Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Домашний компьютер, компьютер дома и др.

Архив
автор : АЛЕКСАНДР СИЛОНОВ    14.04.1997

Прошедший год ознаменовался - как во всем мире, так и в России - бурным развитием потребительского сектора компьютерного рынка. На Западе ведущие поставщики ПК разом принялись выпускать машины с нетрадиционным, подчеркнуто декоративным дизайном, битком набитые всем, что может и не может пригодиться домашним пользователям. У нас процесс пошел, как всегда, с некоторым своеобразием, но тоже достаточно бурно. В компьютерной рекламе замелькали слова "домашний", "для дома" и т. п. Создатели CD-ROM работают не покладая рук - прилавки завалены играми, "обучалками", словарями и энциклопедиями (на Западе ассортимент компакт-дисков и раньше был огромен, так что в данной сфере там революции не произошло). Отреагировали на этот процесс и обычные издатели - начала заполняться соответствующая ниша в компьютерной прессе. Важнее же всего оказалось то, что и "низы дозрели". Я могу судить об этом по тому, как очень многие мои знакомые, вовсе не связанные с миром вычислительной техники и отнюдь не миллионеры, осознали, что компьютер - не роскошь, а средство передвижения (в Internet, по служебной лестнице и просто по жизни), что без него невозможно и что, хотя денег на покупку нет, покупать надо (у меня самого домашний компьютер класса Pentium впервые появился только в прошлом году). Короче говоря, развитие налицо, и в нынешнем году оно, похоже, продолжается. Вот несколько соображений касательно основных действующих лиц этого процесса.

Поставщики и продавцы

Sony, IBM, Toshiba, Acer, Packard Bell и другие производители ПК решили провести четкую границу между домашними и всеми прочими компьютерами и вложили немалые средства в разработку нового дизайна. Компьютеры превратились по виду в помесь архитектурно-скульптурных украшений и пылесосов. Прилагаемых к ним наборов программ ("бандлов") хватает, чтобы организовать домашний офис и электронный Диснейленд одновременно. Непременным атрибутом домашнего ПК стал модем, благо бум в потребительском секторе нисколько не отменяет бума Internet.

Судя по рекламе в западных журналах, компьютеры, похожие на бытовые приборы, пользуются там определенным успехом. Проникли эти чудеса скульптуры и на наш рынок. Однако здесь их перспективы пока представляются сомнительными. Возможно, мне просто не везет, но я, довольно часто бывая в различных заведениях, торгующих компьютерами, ни разу не видел, чтобы кто-нибудь покупал дорогой компьютер, по-настоящему оборудованный и укомплектованный для полноценного домашнего использования. Причин тому несколько. В частности, основные достоинства бытовых компьютеров - необычная, уютная внешность и внутренняя "навороченность" - в нашей стране не сыграли в полную силу.

Российский быт в целом всегда был плохо налажен и неказист. Слишком многое из того, что нас повседневно окружает на улицах, травмирует и притупляет эстетическое чувство. Конечно, стремление к прекрасному у наших сограждан имеется, и дома мы стараемся обустроить все с большей любовью, но, думаю, немного найдется квартир, обладающих единым, ярко выраженным стилем, в которых компьютеры типа Acer Aspire или Sony VAIO смотрелись бы гармоничнее, чем традиционные светло-серые системные блоки и мониторы. Так что, боюсь, красота дизайна еще не скоро спасет мир ПК.

Теперь несколько слов о программной "навороченности". Сейчас в компьютерной прессе то и дело пишут, что продавать просто устройства уже нельзя, настало время системных решений. Справедливая идея, в том числе и в отношении потребительского рынка. У вышеупомянутых изделий Sony, Acer, Toshiba, etc. с этим все в порядке (в западной компьютерной прессе называют скудным "бандл" из 25 наименований CD-ROM, прилагаемых к домашнему ПК!). Все или почти все. В любой стране наборы программ следует составлять с учетом местных условий. Между тем даже базовые программы - операционная система и офисные приложения - у продаваемых в Москве бытовых компьютеров brand name зачастую оказываются нерусифицированными (я уже не говорю об энциклопедиях и играх). У такого подхода есть лишь одно преимущество: он способствует массовому освоению россиянами английского языка и американской культуры.

Самый же главный недостаток компьютеров brand name - это, разумеется, цена. По пути через российскую границу в наши магазины исходная цена ПК (достаточно высокая, но вполне оправданная) вырастает в полтора раза. Покупателю трудно определить, какая доля цены определяется гарантией, качеством комплектующих и уровнем сервиса, а сколько приходится платить за собственно торговую марку производителя и дизайн. И первые-то три блага очень трудно оценить в денежном выражении, а уж насчет последних двух, совершенно эфемерных, возникает твердая уверенность, что тут нас заставляют переплачивать. В этих условиях шансы машин brand name уменьшаются практически до нуля, а наибольшими объемами продаж ПК могут похвастаться отечественные сборщики, продающие компьютеры по цене, близкой к цене комплектующих (поскольку кроме комплектующих там почти ничего и нет). Возможно (маниловщина, конечно), рыночная судьба дорогих ПК была бы более благоприятной, если бы их можно было купить в рассрочку.

Пока же успех на рынке сопутствует компьютерам местной сборки, которые ни в какое сравнение не идут с красавцами brand name ни по дизайну, ни по комплектации. Хорошо, если на ПК предустановлена операционная система, а уж бесплатный комплект из пяти наименований CD-ROM - редкая удача.

Вообще, распространение программ по OEM-каналам в России используется пока до обидного мало, а ведь это настоящая золотая жила для компьютерной индустрии. От OEM-партнерства (если партнеры согласятся на условия минимальной прибыли) в нашей стране выиграли бы все. Для большинства отечественных разработчиков ПО это едва ли не единственный способ добиться массовых продаж. Поставщики домашних компьютеров смогут хвастаться обилием наименований CD-ROM, входящих в комплект продаваемых ими систем. Вдобавок, OEM-поставки являются одним из самых действенных средств борьбы с пиратством. Нужно только, чтобы цены на OEM-продукты были существенно ниже, чем на "коробочные" версии: пускай прибыль и невелика, зато достанется не пиратам, а законным владельцам. Думаю, если бы поставщики домашних систем подробно указывали в рекламных материалах, какие OEM-компоненты входят в конфигурацию и какую выгоду при этом получает покупатель по сравнению с их отдельной покупкой, это многих бы привлекло: мы очень любим всевозможные скидки (по себе знаю), а поскольку доукомплектовывать машину все равно когда-нибудь придется, то уж лучше сразу и за меньшую цену.

Но, повторяю, пока у "красных" компьютеров дела с "бандлами" обстоят неважно. На мой взгляд, стыдно продавать персональный компьютер, украшенный логотипом и торговой маркой, но не оснащенный полноценным набором программ. Многие российские сборщики ПК, стремящиеся стать местными brand name - "Вист", R-Style или "Ниеншанц" - поняв, что нельзя оставлять пользователя один на один с "железом", начинают действовать соответственно. А вот претендующая на роль ведущего в стране поставщика персоналок компания R&K пока осознала эту мысль скорее лишь теоретически: производимые ею компьютеры Wiener до сих пор по умолчанию продаются без лицензионного ПО (предустанавливаются лишь условно-бесплатные копии пакетов PTS-DOS и Volkov Commander - обе без документации). В конце прошлого года компания объявила о заключении OEM-соглашения с Microsoft, предусматривающего комплектацию компьютеров R&K операционной системой Windows 95. Результат получился странным. Я лично был свидетелем того, как уже в этом году покупатель, пожелавший приобрести Wiener с Windows 95, заплатил дополнительно 70 долларов и получил предустановленную систему с дистрибутивом на жестком диске и с книжкой документации, но без CD-ROM и дискет! Да и установка Windows 95 была произведена не очень корректно: на компьютере была звуковая плата, в документации к которой было сказано, что устанавливать ее следует после инсталляции системы. Это указание не было выполнено сборщиками, что привело к проблеме со звуком. Кроме того, хотя Windows 95 была приобретена дополнительно к стандартному комплекту, программы Volkov Commander на диске не оказалось. Покупатель был из разряда "чайников", и, по-моему, на его долю разом выпало слишком много испытаний (в итоге их удалось преодолеть, но лишь с посторонней помощью). Гениальный Веничка Ерофеев утверждал, что согласился бы жить на этом свете, если бы ему показали уголок, где нет места подвигу. Так вот, в жизни простого пользователя не должно быть места подвигу!

Потребители

К сожалению, большинству из нас для выбора компьютера предоставляется лишь одна попытка: на вторую, как правило, уже не хватает средств. Потенциальные рядовые пользователи, по моим наблюдениям, при выборе учитывают лишь небольшой набор формальных параметров, который чаще всего определяется требованиями необходимых программ. К примеру, для ОЗУ важным считается объем, менее важными - время доступа и тип (дескать, память - она и есть память), для монитора важнее всего размер и шаг точки, и т. п. А поскольку последнее слово чаще всего за кошельком, то для каждого параметра выбирается минимальное приемлемое значение и покупка превращается в сплошной компромисс. Кроме того, нормально протестировать компьютер, "не отходя от кассы", обычно невозможно. Все прелести обнаруживаются потом. Оказывается, что возможности для модернизации машины ограниченны (скажем, отверстия для плат расширения закрыты разъемами параллельного и последовательных портов, разъемы для модулей ОЗУ спрятаны под блоком питания, а вся системная плата погребена под мешаниной кабелей), параллельный порт - не двунаправленный, а однонаправленный, графическая подсистема не очень хорошо "помнит" параметры своей настройки и т. п.

Впрочем, россияне не избалованы: они и раньше редко получали вещи хорошего качества, многое приходилось доделывать, исправлять и рационализировать собственными силами. Теперь эта история повторяется и применительно к компьютерам. Отсюда отчасти происходит пресловутая высокая компьютерная грамотность населения: помучившись с неполадками, проблемами инсталляции, модернизации и совместимости, вчерашние "чайники" иногда становятся настоящими гуру. Но если подсчитать стоимость таких "университетов", не окажется ли, что дешевле было бы сразу приобрести качественный компьютер и жить не зная хлопот? Трудно сказать.

Пресса

Разумеется, пресса не осталась в стороне от процесса "одомашнивания" компьютерного рынка. Первой ласточкой здесь, наверное, можно считать журнал "Мир ПК": в нем еще в 1995 году появился раздел "Компьютер дома", материалы для которого по большей части переводились из американских журналов "HomePC" и "Windows Magazine". Издателем "Мира ПК" в ту пору был Борис Антонюк, а главным редактором - Иван Рогожкин. В 1996 году и тот и другой перестали иметь отношение к "Миру ПК", а начали (с тем же распределением ролей и на той же переводной базе) издавать отдельный журнал "Компьютер дома". При этом раздел с таким названием остался и в журнале "Мир ПК". Тогда же был создан журнал "Домашний компьютер", есть аналогичные разделы и в других крупных компьютерных журналах, кроме того, появилось несколько "игровых" журналов, также ориентированных на домашний рынок.

Рекламодатели пока довольно осторожно относятся к "домашним" изданиям. В результате отсутствие прибыли заставило г-на Антонюка закрыть журналы "Компьютер дома" и "PrПгоИгры". Однако многие издатели считают "домашнее" направление перспективным, и в ближайшем будущем на смену одному закрывшемуся журналу, несомненно, придут новые. Чтобы добиться успеха, они должны содержать актуальную информацию на местные темы, но преимущество, как мне кажется, будет у изданий, выпускаемых по лицензии могущественных западных партнеров. В нашем отечестве есть немало журналистов, которые ни в чем не уступают своим зарубежным коллегам, но, во-первых, те все же находятся ближе к эпицентрам важнейших событий компьютерного мира (даже при наличии Internet это по-прежнему очень значимый фактор), а во-вторых, ни у одного российского издания пока нет такой мощной инфраструктуры (в частности, тестовой лаборатории), как у ведущих западных журналов и газет, скажем, входящих в состав информационных империй IDG, Ziff-Davis, CMP, Miller Freeman и других. Кроме того, использование более широкой информационной базы позволит прессе не только быть зеркалом всего, что происходит на российском рынке, но и оказывать ощутимое влияние на формирование этого рынка.

Наверное, компьютерной прессе следует быть более острой и придирчивой. Многие читатели указывают на нехватку материалов, подобных рубрике "Экспертиза" в газете "Известия". Что ж, пусть появляются новые журналы для домашних пользователей, пусть растет между ними конкуренция, пусть громче звучит критика. Может быть, тогда разработчики и продавцы аппаратного и программного обеспечения станут больше бояться запятнать свою репутацию, а в жизни пользователя не останется места подвигам.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.