Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Свой PC

Архив
автор : ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ    14.04.1997

Н. из фирмы "К" рассуждает по следующей схеме. Что такое домашний компьютер? Чтобы ответить на этот вопрос, зададим другой: какие функции он должен выполнять дома? Наконец, какой компьютер может наиболее эффективно выполнять такие функции? Ответ: Pentium 133/16EDO/1,6/2/SB/CDx8 и т. д., а MMX пока не нужен.

Б. из фирмы "И" начинает с вопроса: "Что же тормозит технический прогресс?" Отвечает: "Большинство пользователей даже не предполагают, насколько широки возможности ПК". Резюмирует: "Чем "круче тачка", тем выгоднее и производителям, и продавцам, и покупателям". Формулирует продукт: Pentium 133/16 и более/.../1 и более/CDx8 и выше и т. д., а MMX нужен прямо сейчас.

Примеры взяты прямиком из материалов "Темы номера". Вы их прочтете сами - если не в этой "Компьютерре", то в одной из следующих. Наряду с этим инженерским подходом часто встречается подход потребительский. Граждане словно бы ставят задание своей промышленности, совершенно в духе газетных дискуссий былых времен: "Каким быть советскому домашнему компьютеру?"

Мы наблюдали много подобных обсуждений: какой компьютер нужен школе, чем отличается ПК от рабочей станции, Word Processor - от редактора текста, что такое архитектура "клиент-сервер" или "системный интегратор"? Каждый раз участники начинают описывать отличительные признаки изделия, метафоры или предприятия и каждый раз заходят в тупик, в котором тлеют вялотекущие дебаты, нужные, по правде говоря, только самой неразумной части компьютерной прессы (чтобы хоть чем-то кроме переводов заполнить свои страницы).

Между тем, все встанет на место, если начать определение с другого исходного понятия. Все это рынки, сегменты рынка или рыночные ниши. Домашний компьютер - это не новая разновидность компьютера, это новый рынок. А рынок для продавца - это не только и не столько продукт. Это способы изучения и формирования мотивов покупателя, продвижения и дистрибуции изделий, организации сопутствующих услуг и многое, многое, многое другое. Вообще, рынок - это на много порядков более сложное образование, чем изделие, которое на нем продается.

Важно, например, положение рыночной ниши в сложной системе других ниш. Так, домашний PC конкурирует с поездками на работу и с телевизором, электронная почта - с дальними телефонными переговорами, и так далее. С другой стороны, есть некая готовность покупателей тратить деньги и свойственное им представление о ценностях. Что же касается функциональных возможностей и технических характеристик товарных PC, так это попросту факторы конкуренции.

Интересно, сколько же лет понадобится нам, чтобы расстаться со своим ИТР'овским прошлым и начать видеть мир в его истинных взаимосвязях? К счастью, у всякого чайника есть средства для отвода лишнего пара. У меня это - "Четыре колонки", которыми я и воспользовался.

Компьютеры - вспомогательное средство. Мы не планируем их производство, исходя из общественной потребности: например, в следующем году человечеству понадобится выполнить столько-то операций с плавающей точкой, отсюда выводим оценку объема рынка. Мы пристраиваем компьютер к чему-то. Если это - рабочее место сотрудника офиса, значит, цель - на каждый стол по компьютеру и в каждый портфель по ноутбуку. Если это - дом, значит, пусть будет по компьютеру на каждый очаг, а потом - на каждого члена семьи.

На члена семьи, а не на человека! Уже на ранней стадии процесса Gateway-2000 сделала героем своей рекламы пса самой любимой американцами породы - золотистого ретривера. Отчаявшись отвлечь своих хозяев от новых игрушек, несчастный уговаривает их купить еще один PC - для него. Задолго до этого американский президент произнес коронную фразу: "Пусть будет по две машины в каждом гараже и по две курицы в каждой кастрюле".

Домашний PC хочет стать обязательным атрибутом любого дома, подобно холодильнику или телефону. Он старается угодить даже тем из домочадцев, которые доселе компьютера не встречали. Он ищет себе домашние применения - ведение бюджета и расчет налогов, поддержка любительской кулинарии, шитья и вязания, уход за домашними животными и растениями, планирование отпуска, интеграция домашней электроники и всяческих развлечений. Нужно быть очень поперечным человеком, чтобы начать задавать вопросы - зачем... почем... и не проще ли пешком. Но и самый упрямый в глубине души понимает - пешком вскоре станет невозможно.

Рискну предположить, что российский домашний PC считается таковым по недоразумению. На самом деле это совершенно другое явление и другой рынок. Начать с того, что ниши для компьютеров имеет смысл искать только возле устойчивых, хорошо определенных явлений. Дом жителя России явно не отнесешь к таковым. Финансовая неуверенность, отсутствие общественных связей, тотальное недоверие всех ко всем плюс непомерная дороговизна всякого реального труда и продукта приводят к тому, что в России растет уже не первое поколение бездомных.

Бездомность противна человеческой природе: большинство предпочитает знать свои жизненные перспективы. "Совок" давал хотя и неудовлетворительную, но четкую картину: семья в 20-25 лет, своя квартира к сорока, и так далее... Ныне все больше и больше людей теряет представление о том, что такое дом. Я не имею в виду безработных и беззарплатных: как раз у них обычно над головой не каплет, иначе бы они что-то предпринимали. Но все растущее число прилично зарабатывающих молодых семей снимает жилье и предпочитает не заглядывать вперед, поскольку экономика не дает им такой возможности. А те, кто подбирает компьютер под мебель, никак не смогут составить у нас массового рынка.

Отчего же тогда народ стоит в очередях около подвальных торговых точек и делает толпу на Митинском рынке? Что и зачем люди покупают? На мой взгляд, правильное название этого товара - не домашний, а свой PC.

Принято считать, что рынок персоналок в Штатах раскрутил частный покупатель. Постепенно и неохотно корпорации привыкали к мысли о том, что на рабочем месте служащий хочет иметь PC, а не терминал. Не сразу, но очередь дошла и до тех, кто кроме стола, стула и канцтоваров ничего от фирмы не получал.

У нас, это мы знаем точно, персоналки начали свой путь из офиса, куда их покупали не потому, что нужны, а чтобы все было, как у людей. Среди представителей наемного труда идея своего PC прежде всего овладела программистами. Это значило высшую степень независимости от работодателя и гарантию заработка на случай потери жалования, а со временем во многих секторах стало обязательным условием профессиональной состоятельности.

Сейчас мы наблюдаем бурный рост продаж "своих" PC для непрограммистов. Интересно, что показало бы исследование подлинных мотивов? Вероятно, многие покупают себе PC, поскольку уже хорошо знакомы с ними на работе, но отчаялись выбить из начальства Pentium, или CD-ROM, или SoundBlaster с колонками, а то и Windows 95. Наверняка люди тяготятся унизительной опекой сисадминов и более компетентных коллег. Подозреваю, что найдутся и такие, кому на работе PC не дают, а им тоже хочется. Несомненно, пользователями движет желание осваивать современный софт, поскольку это стало важнейшим условием карьеры (мотив, доселе понятный только программистам).

Короче, персональный компьютер в России еще далеко не стал домашним, но уже становится своим. Исходя из этой предпосылки все происходящее становится гораздо легче интерпретировать. Тема этого номера вскоре будет продолжена, и я продолжу вместе с ней.

Напоминаю мой адрес для конфиденциальной переписки:

snarky@cterra.com

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.