Архивы: по дате | по разделам | по авторам

"Аниграф'97"

Архив
автор : СОНЯ БУЛЫГИНА    02.06.1997

Мыши плакали, кололись,
Но продолжали есть кактус.

(из фольклора Фидо)

21-24 мая в Центре международной торговли проходил пятый (юбилейный) фестиваль компьютерной графики и анимации (КГА) "Аниграф'97".

Как уверяла нас со страниц каталога фестиваля Лавренко Е. Н. (директор фестиваля): "с каждым годом Фестиваль растет, развивается его программа, расширяется тематика, появляются новые направления, новые партнеры". Однако нам показалось обратное: компьютерная графика и анимация в нашей стране переживают спад, доходящий до полного кризиса. На выставке не было представлено практически ничего нового, пропали стенды студий компьютерной графики, а расширение экспозиции происходило за счет мультимедийных компаний, распространителей компьютерных игр и VideoCD-продукции (вплоть до эротического содержания). "С каждым годом все грустнее и грустнее… Российская компьютерная графика вертится на узком пятачке, который становится все меньше". (Соколов В. А. - художник-аниматор.)

Крах "мечты о супероружии"

Характерные для нашей страны грезы о "суперхаляве" не обошли стороной и компьютерную графику. "Золотая лихорадка" компьютерной графики охватила державу в начале 90-х. По шоколадным рекам поплыли "пластмассовые" корабли отечественного производства. На примере нынешнего фестиваля можно проследить этапы и отголоски этой мечты.

- "Вам необходимо приобрести компьютеры Silicon Graphics!"

Приобретали и тщетно пытались найти там кнопку Terminator-3. Никто ее так и не нашел. Оказалось, что требуется приложить руки. Инвесторов постигло разочарование, студии в долгах и разоряются одна за другой, а дорогие компьютеры забирают за "недоимки". Закупленные "железки" стремительно дешевеют, не успев окупить расходы, а то, что действительно представляет непреходящую ценность - мозги - уплывает за границы отечества.

- "Покупайте цифровые монтажные комплексы - они все сделают за вас!"

Покупали, забывая, что самый лучший комплекс - это руки монтажера. Сегодня подавляющее большинство роликов изготавливается на "эфирных монтажках", а существующие в мире программы для редактирования видео, компоузинга и производства спецэффектов отошли на второй план. Телеканалы переходят на цифровое оборудование, однако предпочитают "универсальным" компьютерам специализированные "черные ящики".

- "Новый рынок - VideoCD!"

Были закуплены профессиональные комплексы для изготовления собственных VideoCD-дисков, куплены лицензии и "процесс пошел"… Но никто не исследовал емкость рынка. По отзывам наиболее успешных распространителей, максимально возможный тираж при удачном выборе оригинала - 1000 дисков. Первые 500-600 штук расходятся за две-три недели, остальные - в течение полугода. И все…

- "Вперед, к DVD-технологиям!"

Но здесь поджидает больше проблем, чем готовых решений. При условии, что емкость рынка будет такой же, как и у VideoCD (что весьма сомнительно), тиражи в 1000 экземпляров для DVD экономически невыгодны. А по спецификациям DVD-формата и диски, и плейеры имеют региональный код (одна из форм борьбы с пиратством), локализующий их использование внутри определенного региона. Так что в обозримом будущем мы вряд ли получим отечественное DVD.

Итак, мечтам о скором обогащении с использованием новейших технологий не суждено сбыться. Видимо, оборудование для производства компьютерной графики в нашей стране ожидает бесславная судьба автоматов по изготовлению попкорна.

Не последнюю скрипку в этом "квартете" (совсем по Крылову) играет и фестиваль "Аниграф". Постепенно вытеснив научно-образовательную конференцию "Графикон" (в этом году доклады конференции проводились в рамках "Аниграфа" при полупустых залах), фестиваль не способствует развитию компьютерной графики в России, а скорее инициирует падение интереса к ней.

Причин тому несколько.

Во-первых, фестиваль со дня основания существует под эгидой одной компании - Joy Company Corp., крупнейшего поставщика оборудования и программного обеспечения для производства компьютерной графики и анимации. Реклама Joy Company и дружественных ей компаний: Catalyst Silicon Solution (CSS), студии MagIC (единственного производителя графики, имевшего стенд на этой выставке) и других партнеров присутствовала буквально повсюду - на обложках каталога, на кассете с работами и пр. Такая ситуация не может не задевать конкурентов, многие из которых предпочитают в фестивале не участвовать. В результате, стендов прессы на выставке было больше, чем стендов компаний, производящих и продающих оборудование для КГА. Двухэтажный стенд Joy Company Corp. (CSS) возвышался над всеми, не оставляя сомнений, кто здесь хозяин. Всех именитых гостей и крупных клиентов подводили именно к нему. Так что ко всем недостаткам российских выставок добавилась явная конъюнктурность, диктуемая пристрастиями одного хозяина.

Вторая причина, которая очевидно следует из первой - ориентация на крупного клиента. Конечно, кто платит, тот и заказывает музыку, и без коммерческой составляющей не обходится ни одно подобное мероприятие. Вся разница в том, что на других мировых выставках-фестивалях представляется широкий ассортимент оборудования и программ, ориентированных на любого пользователя - от корпоративного до частного. Каждый может выбрать свое и попутно ознакомиться с продукцией мировых лидеров. Мы обошли выставку в поисках доступного оборудования и программного обеспечения для начинающих КГА-студий. Тщетно! Недорогие RAID-массивы зеленоградской фирмы Compus; плата захвата видео для широкого пользователя, VideoTizer; и профессиональное решение Forward - полный набор программно-аппаратных средств для создания видео и нелинейного монтажа, разработанный в новосибирской фирме SoftLab; некоторые собственные разработки московской фирмы Pel (плата для работы с некомпрессированным видео и система монтажа и титрования Khazar) да книги о 3DStudio - это практически все, что могли бы себе позволить дебютанты. Особенно порадовала книга о 3DStudio MAX издательства "ЭКОМ", продававшаяся на выставке. Не столько уровнем изложения, сколько своевременностью появления. Как показывают работы по 3D-графике, представленные на конкурс, - документацию не читают даже те немногие, у кого она есть. На стенде Steepler Graphics Group - SGG (эта компания осуществляет и обучение) была представлена 3DStudio MAX, а на стенде Joy Company Corp. - коробка от LightWave 3D. Все остальное - либо для профессионала, либо "для вида".

И, наконец, недостаточное количество посетителей "Аниграфа". Даже "Городок компьютерных игр" не был столь оживлен, как в предыдущие годы. Не украли ни одного "коврика" или мышки, что тоже о чем-то говорит.

"Аниграф" для профессионала

Если после всего вышесказанного вы подумаете, что фестиваль блистал высокотехнологическими новинками для профи, то опять ошибетесь. Конечно, и у SGG, и у Joy Company, и у других компаний было, что показать. Steepler и Joy демонстрировали программы американского лидера КГА - фирмы Alias|Wavefront компании Silicon Graphics (в том числе и новый проект фирмы - Maya, который пока существует только в бета-версии), компания Intergraph показывала 16-процессорную Pentium-систему (четыре четырехпроцессорных компьютера, объединенных в сеть) Renderfarm - "ферму для рендеринга" и, наконец, фирма Tivionica, совместно с представителями компании Evans&Sutherland, демонстрировала виртуальную студию MindSet, вошедшую в десятку лучших продуктов на прошедшей недавно американской выставке "NAB'97". Эту систему отличает невысокая для таких комплексов цена (150000 долларов в России) и знакомая аппаратная база - процессоры Intel. Интересную разработку в этой области предлагала фирма "Эра". Конечно, то, что сконструировали специалисты этой фирмы, не является виртуальной студией в полном смысле, однако решает похожие задачи и производителю телевизионных программ обходится существенно дешевле. Необходимо отметить несомненную заслугу российской фирмы, самостоятельно подобравшей и объединившей все компоненты в единую систему для подготовки теле- видеопередач.

Для кого же праздник?

Итак, с чего начинать дебютантам - непонятно. Мировым лидерам не до России. Местным КГА-студиям не до мировых лидеров… Вечный вопрос: что делать? Фестиваль рекомендует обратиться к средствам мультимедиа. Развлечения и игрушки. Книги, CD и VideoCD. Создается впечатление, что выставка переходит в разряд мультимедийных, а конкурс CD-проектов скоро станет основным. Богатый выбор CD-дисков радовал глаз, а некоторые проекты выглядели весьма привлекательно и не уступали лучшим мировым образцам. Особенно порадовала нас фирма SoftLab, представившая серию своих игр с устройством MindDrive. Разработанное корпорацией The Other 90% Thechnologies устройство для "ввода мыслей" в компьютер позволяет управлять процессом, не прикасаясь к клавиатуре. На палец одевается специальное кольцо и… остается только думать: вправо-влево, вперед-назад. Технология MindDrive напоминает знаменитый "Полиграф" - "детектор лжи" (разработчики предлагают и аналогичную игру - FIB). На самом деле снимаются кожно-гальванические эффекты, отвечающие определенной человеческой реакции. Мы, конечно, тут же убедились в беспорядочности своих мыслей, но эффект был! Дети же справлялись с новинкой быстро, и проблем она у них не вызывала. Жаль, что детей на выставке было немного и разработка не привлекла должного внимания.

Итоги конкурса

Ничего выдающегося, к сожалению, представлено не было. Лучший рекламный ролик студии "Интер-Союз" (Москва) - на уровне мировых рекламных стандартов. Была отмечена рекламная группа "Мелехов и Филюрин" (Новосибирск), представившая в конкурсной программе много оригинальных работ. Однако, на наш взгляд, всех превосходит уфимская студия "Муха" (получившая, кстати, специальный приз). Никто так удачно, как они, не интегрирует классическую рисованную анимацию и 3D-графику (осталось только поднять качество последней, особенно - что касается движения 3D-объектов). Если работы студии "Муха" отнести к номинации "анимация", они послужат хорошим примером применения компьютерной графики в этой области. Победитель конкурса заставок для оформления телевизионного канала - студия "Сети НН" (Н. Новгород) - второй год отстаивает свою стилистику, и здесь мы полностью согласны с решением жюри. Хорошая работа продюсерской компании "Даго" и СКГ "Свинг" - серия заставок к программе "Намедни", но голливудский фильм "Форрест Гамп" - лучше. С другой стороны, непонятно, почему обошли вниманием оформление канала РТР, представленное студией "СБМ" (видимо, работы, не пошедшие в эфир, жюри не стало и оценивать, чтобы уйти от конфликта с арт-директором российского канала Юрием Грымовым, который присутствовал на фестивале): все работы - высочайшего класса. Номинацию игрового кино со спецэффектами (где была заполнена только одна позиция - Фонд Ролана Быкова с фрагментами х/ф "Ночь желтого быка" под рабочим названием "Дети землетрясения") решили перенести в чуть более многочисленную номинацию "экспериментальные фильмы" (Очень симптоматично. Когда же графика в кино у нас, как во всем мире, выйдет из стадии экспериментов?), где "Ночь..." и победила (Без комментариев). Что касается музыкальных клипов, то все отмеченные работы выполнены на высоком профессиональном уровне и победителя выбрать трудно. Нам больше понравился клип "Машины времени" "Поворот" (студия "Два крыла"), жюри - "Ворона" в исполнении Линды (Dr. PICTURE Studios).

Выводы

Куда пойдет российская компьютерная графика и анимация завтра? Чтобы не растерять последние ресурсы, ей необходимо найти новые области применения. Конечно, все потенциальные рынки известны, необходимо лишь маркетинговое исследование. Кто его профинансирует? Может быть, те фирмы, которые сэкономили на участии в фестивале "Аниграф"?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.