Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Способ поставить сетку

Архив
автор : ВЛАДИМИР СИГУНОВ    26.05.1997

Ни для кого не секрет, что жизнь сейчас трудная. Трудная для всех. Раньше было значительно спокойнее: окончил институт, сыграл в "ящик" (кто не знает или не помнит, это выражение означало "попасть по распределению в закрытый НИИ, почтовый ящик #...") и сидишь на своих ста пятнадцати рублях, плюс десять - ежеквартальная премия, раз в пять лет - "десятку" прибавляют. Особенно упорные имели возможность пройти путь от младшего научного сотрудника до старшего. Часто, правда, это был путь, длиною в жизнь. О второй работе - ни-ни, и думать не смей, а если где какая халтура, то так, чтобы никто кроме родных и не знал.

Сейчас все проще. У среднего обывателя складывается ощущение, что "все в наших руках". Действительно, возможностей прибавилось, и можно работать на двух, трех и даже четырех работах. Хватало бы здоровья. Каждый сейчас зарабатывает так, как умеет, там, где может применить свои знания и опыт. В моем доме, например, живет кандидат химических наук, бывший сотрудник НИИ, который занимается тем, что собирает автомобильные аккумуляторы, покупая все необходимые детали - банки, свинцовые пластины и т. п. - непосредственно на заводе, заправляет их электролитом собственного производства и продает на авторынке. Когда придет срок менять аккумулятор на моей машине, я обращусь именно к нему, потому что до сих пор верю в Советскую Науку.

Существует множество способов заработать деньги. Нижеследующий диалог произошел между мной и двумя моими хорошими товарищами, которых я знаю уже без малого семь лет. Кто они, где работают и как их зовут большого значения не имеет. Назовем одного из них Виктором, а второго Николаем. Оба специалисты по компьютерной графике, не первый год работают с персоналками. Виктор, окончивший МИФИ, виртуозно разбирается в электронике, и вся техника учреждения, в котором он работает, держится исключительно на нем, "на его руках" и его энтузиазме.

А разговор зашел, как обычно, о "делах наших скорбных", то есть о зарплате и добывании денег. Обсудив в очередной раз сложившееся положение, мы пришли к выводу, что сколько ни работай, всех денег все равно не заработаешь, а то, что заработаешь, или жена отберет, или на ребенка истратишь. И все же я рискну предложить наш диалог вашему вниманию.

- Витя, извини, какая статья дохода у тебя является основной?

Витя: Да сложно сказать, их очень много. В частности, устанавливаем всякие дурацкие сетки.

- А подробнее?

(Следует отметить, что большинство из нас не очень-то любит выдавать свои "рыбные места". Но на правах старого знакомого я получил довольно развернутый ответ, который привожу полностью.)

Витя: Мы с Колей устанавливаем локальные сети уже года четыре. Опыт накопился большой, схема отработана. А установка сетей является для нас быстрым способом зарабатывания денег.

- И часто удается найти такую подработку?

Коля (смеется): Мы люди привередливые, с кем попало не связываемся. А если серьезно, то клиентов находим только через знакомых. Так надежнее: есть фиктивные, но все же гарантии того, что не обманут и разойдемся полюбовно.

- Никогда не задумывались о расширении бизнеса? Ну, если не открыть свою фирму, то хоть диспетчера посадить на телефон?

Коля: Открытие фирмы и последующее руководство ею - мероприятие крайне нервное. А нервные клетки не восстанавливаются. Диспетчеру же надо платить, причем вне зависимости от того, есть у нас заказы или нет. Человек ведь работает! Короче: и хочется и колется.

- Сейчас достаточно открыть любую газету, чтобы найти адреса и телефоны огромного количества фирм и фирмочек, занимающихся поставкой оборудования и установкой локальных сетей "под ключ". Как вы держите конкуренцию? Почему люди обращаются к вам?

Витя: Все достаточно просто. Наши цены на порядок ниже средних московских цен за аналогичные услуги. Причем если клиент не знает, чего хочет, то мы бесплатно выполняем планировку сети, подбираем операционную систему и т. п. Если у заказчика нет оборудования, то мы опять-таки без всяких накруток и надбавок закупаем и привозим ему все необходимое - от кабеля до сервера. Клиент оплачивает только саму технику и ее доставку.

- Это называется альтруизмом.

Коля: Это называется "свои поставщики". Да и потом: нашими клиентами в основном являются государственные предприятия, мелкие фирмы, связанные обычно не с торговлей, а с самостоятельным производством, наукоемкими технологиями, как это раньше называлось, а также средние учебные заведения. Даже если бы у них и была возможность переплачивать, то нам их просто жалко. Обычно они подбирают последние деньги на установку мало-мальски приличной "сетки".

- Сколько вас работает?

Витя: Обычно два-три человека.

- Чем определяется такая цифра?

Витя: Тем, что три человека под ногами друг у друга не путаются, а все работы, от прокладки кабеля до инсталляции софта, ведутся параллельно. Кроме того, выполняется принцип взаимозаменяемости всех членов группы.

- Какие требования предъявляются к участникам?

Коля: Во-первых, сухой закон. Даже после рабочего дня - ни-ни. Потом - качество, пунктуальность и аккуратность. Мы за собой даже мусор убираем.

Витя: В группе каждый занимается тем, что лучше умеет и что ему больше по душе. Все участники группы равноправны, ярко выраженного руководителя нет. Халтура исключается. Зарплата делится в соответствии с вкладом каждого, но это уже внутренняя бухгалтерия, которая не слишком интересна.

- Сколько времени уходит на установку сети "под ключ"?

Коля: От нескольких часов до нескольких дней. Правда, больше двух дней пока возиться не приходилось. Рабочий день, естественно, не нормируется.

Витя: Многое зависит от конфигурации сети и особенностей помещения. Если стены толщиной в полметра, а компьютеры стоят в пяти разных комнатах, то, естественно, времени требуется больше.

- Топология сети имеет значение?

Витя: Никакого. Что заказчик хочет, то мы и делаем.

- Какие-нибудь формальности соблюдаются? Ну, скажем, трудовой договор - со стороны заказчика, гарантийные обязательства - с вашей?

Витя: Нет. Обычно работаем под честное слово обеих сторон и "живые" деньги по окончании работы. Если клиенту непременно захочется подписать с нами соглашение, то мы подпишем. Значения не имеет. Формальную гарантию (тоже устную) мы даем на три месяца. Естественно, это касается только работы, на оборудование гарантии дают продавцы, и мы с этим никак не связаны. Если возникают какие-то проблемы, то в течение трех месяцев мы готовы приехать, все исправить и проконсультировать. Если проблемы возникают после окончания гарантийного срока, то все равно готовы приехать, исправить и проконсультировать. Правда, за четыре года работы рекламаций не поступало.

- Можете вспомнить какой-нибудь забавный случай из вашей практики?

Коля: Да вот совсем недавно было. Приехали ставить "сетку". В помещении четырехметровые потолки, все компьютеры в центре комнаты, а кабель по полу тянуть нельзя. Нужно было видеть, как мы в верхолазов играли, чтобы этот кабель сначала под фальшпотолок запрятать, потом в нужном месте оттуда вытащить и по тросу опустить в центр комнаты, к машинам. Полдня ушло на это захватывающее мероприятие.

В другой раз, проходя полуметровую стену (дырки в таком случае приходится сверлить с двух сторон, поскольку длины сверла не хватает, чтобы пройти стену насквозь), промахнулись с отверстиями сантиметров на десять. Потом пришлось заказчику объяснять, что два отверстия были необходимы для уменьшения электрических наводок. Правда, все сделали очень аккуратно, ни одного лишнего кусочка штукатурки не отбили.

- На конкуренцию со стороны таких же одиночек наталкивались?

Витя: Пока нет. С бандитами тоже проблем не было. Мы ведь не регулярно этим занимаемся.

- И как часто появляются заказы?

Коля: Обычно 3-4 раза в год.

- А каковы основные требования к заказчику? Обеспечение инструментами или горячими обедами, например...

Витя: Инструмент, руки и мозги у нас свои, персональные. А к заказчику единственное требование - чтобы не мешал работать. Все нюансы обговариваем до начала работ, а в советах мы, вообще говоря, не нуждаемся.

Вот такой разговор вышел у меня с моими друзьями. Наверное, это правильно, что в период "становления рыночных отношений" в нашей стране иногда в качестве конкурентов даже крупным фирмам выступают профессионалы-одиночки. Рынок тем и хорош, что предоставляет покупателю широкий выбор. А я, как уже писал в самом начале статьи, верю в российский научный потенциал.

И если инженер-физик в состоянии после основной работы починить мне сгоревший магнитофон, то я, не задумываясь, заплачу ему ту сумму, которую он назовет. Я уверен и в качестве, и в сервисе. Именно поэтому последние несколько лет я предпочитаю делать дорогие покупки в крупных фирмах и магазинах, расплачиваясь по карточке, а ремонтировать технику - у специалистов-одиночек за наличные деньги и под "честное слово качества", которое у них зачастую гораздо крепче и надежнее всех гарантийных талонов.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.