это тем, что невозможно опрашивать всех по любому поводу. То, что мы имеем, лучше, чем прямая демократия. Но мы больше не сможем объяснять это, прикрываясь тем, что у нас нет технологии для сбора мнений", - говорит главный оппонент Эллисона Билл Гейтс, глава Microsoft- крупнейшего в мире поставщика программного обеспечения.

Основной вопрос, который решается в этой борьбе, можно сформулировать так: Наступает глобальная информационная эра. Каким быть компьютеру этой эры?

Компьютер, которым мы пользуемся, - это, как правило, персональный компьютер (PC) на основе процессора Intel с базовым программным обеспечением Microsoft (так называемый Wintel PC). Именно он стал компьютером, доступным не горстке специалистов, а примерно двум сотням миллионов людей. В США, по разным источникам, 30-40% американцев имеет дома компьютер. По последним данным, на долю Microsoft Windows приходится около 90% мирового рынка операционных систем. Означает ли это, что PC - стандарт на десятилетия, и в будущем достаточно будет сделать его более мощным, доступным и теснее интегрировать в Internet?

Эллисон против Гейтса

Западная деловая и компьютерная пресса пестрит заголовками типа: "Ларри Эллисон - это капитан Ахав, а Билл Гейтс - это Моби Дик" ("Fortune", 28.10.96). Для российского читателя больше подошло бы: "Гейтс - это Горбачев, а Эллисон - это Ельцин". В самом деле, расклад в чем-то похож на историю конца Союза. Как и тогда, перемены объективно неизбежны, но предлагаются два пути. Вариант Гейтса: перемены нужны, но при сохранении лидерства Microsoft. Internet - да, но на новых вариантах PC с новыми версиями Windows. Вариант Эллисона: в новых условиях будущее - за радикально новыми технологиями, свободными от недостатков прошлого. PC и Microsoft могут остаться, но как один из вариантов на выбор пользователя, лишенного необходимости следовать этому стандарту. "Это рассвет эры информации, а не эры PC, Билл!" - обращается к своему визави Эллисон.

Сравнивая этих людей, трудно поверить, что у них есть общее: миллиардное состояние, неоконченное высшее образование, дар технолога и лидерство на рынке программного обеспечения. Скромный молодой человек с видом вечного студента, питающийся фаст-фудом и неохотно садящийся в самолет, Билл Гейтс, - обладатель состояния #1 в Америке 90-х. Он любит длинные пространные выступления о том, какие перспективы несет Internet для нового мирового порядка и какую роль в этом сыграют технологии Microsoft. Этому он посвятил целую книгу "Дорога в будущее". Его преподносят как миллиардера нового типа, улыбчивого, неагрессивного и во всем положительного, добившегося успеха без загрязнения окружающей среды. Совсем другое дело - Ларри Эллисон, будто сошедший со страниц Фредерика Форсайта трижды разведенный 52-летний ветеран операций ЦРУ в Никарагуа, любитель яхт, самолетов и японской культуры. В его планах - покупка персонального МиГ-29.

Но предмет спора двух магнатов - не их образ жизни. В их борьбе решается, какими компьютерами и программами мы будем пользоваться и сколько за них платить. Либо это будет привычный для нас, способный работать автономно PC с процессором Intel и основным программным обеспечением Microsoft, либо - предложенный Эллисоном сетевой компьютер (Network Computer, NC) - более простая и дешевая машина по цене телевизора или видеомагнитофона, все программное обеспечение которой загружается извне - по Internet или локальной сети. Роль главного производителя программного обеспечения для NC принимает на себя Oracle.

На первый взгляд, может показаться абсурдом, как машина, пусть дешевая, но целиком зависящая от внешней сети, может составить конкуренцию ставшему таким привычным современному персональному компьютеру, для работы с которым создана огромная программно-технологическая база. Будущим пользователям NC предлагается в значительной мере пожертвовать этой базой, а также независимостью от внешней среды. Тем не менее, сообщения последних месяцев говорят о скором начале производства сетевых компьютеров в огромном масштабе и об их грядущем внедрении среди крупных корпоративных пользователей. При всей своей противоречивости сетевой компьютер не дотянул бы до массового производства, если бы не проблемы, свойственные эпохе нынешних персоналок.1

"Идет борьба человечества и Microsoft - с некоторым преимуществом последней"

Так выглядит нынешняя ситуация в понимании Эллисона. И в этом есть доля правды. В последнее время PC и Microsoft подвергаются массированным атакам. Американские государственные органы обвиняют Microsoft в монополизме, конкуренты предлагают альтернативные решения, и все это сопровождается критическими выступлениями. Какова же их суть?

Статистика говорит, что 70% обеспеченных жильем людей в США и 90% по всему миру не приобретают компьютеры, потому что они слишком дороги и сложны. Что за этим стоит?

PC слишком сложен. Пользователи нынешних персональных компьютеров вынуждены в значительной мере чувствовать себя системными администраторами, ответственными за поддержание системы в работоспособном виде и своевременное обновление программного обеспечения. Это значит: не компьютер для человека, а человек для компьютера.

PC слишком дорог. На Западе, где пиратство строго карается, а программы приобретаются через официальные каналы, использование PC обходится в большие деньги - по различным источникам, от 8 до 13 тысяч долларов в год на один офисный компьютер. Пользователи вынуждены тратить эти средства на новые версии программных продуктов, чтобы не оказаться один на один с устаревшим программным обеспечением. При этом эффективность этих затрат весьма низка, поскольку приходится приобретать дорогие и сложные продукты и редко ими пользоваться.

Александр Брюзгин, менеджер по маркетингу Oracle СНГ: "Каждый должен иметь у себя операционную систему, текстовый процессор, электронные таблицы, электронную почту и т. д. Это гигабайты жесткого диска, это десятки мегабайт оперативной памяти - и возможность делать все, что угодно у себя, на каждом отдельно взятом компьютере. При этом утверждается, что всем это просто необходимо. Но если вам необходимо немного другое, то вы должны иметь несколько текстовых процессоров, несколько графических редакторов - и т. д. Вы начинаете обкладываться, как рейнджер оружием, и так ходить по городу".

"На рынке господствует идеология upgrade2. Каждое изменение сопровождается выпуском нового продукта - и новыми расходами. Сейчас даже изменения типа "версия 3.01 меняется на 3.02" обставляются, как большая рекламная кампания. Приобретение практически того же самого продукта по значительно более низкой цене, которая гарантируется только обладателю вполне определенного продукта, позволяет финансово привязать человека к одному производителю".

По мнению критиков Microsoft, нынешнее положение дел чревато не только новыми непроизводительными затратами, но и технологическим застоем.

А.Б.: "Представьте себе: человек 10 лет пользуется технологиями Microsoft и платит по 20-30 долларов в год за upgrade - и вдруг появляется фантастическая молодая компания, которая производит продукт на порядок лучше. Этот продукт некому будет покупать. Люди не смогут финансово и исторически отойти от того, к чему привязаны. Это аналог крепостного строя, который дает возможность сильным оставаться сильными - и не дает возможности молодым компаниям включиться в реальную конкуренцию на этом рынке".

Тим Оноско, американский консультант и публицист: "Если бы General Motors достигла доли рынка на уровне нынешнего Microsoft, автомобили до сих пор выглядели бы как Buick Century 1958 года. Но никто бы не жаловался, так как никому бы и не пришло в голову, что можно сделать что-то получше".

Стоит оговориться, что российским пользователям PC неведомы многие из описанных выше проблем, - но лишь "благодаря" массовому нелегальному распространению программ, сдерживающему развитие отрасли в России. В результате, у нас в стране мало кто озабочен монополизмом Microsoft в области технических решений, притом, что монополизма Microsoft на российском рынке нет вообще. Объем продаж Microsoft в России даже меньше, чем у Oracle. Впрочем, и об Oracle знают немногие: основные технологии этой компании - не для массового пользователя. Так почему же именно в недрах Oracle родился проект сетевого компьютера?

Почему Oracle?

На фоне того, как Microsoft завоевала господство на рынке программного обеспечения для конечных пользователей, Oracle вышла в лидеры на другом полюсе - рынке программ для работы с большими массами информации. Этот рынок мало зависит от типа пользователя. Основные программные продукты Oracle работают на мощных серверах. Это система управления базами данных Oracle 7 и пакет Oracle Universal Server - система, управляющая работой пользователей, подключенных к серверу по сети, с информацией из баз данных. Сами пользователи (клиенты) могут быть практически любого типа, так же как и информация в базах данных. Основные потребители таких систем - крупные государственные организации и крупные компании всего мира. В России это, к примеру, МВД и Центробанк. Завоевав рынок баз данных и их приложений (около 50%), Oracle стала вторым в мире поставщиком программного обеспечения после Microsoft. При этом известность компании за пределами круга специалистов и функционеров до последнего времени мало соответствовала ее миллиардному статусу - еще в 1992 году с маркой Oracle были знакомы лишь 2% опрошенных американцев.

В том, что именно Эллисон предложил сетевой компьютер, есть своя логика. Идея сетевого компьютера является развитием апробированного Oracle принципа: "все - на сервере, все, что останется, - на клиенте". Концепция NC появилась в момент, когда, с одной стороны, обозначились минусы господствующей идеологии Microsoft, а другой, благодаря буму Internet - глобальной информационной системы, построенной по принципу: "все на сервере", для идеологии Oracle открылись невиданные перспективы. Если представить, что сетевой компьютер станет тем, чего хотят от него создатели, можно будет констатировать, что глава Oracle успешно перенес идеологию компании из узкокорпоративной области в область конечных пользователей, существенно увеличил число самих пользователей до масштабов, недоступных PC с программным обеспечением Microsoft, и вывел Oracle на первую в мире позицию - если не по доходу, то по значению.

Взрыв Internet и первые попытки борьбы с Microsoft

В настоящее время Internet (вернее, его самую популярную часть - World Wide Web) использует 7,7% взрослых американцев - это много, но недостаточно, чтобы довести Internet до популярности телефона или телевизора, как того хочет Эллисон. Тем не менее, такое вполне возможно, учитывая взрывной рост Сети. Еще в октябре 1988 года в Internet насчитывалось 56 тысяч узлов (хостов)3, в 1992 году это число превысило миллион, а в июле 1996 года составило почти 13 миллионов, которых обслуживало более 3 тысяч фирм-проводников сетевых услуг (провайдеров).

Рост числа узлов Internet

Дата, месяц/годКоличество узлов
Август 1981213
Октябрь 19841024
Ноябрь 19865089
Декабрь 198728174
Октябрь 1989159000
Октябрь 1991617000
Октябрь 19921136000
Июль 19943212000
Июль 19956642000
Июль 199612881000

Источник: Network Wizards

Взрывное распространение Internet не могло не породить надежды у тех, кто стремится поколебать позиции Microsoft. Раньше они могли придумать лишь что-то типа проекта Power PC - "альтернативных" персональных компьютеров, спроектированных альянсом IBM, Apple и Motorola. Всем, к чему привел этот проект, стало появление нового поколения Macintosh с последующими трудностями Apple. Господство "традиционных" PC еще более упрочилось с появлением процессора Intel Pentium и Windows 95.

Развитие Internet породило новую рыночную нишу: рынок программного обеспечения для работы в Сети. С точки зрения пользователя, наиболее важная программа - браузер (browser), своего рода окно в Internet. Internet стал доступен для широкого круга пользователей только после того, как Марк Андриссен и Эрик Бина разработали браузер NSCA Mosaic, ставший прототипом для всех дальнейших разработок в этой области. Вскоре изобретатели Mosaic основали компанию Netscape Communications, целью которой стало создание программного обеспечения для Internet.

Так буквально на ровном месте появилась крупная компания, которой удалось невозможное: создать новый рынок со взрывным темпом роста и достичь на нем таких показателей, что недоброжелатели Microsoft заговорили о появлении серьезного конкурента. Это заставило Гейтса повернуться лицом к Internet и принять ответные меры. Одной из них стала разработка собственного браузера Microsoft Internet Explorer на основе лицензионного Mosaic. На его пропаганду были выделены огромные средства. В результате в последние месяцы доля Explorer существенно возросла - им пользуются до 30% пользователей при 60-80% использующих браузер Netscape Navigator. При этом в ход идут такие способы, как бесплатные поставки Explorer провайдерам сетевых услуг или, например, бесплатная подписка до конца года на электронную версию газеты "Wall Street Journal" для тех, кто пользуется последней версией Explorer. Очевидно, у зависящей от одного рынка Netscape нет ресурсов для таких льгот, и вот замаячила перспектива скорого окончания "войны браузеров" в пользу более сильного. В соответствии с законами upgrade, Microsoft уже объявила, что следующая версия Explorer войдет в состав стандартного набора Windows 97, где будет самой заметной частью пользовательского экрана.

Возможно, этим бы все и закончилось, если бы не проект сетевого компьютера. В конце октября было объявлено, что Netscape Navigator станет стандартным окном в Internet для его пользователей, - месяц спустя после заявления Эллисона о том, что "у Netscape нет шансов выжить". И теперь "война браузеров" переносится в новую плоскость: теперь это и один из фронтов борьбы за будущее NC.

Что такое NC?

Идея сетевого компьютера имеет время и место рождения. В августе 1995 года в Сан-Франциско Эллисон предложил президенту Клинтону достичь тотальной компьютеризации и интернетизации американской системы образования с помощью простого устройства по цене в 500 долларов. Прошло не так много времени, и идея вылилась в гигантский проект. Прежде всего, был создан альянс разработчиков сетевого компьютера на аппаратном и программном уровне. Союзниками Oracle стали IBM, Sun Microsystems, Netscape и Apple. Сам Эллисон инвестировал в развитие проекта полтора миллиарда долларов. Разработка стандарта была поручена новообразованной дочерней компании Oracle - Network Computer Inc. (NCI.) Первый опытный образец сетевого компьютера был готов уже в феврале 1996 года. Эллисон лично продемонстрировал работу с электронной почтой и World Wide Web.

В мае был опубликован стандарт - плод совместных усилий альянса.

Согласно стандарту NCI, сетевыми компьютерами могут быть несколько типов устройств, основные из которых:

Стандартный настольный NC для работы дома и в офисе с помощью клавиатуры и монитора, который может быть заменен телевизором.

NC-телевизор, предназначенный для доступа к Web, системам интерактивного ТВ и другим приложениям, в том числе играм и электронной торговле.

NC-телефон - телефон с клавиатурой, предназначенный для работы с электронной почтой и службами реального времени, такими, как электронные справочники, резервирование гостиниц и билетов на транспорт.

Сетевые компьютеры оснащаются следующими аппаратными средствами: центральным процессором различной конструкции (Intel Pentium, Power PC, ARM 7500, microSPARC II и др. - как правило, на уровне процессоров для самых современных PC), не менее 4 мегабайт оперативной памяти (чаще - 8-32), модемом на 28800, другими сетевыми средствами и устройствами ввода-вывода (клавиатурой, мышью, громкоговорителями и средствами дистанционного управления).

Разработчики стандарта понимают NC как "многофункциональное мультимедийное устройство, способное работать с Web, электронной почтой, текстовыми процессорами, электронными таблицами и графикой, получая программное обеспечение с центрального сервера".

По сравнению с привычным PC, главные отсутствующие элементы - жесткий диск и гнездо для дискеты. Планируется оснащать сетевые компьютеры кэш-памятью типа ПЗУ, позволяющей работать, например, с текстовым процессором в отсоединенном от сети состоянии, но так, чтобы при восстановлении связи с сервером все данные переносились на него.

Важный элемент конструкции - напоминающая кредитную карточка со встроенным микропроцессором (smart card), функции которой - идентификация пользователя, защита его данных на сервере и проведение расчетов за аренду программ и другие услуги. Пользоваться сетевым компьютером без карты невозможно. Но если у вас она есть, ее можно вставлять в гнездо на любом NC - и ваши данные будут одинаково доступны отовсюду в одной и той же сети.

Рыночные ниши

Очевидно, создатели сетевого компьютера рассчитывали вовсе не на то, что специалисты и пользователи с повышенными запросами, узнав о появлении NC, вдруг ринутся переходить на него. Стратегическая цель Эллисона и его партнеров не менее амбициозна - завоевать рынок людей, не желающих проводить долгие часы за компьютером, а таких - большинство. К этому большинству Эллисон относит и себя: "Все, что я делаю на своем компьютере - это: работаю с электронной почтой, просматриваю Web, работаю с базами данных, текстовым процессором и графикой. Раз в два-три года работаю с электронными таблицами. И все. Моя мать не делает и этого. Все, чем она пользуется - это текстовый процессор и электронная почта. Так зачем ей Windows 95, это невероятно сложное инженерное сооружение, на котором можно проектировать здания?"

Основными программами, с которыми будут работать пользователи NC, должны стать браузер - все тот же Netscape Navigator, - а также текстовые процессоры и системы электронной почты, рассчитанные на работу с данными в том же формате HTML, в котором пользователь видит информацию в Internet. (Средство такого типа - пакет HatTrick - Oracle собирается выпустить в первом полугодии 1997 года.)

Главным рычагом в завоевании пользователей с непритязательными запросами должна стать цена: 300-500 долларов за аппарат и 1250-1500 (у отдельных версий - 2500) долларов в год за аренду загружаемых по Сети программ.

"Лишь 30% людей имеют дома PC. NC будет доступен для 90%, - прогнозирует Эллисон. - Все известные миру коммуникации, например, телевидение и телефонная связь, сделаны по общему принципу: простые устройства и мощная сеть. Цель NC - создание сети, столь же универсальной, что и телефонная".

Чтобы сделать это реальностью, потребуется создание инфраструктуры серверов, расположенных с плотностью нынешних АТС, но управляющих в десятки раз большими потоками. Те, кто работал в Internet, знают, что проблема #1 - скорость, с которой загружается информация. А если загружать сложные программные пакеты и мультимедийные продукты? Неприспособленность существующих телефонных линий - важный барьер на пути развития Internet в действительно универсальную информационную систему и столь же весомый аргумент в пользу автономно работающего PC. На устранение этого барьера уйдут годы и огромные инвестиции в развитие телекоммуникаций.

Корпоративные пользователи

В ожидании, когда придет время для воплощения глобальных амбиций, разработчики сетевого компьютера на ближайшие годы делают ставку на менее зависящую от телекоммуникаций, но не менее важную рыночную нишу - корпоративных пользователей.

Расходы компаний мира на информационные технологии исчисляются сотнями миллиардов долларов в год. Значительную часть этой суммы (200 млрд. и более) составляют расходы на закупку, программную поддержку и обслуживание персональных компьютеров. В крупных офисах работают подключенные к сети десятки и сотни PC, расходы на функционирование которых особенно велики из-за повышенной потребности в своевременном обновлении программного обеспечения. Для руководителей компаний возможность снизить эти расходы важна, как ни для какой другой категории пользователей, ведь это возможность сделать бизнес более прибыльным. Большинство работников выполняет те же самые основные операции - подготовку документов, работу с электронной почтой, базами данных и таблицами.

Совокупные затраты компаний на информационные технологии, млрд. долларов

Совокупные затраты компаний на информационные технологии, млрд. долларов
19951996 -
предварительная оценка
Серверы и большие компьютеры65,8858,82
Персональные компьютеры, рабочие станции56,12101,22
Программное обеспечение53,0485,08
Коммуникационное оборудование11,420,02
Обслуживание124,25165,15
Всего310,69430,28

Источник: Gartner Group

В последние годы получает популярность идеология intranet - внутрикорпоративных сетей, устроенных как Internet в миниатюре, но независимых от внешних телефонных каналов. Именно с таких сетей сетевой компьютер и должен начать попытку завоевания рынка. По данным Oracle, примерно 80% из первых 500 компаний мира уже рассматривают возможность перехода на сетевой компьютер. Маркетинговые исследования говорят о том, что сетевые компьютеры смогут заменить от 50 до 70 процентов персональных компьютеров, используемых в организациях. По прогнозам аналитиков, уже в 2000 году каждый пятый проданный корпоративный компьютер будет сетевым. Аргумент все тот же: согласно пресс-релизу NCI, расходы на администрацию и поддержку информационных систем предприятий и обучение персонала можно будет снизить на 70-80 и более процентов.

Внедрение сетевых компьютеров в корпоративных сетях повлечет за собой перераспределение огромного рынка аппаратного и программного обеспечения с драматическими последствиями для многих его игроков. Но вряд ли это будет борьба идеологии NC с идеологией PC в том виде, как она была описана выше. Необходимость перемен понимают не только в Oracle, но и в Microsoft. Скорее это будет борьба за то, чья стратегия перемен окажется более успешной.

А что же Microsoft?

Альянс Microsoft/Intel накопил большой опыт борьбы с попытками поколебать его позиции. Как же он отреагировал на вызов, брошенный создателями NC?

В линии поведения Microsoft и Intel неизменно прослеживается лейтмотив: по их мнению, развитие компьютерных технологий на основе PC набрало такой ход, что его невозможно поколебать.

Ханс Гайер, вице-президент Intel: "Сильно ли я верю в NC? Не очень, так как я не верю в компьютеры без жесткого диска и Windows. Я - сторонник PC, работающего под Windows, так как он работает на основе ныне существующего программного обеспечения".

Поначалу представители Microsoft встретили проект сетевого компьютера полным неприятием, вплоть до нежелания понять идею. "Вне всякого сомнения, это будут PC за 500 долларов. Но кто их купит? Многие пробовали продавать PC за 800 долларов, но их никто не приобретал", - недоумевал Гейтс еще в марте 1996 года.

Тем не менее, на аргументы критиков о дороговизне и сложности PC требовался ответ, и в Microsoft тоже стали искать пути снижения накладных расходов на эксплуатацию компьютеров. 1 апреля Microsoft опубликовала концепцию простых интерактивных персональных компьютеров (Simply Interactive PC, SIPC). Предложенный вариант устройства - это PC с Windows для начинающего пользователя, оснащенный более удобными средствами доступа в Internet и средствами для совместной работы с потребительскими аудио- и видеосистемами.

Более отчетливая альтернатива NC была предложена 28 октября, когда Microsoft и Intel объявили о начале проектирования стандарта сетевого персонального компьютера (Network Personal Computer, NetPC). Как видно по названию, это - своего рода гибрид между PC и NC4. С одной стороны, это "полноценный член семейства PC" с процессором Intel Pentium, жестким диском и операционной системой Windows, с другой, подобно NC, он оснащен мощными сетевыми средствами и должен работать с программным обеспечением, загружаемым по внешней или локальной сети. По планам создателей, основной сферой применения NetPC должны стать корпоративные сети. Инициативу NetPC поддержали ведущие производители PC, в том числе Compaq, Dell, Digital и Hewlett Packard.

Очевидно, преимуществом NetPC по сравнению с NC будет то, что при переходе на него не надо будет отказываться от привычного программного обеспечения для конечного пользователя. С другой стороны, эта машина будет стоить несколько дороже и давать существенную, по сравнению с обычным PC, но меньшую, чем у NC, экономию расходов на программное обеспечение (около 50% против 70-80).

Впрочем, некоторые подвижки в сторону конкурирующей технологии наблюдаются и в лагере Oracle. На значительной части NC будет устанавливаться процессор Intel Pentium. Ханс Гайер видит в этом явный шаг навстречу:

"Даже если Oracle удастся создать качественное программное обеспечение, ему все равно придется работать в окружении того, что установлено на PC. Если же оно окажется не столь удачным - на этих же компьютерах можно будет запустить Windows. Год назад Эллисон утверждал, что архитектура Intel мертва. В сентябре же он заявил, что ожидает, что подавляющее большинство сетевых компьютеров будут сделаны на основе процессора Intel. В любом случае, в течение года мы увидим и следующие шаги, в зависимости от того, насколько успешным окажется его программное обеспечение - и насколько успешным будет Windows".

Оценивая перспективы NC и NetPC, стоит учитывать и такой фактор, как время. Стандарт NetPC находится в стадии разработки, в то время как стандарт NC появился еще весной, и сейчас начинается его массовое производство. Это означает, что рыночная ниша, от сервера до конечного пользователя не зависящая от Microsoft, появится прежде, чем его аналогичная разработка будет выпущена на рынок.

Проект становится реальностью

Последние сообщения говорят о том, что у сетевого компьютера есть перспективы. Помимо "традиционных" производителей компьютеров (IBM, Sun, Apple, Acorn), неожиданно огромный интерес к NC проявили производители потребительской электроники, такие как AKAI, Funai, RCA, Uniden. По прогнозу Oracle, к середине 1997 года производство сетевых компьютеров может достигнуть миллиона.

Другой вопрос - программное обеспечение. Очевидно, судьба проекта зависит и от того, смогут ли Oracle и ее партнеры взамен Windows предложить пользователю то, что будет не только проще и дешевле, но и разнообразнее? Проблему разнообразия они надеются решить за счет нового подхода к потребителю: пользователи NC будут платить не за обладание программным продуктом, а за его временное использование. А это выдвигает совершенно иные требования к производителям программной продукции, поскольку их продукты не надо будет приобретать насовсем. Пользователь сможет с минимальными издержками отказываться от старого продукта в пользу нового или более удачного, в то время как на PC он был бы вынужден отрабатывать деньги, потраченные на продукт, и если и переходить, то только к новой его версии путем upgrade по льготной цене.

А.Б.: "Поскольку придется платить не за обладание продуктом, а за его использование, появляется шанс создания новых программных продуктов. Маленькие компании будут создавать узконаправленные продукты, которые будут удовлетворять определенным запросам. Появятся совершенно новые технологии".

Формирование рынка программных продуктов для NC только начинается. Первый шаг сделала Sun Microsystems, выпустив Java - язык для разработки сетевых технологий. В последние месяцы налицо активность Oracle, предпринявшей ряд инициатив по созданию программной базы для NC. В частности, речь идет о том, чтобы существующие прикладные средства на основе технологий Oracle (а всего в мире существует уже около 5 миллионов таких средств, созданных более чем полумиллионом производителей) можно было использовать с любого NC или PC, обнаружив их в Internet или корпоративной сети с помощью обычного браузера. Соответствующий пакет - Oracle Developer 2000 для Web - уже готовится к выходу в первом квартале 1997 года. С его появлением, а также с выходом в это же время рассчитанной на сетевые компьютеры системы электронного офиса Oracle InterOffice 4.1, снабженной текстовым процессором и электронными таблицами, можно будет говорить, что сетевой компьютер - не кусок железа, а аппарат, вполне приспособленный для работы на корпоративном уровне.

Стандарты, разработанные Oracle, куда менее требовательны к видам аппаратной и программной среды пользователя. Это вполне допускает совместную работу PC и NC в одних и тех же корпоративных сетях с одними и теми же приложениями.

Насколько это затронет Россию?

Нынешний скачок в развитии информационных технологий впервые происходит в мире, не разделенном железным занавесом. Несмотря на ряд барьеров, отставание нашей страны от наиболее развитых стран в этой области сократилось до минимума. В России существует достаточно развитый рынок аппаратного и программного обеспечения. На нем действуют те же мировые лидеры, вокруг которых строится деятельность местных компаний.

Последние примеры, скажем, процессор Pentium, по темпам внедрения которого наша страна отстала от мирового уровня всего лишь на 9 месяцев, наводят на мысль, что сетевой компьютер может прийти в Россию достаточно скоро5. Существует, однако, ряд проблем, из-за которых его использование на первоначальном этапе еще в большей степени, чем на Западе, может ограничиться информационными системами крупных и наиболее "продвинутых" предприятий.

Пиратство и другие факторы

Барьер #1 - нелегальное распространение программ, на котором можно сэкономить столько, сколько не даст никакой NC. В России законы мирового программного рынка верны лишь применительно к небольшой его части, прежде всего, - к корпоративным пользователям, дорожащим своей репутацией. Ни для кого не секрет, что на рынке программ для PC бесчинствуют пираты, благодаря которым российские пользователи лишены проблем их западных коллег, вынужденных тратить немалые средства на очередные upgrade.

Илья Биллиг, менеджер по маркетингу московского представительства Microsoft: "Часто в российских организациях вопрос, который ставит директор, звучит так: "Купить надо?" - "Да, надо". - "Сколько стоит?" - "10 тысяч долларов". - "А можем по другому?" - "Можем пойти на Горбушку за 10 долларов". - "А если украдем, что нам будет?" - "Ничего". - "Ну, тогда не будем платить 10 тысяч!""

Может закрасться подозрение, что в условиях надвигающейся экспансии NC пираты - объективные союзники Microsoft. Так выгодно ли Microsoft пиратство?

И.Б.: "Нет, не выгодно, потому что развитие пиратства в России сдерживает рынок программного обеспечения. Microsoft выгодно, чтобы большое число фирм поддерживало его технологии. В России это невозможно в силу того, что ни один человек в здравом уме и твердой памяти не будет инвестировать деньги в разработку софта при существующем уровне пиратства. Мы теряем деньги не только на продажах, но и на том, что нет соответствующей поддержки в индустрии".

По признанию Биллига, об искоренении пиратства в ближайшие годы не может быть и речи: "Если мы посмотрим на Восточную Европу, уровень пиратства - порядка 70-80%. Они начинали с того же, что и мы. В Чехословакии и Польше Microsoft продает больше, чем в России. Ближайшая задача - 80%. Пятилетний план - 40-50%".

Если сетевой компьютер приживется в России, это будет тяжкий удар по пиратству: архитектура клиент/сервер и механизм smart card исключают его в принципе. Другой вопрос: а не окажутся ли для российских пользователей обременительными и 1000-1500 долларов в год даже при бесспорной экономии на аппаратных средствах?

Сейчас приходится говорить об изменениях более скромного масштаба. По мере того, как наступление на пиратов будет продолжаться, все больше и больше корпоративных пользователей прекратят закупки программ на "сером" рынке в дополнение к тем, кто и сегодня приобретает программное обеспечение легальным путем. Для российских компаний, которые не могут обойтись без достаточно мощных корпоративных сетей, NC вполне может стать более привлекательной альтернативой.

Microsoft борется с пиратством как с помощью судебного механизма, так и путем подписания соглашений с российскими поставщиками PC о предустановке программного обеспечения Microsoft в максимальном объеме (например, Microsoft Office помимо минимальной конфигурации Windows 95 на вновь приобретаемом PC). Кажется, в этом случае неудобства пользователя сведены к минимуму. Настолько ли, чтобы PC остался выгоднее NC благодаря известному пользовательскому консерватизму? По мнению Брюзгина, вполне реальная задача для Oracle на ближайшие годы - путем внедрения NC лишить Microsoft примерно трех миллионов долларов доходов от продажи предустановленных программных продуктов российским корпоративным пользователям.

У подключенного в Internet сетевого компьютера для индивидуального потребителя в России более туманные перспективы. Причины известны: то же пиратство, крайне отсталая телефонная связь и недостаточная степень развития Internet, которую сдерживает языковой барьер. Но и это не столь фатально.

И.Б.: "Революция? - Естественно, грядет. Россия идет по тому же пути, что и все страны. Другое дело, что это в достаточно своеобразных формах, медленнее. Люди на улицах знают, что такое Internet. Глядя на оборот продаж компьютеров для дома, можно ожидать, что следующий шаг, который сделают эти люди, - подключение к Internet. Речь идет о миллионах пользователей. Но очень важно будет наличие русского содержания. 25 октября грянет в тот момент, когда накопится критическая масса содержания на русском языке. Достаточно посмотреть на провинциальную газету в мире. Там в любой рекламе: "а вот наш адрес в Internet". Internet во многом уничтожает такое понятие, как провинция".

Несмотря на все сложности и в России есть люди, желающие приобрести компьютер именно из-за Internet. Начиная с будущего года они также могут стать одним из объектов ожесточенной борьбы между сторонниками PC и NC, прежде всего между Oracle и Microsoft. В ход здесь может пойти все: агрессивная реклама, снижение цен, борьба за партнеров. Если в России сборка PC оказалась настолько выгодным делом, что теперь 64% продаваемых компьютеров - отечественных марок, вполне можно ожидать попыток собирать в России более простые и дешевые сетевые компьютеры.

Интерес к NC могут проявить и системные интеграторы. Для них это - резерв выхода из кризиса отрасли благодаря возможному появлению спроса на корпоративные информационные системы с применением NC. Благодаря дешевизне, по сравнению с системами на основе PC, этот рынок может оказаться более массовым.

О том, что Россия не останется в стороне от разгорающейся борьбы, свидетельствует и светская хроника. В октябре 1996 года встречу с Эллисоном имел президент МОСТ-банка Владимир Гусинский. На апрель 1997 года намечен визит Эллисона в Россию, целью которого, очевидно, станет пропаганда сетевого компьютера и создание инфраструктуры.

Что же нас ждет в ближайшие годы?

Большинство экспертов склоняется к тому, что нас ждет сосуществование NC и PC. При этом сетевые компьютеры утвердятся в офисах, а персоналки сохранят свои позиции в качестве домашних компьютеров. Прогнозы представителей Microsoft, Oracle и нейтральной стороны не столь отличаются друг от друга:

И.Б.: "Будут существовать три типа устройств. Первый из них - корпоративные PC. Какими они будут, пока точно никто не знает. Бездисковыми станциями? - вполне допускаю. Второй тип - подключенные к Internet телефоны, совмещенные с компьютерами. Третий тип - домашние PC, к которым, по сути дела, будет подключен дом. Какая концепция является единственно правильной? - Ни та, ни другая. Будет достаточно широкий спектр более специализированных компьютеров".

А.Б.: "Конечно, никто не говорит, что сетевой компьютер заменит персональный, особенно дома. Но там, где необходимы простота, единство интерфейса, программных средств, сетевой компьютер уже в ближайшие 10 лет может полностью вытеснить персональные. Например, все публичные службы: гостиницы, поликлиники, банковские учреждения - везде можно будет поставить сетевой компьютер, чтобы получить справку, вставить кредитную карточку или набрать персональный код. Сетевой компьютер - это устройство получения информации".

Генеральный директор Compulink Михаил Лящ также уверен в том, что NC сможет утвердиться в офисе, а PC сохранит позиции дома, а также в том, что в России переход к NC в большей степени ограничится крупными офисами и банками.

Насколько эти прогнозы оправдаются - покажет время.


1 Со "скорым началом производства в огромном масштабе" все не так гладко. Статья поступила в редакцию несколько месяцев назад, но до сих пор более или менее четкая производственная программа есть только у IBM. Второе поколение Java Station еще только ожидается, а большинство представленных моделей компьютеров, соответствующих спецификациям NC, до сих пор остаются лишь образцами. - Д.В.

2 Upgrade (англ. "повышение", "продвижение") - чрезвычайно распространенный механизм продаж аппаратного и программного обеспечения компьютеров, заключающийся в частичном улучшении уже имеющегося у потребителя продукта. Примеры: upgrade персонального компьютера заключается в установке более мощного процессора, дополнительной памяти и т. д. Upgrade программного продукта чаще всего означает приобретение его новой версии взамен старой.

3 Host (буквально "хозяин") - логический узел Internet, на котором размещаются страницы (site). Подсчет числа хостов является единственным доступным способом сбора статистики по Сети, но нетрудно предположить, что число страниц никак не меньше, не говоря уже о пользователях, не все из которых имеют собственные.

4 Адресую читателя к статье "Шкатулка с замочком". - Д.В.

5 Наше расследование показало, что пока еще не пришел... Д.В.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.