Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Собственная Web-страница. И живые позавидуют мертвым

Архив
автор : МАРК ГОРОВЕНКО    16.06.1997

Зачем?

Все начиналось просто и достаточно красиво. У вас появился Интернет. Информации было много, и пространства были необозримы. Потом появились ссылки на домашние страницы, home pages. Вы осматривали их сначала с интересом, потом с завистью, а потом… Потом появилось желание сделать собственную, благо многие провайдеры предлагают ее разместить на своем сервере. Так вот, как только у вас появилось такое желание, гоните его подальше! Нет, я не враг Сети, я просто пытаюсь предостеречь вас от опасного, и, может быть, ненужного шага. Вы никогда не пробовали опубликовать свое произведение? Нет, не пробовали. Тогда для вас откроется много интересного. Во-первых, на него будут смотреть люди, и даже много людей (может быть). И большинству этих людей будет совершенно неинтересно то, что, может быть, составляет лучшую часть вашей жизни. Вы готовы открыть свою душу любому, кто посмотрит на вашу страницу? Если вы не вложите душу в страницу - каплю в море информации, показывающую индивидуальность отдельно взятого человека, - оставьте эту затею. Нет ничего хуже формально сделанной страницы - этакого набора команд языка HTML и картинок. Вы должны заболеть своей страницей, должны чувствовать обиду за каждого человека, у которого она не затронула никаких струн в душе. Вот только тогда имеет смысл начинать бесконечную эпопею с присутствием в Сети.

О чем?

О чем пишут на домашних страницах? Больше всего, конечно, о себе. Потом, о собственных интересах, потом, о собственном взгляде на жизнь. Бывают, конечно, страницы только о себе, только о собственных интересах и взглядах на жизнь. Хотя последнее редко встречается в реалиях. Пример такого подхода можно увидеть на моей странице http://www.skydive.ru/~mark. Вначале я хотел рассказать обо всем, что мне интересно: о своей свадьбе, о парашютном спорте, о собственных профессиональных качествах, о фотографии, о... Но в процессе работы понял, что моя жизнь в таком подробном описании мало кого интересует, кроме близких мне людей, которые и так осведомлены обо мне. И сделал то, что сделал. Просто галерея фотографий с фоновой музыкой. Каждый поймет свое, и будет это самой универсальной страницей. Самый малоинформативный и рискованный подход, который иногда оправдывает себя. Можно рассказать о себе: как родился, учился и что умеешь. Это, конечно, даст максимум полезной информации о вас, но только тогда, когда эта информация попадет к заинтересованному лицу. Этакий вид саморекламы и, говоря откровенно, не самый эффективный. Среднему пользователю глубоко безразлична информация персонально о вас. Можно создать хорошую страницу о собственном увлечении, но это будет уже не домашняя страница, а тематическая. В сети много подобных примеров. Таким же образом возникла моя страница о парашютном спорте. Сначала я пытался просто рассказать о том времени, что я провожу на аэродроме, и о людях, меня окружающих. В процессе изготовления информация переросла сама себя: получилась страница о российском парашютном спорте. Можно, конечно, рассказать обо всем сразу, да еще в такой форме, чтобы всем стало интересно, но примеров таких страниц - единицы. Хорошая иллюстрация этому - страница Максима Мошкова http://www.ras.ru/~moshkow. Кратко о себе, кратко об увлечениях... и богатая библиотека. Посмотрите, если будет возможность. Постоянное обновление информации - еще один фактор интересности вашей страницы. На страницу со статичной информацией вряд ли будут заглядывать второй раз, если только она не являет собой образец дизайна. Но не стоит обольщаться: нарисовать так, чтобы хотелось смотреть на вашу картину еще и еще - доступно немногим. Перечислите в уме ваших любимых художников - так же я могу перечислить образцы Web-дизайнерского искусства. Я еще не разубедил вас делать свою страницу? В таком случае попробую рассказать, как это делается.

Как?

Сначала решите, о чем. Посмотрите на чужие страницы. Смотрите не торопясь, отмечайте, что вам понравилось, а что раздражает. Все-таки это ваша страница - и несмотря ни на что, придерживайтесь собственных взглядов. Не пытайтесь взять с чужих страниц картинки, не спрося разрешения хозяина, какими бы они прекрасными ни были. Первое - это чужой труд, который надо бы уважать, а второе - подобные картинки могут иметь широкую известность, и вы не заработаете таким образом к себе уважения. Существует много библиотек графики для вебмастеров. Например, на http://www.sai.msu.su множество полезной информации о правилах изготовления страниц, советы по использованию конкретных элементов и большая коллекция свободно распространяемой графики. Кроме информации в Сети, существуют Webmaster's Toolkit (Набор инструментов вебмастера) на CD-ROM. Один из таких наборов от Walnut Creek я использую при работе. Вы уже разработали концепцию собственной страницы и подобрали фотографии для помещения на ней. Самое время приступить к работе. Но предварительно рекомендую просуммировать объем фотографий и прочих материалов, которые вы планируете разместить на странице. Вы наверняка сталкивались с ситуацией, когда на странице помещают большую фотографию, и в строке состояния вашего браузера написано: "2% из 340 Кб (300 байт/с) осталось 19 минут 30 секунд". Посчитайте, сколько времени потребуется для перекачки всей этой информации на скорости 14400 бод в секунду. Если эта цифра велика, то шансов увидеть красивые фотографии, которые вы приготовили, у посетителей немного. Лучше всего, чтобы общая часть вашей страницы не превышала 100-150 Кбайт. Тематические разделы могут быть сколь угодно большими - заинтересованный человек все равно их получит, но не злоупотребляйте чужим временем. Для графики на Web-страницах вполне достаточно разрешения 75-100 dpi. Формат Jpeg вполне удовлетворяет требованиям к фотографии. Если вам просто необходимо поставить на страницу большой файл, то сделайте на него ссылку и опишите его объем. Таким образом предлагаются короткие видеоклипы в формате AVI и песни в формате WAV на странице http://www.skydive.ru. Несмотря на то, что суммарный объем этих файлов составляет 70 Мбайт, желающие получить их сделали это около 400 раз за год. После того, как материал для размещения собран и проверен, начинается самое интересное - изготовление страницы. Каждый, кто попадет к вам, первым делом увидит заглавную страницу - как титульный лист в книге. От ее содержания и оформления зависит дальнейшее к вам отношение. Следует руководствоваться поговоркой про критерии встреч и проводов. Даже если у вас есть огромное количество безусловно полезной и всем интересной информации, все равно не стоит перегружать первую страницу картинками и текстом. Структуризация информации безусловно будет плюсом для вас, но не злоупотребляйте глубиной структуры. Идеальный случай представления информации - это 4-5 уровней, разделенных по глубине представления материала. Концепция первой страницы - ваши разделы: общая информация, профессиональные навыки, увлечения, тематическая информация, фотоальбом. В каждом из этих разделов вы можете более подробно раскрыть свои интересы и указать на смежную тематику, но не пытайтесь сказать все сразу - скорее всего вас не услышат.

Средства

Как все начиналось. Язык HTML возник как средство работы с массивами данных по перекрестным ссылкам. Потом только он получил развитие как средство универсального представления сверстанной информации для интерпретации на клиентской части. В первых редакциях HTML не было возможностей представления форматирования страницы в том виде, в котором это есть сейчас. Поэтому многие страницы писались вручную при помощи команд языка HTML. Моя первая страница была сделана еще до того, как HTML 2.0 стал стандартом, и написана при помощи ncedit'а . Тогдашние средства представления Web-страниц полностью описывались простым набором из 20 основных команд языка. В дальнейшем язык развивался, и средства представления усложнялись. Сейчас возможность нарисовать страницу ограничена практически только вашей фантазией. Нет необходимости описывать все команды этого языка и даже знать о них. Есть большое количество редакторов HTML, предоставляющих возможность просто разместить текст и фотографии на странице так, как вам это понравится, а в нужных местах поставить ссылку на продолжение документа. Хочется отметить Microsoft Front Page и Adobe Page Mill как, на мой взгляд, самые удачные средства для создания Web-страниц. Netscape Gold также предоставляет широкие возможности для работы с ними, но не лишен некоторых неприятных особенностей. В любом случае, если вы не собираетесь тратить время на изучение языка HTML и подробностей работы со страницами, вам следует воспользоваться одним из редакторов. Netscape Gold из этого набора является самым доступным, и посему на начальном этапе предпочтение стоит отдать ему.

Как это выглядит с другой стороны

В настоящий момент существует два основных браузера: Netscape Navigator и Microsoft Explorer. Надо отметить, что эти продукты используют разные расширения языка HTML, и потому страница, нормально выглядящая в вашем браузере, может быть очень некрасивой для тех, кто использует другой. Поэтому рекомендую проверять свои страницы во всех доступных браузерах. Немаловажный фактор - размер рабочего поля страницы. Если вы работаете в режиме 800x600 и используете всю ширину рабочего поля, то человек, работающий в разрешении 640х480 ощутит при посещении вашей страницы заметные неудобства. Есть, конечно, универсальный способ масштабировать страницу по разрешению, но он не поддерживается в редакторах и доступен только при изготовлении страницы вручную. Таким образом, наиболее разумным решением будет готовить страницу в самом минимальном разрешении 640х480.

Что делать дальше

Страница сделана, проверена, сделанная работа требует некоторого удовлетворения тщеславия. Разместив ее, вы ожидаете потока счастливых посетителей, которые воздадут хвалу вашему труду. Похоже, вы горько разочаруетесь. В настоящий момент в мире существует около 60 миллионов страниц, и более половины из них не насчитали своего сотого посетителя. Как же добиться посещаемости? Существуют разные способы объявить о своем существовании людям. Наиболее доступным является включение в индексы поисковых систем. Это бесплатный сервис, но отдача от него прямо пропорциональна "абсолютному индексу интересности". Если вы напишете тематическую страницу о размножении бразильской жабы, то она будет интересна лишь ограниченному кругу людей, в чьи интересы оное животное входит. Хотя при этом ваша страница будет занимать высокое место в данной узкой теме. А если вы сделаете полную подборку анекдотов на всех языках мира, да еще станете их каждый день обновлять, то, безусловно, потенциальная аудитория будет несравненно шире. Но, как легко убедиться, все просто только в теории. Конкретные советы по повышению вашего рейтинга в поисковых системах вы найдете в инструкциях к этим системам. В любом случае, для каждой системы эти критерии разные. Наиболее полные ссылки на поисковые системы можно найти на http://home.netscape.com. Российские поисковые системы описаны на http://www.ru и многих других местах. Скорее всего, на главной странице вашего провайдера также найдутся ссылки на них.

Жизнь страницы

Сложно делать что-либо, не представляя, как относятся к этому окружающие. Поэтому для Web-страниц придумали счетчики посещений и обратную связь. Каждый желающий может послать письмо владельцу страницы. Так что не ленитесь на каждой странице делать ссылку mailto:ваш почтовый адрес. Таким образом, посетителям будет много проще написать вам свое мнение о странице или предложить интересную ссылку. Часто письма содержат указания на ошибки в работе страницы или просьбы изменить что-либо. Многие письма будут нести полезную для вас информацию, а подобные просьбы потребуют вашего вмешательства в дизайн и содержание страницы. Счетчики показывают, насколько популярна ваша страница, и могут быть реализованы при помощи cgi скриптов, о возможности их использования вам придется узнать у собственного провайдера или при помощи внешнего сервиса.

В настоящий момент на http://www.rambler.ru/top100 реализован наиболее популярный в России счетчик. Он позволяет узнать количество посещений страницы, а также ведет рейтинг посещений, который наглядно представляется в виде таблиц. В настоящий момент в рейтинге участвует около тысячи страниц. Если вы решите учитывать посещения, рекомендую обратиться к помощи Rambler'а.

После создания страница должна меняться. Со временем у Web-технологий появляются новые возможности, меняется мода на дизайн, и это все может находить отражение на вашей странице, а значит, покой нам только снится. Вперед и вверх, к сияющим вершинам. Один раз обозначив собственное присутствие, вам придется постоянно следить за развивающимися технологиями, и не глазами стороннего наблюдателя, а непосредственно участвуя в процессе обновления киберпространства.

Ну что? Я еще не отговорил вас делать свою страницу? Если нет, в добрый путь.

Посмотреть на мою страницу можно на http://www.skydive.ru

С автором можно связаться по адресу mark@skydive.ru

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.