Фидо и "Фидо и Ночь"
АрхивПрочитав в одном из номеров "Компьютерры" статью "Фидо и Ночь", я был весьма неприятно удивлен. В ней сеть Фидо обрисовывалась как собрание странных личностей, ведущих дурацкие разговоры на непонятном языке. Аргументация статьи показалась мне довольно слабой. Не будучи лингвистом, я не могу прокомментировать теоретические выкладки автора, но вот про исходный материал и его подачу кое-что сказать следует.
Подзаголовок статьи - "Психолингвистический анализ отечественного подполья" - претендует на многозначительность. Однако подполье - это сообщество людей, ведущих нелегальную деятельность, скрывающихся от властей. Какие секреты нашел автор у фидошников - не знаю, разве что "темную тайну" правильной настройки ПО. Большая часть фидошников Москвы скрывает, конечно, от МГТС свои модемы, но этим вообще грешит подавляющая часть владельцев модемов.
Интересно, что у меня и большинства моих знакомых Фидо ассоциируется с ночью не из-за "подземного" духа сети, а из-за того, что передача информации идет в основном после полуночи.
Во второй части статьи, цитируя правила эхоконференции RU.MAGIC, автор перемежает их собственными комментариями, значительная часть которых вызвана либо непониманием различных аспектов деятельности Фидо, либо вообще представляет собой плоды воображения. Это весьма характерно для критиков Фидо: читать гейтуемые в Интернет эхоконференции и на их основе строить критику. В результате критика идет совершенно не по делу, поскольку ни принципов, ни практики работы сети люди не знают, полиси (устава сети) не видели и плохо понимают, о чем вообще идет речь. Похоже на описание внешнего вида предмета, после того как его ощупали с завязанными глазами: "Вот здесь угол, вот здесь шишечка, а для чего - не понятно". Ярким примером являются комментарии автора к правилам RU.MAGIC. Если бы он позаботился узнать о ПО, используемом в Фидо, то понял бы, что ограничение объема письма девятью килобайтами равноценно знаку "Ограничение максимальной скорости". Причина до банальности проста: слишком многие люди в сети используют программы, неспособные обработать большие письма.
Что же касается ограничения числа пронумерованных и снабженных комментариями частей (не более пяти), то это относится к UU-кодированым файлам, размещаемым в конференции. Поскольку письма с файлами могут быть огромными (я видел серии таких писем с общим объемом в несколько мегабайтов), а линии связи у фидошников не самые быстрые, то большой файл, отправленный таким образом, может заблокировать работу сети. Чтобы избегать подобных "сюрпризов", поневоле приходится вводить лимитирование.
В требовании замены букв вообще нет никакой мистики: почти все ПО написано за границей, в результате чего русская буква "Н" исчезает, а "у" в BlueWave превращается в символ перевода строки. Ну и при чем тут какие-то культы? Подключитесь к Фидо не через Интернет, а обычным образом, тогда сразу станет понятно, почему надо заменять буквы и нельзя посылать больших писем.
Фраза про Модератора-Императора очень похожа на придирку. Модератор поддерживает порядок в эхоконференции, а зачастую и является ее основателем. К человеку, взвалившему на себя эту ношу, можно проявить малость уважения.
Вообще говоря, для рассмотрения следовало бы взять не правила какой-то конкретной эхоконференции, а типовые. Они представляют собой действительно общие требования к подписчикам эх, не утяжеленные разнообразными добавками.
В разделе "Корни" автор предлагает представить себе структуру Фидо... и успешно замалчивает эту тему. Сравнение с миром Толкиена, мягко говоря, не выдерживает критики - кто боги, а кто смертные, кто представляет белые, а кто черные силы? Не могу я выделить такой структуры.
Когда же автор берется анализировать язык, остается только гадать, то ли он сознательно подгоняет факты, то ли просто крайне невнимателен.
Например, такой отрывок (цитирую).
"Вот пример монолога:
"Во дурачье, а?! Мне намедни в мыло такая фигня попала. Причем, ха-ха, они меня алиасом называют, а еще, блин, в конце мессаги - заходите, мол, мистер Паук, ежели мы Вам глянемся. Куда "заходите"?! Идиоты!!!"
Можно догадаться, что "мыло" - это mail, "алиас" - это alias, а "мессага" - это message. Но о чем речь-то?"
Это все, что было написано в том письме? Позвольте не поверить. А если и так, то я абсолютно уверен - данное послание является ответом на другое, прочтение которого полностью объяснило бы смысл письма, приведенного автором в качестве примера. Подойти к людям и сразу понять, о чем они говорят, трудно. Но даже прочитав письмо в таком виде, я могу предположить, о чем идет речь. Некоему фидошнику с alias'ом "Spider" через гейт из Интернета пришло письмо с рекламой. В письме предлагалось посетить сайт (или даже реальный магазин) пославшей письмо фирмы. Я согласен с оценкой умственных способностей людей, посылающих в Россию (!) на адреса Фидо (!) рекламу сайтов Интернета или расположенных где-нибудь в Нью-Йорке или Париже магазинов. Если первое еще имеет хоть какой-то смысл, так как часть фидошников имеет доступ и к Сети, то второе - явная глупость. А случаи рассылки подобной рекламы бывают, и часто.
Затем автор приводит другой диалог, действительно странный, и предлагает его оценить. Все бы ничего, но вот слово "тормозиха" наводит на мысль, что диалог взят из SU.TORMOZ. Ознакомившись с правилами этой эхи, можно уяснить, что она предназначена для подобных диалогов. И, между прочим, обычно лишь там они и ведутся.
Далее следует заявление, что в эхоконференциях общего назначения говорят "ни о чем". А чего вы еще хотите от людей, собравшихся просто поболтать? Притом, что "серьезные вопросы", в которых "доносится информация", обычно обсуждаются при помощи netmail (личной почты)?
Еще чуть ниже автор опять прошелся по поводу "Rules и FAQ". Не хотелось бы его огорчать, но несмотря на то, что И. Христос не читал Rules и FAQ, христианство активно проповедует образ жизни, прекрасно под них подходящий. Эха RU.ANTISEX, откуда взята цитата, посвящена отрицанию "секса для удовольствия".
Сноска "Ничего не могу сказать "за эхотаг", потому как не знаю" наглядно показывает, что "погрузился в Фидо" г-н Голубицкий едва ли даже по щиколотку. "Эхотаг" - это название эхоконференции, в данном случае имеется в виду ANTISEX. Я, помнится, узнал об этом на второй или третий день с момента моего подключения к Фидо.
Маленькое отступление: цитируя письма других людей, критики Фидо очень любят указывать на грамматические ошибки. При этом они вежливо умалчивают о том, что их статьи вычитывают корректоры, редакторы и прочая, и прочая, и прочая. А вот в Фидо таких должностей нет, поэтому ошибок, естественно, больше. При написании же полутора десятков писем в день, сидеть и специально отлавливать ошибки становится скучно.
Рассмотрев в качестве "специализированных эх" RU.ANTISEX, RU.MAGIC и, если я не ошибся, RU.RELIGION, автор быстро свернул эту тему. Выборка явно не репрезентативна. Все эти эхи посвящены вопросам внутреннего мира людей и их взаимоотношений, ведутся там в основном споры, в которых процент новой информации невелик. А принцип "сколько людей - столько и мнений", в полной мере применимый к таким вопросам, действительно делает существование каких-либо авторитетов затруднительным. Технические же эхоконференции, ради которых многие и подключаются к Фидо и где дискуссии гораздо более насыщены столь милой сердцу г-на Голубицкого информацией, автор предпочел оставить без внимания. А попробуйте-ка на основе RU.UNIX доказать непризнание фидошниками авторитетов и системности знания.
Сравнение фидошников с квакерами вызывает вопрос: является ли нормой матерная ругань в кругу общения г-на Голубицкого? Или слово "б...", просящееся иногда на язык, все же заменяется на "блин"? Или там собрались одни квакеры, которые не ругаются принципиально? А по поводу "выговора" замечу, что наличие человека, способного разъяснить другому, что "ругаться нехорошо", идет, на мой взгляд, только на пользу Фидо.
На каком основании фраза "С регардами Sam Buddy" причислена к грубым, вообще непонятно. Какое слово из этих четырех является ругательным? Или Sam Buddy - это американская идиома? Думаю, это просто означает "с наилучшими пожеланиями, Sam Buddy", где Sam Buddy - alias человека. Хотя я могу и ошибаться.
В следующем абзаце - просто перл: "Вот как Фидо борется с алкоголизмом". Фидо ни с чем не борется! Просто потому, что всегда найдется группа фидошников, всей душой поддерживающих то, с чем другая группа хотела бы бороться. Единственное, с чем в Фидо согласятся все, - это низкое качество телефонной связи, да и то, пожалуй, найдутся люди, вполне довольные и таким. Бороться с чем-то могут отдельные лица или группы, но на их примере делать выводы обо всей сети - все равно что на примере "Частной жизни" делать выводы обо всей российской прессе.
Далее автор утверждает, что цензура в Фидо есть, несмотря на уверения некоего модератора в ее отсутствии. Поясняю: как "Компьютерра" и "Вечерняя Москва" не печатают листовки "Бей жидов!", так и в 99,9 процента эх Фидо писать такие письма запрещено. Или это не по теме, или раздражает подавляющее большинство читателей. Для нацистов есть своя эха, WHITE.POWER, куда и следует пускать подобные вещи. Если автора профашистской статьи больше близко не подпустят к газете, то это нормально. А вот если человека, засорившего несколько десятков эхоконференций, отключают от Фидо, то это цензура? Это следует называть двойной моралью или дифференцированным подходом?
Вообще, практически любые ограничения в Фидо или являются по сути своей техническими, или реализуют один из основных фидошных принципов: "Не раздражай других". Причем обязательно найдется эхоконференция, где ограничений второго типа нет.
Про "чернушную" эху RU.SUICIDE: как в России есть газеты вроде "Криминальной хроники", так и в Фидо есть конференции, посвященные аналогичным "ужасам". Наличие оных позволяет вывести подобные статьи/разговоры из обычных газет/эхоконференций, но ставить на их основе диагноз моральному состоянию общества - неразумно. Таким образом, статья "Фидо и Ночь" представляет собой чудесный пример того, как, подобрав факты, можно расписать что угодно в каких угодно красках. А о г-не Голубицком сложилось впечатление, что он весьма предвзято относится к сети, несмотря на его заверения в объективности. Вполне возможно, что он от скуки заглянул в группу Фидо7 в новостях Интернета, обнаружил там названия MAGIC, ANTISEX, SUICIDE, TORMOZ и т. п., почитал минут двадцать, поразился увиденному, после чего и написал статью. Или наткнулся на чрезмерно агрессивного фидошника, был им обижен, после чего и решил поинтересоваться, откуда такие берутся. Посмотрел на гейтуемые в Интернет эхоконференции и в полном соответствии со своим настроением увидел там одну лишь черную краску, разбавленную митьковской эхой (я, кстати, сомневаюсь, что в ней действительно нет Rules). Что и привело к написанию статьи "Фидо и Ночь". А под горячую руку можно и не то еще натворить.