Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Государство и TCP/IP

Архив
автор : ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ    12.05.1997

Я вынужден начать эту тему немного издалека, чтобы не раздражать тех читателей, кто остался недоволен предыдущей колонкой. Всякий раз после таких "приказов по редакции" меня начинают обвинять в публичном издевательстве над подчиненными и авторами.

Между тем, три эпизода из жизни "Компьютерры" последнего времени, о которых я написал, так или иначе требовали публичной реакции. Оставлю на этот раз в стороне первый из них. Что касается второго, то "делу о плагиате" один компьютерный еженедельник посвятил чуть не целую полосу. В частном порядке я глубоко сожалею о случившемся, но понимаю, что редакция не должна брать на себя вину.

Что касается статьи "Пираньи с кредиткой в зубах", то из нее, например, следует вывод, что пользоваться банковскими карточками опасно, поскольку Сеть кишит мелкими хулиганами, подбирающими номера и расплачивающимися за доступ к порносайтам деньгами беззащитных обывателей.

Достаточно того, что это неправда. И все же я не могу удержаться от замечания, что это вредная неправда. "Компьютерра", как и вся компьютерная промышленность, кровно заинтересована в прогрессе и меньше всего хотела бы пугать потребителей его плодов.

Так или иначе, необходимо было напечатать нечто по известной форме: произошло досадное недоразумение, редакция скорбит, меры приняты, виновные наказаны. Что я и сделал - но путем личного заявления. А другого способа влиять на происходящее у меня, собственно, и нет.

"Компьютерра" готовится по предельно упрощенной и спрямленной технологии. Ее создатели пользуются очень большой самостоятельностью при формировании своего номера или "темы". У нас нет системы предварительного отбора материалов и одобрения их начальством. Начальство тоже хочет жить. Поэтому нужны достойные доверия редакторы и авторы. Недостойные слишком дорого обходятся.

Вся эта длинная преамбула понадобилась мне потому, что я намерен совершить еще одно маленькое злодеяние в том же роде. Где-то (подозреваю, что в "Компьютерре") кто-то недавно писал о следующем мысленном эксперименте. Допустим, некий российский банк переносит свою деятельность в Интернет, причем устанавливает свои компьютеры за пределами страны, а клиенты его пользуются карточками для расчетов и обналички. И - о ужас! - государева казна осталась без налогов.

Уверен в одном: это было написано и напечатано в России, известной остроумием и глубокомысленностью населения. Тем временем в Штатах, прославленных тупостью и простодушием, в сетевой газете "Hot Wired" развернулась дискуссия об электронных деньгах, участники которой с восторгом доказывали, что эта технология может свести роль государства в экономике к нулю.

Заметьте: речь шла не об отношении к Интернету как к свободной экономической зоне, в духе призывов президента Клинтона, а скорее об отмирании государства, о чем писали Маркс и его последователи. Кажется, Энгельс сформулировал, что в будущем на смену управлению людьми придет управление процессами и машинами.

Вообще, идея встроить законы в техническую среду, посредством которой люди действуют и общаются между собой, а осточертевшее государство отправить на свалку - одна из любимых игрушек американских интеллектуалов. Сообщество граждан Сети, netizens, с большим интересом относится к возможности строительства киберэкономики, свободной от государственного вмешательства. Однако, в дискуссии "Hot Wired" приняла участие правительственная чиновница (кажется, из Федеральной резервной системы), которая компетентно доказывала: не спешите отпевать государство, оно вам еще пригодится.

Пусть отправной точкой для дальнейшего обсуждения послужит вот этот драматический контраст между Россией, в которой граждане от мала до велика мазохистски озабочены тем, как бы облегчить сбор налогов, и Штатами, где государственные люди спокойно обсуждают возможность выхода экономики из-под их опеки, если граждане того захотят.

Фундаментальная разница понятна. Российское государство - суверен, порабощающий каждого, кто оказался на контролируемой им территории, и заставляющий работать на него. Государство США обязано работать на граждан, а иначе теряет право получать налоги. Право народа на гражданское неповиновение вплоть до вооруженного восстания записано у них в основополагающих документах. Они и начали свою политическую историю с того, что послали на хрен мытарей британской короны.

На самом деле, никакой Интернет ничего не прибавит к тому факту, что российская экономика находится почти целиком во внутренней или внешней эмиграции. Большая часть расчетов сегодня происходит за пределами досягаемости налоговых органов. Деньги переходят из рук в руки наличными или переводятся между счетами в иностранных банках. Легальные операции в сфере действия российских законов и властей ведутся лишь по крайней необходимости.

Возврат к тоталитарным методам государству ничего не даст. Экономическая самодеятельность в пределах его досягаемости тогда просто прекратится. У государства есть ровно один способ получить налоги: их надо честно заработать, обеспечивая условия для бизнеса. Важнейшим из этих условий является Закон и принуждение к его исполнению. Скажем, собственность, на которой основано управление предприятиями в свободном мире, это не физическая связь между имуществом и его владельцем, а отношения между людьми. Человек может что-то иметь, только если окружающие признают и защищают его имущественные права.

Бизнес выбирает меньшее зло. Работая "в офшорке", он заведомо лишен каких-либо гарантий соблюдения прав собственности и контрактов. В среде российского государства он не имеет их тоже - но при этом еще и вынуждается платить как стране в целом, так и каждому сукину сыну в отдельности.

Для западного человека привычна мысль о том, что государство - это и есть мафия, вернее, одна из мафий, оказавшаяся наверху и до некоторой степени поставленная под контроль демократических процедур. Россиянин умом уже понял это, но сердцем еще не готов смириться. На вопрос, какая группа сильнее - солнцевская или люберецкая, он уверенно отвечает: куликовская. И продолжает верить в пришествие доброго и справедливого царя.

Правильный рэкет способствует бизнесу, поддерживая на улице порядок. Напротив, директор госпредприятия требует у казны денег, угрожая, что в противном случае рабочие выйдут на улицу. В России заводы - не заводы, а банды вымогателей. Государство в целом ведет себя точно так же: отдавайте налоги, угрожает оно, а не то выведу на вас пенсионеров, библиотекарей, преподавателей научного коммунизма и войска.

Мафия, по определению, - успешно работающая деловая структура. "Крестный" Вито Корлеоне поднялся на контрабанде оливкового масла для своих земляков. Что касается красного директора, то, получив деньги на зарплату, он начинает их "крутить", спускает до копейки и домогается новых, чтобы попытать счастья в спекуляциях еще разок. Государство российское любит пугать нас преступностью. Между тем до классической мафии ему еще расти и расти.

Так, может, пусть лучше российский бизнес процветает на просторах Сети, а государство догнивает вместе со своими клиентами? Не думаю. Жизнь показывает, что в правовом вакууме, на честном слове, возможны только самые консервативные деловые стратегии. В России уже перестреляли целое поколение авантюристов, которые только и могли бы найти новые, еще никем не хоженые в мировой экономике пути к будущему процветанию страны.

Напоминаю мой адрес для конфиденциальной переписки:

snarky@cterra.com

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.