Мелкий глоток яблочного сока
АрхивОгород КозловскогоИ увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно…
Бытие, III, 6
Некогда, лет сто назад, я учился в Омском Политехническом и делал курсовые проекты по "Деталям машин". Персональных компьютеров тогда не было, калькуляторов тоже (разве - бухгалтерские арифмометры), так что приходилось долгими ночами считать на логарифмической линейке, а то и на уголке листа - столбиком. Расчетов (с пояснениями) набиралось на целый том, страниц в 100, а их результаты ложились на листы ватмана в виде чертежей. Потом, когда подходил (чаще - проходил) срок мы, студенты, со скрученными в трубы и засунутыми в тубы листами и томами "Пояснительных записок" под мышками усаживались в очередь к тесному кабинетику доцента Бобылева, в очередь, очень напоминающую по настроению очередь к дантисту.
Доцент Бобылев разворачивал лист, смотрел несколько секунд, а потом красным нестираемым карандашом обводил одно место, другое, третье и говорил:
- Тут у вас ошибочки. (Слово "ошибочки" доцент произносил с особым смаком). Пересчитать и перечертить!
Резюме грозило не только очередной серией бессонных ночей, но и потерей стипендии на семестр, поэтому возмущенная реакция была естественной:
- Но вы же даже не взглянули в "Записку"! Все точно по расчетам! С чего вы взяли, что тут - ошибочки?
- Некрасиво, - одним словом парировал доцент Бобылев и приглашал следующего. Прямо эдакий Станиславский с его "не верю!". Самое печальное (или, напротив, заслуживающее восхищения) - что доцент Бобылев всегда оказывался прав.
Красота - понятие, конечно, субъективное и относительное. Однако в самом общем смысле им пользоваться можно и нужно. Что человечество и делает не первый уже десяток тысячелетий.
По просьбе главного редактора журнала "CompUnity" я оказался в компании DPI, являющейся главным, что ли, представителем (IMC, "Независимая маркетинговая компания") в России фирмы Apple Computer: заметно "старше", чем дистрибьютор, но и заметно "младше", чем региональное отделение. Разговор, который я планировал закончить за час (может быть - с маленьким хвостиком), затянулся на четыре и окончился только потому, что было уже неприлично поздно: интерес почти детективный к рассказам генерального директора DPI Евгения Бутмана о судьбе Mac'ов в России вполне мог удержать меня в кабинете и на добрые сутки.
Впрочем, интерес - интересом, а общие "антимакинтошевские" места, вроде значительно меньшего числа, как правило, более дорогих программ, чем под PC, довольно жесткой связки модели с версией операционной системы, некоторой запутанности в сегодняшней идеологии фирмы, почти комической задержки с давно обещанным 300-мегагерцовым процессором и прочих, я держал, что называется, "в уме", не упуская ни одной возможности бросить их на стол в виде козыря.
Под конец я поставил вопрос ребром: чего такого не может сегодня PC, что может Mac? Разговоры об особом удобстве интерфейса и легкости обучения ему, а так же о "вкусовых пристрастиях" (кто любит попадью, а кто - свиной хрящик) я пытался исключить, как несущественные, как и разговоры о том, что все простое и удобное, что есть в Windows, вроде Drag&Drop, TrueTyp'ов, Стартового меню, Корзины etc., так или иначе заимствовано у Apple: заимствовано - так уж и заимствовано, что же сейчас поделаешь? С другой стороны, я не собирался держаться и за явно фальшивый козырь особой дороговизны Mac'ов: PC, оснащенный всем, чем оснащен Mac, - той же недурного качества звуковой платой и PCI SCSI-адаптером, графическим ускорителем с 4 Мбайт видеопамяти, да еще - штучно сделанный (Brand Name), обойдется вам, пожалуй, подороже аналогичного Mac'а, и еще далеко не все Brand Name дадут вам близкие к Mac'у качество и безглючность (читайте в апрельском Hard 'n' Soft'е письмо-статью Александра Бардашева о компьютерах COMPAQ).
На вопрос ребром я получил ребром же ответ, что, пожалуй, кроме встроенной в ОС Mac'ов системы корректировки цветов (очень важной в профессиональной Hi-End полиграфии и не очень - во всем остальном), - ничего. Я сам попытался прийти оппонентам на помощь, упомянув специальные микросхемы для ускорения работы с PhotoShop'ом или уникальные возможности для работы с музыкой, но мне честно было отвечено, что особой уникальности здесь нету.
- Но вы видели Mac?!
Я несколько смущенно пожал плечами: видел, в общем-то, несколько часов провел за клавиатурами у приятелей, пробовал и на выставках…
- Пойдемте - посмотрим!
Миновав пару коридоров и отперев пару запертых по позднему времени дверей, мы оказались у стола, на котором стоял формата midi-tower PowerMac одной из последних моделей. Конечно, хорош, но и мой PC, пожалуй, внешне не хуже (попадья, свиной хрящик).
Но тут мой оппонент точным и экономным жестом хирурга или фокусника положил корпус на бок, молниеносно нажал на какие-то так и оставшиеся не замеченными мною выступы, и корпус чудодейственно раскрылся, как детская книжка "с секретом" или иконный складень, обнажив потрясающей ясности, изящества и незагроможденности нутро. Я испытал такое, приблизительно, ощущение, как если бы после ежедневных копаний под капотом горбатого "Запорожца" увидел вдруг моторный отсек "Мерседеса" последней модели. Я почувствовал, что это удобно, целесообразно и, главное… красиво!
Задолго предвосхитив шедевр от Intel - корпусированный процессор Pentium II - над площадью платы возвышался продолговатый небоскреб процессорного блока. Шесть пустых и легкодоступных слотов PCI рифмовались-перекликались с я даже не успел сосчитать сколькими гнездами под память и… все! Пустота и чистота. Ни шлейфов, ни хвостов, упакованных резинками, ни проводков к светодиодам, всегда перепутанных… Отдельный отсек складня посвящен винчестерам, CD-драйвам и прочим вставкам: незаметные шлейфы где-то у стенки, готовые обнять своими разъемами "папы" устройств, которые, отвернув два винта и вынув заглушку, вы вставляете одним нажатием руки…
Замучившись копаться в стандартном своем PC-корпусе и увидев ATX, где можно, отвернув три винта, выдвинуть "маму" со всей начинкой, я едва ли не в восторг пришел. Но что есть ATX рядом с корпусом Mac'а?!
Я не хочу утверждать вслед Достоевскому, что красота спасет мир. Я вообще не уверен, что его следует спасать. Однако…
В DPI мне сказали, что есть полушутливая лемма Морейниса, директора фирмы "Максимум", гласящая: "Попробовавший Mac'а к PC вернуться уже не способен". Я живу с PC. Мне страшно: если я перейду на Mac, я лишусь львиной доли моих читателей-кормильцев. Но попробовать, тем не менее, хочется очень! И, наверное, я все же рискну.
А о результатах честно сообщу вам.
Заходите ко мне в гости: www.online.ru/people/ekozl/. Оттуда можно послать и письмо. Или пользуйтесь служебным e-mail-адресом: ekozlovsky@cterra.com.