Архивы: по дате | по разделам | по авторам

"Компьютерра" о компьютерах

Архив
автор : ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ    07.07.1997

Отвечая на письма в номере за 21 апреля под названием "Судьба программиста" я сгоряча пообещал добиться, чтобы "Компьютерра" писала о компьютерах. Получилась программная декларация, которая не прошла незамеченной, тем паче, что несметное количество экземпляров "Компьютерры" было роздано на выставке "Комтек".

Пошли протесты. Особенно много прислали заявлений моего любимого типа: мол, все равно нам нравится "Компьютерра", как бы ты, гадкий Кузнецов, не старался ее испортить. Спасибо, господа! Постараюсь и впредь не обмануть ваших ожиданий. Должен признать, что выражений поддержки прислали существенно меньше, но зато, что гораздо ценнее, не было недостатка в независимых мнениях, совпадающих с моим собственным.

Остаточных знаний из статистики и теории эксперимента мне пока хватает, чтобы не принимать данные о письмах всерьез и самому не устраивать опросов читателей. Сколько-нибудь полезных указаний получить таким путем невозможно. Тем не менее, любая статистика нас очень интересует. Например, вот мы публикуем сообщение о результатах лотереи, которую устроило для фирмы AMD рекламное агентство Paradigma Media. (См. репортаж А. Гололобова "Наши люди")

В том самом "комтековском" номере AMD поместила купон, который предлагалось заполнить и прислать, чтобы принять участие в розыгрыше компьютера.

Мне показалось, что результаты этого попутного анкетирования стали неожиданностью для его организаторов. Как вам, наверно, известно, "Компьютерре" создают репутацию издания "для чайников", которое профессионалы презирают. Мы в редакции хорошо знаем, что это не так. Граница между теми, кто нас читает, и не читает, определяется совсем другими признаками. Позвольте не конкретизировать, какими, чтобы никого не оскорблять. Тем не менее, я очень признателен Paradigma Media за то, что агентство выступило с этой инициативой и взяло на себя обработку результатов. Надеюсь, и вам будет приятно убедиться, что вы в хорошей компании.

В связи с этим, давайте немножко выясним отношения. Хотя "Компьютерра", по нашим сведениям, является самым массовым компьютерным изданием в России, мы не ставим себе задачи привлечь как можно большую аудиторию и произвести впечатление широтой охвата. Мы ощупью, без надежной обратной связи, но вполне сознательно выбираем себе читателя. Привет тем, кто выбирает нас. И выбор рекламодателей тоже все меньше определяется случаем или интригой. В каждом рекламном объявлении вы можете видеть знак уважения к себе, господа. Сообщество наших читателей признается влиятельной экономической силой.

Литературно-гуманитарные увлечения "Компьютерры", достигшие пика прошедшей зимой, это тоже сознательный выбор. Главные проблемы компьютерной отрасли имеют очень мало отношения к высоким технологиям. Технологии лишь обслуживают трансформацию общественного сознания. Не стоит объяснять, что, какие PC ни завези, Россия все равно драматически отстает от США в этом процессе - в каких-то аспектах на двадцать лет, а в каких-то и на все сто.

Конечно, это дело наживное, но ведь надо же наживать! Никогда не лишне напомнить: Россию по динамике экономического развития, а часто и по результатам его уже опережают едва ли не все, включая те страны, которые до сих пор у нас и за страны-то не считают. Не только "осколки" Китая, но и сам Китай, а еще Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Турция и так далее.

В этой связи я хотел бы обратить ваше внимание на статью Андрея Сидорова в прошлом номере (за 30 июня). В сопроводительном письме он сообщил, что в ней обсуждаются результаты исследований, выполненных в Саранском кооперативном институте. Текст до слез напоминает отчеты советских времен, и многие читатели, вероятно, обломились на первом абзаце. Если так, то жаль: это первый встретившийся мне пример того, что ученые из провинциальных российских вузов начинают заниматься делом. Сменилось пять поколений процессоров, а на компьютерах Поволжья по-прежнему синеет "нортонкомандер". Что может быть важнее этой проблемы?

Пытаясь возвратить "Компьютерру" к компьютерной тематике, я отнюдь не хочу уходить от этих вопросов. Чтобы понять, что происходит, надо видеть наш "портфель". Нас заваливают рассказами о первых впечатлениях от знакомства с PC или с Интернет, статьями и даже чисто литературными сочинениями, в которых компьютеры используются в качестве фона. В редакции критерием отбора невольно становиться не содержание текста, а то, как написано.

Надо, однако, ясно понимать, что "Компьютерра" в ее нынешнем состоянии - это не литературное издание. Мы просто не способны заниматься такими вещами и застреваем на уровне художественной самодеятельности. Как-то мне трудно поверить, что наш "самотек" оказался бы конкурентоспособен в художественных (философских, политологических и прочих) журналах. С другой стороны, если есть общественная потребность, то почему бы и не заняться литературой всерьез?

Ну, во-первых, это будет без меня и без значительной части нынешнего состава редакции. У нас просто нет для этого соответствующих шишек на черепе. Но это бы еще полбеды. Беда (и тут я намерен сказать нечто по-настоящему ужасное) в деловой бесперспективности этого направления. В России ежегодно рождается известный процент людей с писательским зудом, которым негде печататься, хотя известный процент населения мог бы потреблять их продукцию. Ну и что? У меня есть сильное подозрение, что так и будет, и несчастным графоманам надо всерьез подумать о своем месте в жизни. Отложить писательскую карьеру лет на двадцать, пока нарастет контингент читателей из безработных с деньгами.

Сделать, чтобы издание читали, в общем, не так трудно. Огромное количество людей в России остро нуждается, например, в утешении: в том, чтобы их пожалели. Ими легко манипулировать, и политические издания с удовольствием делают это, поскольку им нужны избиратели. Но при чем тут экономика? В лучшем случае такой аудитории можно продавать дешевые массовые товары - хозяйственные мелочи, повседневные лекарства, безалкогольные напитки, и т. п.

Гигиенические прокладки - это большой бизнес, но я сильно подозреваю, что в России их реклама вызвана скорее ожиданиями грядущего экономического подъема и роста покупательной способности, чем сегодняшними практическими соображениями. А мы в "Компьютерре" просто не такие люди, чтобы ждать и надеяться, питаясь старой жвачкой.

Заметьте, уже процентов десять в потоке сообщений мировых агентств общего профиля и до половины новостей экономики связаны с компьютерными темами. Роль информационных технологий растет так быстро, что они, того и гляди, вскоре затмят политику. Но центром всех интеллектуальных интересов человечества компьютеры уже стали.

Что это значит, писать о компьютерах в России, мы, впрочем, тоже толком не знаем. Начинающему изданию очень много предстоит сделать, чтобы подняться на уровень потребностей общества в освещении этих важнейших процессов. Хотелось бы, чтобы последняя фраза не показалась бессмысленным заклинанием. Вот пример. Что конкретно не дает народам России превратить нынешнюю возможность свободы в реальность и воспользоваться ее плодами? Согласен, прежде всего дефекты воли, но это непоправимо. А что еще?

Мой ответ: недостаток знаний. Лечится просвещением. Впрочем, буду рад продолжить обсуждение этой проблемы.

snarky@cterra.com

По умолчанию, считаю письма, приходящие на этот адрес, конфиденциальными. Если вы не возражаете против публикации, не забудьте об этом написать.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.