Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Способны на большее

Архив
автор : ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ    21.04.1997

На днях кто-то подписал меня на доступ к EyeBait по фальшивому номеру карточки. Администрация сайта вдруг прислала login, который, как обычно, вскоре был ликвидирован. Бросить все и заняться перекачкой порнухи к себе на диск я, к сожалению, не мог, поскольку был занят подготовкой этого суперномера. Спасибо, господа, но диверсии надо продумывать тщательнее.

Воздержался я и от соблазна принять участие в теме "Судьба программиста". Смею думать, что программировать и организовывать проекты я в свое время умел не хуже любого другого, но программистом себя никогда не считал и даже отчасти стеснялся этой профессии, полагая ее уделом тех, кто от природы расположен конструировать автоматы, но не сумел научиться паять. Бывает, знаете ли, что руки не из того места растут.

Что касается настоящих программистов, то общение с ними изрядно обогатило меня познаниями из патологической психологии и психиатрии. Программирование - весьма специфическое, скажем так, занятие, и если оно не привязано к реальной конкуренции и практическим результатам, то на соответствующих должностях и ставках начинает оседать столь же специфический контингент трудящихся. Я не раз обсуждал эту проблему с западными коллегами и пришел к выводу, что у них такой проблемы то ли не было, то ли сейчас уже нет. Иные требования, и в экономике есть много более привлекательных ниш.

Впрочем, подчеркну: программисты встречались разные. Были среди них даже очень симпатичные, но с какой-то слабинкой в области социальных навыков. Были, напротив, ярко выраженные зелоты и прозелиты, одержимые стремлением к творчеству и мечтающие написать систему управления отраслью, банком, заводом или отдельно взятой бухгалтерией от нуля, как душа просит, и строго на одном любимом языке - Паскале, Фортране и даже на ассемблере ЕС ЭВМ.

Осмелюсь высказаться прямо: многие программисты - опасные безумцы. Им, например, присуща патологическая лживость относительно ресурсов и сроков, потребных для выполнения их замыслов, а заодно - уникальное умение запутать любое простое дело так, чтобы результатами их труда было невозможно воспользоваться.

Короче, я пришел к нехитрому повседневному правилу: чем больше программирования и чем более специальный характер оно носит, тем хуже для конечного результата. Если на программу, которой независимо пользуется много людей, еще как-то можно полагаться, то уж на домашние поделки - совершенно точно нельзя. Дело не в том, что они не работают. Иногда они как раз очень хорошо работают, но если брать всю совокупность практических потребностей функционирования и развития управляемого объекта, то самодельные программы, как правило, вредны.

Энергия масс подавлялась существовавшей тогда крайне неповоротливой политико-экономической системой. Когда же последняя окончательно прогнила и рухнула под собственным весом (что до сих пор ошибочно считают заслугой, вероятно, самого жалкого и ничтожного из российских социальных программистов - Михаила Горбачева), то демоны вырвались на волю. Примеров систем автоматизации банков, предприятий или отдельно взятых бухгалтерией, написанных полностью на Паскале, FoxBase и даже на Фортране, теперь вокруг сколько хочешь. Начали даже поговаривать, что воли давать не следовало, - но как иначе можно было бы разрядить и обезвредить застоявшиеся инициативы столь многочисленных идиотов?

Как бы то ни было, сегодня о вреде программирования все потенциальные заказчики хорошо осведомлены, а тип психопата-энтузиаста распознан и отступает к естественным границам ареала своего обитания. Однако в редакцию "Компьютерры" по всем каналам продолжают поступать письма от подающих надежды и уже состоявшихся молодых творцов. Одни просят совета, например, в какой вуз поступить, а поступив - как получить образование. Другие предлагают - и даже требуют - "не забывать" о них и им подобных.

Речь не о тех программистах, которые просто и честно зарабатывают этим занятием себе на жизнь. Речь о Программистах с большой буквы, решающих в своем повседневном труде какие-то экзистенциальные сверхзадачи по самореализации. Опять-таки - среди них есть некоторый неустранимый остаток настоящих одержимых. Эти, в большинстве, обречены на гибель. При каком-то благоприятном повороте общественного развития на долю отдельных экземпляров может выпасть внезапная слава, хотя успех в обычном житейском смысле к ним не приходит никогда. Я, однако, полагаю, что на каждого такого подвижника приходится как минимум десяток заблудших, и вот им хотелось бы дать кое-какую информацию к размышлению.

Дело понятное: компьютеры проникают в российские глубины. Сталкиваясь с ними, дети не сознают, какой культурный разрыв существует между их повседневной жизнью и жизнью общества, создавшего эту занимательную игрушку. Электроника находится просто за пределами понимания (давненько мне не встречалось желающих стать разработчиками микропроцессоров). О программировании у нас кое-что знают, о его роли в современной экономике папа с мамой что-то когда-то читали, а соответствующие инструменты легко доступны. Самое обидное, что карьера программиста зачастую соблазняет тех, кто способен на большее.

По стоимости рабочего места кустарное программирование для PC приближается к таким классическим надомным промыслам, как шитье. Умение составлять тексты на Си++, которое у нас стало считаться верхом мастерства, - на самом деле не высокого полета занятие. В советские времена, в полном соответствии с западными обычаями, программистов готовили техникумы, а кадры с высшим образованием получали дипломы системотехников или постановщиков задач. На практике основным видом рабочей силы были выпускницы провинциальных университетов, не желающие работать учителями литературы или географии.

Надеюсь, материалы темы этого номера пошлют нынешним мечтателям внятный сигнал: не ходи сюда, поищи что-нибудь получше. Нынешний спрос на программистов во многом дутый. Повсюду в мире они создают себе рабочие места, обманом вовлекая заказчиков и нанимателей в авантюры. Наибольшим успехом у программистской бюрократии пользуются трудоемкие технологии. Программистов в России переизбыток, а в случае необходимости можно быстро, за год-два, рекрутировать и обучить практически сколько угодно еще.

У программирования в прежние времена была одна выдающаяся черта: ни наука, ни искусство, никакая другая профессия даже близко не могла сравниться с ним по интенсивности и эффективности интеллектуальных усилий. Эта профессия была настоящей находкой для тех, кто любит решать задачи. Причина состояла в том, что одни только программисты работали в свободном диалоге с компьютерами. Сейчас это доступно всем, и копаясь в информации при подготовке какой-нибудь статьи, я испытываю не меньшее удовольствие, чем во время былых ночных бдений наедине с "Электроникой 100-79".

Разобраться в языке автомата и создать последовательность команд, которая заставит его делать то, что ты хочешь, - это не самое дорогое. Сейчас, как и во все времена, выше всего ценится способность понимать других людей и влиять на них.

Напоминаю мой адрес для конфиденциальной переписки:

snarky@cterra.com

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.