Интеграторы против дяди Васи
АрхивСистемных интеграторов принято относить к "большому" компьютерному бизнесу. Они обслуживают крупных клиентов, решают серьезные задачи. По крайней мере так принято считать. А как сами они относятся к той возне, которая происходит у них под ногами, к народным консультантам, умудряющимся подчас делать то же самое, но в гораздо более широких масштабах, с самым разным качеством, зато - по всей стране? Наш корреспондент поинтересовался позициями полномочных представителей крупных столичных фирм-интеграторов.
Дмитрий Ведев, "АйТи". Что касается консультирования своих знакомых и родственников по различным "компьютерным вопросам", таким, как установка программ, то в этой шкуре побывал, наверное, каждый, кто хоть как-то соприкасался с компьютерным бизнесом.
Мне самому неоднократно приходилось помогать знакомым форматировать диск, устанавливать какую-нибудь программу или требуемое разрешение монитора. На таком уровне, безусловно, "частный консалтинг" существует и, видимо, пока будет существовать. Как и в случае с автолюбителями - всегда во дворе или на стоянке найдется "дядя Вася", который точно определит, "где стучит".
О таком бизнесе трудно сказать что-либо плохое, хотя уровень поддержки, оказываемой любым производителем ПК или ПО, не сопоставим с тем, что может предложить частник.
На первой стадии компьютеризации в России о качественном и доступном сервисе мало кто думал, производители и продавцы реально этими проблемами не занимались, и, естественно, дяди Васи процветали. Думаю, что постепенно, по мере того как все большее число людей будет покупать компьютеры для дома, с развитием доступного и простого сервиса, когда не надо будет звонить в Америку по любому вопросу и мучиться трудноразрешимыми проблемами некорректной работы аппаратной части или программ, к этому времени все встанет на свои места. Останутся, конечно, мастера-умельцы, но основная масса потребителей будет пользоваться качественным и доступным сервисом по разумной цене от производителя, дистрибьютора или продавца.
Что же касается так называемого частного корпоративного консалтинга (я имею в виду мелкие сетевые фирмочки, временные трудовые коллективы, просто "объединившихся" программистов, которые пишут некое ПО по заказу таких же небольших организаций, "ставят сети", иногда консультируют персонал, создают Web-страницы и т. д.), то многие из тех, кто сейчас работает в компьютерном бизнесе, прошли эту стадию. Помните, тогда писали на Клиппере программы складского учета, делали расчет зарплаты в "Суперкальке", или еще что-нибудь в этом роде.
Но с тех пор многое изменилось. Сегодня предприятию требуется не автоматизация отдельного вида учета или какого-то мелкого участка, а - комплексные системы, поскольку программы первичной автоматизации на уровне настольной бухгалтерии сейчас проще купить. К тому же практически все крупные и средние предприятия эту стадию уже прошли.
С другой стороны, современные сетевые и коммуникационные технологии, связанные с разработкой прикладного ПО - это уже совсем непросто. Такую работу практически невозможно осуществить силами коллектива "узких профессионалов", не имеющих опыта работы с крупными проектами. Сеть, конечно, проложить можно, но как это связать с телефонией, как совместить с нуждами разрабатываемого ПО? Квалификация и возможности промышленных профессионалов намного выше, чем у подобных временных коллективов.
Наконец, временный коллектив не может себе позволить содержать серьезного аналитика, исследующего информационную структуру предприятия, предлагающего варианты решений для конкретной области. Невозможно будет выработать правильные предложения, учесть все нюансы при разработке комплексного проекта. А ведь сейчас это чуть ли не важнейшая задача крупных системных интеграторов, решающих проблемы в комплексе, предлагающих многовариантность системы решений на выбор клиента.
И самое главное, никакой временный коллектив или частник не сможет организовать поддержку и сопровождение решений. Люди получают заказ, что-то пишут и разбегаются. Маленькая фирма, созданная наспех из двух-трех человек для одного проекта, сдает его, но... этим все и заканчивается. Коллектив испаряется или переориентируется на другие задачи. Если надо добавить новый модуль, что-то изменить в системе - найти этих людей становится проблемой. А обеспечить интеграцию того, что они сделали, с чем-то другим - почти невозможно. Людей этих уже нет, надо искать другую фирму, которая будет разбираться с тем, что наделали первые. Иными словами, частный консалтинг в таком виде - просто вредное дело.
Еще один важный вопрос. Во всех случаях у такой маленькой фирмы или временного коллектива по финансовым причинам нет возможности предлагать клиенту какие-то продвинутые решения. В солидной фирме специалисты прошли хорошее обучение, они сертифицированы, имеют большой опыт, сделали множество аналогичных установок с различными видами оборудования. В такой ситуации можно использовать продвинутые программные и технические средства, в то время как маленькая фирма такой возможности не имеет.
Конечно, у них низкие цены, поскольку не надо арендовать офис, содержать охрану, платить зарплату большому штату. А предлагаются на первый взгляд дешевые и привлекательные решения. Но эта дешевизна заказчику может выйти боком. Как только речь заходит о несколько более высоком уровне, чем установка пары компьютеров и соединение их в сеть, возникает множество сложностей.
Да, в частном секторе дяди Васи существуют, и это нормально. Но на корпоративном рынке сотрудничать с ними довольно рискованно.
На "NetCom'96" мы проводили опрос среди посетителей нашего стенда, чтобы выяснить, на какие характеристики они ориентируются при выборе исполнителя проекта. И помимо традиционных "цены и качества" на третье место было однозначно поставлено наличие поддержки и возможность сопровождения системы.
Это связано с тем, что банки, первые структуры, начавшие комплексную автоматизацию еще в начале 90-х годов, первыми столкнулись со всеми последствиями дешевых решений без сопровождения, когда покупались системы, написанные "левыми" коллективами разработчиков. Потом они исчезали, и никакой поддержки ожидать не приходилось. Так что сегодня поддержка, сопровождение и обучение - все, что связано с поставляемыми решениями - один из важнейших факторов принятия решения о начале работ над проектом.
Неавторизованный, частный, пиратский, "левый" консалтинг - называйте как хотите, - все это в случае больших систем однозначно плохо. Практически всегда.
|
Леонид Линцор, "Ланит". Сами мы пользуемся услугами "внешних людей" лишь в тех случаях, когда сталкиваемся с предметной областью, которую не знаем. Но это редко касается чисто компьютерных проблем, скорее - узких предметных сфер, например, географии, земельного кадастра, медицины или риэлторства.
В таких случаях мы привлекаем консультантов, хорошо владеющих этой областью и специальными технологическими вопросами. Впрочем, происходит это не каждый раз и обычно мы пользуемся услугами известных нам специализированных фирм. Просто не помню случая, чтобы обращались к индивидуалам.
Да, место на рынке для них есть. Но вот вопрос, правильно ли заказчик понимает разницу между консультацией индивидуала, который ему что-то объясняет, и услугами профессионального учебного центра, который предоставит заказчику сертифицированное обучение и соответствующую документацию. Похоже, все это происходит на очень низком предметном уровне. Допускаю, что такой рынок нужен для потребителей, которые ничего не понимают в компьютерах, но это вне сферы нашего бизнеса. К нам обычно приходят люди, понимающие, чего хотят.
Что можно сказать о частных консультантах и преподавателях... Когда вы видите, например, сотню объявлений потомственных гадалок, что вы думаете? Никакого способа отличить одну от другой нет, кто лучше, кто хуже - неизвестно. Жаль, но убедиться в этом можно только на своем горьком опыте. Такая же ситуация и в рассматриваемом случае. Поскольку связь с индивидуалами происходит на уровне частных контактов, на этом рынке в определенном смысле нет конкуренции и, соответственно, ничего нельзя сказать о профессиональном уровне этих людей.
Чем дальше, тем лучше люди начинают понимать: нужно обучаться в профессиональной компании, которая предоставит гарантированное качество обучения и соответствующие учебные материалы, чего индивидуалы, как правило, не имеют. Уровень первичной компьютерной грамотности я здесь вообще не рассматриваю. Я, например, знаю, что существует большое количество полулегальных мелких бригад, которые, занимаются переделкой "наследия прошлого". Но это в основном осколки старых крупных институтов. Так что скорее всего профессионалы вытеснят индивидуалов.
|
Константин Синюшин, "Весть". Вспоминая опыт компании могу сказать, что примерно два года назад мы набрали таких людей в штат для работы в отделе разработки и сопровождения ПО. И через год их практически не осталось. И дело не в том, что они чего-то не знают или не умеют. Они-то как раз и могут написать гениальную программу. Но стиль работы "свободных художников" накладывает на них свой отпечаток. Как работники, эти люди не вписываются в рамки определенной организационной структуры. Они поздно приходят на работу, устраивают постоянные перекуры, пьют пиво, никакой дисциплины не признают, хотя могут сделать свою работу на хорошем уровне. И с тех пор при приеме на работу мы смотрим на кандидата не столько с точки зрения того, что он умеет, но и учитываем, где он работал, каковы опыт работы, умение ужиться в коллективе.
Насколько я знаю, сейчас велик спрос на людей, которые могут помочь человеку, незнакомому с компьютером, при выборе ПК, объяснить азы работы, установить, настроить ПО и время от времени следить, все ли в порядке с аппаратной частью и работой программ. Иногда речь идет о том, чтобы что-то сделать для очень небольших фирм. И все же это принцип "телевизионного мастера". В случае разработки серьезных, комплексных систем, интегрирования, о конкуренции частников с солидными компаниями говорить не приходится. Потому, что кустарное производство для крупных и средних фирм неприемлемо.
|
|