"Компьютерра" о компьютерах
АрхивОтвечая на письма в номере за 21 апреля под названием "Судьба программиста" я сгоряча пообещал добиться, чтобы "Компьютерра" писала о компьютерах. Получилась программная декларация, которая не прошла незамеченной, тем паче, что несметное количество экземпляров "Компьютерры" было роздано на выставке "Комтек".
Пошли протесты. Особенно много прислали заявлений моего любимого типа: мол, все равно нам нравится "Компьютерра", как бы ты, гадкий Кузнецов, не старался ее испортить. Спасибо, господа! Постараюсь и впредь не обмануть ваших ожиданий. Должен признать, что выражений поддержки прислали существенно меньше, но зато, что гораздо ценнее, не было недостатка в независимых мнениях, совпадающих с моим собственным.
Остаточных знаний из статистики и теории эксперимента мне пока хватает, чтобы не принимать данные о письмах всерьез и самому не устраивать опросов читателей. Сколько-нибудь полезных указаний получить таким путем невозможно. Тем не менее, любая статистика нас очень интересует. Например, вот мы публикуем сообщение о результатах лотереи, которую устроило для фирмы AMD рекламное агентство Paradigma Media. (См. репортаж А. Гололобова "Наши люди")
В том самом "комтековском" номере AMD поместила купон, который предлагалось заполнить и прислать, чтобы принять участие в розыгрыше компьютера.
Мне показалось, что результаты этого попутного анкетирования стали неожиданностью для его организаторов. Как вам, наверно, известно, "Компьютерре" создают репутацию издания "для чайников", которое профессионалы презирают. Мы в редакции хорошо знаем, что это не так. Граница между теми, кто нас читает, и не читает, определяется совсем другими признаками. Позвольте не конкретизировать, какими, чтобы никого не оскорблять. Тем не менее, я очень признателен Paradigma Media за то, что агентство выступило с этой инициативой и взяло на себя обработку результатов. Надеюсь, и вам будет приятно убедиться, что вы в хорошей компании.
В связи с этим, давайте немножко выясним отношения. Хотя "Компьютерра", по нашим сведениям, является самым массовым компьютерным изданием в России, мы не ставим себе задачи привлечь как можно большую аудиторию и произвести впечатление широтой охвата. Мы ощупью, без надежной обратной связи, но вполне сознательно выбираем себе читателя. Привет тем, кто выбирает нас. И выбор рекламодателей тоже все меньше определяется случаем или интригой. В каждом рекламном объявлении вы можете видеть знак уважения к себе, господа. Сообщество наших читателей признается влиятельной экономической силой.
Литературно-гуманитарные увлечения "Компьютерры", достигшие пика прошедшей зимой, это тоже сознательный выбор. Главные проблемы компьютерной отрасли имеют очень мало отношения к высоким технологиям. Технологии лишь обслуживают трансформацию общественного сознания. Не стоит объяснять, что, какие PC ни завези, Россия все равно драматически отстает от США в этом процессе - в каких-то аспектах на двадцать лет, а в каких-то и на все сто.
Конечно, это дело наживное, но ведь надо же наживать! Никогда не лишне напомнить: Россию по динамике экономического развития, а часто и по результатам его уже опережают едва ли не все, включая те страны, которые до сих пор у нас и за страны-то не считают. Не только "осколки" Китая, но и сам Китай, а еще Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Турция и так далее.
В этой связи я хотел бы обратить ваше внимание на статью Андрея Сидорова в прошлом номере (за 30 июня). В сопроводительном письме он сообщил, что в ней обсуждаются результаты исследований, выполненных в Саранском кооперативном институте. Текст до слез напоминает отчеты советских времен, и многие читатели, вероятно, обломились на первом абзаце. Если так, то жаль: это первый встретившийся мне пример того, что ученые из провинциальных российских вузов начинают заниматься делом. Сменилось пять поколений процессоров, а на компьютерах Поволжья по-прежнему синеет "нортонкомандер". Что может быть важнее этой проблемы?
Пытаясь возвратить "Компьютерру" к компьютерной тематике, я отнюдь не хочу уходить от этих вопросов. Чтобы понять, что происходит, надо видеть наш "портфель". Нас заваливают рассказами о первых впечатлениях от знакомства с PC или с Интернет, статьями и даже чисто литературными сочинениями, в которых компьютеры используются в качестве фона. В редакции критерием отбора невольно становиться не содержание текста, а то, как написано.
Надо, однако, ясно понимать, что "Компьютерра" в ее нынешнем состоянии - это не литературное издание. Мы просто не способны заниматься такими вещами и застреваем на уровне художественной самодеятельности. Как-то мне трудно поверить, что наш "самотек" оказался бы конкурентоспособен в художественных (философских, политологических и прочих) журналах. С другой стороны, если есть общественная потребность, то почему бы и не заняться литературой всерьез?
Ну, во-первых, это будет без меня и без значительной части нынешнего состава редакции. У нас просто нет для этого соответствующих шишек на черепе. Но это бы еще полбеды. Беда (и тут я намерен сказать нечто по-настоящему ужасное) в деловой бесперспективности этого направления. В России ежегодно рождается известный процент людей с писательским зудом, которым негде печататься, хотя известный процент населения мог бы потреблять их продукцию. Ну и что? У меня есть сильное подозрение, что так и будет, и несчастным графоманам надо всерьез подумать о своем месте в жизни. Отложить писательскую карьеру лет на двадцать, пока нарастет контингент читателей из безработных с деньгами.
Сделать, чтобы издание читали, в общем, не так трудно. Огромное количество людей в России остро нуждается, например, в утешении: в том, чтобы их пожалели. Ими легко манипулировать, и политические издания с удовольствием делают это, поскольку им нужны избиратели. Но при чем тут экономика? В лучшем случае такой аудитории можно продавать дешевые массовые товары - хозяйственные мелочи, повседневные лекарства, безалкогольные напитки, и т. п.
Гигиенические прокладки - это большой бизнес, но я сильно подозреваю, что в России их реклама вызвана скорее ожиданиями грядущего экономического подъема и роста покупательной способности, чем сегодняшними практическими соображениями. А мы в "Компьютерре" просто не такие люди, чтобы ждать и надеяться, питаясь старой жвачкой.
Заметьте, уже процентов десять в потоке сообщений мировых агентств общего профиля и до половины новостей экономики связаны с компьютерными темами. Роль информационных технологий растет так быстро, что они, того и гляди, вскоре затмят политику. Но центром всех интеллектуальных интересов человечества компьютеры уже стали.
Что это значит, писать о компьютерах в России, мы, впрочем, тоже толком не знаем. Начинающему изданию очень много предстоит сделать, чтобы подняться на уровень потребностей общества в освещении этих важнейших процессов. Хотелось бы, чтобы последняя фраза не показалась бессмысленным заклинанием. Вот пример. Что конкретно не дает народам России превратить нынешнюю возможность свободы в реальность и воспользоваться ее плодами? Согласен, прежде всего дефекты воли, но это непоправимо. А что еще?
Мой ответ: недостаток знаний. Лечится просвещением. Впрочем, буду рад продолжить обсуждение этой проблемы.
По умолчанию, считаю письма, приходящие на этот адрес, конфиденциальными. Если вы не возражаете против публикации, не забудьте об этом написать.