Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Звоните через Internet

Архив
автор : АЛЕКСЕЙ АМИЛЮЩЕНКО    07.04.1997

 

Автор является сотрудником фирмы CompTek International. Данная статья представляет собой сокращенное изложение доклада, подготовленного для форума Центра информационных технологий, и является реакцией КомпТека на новостное сообщение в 189 номере "Предложения от Delta Three"

Internet можно использовать в качестве альтернативного и очень дешевого канала для передачи телефонного трафика. Как бы ни был дорог доступ к IP в России, стоимость часа соединения сопоставима с ценой одной минуты телефонного разговора через океан! Интернет-телефония может стать главным мотором развития российской Сети. - Г.К.

Самый первый программный продукт Интернет-телефонии, позволяющий пересылать голосовые сообщения по сети, - VocalTec Internet Phone - был представлен израильской фирмой VocalTec (http://www.vocaltec.com) в начале 1995 года. Впервые пользователь персонального компьютера, оснащенного звуковой платой, микрофоном и имеющего подключение к Интернету, смог вести голосовые переговоры с другим таким же пользователем, независимо от того, как далеко друг от друга они находились.

Не успев родиться, новая возможность привлекла всемирное внимание. Появились аналогичные продукты других компаний. Наряду с возможностью обмениваться голосовыми сообщениями уже добавлена возможность вести еще и переписку, набирая сообщения на клавиатуре компьютера, пересылать файлы прямо во время разговора, обмениваться графическими образами, а иногда и видеоизображением. Требования же к качеству Интернет-соединения весьма небольшие, так, почти всегда бывает достаточно обычного модема, работающего на скорости 14,400 Кбит/c, чтобы вполне отчетливо слышать голос человека, который может находиться в это время на другой стороне планеты.

Рассмотрим некоторые программы Интернет-телефонии более подробно.

VocalTec Internet Phone 4.0. Разработан фирмой VocalTec Ltd. Работает под операционными системами Windows 95, Windows NT, MAC OS, Power Macintosh, имеется версия, работающая под Windows 3.1. Позволяет звонить как через сервер доступа, так и непосредственно по IP-адресу. В процессе разговора пользователи могут обмениваться файлами, а также вести переписку, причем, если у каждого из пользователей имеются установленные русские шрифты, то сообщения можно писать по-русски. В программу встроена возможность при отсутствии вызываемого абонента отправить ему голосовое сообщение по электронной почте. Для того, чтобы прослушать такое послание, пользователь должен будет установить Internet Voice Mail. Качество звука - очень хорошее, что неудивительно, ибо фирма VocalTec достаточно давно занимается передачей голосовых сообщений через Интернет, а версия IPhone - далеко не первая. Коммерческая версия стоит 49,95 долларов, а демонстрационная имеет ограниченный "срок годности". В последней версии поддерживается еще и передача видеоизображения.

FreeTel 1.0. Очень небольшая по размеру (всего 265 Кбайт), но очень интересная программа Интернет-телефонии, разработанная фирмой FreeTel. Работает под Windows 3.1 или Windows 95. Разговор происходит с помощью подключения к серверу FreeTel и выбора из списка подключенных в данный момент к серверу пользователей интересующего человека. Так же как и IPhone, позволяет вести текстовые беседы, но при этом национальные раскладки клавиатуры не поддерживаются. Программу можно бесплатно переписать с Web-сервера компании FreeTel (http://www.freetel.com), а если заплатить 29,95 долларов, то можно получить версию FreeTel+ с большими возможностями.

Кроме этих программ существует еще множество подобных, например, CoolTalk и NetMeeting - бесплатные приставки для браузеров Netscape Navigator 3.0 и Microsoft Internet Explorer 3.0. (Весьма заметна также активность в этом секторе Intel Corp. - Г.К.)

Конкуренция и стандартизация

Развитие Интернет-телефонии усилило беспокойство поставщиков традиционных услуг по всему миру, многие из которых начали искать на нее управу. Так, например, в США Американская ассоциация поставщиков телекоммуникационных услуг (America's Carriers Telecommunications Association, ACTA), являющаяся объединением мелких и средних провайдеров телефонии, 4 марта 1996 года подала петицию в Федеральную комиссию по связи (Federal Communications Commission, FCC) с предложением, чтобы та взяла под свой контроль распространение программных продуктов, позволяющих совершать телефонные звонки через Интернет. ACTA "просит FCC остановить компанию по продаже ПО и оборудования, дающего возможность использования Интернета для осуществления удаленных вызовов".

Председатель FCC Ред Хант (Reed Hundt) так прокомментировал петицию ACTA в июне 1996: "Я склонен верить, что правильный ответ [на петицию ACTA] в настоящее время - не в том, чтобы чинить ограничения для поставщиков программного обеспечения или пытаться регулировать Интернет-телефонию наравне с обычной... Вместо этого мы должны попробовать изменить старые правила так, чтобы, если новые технологии действительно лучше, они процветали на рынке".

Таким образом, в США добиться запрета Интернет-телефонии не удалось. В России же пока не было прецедентов, чтобы кто-то решил предоставить такую услугу, как дешевые междугородные (или даже международные) звонки.

Осложняет развитие Интернет-телефонии и отсутствие стандартов на передачу голоса. Пользователь программы VocalTec Internet Phone не может позвонить пользователю программы FreeTel, и наоборот. Первыми, кто заговорил о необходимости разработки стандартов, были фирмы Intel и Microsoft. В настоящее время для использования технологии передачи голоса все больше склоняются к стандартам, основанным на рекомендации H.323 Международного объединения по передаче данных (International Telecommunications Union, ITU). Этот документ охватывает технические требования для узкополосной передачи голосового вызова или передачи аудио- и видеоданных, включая кодеры и декодеры видео и звука, общедоступные приложения (T.120), управление вызовами и системой.

Через Internet по обычному телефону

Чтобы пользоваться программами для Интернет-телефонии, которые были описаны выше, нужен компьютер с модемом и доступ к провайдеру TCP/IP. К тому же, поскольку большинство пользователей, соединяющихся с провайдером по телефону, получает новый временный адрес на каждый сеанс, найти друг друга они могут, только если обратятся на какой-то постоянный сервер, который организует их рандеву. Неожиданный вызов одного пользователя другим практически невозможен.

В марте 1996 было объявлено о совместной программе VocalTec и крупнейшего производителя оборудования для компьютерной телефонии - корпорации Dialogic (http://www.dialogic.com). Цель программы: создание программно-аппаратного комплекса для Интернет-телефонии с возможностью использования обычного телефона. Проект получил название Internet Telephony Gateway.

В результате была выпущена в продажу программа VocalTec Telephony Gateway (VTG), которая в своей работе использует голосовые платы Dialogic в качестве интерфейса с обычными телефонными линиями. При этом, учитывая, что сами голосовые платы многоканальные, одна система VTG может поддерживать до восьми телефонных разговоров через Internet, проходящих одновременно и независимо друг от друга.

VTG соединена с телефонной сетью. Это дает возможность связаться с любым телефоном в мире. С другой стороны, VTG соединена с Интернетом. Это дает возможность связаться с любым подключенным к ней компьютером. Ширина канала для передачи голоса, вообще говоря, должна быть не очень большая. Для разговора одного пользователя достаточно 11 Кбит/с.

VTG оцифровывает и существенно сжимает речь абонента (при этом используются аппаратные возможности платы Dialogic), разбивает полученный файл на пакеты для Интернет и отправляет эти пакеты, используя IP-протокол, к адресату через Интернет. Передача голосовых данных навстречу друг другу происходит одновременно, что позволяет вести полнодуплексный диалог.

Из этих базисных возможностей (плюс прием и инициирование телефонных вызовов) можно построить много полезных услуг, например, разговор телефон-компьютер или компьютер-телефон, где под компьютером понимается мультимедиа-компьютер с установленной программой для Интернет-телефонии VocalTec Internet Phone. Интересная возможность - "звонок с Web". Для этого нужен одна система VTG, которая соединит компьютер пользователя с каким-либо телефоном, например, со службой поддержки. Для разговора телефон-телефон необходимы две VTG - одна устанавливается там, откуда совершается звонок, вторая - там, куда будет передан телефонный вызов. При этом появляется возможность звонить с любого телефона в том районе, где установлена первая VTG, на любой телефон в том районе, где стоит вторая. VTG выгодно использовать для международных телефонных звонков, ведь в этом случае стоимость времени разговора независимо от расстояния равна стоимости времени работы в Internet.

VTG может быть подключена не только непосредственно к городским телефонным линиям, но и к одной из внутренних добавочных линий, которые имеются в каждом офисе, использующем офисные АТС (Private Branch eXchange, PBX). При этом появляется возможность звонить на любой из внутренних номеров данного офиса. Легко представить себе, что у какой-либо транснациональной корпорации имеются офисы по всему миру. В каждом из этих офисов имеются PBX. Тогда звонок, скажем, из бостонского офиса в московский будет мало чем отличаться от звонка просто внутри офиса в Бостоне. Разве что, в первом случае, звонок пойдет по Internet, а во втором - не выйдет за пределы офиса. Таким образом, канал VTG может стать хорошим корпоративным решением для фирм, имеющих достаточно большой международный трафик либо много филиалов, разбросанных по стране.

Имеются два основных показателя качества: передача голоса и время ожидания (задержки). Качество передачи значительно улучшилось, по сравнению с ранними версиями подобных программ, которые характеризовались искажениями и сбоями речи. Время ожидания влияет на темп диалога. Если оно превышает примерно 250 мс, задержка становится заметной. Пока еще программы Интернет-телефонии превышают это время. Так, например, время ожидания при использовании VTG составляет около 1 секунды, но по мере совершенствования программ и самой Сети ситуация улучшается.

Завтра и сегодня

По оценкам компании Killen & Associates, объем мирового рынка коммутирующего, передающего и другого сопутствующего оборудования для Интернет-телефонии достигнет к 2001 году миллиарда долларов. Совсем недавно образована коалиция Voice Over IP (VoIP) Forum, состоящая из почти 40 компаний. Цель ее состоит в создании и распространении технических стандартов на продукты Интернет-телефонии, включая оборудование, программное обеспечение и сетевые средства. Инициаторами создания VoIP Forum стали гигант сетевой индустрии компания Cisco Systems и фирма VocalTec, специализирующаяся на ПО для Интернет-телефонии. В VoIP вошли также компании Dialogic, 3Com, Creative Labs, Micom Communications, Microsoft, Nortel, Nuera Communications, Vienna Systems, Voxware, USRobotics и др.

Не стоит думать, что телефония через Интернет вытеснит обычную. Она никогда не обеспечит такое же качество передаваемого звука, как традиционный канал. В любом случае неизбежно будут задержки, а если качество канала будет опускаться ниже минимально допустимого, будут теряться голосовые пакеты. Скорее, Интернет-телефония - это способ сократить затраты на удаленные телефонные переговоры в случае, когда не очень важно качество звука.

В любом случае развитие Интернет-телефонии - это очень мощный стимул для развития Интернета вообще.

Уже сейчас существует довольно много реально работающих телефонных серверов. Так, например, израильская фирма Delta Three (http://www.deltathree.com), с которой компания CompTek International подписала соглашение о сотрудничестве, уже развернула сеть в США, Израиле, Боливии. Имеются ее телефонные серверы также в Австралии, ЮАР, Корее, Испании (Мадрид), Португалии (Лиссабон), в Сингапуре, в Парагвае и Колумбии. Причем сервер, установленный в Нью-Йорке, позволяет звонить по всей территории США и Канады, а сервер, установленный в Иерусалиме, дает возможность звонить везде в Израиле. Несомненно, эта сеть будет расширяться - в итоге телефонные серверы появятся во всех крупных городах планеты. В ближайших планах - установка VTG в европейских столицах (Лондон, Париж, Берлин и т. д.).

Любой, кто покупает VocalTec Telephony Gateway в CompTek International, кроме программы и голосовых плат Dialogic получает также возможность подключения к существующей сети телефонных серверов. CompTek International берет на себя расчеты с владельцами телефонных серверов, то есть покупателю не нужно будет договариваться с каждым из них об оплате входящего и исходящего трафика. На странице http://www.cti.ru/telephony/calls/index.html нашей фирмы демонстрируется возможность звонка "Web-телефон".

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.