Курсизм
АрхивБизнес и бизнес
Так уж вышло, что появление слова "бизнес" в нашем лексиконе сопровождалось значительными смысловыми потерями. И уж точно бизнес у нас в самом общем понимании очень слабо связан собственно с работой. Говоря "бизнес", мы подразумеваем какую-то странную смесь коммерческих палаток, дорогих автомобилей, темных делишек и больших, скорее всего нечестных прибылей. Если не брать в расчет бизнес компьютерный и еще пару-тройку других, создавших себе (быть может, преждевременно) репутацию цивилизованных, то в целом термин этот сопровождается хорошо заметной негативной окраской. Или усмешкой. Дескать, знаем мы этот ваш "бизнес"!
В общем, нечто среднее между ворчанием пенсионеров, злобствованием не сумевших вскочить на подножку поезда, уезжающего в страну Лимонию, и завистью тех, кто просто в силу своего характера продолжает жить по-старому, надеясь на возвращение тихих и спокойных "старых времен". Так что в дальнейшем позвольте мне писать "бизнис" в тех случаях, когда дело идет о подобном восприятии, и "бизнес", когда будет подразумеваться собственно business.
В действительности любые семантические трансформации вряд ли дают право забывать о том, что такое этот самый business. Ясно, что бизнес у американцев - это совсем не наш бизнис. Это - дело, профессия, занимаемое сегодня в обществе место, попросту - работа.
У рабочего на конвейере бизнес - это завинчивание гаек, а у дантиста - поддержание стандартной американской улыбки клиента. И если оценивать российский компьютерный рынок и бизнесы, складывающиеся здесь, с такой точки зрения, то картина станет значительно богаче и интереснее. А главное - более правдоподобной.
Действительно, компьютерный мир - это не только новые продукты, Интернет, презентации, системная интеграция и вообще бизнес с большой буквы. За всем этим мы как-то забыли о бизнесах индивидуальных и о собственно людях. Не о главах компаний и именитых экспертах, а о тех, кто смотрит на компьютер либо как на один из инструментов построения успешного личного бизнеса, либо - что для нашей страны весьма актуально - как на хитроумное и явно враждебное явление, препятствие, нежданный дополнительный вопрос в экзаменационном билете.
Проблема, которую мы решили обсудить сегодня, только на первый взгляд может показаться малозначительной, надуманной и искусственной. Для того чтобы понять это, достаточно открыть любую газету бесплатных объявлений, бюллетень по трудоустройству или просто вспомнить о том, как искали работу знакомые или родственники.
За всем этим стоят отнюдь не единичные случаи, а довольно серьезные вопросы поиска людьми путей для самореализации, определения своего места в стремительно изменяющемся мире, а подчас и просто выживания. Не нужно проводить дорогих социологических исследований, чтобы понять: в крупных российских городах постоянно растет спрос на грамотную наемную рабочую силу в конторской сфере. Если проще, то владение ПК становится одним из обязательных условий (не менее важным, чем владение иностранным языком) получения места в представительстве фирмы, совместном предприятии или даже в удержавшемся на плаву госучреждении. И не обязательно речь должна идти о бизнесах стабильных. Даже бизнисы, возникающие на короткий срок, чтобы отхватить кусок и снова "уйти в тину", могут дать временную работу многим секретарям, референтам, помощникам и офис-менеджерам. Газеты полны объявлениями граждан, готовых предложить свои услуги ("знание ПК, Word, Excel") таким конторам, конторы сами проводят поиск сотрудников.
Разумеется, в такой ситуации кое-кто быстро сообразил, что услуги, связанные с получением такого рода навыков, хорошо продаются. Люди начинают понимать, что в свое будущее подчас стоит вложить некоторые средства. Так что и на заборах, и в тех же газетах легко встретить рекламу курсов, частных школ и репетиторов, готовых обучить обращению с пресловутой ПЭВМ.
В этом многоугольнике кипит бурная жизнь. Но знаем мы о ней немного, часто слишком увлекаясь новыми фундаментальными явлениями, считая их самоценными.
Предъявите билетики!
Когда настали "демократия", "гласность", "свобода" и "рынок", поначалу казалось, что все теперь будет хорошо и прекрасно. Кисельные берега должны были возникнуть вот-вот, между ними должны были заструиться молочные реки, а сами мы уже начинали обращаться к друзьям "господа" и делать многозначительные лица.
Увы. Кисельная промышленность не пережила конкуренции с западными йогуртами, российская буренка была съедена холодной зимой 1991-92-го, а выражение лиц граждан четко разделились на две части - как знаменитые театральные маски: одна хохочет, другая грустит. Господа стали господами, товарищи остались товарищами - в основном по несчастью.
Перепробовав разные бизнесы, многие поняли, что Дюпонами и Морганами просто так не станешь. С другой стороны, закрытие заводов и фабрик или прекращение выдачи зарплаты сопровождалось появлением какого-никакого, а все же рынка труда.
Кое-кто со своей профессией "попал в десятку". Например, бухгалтеры. А многие тысячи конторских служащих, всю жизнь перебиравшие бумаги, остались не у дел. При всех необходимых качествах: аккуратности, лояльности к любому начальству, привычке беспрекословно подчиняться, у них не хватало одного - умения работать на компьютере.
С той же проблемой столкнулись и миловидные дамы, у которых за плечами был техникум, ПТУ или даже институт, где с компьютером работать не научили.
Для многих место в какой-нибудь фирме - предел мечтаний. Возможностей и предложений в принципе много. Но там, где не требуется "интим", говорят: "компьютер", "компьютер"... Даже наше общество при всех своих проблемах потихоньку начинает превращаться в информационное. По крайней мере в том смысле, что на персонал, занятый обработкой информации, существует устойчивый спрос.
При этом общее представление об ЭВМ и даже навык операторской работы у соискателей может присутствовать. Но увы, чаще всего - на уровне "включить компьютер, набрать "foxpro start.prg", выбрать пункт "новая карточка" и далее вводить текст в поля". А мерзкий рекрутер говорит что-то ужасное: "Как в Excel вставить в документ дату и время?" или "С какой почтой работали, молодой человек?" Кроме как "с АВИА" ответить нечего.
Умение работать с офисными приложениями становится действительно "входным билетом". И волей-неволей приходится задумываться над тем, где же этой премудрости выучиться. Есть какие-то коммерческие институты и бизнес-школы, где надо учиться от двух до четырех лет. Это долго и дорого. Есть предложения частников: "обучу работе на ПК". Но это как-то сомнительно. Кто его знает, этого частника, научит ерунде, да еще и денег сдерет. Да к тому же наедине с каким-то неизвестным типом...
А у автобусной остановки висит на столбе объявление: "Освоение ПЭВМ. Windows, основные приложения. Обучение малыми группами. Недорого. По окончании выдается диплом установленного образца". Что такое этот "установленный образец", никому неизвестно. Но, по крайней мере, это напоминает хотя бы чек о приобретении товара. При необходимости будет что предъявить. Да и в рекламной газете, которую в ящик бесплатно суют, кажется, то же самое писали. И идет народ на курсы. Отдирает с забора квиточки с телефоном. И ошибок на объявлении не замечает - всех этих "Exsell", "Unifore Resjfres Locatiur" и прочих.
Изнутри
На самом деле не все так плохо и непрофессионально на этих курсах. И "заборные" они часто не по качеству, а по способам выхода на свою аудиторию. Широкую. Ту, что ходит по улицам.
Создают их, как правило, люди профессиональные, часто - на базе какого-нибудь учебного заведения, где те же доценты и аспиранты подрабатывают. И уж по крайней мере дают там кое-что из того, что хорошо продается.
Два года назад мне пришлось на таких курсах подрабатывать. Не хватало преподавательской зарплаты, ну что делать? А тут не самые дальние знакомые, перед этим организовавшие "российско-американский" заочный институт ну с очень солидным дипломом, перекинулись на курсы "секретарей-референтов": "Пойдешь преподавать? Несколько раз в неделю, можно по вечерам, будем платить по 5 долларов за академический час". Подумал я, прикинул все, и вышло, что за неделю 45 баксов гарантировано, а в расчете на академический час мой институт по зарплате и рядом не стоял. И согласился.
Как потом выяснилось, сделано все было с минимумом начального капитала. Тогда мне казалось, что сделано просто гениально. В нищем НИИ, да еще и по знакомству, арендовали три комнатки. Две под офис, одну - большую - под лекционную аудиторию. И время в "дисплейном классе".
Быстренько нашли народ подходящий, вроде меня, - преподавателями. Дали объявления. Через две недели сколотили первую группу. Два десятка юных особ с неопределенными перспективами, но большим желанием "устроиться на фирму". С каждой взяли, кажется, по 150 долларов. С одной группы получалось чистой прибыли, если мои прикидки были верными, около двух тысяч. И уж не меньше полутора, это точно.
Вскоре таких групп пропускали по три-четыре в месяц, а то и больше. Наладили контакты с агентствами по найму рабочей силы (кажется, на безвозмездной основе), благодаря чему по окончании курса проходил "бал выпускников". На каждую выпускницу полагалось по бутылке шампанского, а вокруг них, оценивая, прогуливались сотрудники агентств и их клиенты. Дескать, выбирайте, что хотите, в нашем цветнике!
Уж не знаю, многим ли удавалось после этого "бала" устроиться, но о том, что такое мероприятие (намек на некоторые гарантии трудоустройства) проводится, стали писать в объявлениях. Особенно подчеркивали этот факт при приеме. И главное, всеми силами пытались создать ощущение надежности, солидности предприятия. Преподаватели должны были ходить в хороших костюмах, ученицы также старались изо всех сил, тем более что им читали очень любопытный курс "этикета". Но это отдельная история. В общем, все играли в элитарность и "бизнес". А может быть, и в бизнис. Трудно сказать.
Но дело это было прибыльное - настоящий семейный бизнес. Глава семейства - директор плюс "профессор" плюс преподаватель менеджмента (кажется, два занятия). Супруга - совладелец, "доцент" и одновременно преподаватель "этикета". И еще двое преподавателей ("старших") - "делопроизводство" и "компьютер".
В общем, более или менее правдоподобные сведения о том, что такое нынешний бизнес и как в него внедриться, как себя вести, как оформлять бумаги - в частности на компьютере, - клиенты получали. А учитывая, что большинство "курсисток" приходило с нулевыми навыками, понимание того, что такое файл, умение сделать более или менее красивый документ в Word'e и что-то считающую экселевскую таблицу все-таки появлялись. И сохранялись, вероятно, в течение месяца.
В общем, выпускница могла прийти в контору и на глазах у изумленной публики набрать в текстовом редакторе собственное резюме (каноническая форма которого заучивалась наизусть). И все были довольны. Бизнесмены делали небольшой, но успешный бизнес. Малооплачиваемые преподаватели получали непыльный приработок. Желающие получить базовые навыки их получали. В определенном объеме.
Заметим, что это были не чисто компьютерные курсы. Когда речь идет только об освоении ПК и важнейших офисных приложений, все обстоит гораздо серьезнее. Кстати, для подобных курсов очень важны неформальные каналы распространения информации. Иными словами, Маша, устроившись на работу "в фирму", рекомендует эти же курсы Кате. И так далее. Так что в какой-то момент даже реклама дает меньший по сравнению с "цыганской почтой" приток учеников и денег.
На самом деле скепсис в отношении такой формы приобретения знаний не всегда оправдан. У клиента есть желание научиться, он отдает свои кровные и уж мимо ушей, как в бесплатном институте, ничего не пропустит. Компьютеры есть. Со всем, что нужно. Наконец-то можно купить и книжку для "чайников" и между занятиями читать уже не китайскую грамоту, а набирать дополнительный опыт. А многих, кстати, отправляют на курсы те же фирмы. Почему бы ни поучить человека, который уже прижился, только вот с техникой пока на "вы".
Государство, некоторое время назад твердившее о необходимости создания системы профессиональной переподготовки, эту нишу так и не заняло. А в результате уже наметившейся конкуренции на этом рынке остается, похоже, все больше настоящих бизнесов, бизнисы вытесняющих.