Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Этот город - это Вавилон

Архив
автор : ГАМИД КОСТОЕВ    19.05.1997

Этот город - это Вавилон
"В этом городе должен быть кто-то еще... в этом городе должен быть кто-то живой... ну, конечно, да-да, мессир, я уже слышу их приближение".
Они едут навстречу друг другу с разных сторон. С разной скоростью и в разных экипажах. Они вообще сильно разные. Вот поравнялись...
- Сосед, на рыбалку?
- Да нет, на рыбалку.
- А-а-а, а я думал на рыбалку.
Разъезжаются.

Формула о том, что человек не имеет равных по созданию трудностей самому себе, хорошо известна. Порой кажется, что фатальная разность языков и понятий, словно смешанных чьей-то дерзкой рукой, порождающая ожесточенные, но безрезультатные дискуссии "до хрипоты, до драки" - один из частных случаев этого глубокого принципа. Что этот город - это Вавилон...

Вот они разъезжаются в разные стороны, наши недавние собеседники: один - не разбирая дороги, другой - по асфальту или рельсам. Назовем их Кавалерист и Пассажир.

Подробный рассказ о них здесь невозможен. Поступим же, как Нильс Бор: не дав в свое время исчерпывающей теории, он выдвинул ряд "опорных" постулатов, коих и оказалось достаточно для дальнейшего продвижения в проблеме.

Ограничимся несколькими штрихами к портрету наших героев.

Фундаментальное их различие - в отношении к правилам. Пассажир - сторонник организованного мира. Он не подвергает сомнению правомочность правил - как можно спорить с расписанием поездов? Более того, ему без них как-то неуютно: он так к ним привык. Если же ему сильно не нравятся те или иные правила - он попытается изменить их, но по принятой в социуме процедуре (обратившись, скажем, к транспортной компании).

А если дело - совсем "труба", и какие-то правила приходится нарушать, то Пассажиру и в голову не придет этим гордиться. Напротив, ему будет сильно не по себе.

Не таков Кавалерист. Само существование расписаний, рельсов и бордюров, как и вообще любых правил и систем, вызывает его сильную неприязнь. Он автономен, он считает себя ничем не обязанным социуму, он привык двигаться куда захочет и как захочет - без дорог. Он не терпит посягательств на свою свободу. Поэтому он иногда даже враждебен Пассажирам, а особенно - Машинистам, часто мешающим ему перевести в галоп своего каурого.

Странно, но с виду бравый, Кавалерист на деле часто пасует перед реальной сложной проблемой. (Для него трудны вещи, которые не решишь кавалерийским наскоком). После чего он иногда оказывается в состоянии, называемом психологами "позиция жертвы", когда логической причиной всего нехорошего, произошедшего с ним, он склонен видеть кого-то другого. Ну, знаете: "шеф-кретин не дает развернуться" и т. п. Тогда в его речи появляется характерное сослагательное наклонение: мне бы да во чисто поле, уж я бы тогда бы... и т. п.

Пассажир же - существо последовательное. Станция следует за станцией и по рельсам трудно прыгать. Он спокоен, поскольку верит Расписанию. А при сбоях чаще склонен искренне, не рисуясь, считать причиной себя. Не винить, а именно считать причиной. Например, если его не понял шеф, значит, он в этот раз не сумел его убедить - что ж, едем дальше!

Кавалерист очень любит обобщать. Он часто склонен залихватски игнорировать подробности, контекст ему - нож вострый. Пассажир же лишних обобщений не любит, считая их трепом, и первый его уточняющий вопрос обычно: "при каких условиях?". Мир для него подробен и взаимосвязан, он не черно-белый, а серый и прозрачный.

Кавалерист как рыба в воде в ситуации, где есть проблема, которая в принципе не может быть решена здесь и сейчас. Он любит атаковать ее, нерешаемую, в лоб и свирепо орать: "Европейский сервис давай! и чтоб к завтрему!" Осада - не для него, и анализ реальных положительных сдвигов - тоже.

Кавалерист часто бывает страстным патриотом. Здесь столько места для атаки! Помнится, на первой тусовке на тему "покажем, наконец, этому наглому "Комтеку", где раки зимуют" один из будущих экскурсоводов по зимовке в разгар дискуссии пламенно выдал: "да тут МЫ хозяева! да по какому праву эти америкосы здесь вообще раскомандовались?" (Имелись в виду цены на выставочную площадь.) Робкие увещевания оппонентов, что по праву-то международному, успеха не имели.

Кстати, вы не подумайте, что Пассажир - просто пассивный обыватель. Это он в масштабах поезда - Пассажир, а в вагоне своем еще как работает: пространство благоустраивает да продукт дает. Кроме того, Пассажир намерен стать Машинистом - и, возможно, станет когда-нибудь. Впрочем, и Кавалерист желает вырасти в Атамана. Правда, у Пассажиров в Машинисты (ну, ладно - в Помощники Машиниста) вырастает каждый десятый - система! Атаманом же, как правило, становится лишь один из сотни Кавалеристов.

Но и в Атаманах кавалерийская натура берет свое, под непрерывный звон сабель рождая столь колоритные типажи, как преуспевающий Сын Юриста или, например, Известный Режиссер, что когда-то поведал нам про нафиг потерянную Россию, а сейчас под красным знаменем раненный идет... и, похоже, в голову... да это Щорс? Нет, не угадали.

Однако именно из Кавалеристов вырастают герои-преобразователи, а из Пассажиров - догматики-обскуранты.

Если же двинуть, как говорит один мой приятель, "ближе к пойнту", и взглянуть на родные айтишные пенаты, то мы увидим... то же самое. Этот город - это Вавилон, и фатальное смешение языков, увы, не по зубам самым навороченным программам-переводчикам.

Например, дискуссии о пресловутой проблематике компьютерного "пиратства" (нелицензионного софта), похоже, явно про ту же рыбалку. Улов редок - зато без меры рыбацких историй.

С точки зрения Пассажира/Машиниста все достаточно ясно: и здесь есть Расписание, то есть признанная обществом система правил. Это базовая, отправная точка. Либо следуй им, либо меняй их по установленной обществом же процедуре. И не то, чтобы Пассажир так уж боялся контролеров... просто он так воспитан.

Конечно, он не хочет ничьей крови - напротив, даешь амнистию незарегистрированных пользователей и прочие шаги навстречу. Но его всерьез возмущает демонстративное отрицание правил, на которых стоит мир, и подведение под это постыдное (с его точки зрения) деяние некоторой идеологической базы. Его смешат жупелы типа "империализм-монополизм-сверхприбыли". И он всерьез верит, что даже малые попытки попрания утвержденных социумом Расписаний - начало пути к крейсеру "Аврора" в час, когда утро встает над Невой, и неизбежному после этого ледорубу в чьем-то черепе.

Кстати, фраза про то, что демократия - очень плохой способ правления, но все остальные значительно хуже, придумана именно Пассажиром. Да, он уверен, что издержки на систему (например, пресловутое авторское право) вполне реальны, но заведомо меньше, нежели произвольное попирание системы из неких туманных высших интересов.

Просто фундамент его идеологии - уважение прав собственности. И в этом смысле Дух закона для него не менее важен, нежели его Буква.

Кавалерист же мыслит больше в "мировом масштабе" - ведь ему неинтересны такие мелочи, как какие-то там "права". Он всерьез озабочен тем, что он представляет как "национальные интересы". Ему трудно пережить красочное зрелище чужого обогащения, и он как раз сильно озабочен себестоимостью и сверхприбылями. По ночам ему снится чудовищный Гейтс, загребающий эти сверхприбыли непосредственно из его кармана. И, поскольку к эволюционным действиям он не привык, рука его часто тянется к сабле.

Ну вот и все - они разъехались так, что уже почти не видны. Пыль улеглась. Пойдем и мы. Знаете, в Вавилоне лучше двигаться, не то окаменеешь.

- Стоп, стоп, - возможно, скажете вы. - А где же мораль? Где твоя, автор, позиция? И кто же из них, наконец, прав?

- Да черт его знает, - отвечу честно.

- Зачем тогда писал? - спросите, раздражаясь.

- А-а, - отвечу, - есть, есть смысл. Ибо: кто предупрежден - тот вооружен, и просто осмысление того, кто твой оппонент в дискуссии, просто поможет сберечь уйму времени и сил.

Ведь Пассажиру с Кавалеристом спорить не о чем. Им ни в жисть не понять друг друга - как шекспироведам и бэконианцам. И, похоже, ничего кроме печального увеличения энтропии от их общения родиться не сможет.

Так не поберечь ли энергию - ценнейшее, что у нас есть? Одним - для мощения дорог, другим - для сабельных походов.

Каждый сам выберет - скакать или ехать, рулить или махать шашкой.

А я лучше затяну вместе с любимым БГ: "...Но этот город - это Вавилон..."

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.