Архивы: по дате | по разделам | по авторам

О ходячих заблуждениях

Архив
автор : Андрей Шипилов   03.02.1997

   Компьютерному миру, как и любой общественной формации, присущи свои "ходячие заблуждения". То есть некие истины, которые настолько общеизвестны и несомненны, настолько засели в умах, что никому даже не приходит в голову проверить их верность. Хотя проверить иногда и стоило бы.



   Ну, например: "Зарубежные антивирусы совершенно не годятся для ловли отечественной продукции". Когда я на днях один из моих собеседников выдал эту фразу, я спросил у него, откуда такой вывод, какая конкретно зарубежная программа не смогла ему помочь? Ответ был буквально следующий: "Да я и не пробовал, это и так общеизвестно".

   Впрочем, речь сегодня пойдет об интернете. Вернее некоторых ходячих заблуждениях связанных с ним.

   Одна из истин, которая не у кого не вызывает сомнения, заключается в следующем: электронная торговля - это пока не для нас, не для России. Обоснование такой точки зрения весьма просто - для этого требуются "электронные" деньги - кредитные карты. Причем не абы какие, а те, что безоговорочно признаются и принимаются во всем мире - Visa, American Express, Master card и т.п. - STB здесь не котируется. А такие карты большинству из нас просто не по карману: российские банки выдают их на весьма суровых условиях. Мне часто приходится слышать примерно такие рассуждения: "Я тут на днях на одном сайте нашел очень нужную мне программу, и стоит не дорого. Но не заводить же мне Visa за пару тысяч долларов для того, чтобы совершить платеж в $15. Да и нет их у меня, этих двух тысяч".

   Это все настолько очевидно, что казалось бы, в проверке не нуждается. Я и сам до недавнего времени придерживался такой же точки зрения. Теперь я ее переменил. Некоторое время назад, меняя деньги на франки для поездки во Францию, я взял калькулятор и подсчитал, что теряю на обмене недопустимо много - чуть меньше десяти процентов. Пришлось идти в банк, чтобы завести пластиковую карту - что-нибудь такое, чтобы было не очень дорого, но чтобы принималось во Франции. Вот тут-то я и узнал много интересного.

   Оказалось, что даже кредитные карты одного типа бывают разными. Разными, в смысле количества операций, которые по ним можно совершить. Например, полноценная, полнофункциональная Visa позволит вам получить наличные деньги в любом банке или через банкомат. Позволит совершить платеж в большинстве магазинов мира, - продавец вставит вашу карту в специальное устройство, которое, связавшись с банком, проверит наличие денег на вашем счете и снимет необходимую сумму. А нет возможности связаться с банком - не беда. Продавец снимет с рельефного номера вашей карты оттиск, вы распишетесь на нем и деньги будут сняты позднее.

   Так вот для расчетов в интернете вам не нужна карта с такими широкими возможностями. Для расчетов через интернет даже и сама-то карта не нужна. Нужен только ее номер. Поэтому закономерен вопрос: "А нельзя ли получить скажем, ту же Vis'у, но только с "ограниченным" числом совершаемых по ней операций. И подешевле! Ответ - да. Такие карточки существуют и существуют они во всем мире, в том числе и у нас. Например, в Мост банке, куда я зашел, мне предложили карточку Visa-electron всего за 100$, причем безо всякого страхового депозита. На такой карточке нет рельефного номера, поэтому совершить по ней "отложенный" платеж не удастся. А вот получить наличность в банке или через банкомат - ради Бога. И если магазин оснащен терминалом связи с банком, у вас там ее тоже с удовольствием примут (кстати, гуляя по Парижу, я специально интересовался, так ли это. Оказалось, действительно так).

   Следовательно, для того чтобы приобрести Vis'у и рассчитываться с ее помощью через интернет, требуется лишь желание и около ста долларов США (можно в рублях). А эта сумма по карману любому, кто способен уплатить провайдеру за доступ в интернет.

   Так что, похоже, теперь у нас не будет удобного предлога, чтобы не платить за "шароварные" программы.

   Теперь о другой "ходячей истине". Многие слышали о фирмах, которые предоставляют бесплатную электронную почту всем желающим, но взамен заваливают вас по этой самой почте рекламой. Сейчас много пишут о том, что подобная реклама является более эффективной, чем традиционная реклама в средствах массовой информации. Ведь для того, чтобы получить бесплатный адрес, вам придется ответить на множество вопросов, рассказать о своих вкусах и пристрастиях. Поэтому вы будете получать "адресную" рекламу рассчитанную именно на вас. И если вы холостой мужчина, увлекающийся горными лыжами, вам уже не будут навязывать прокладки "Кэфри", а пришлют, к примеру, проспект горнолыжных курортов.

   Однако у рядовых пользователей на это совершенно иная точка зрения. Я думаю не ошибусь, если скажу, что господствующее мнение заключается в следующей фразе: "Любая реклама в интернет - это зло". Даже не очень состоятельные люди предпочитают, как правило, заплатить, но обойтись без рекламы.

   Конечно, о вкусах не спорят. Но хочу поделиться одним наблюдением.

   Надо сказать, что я - большой любитель кошек. У меня дома в настоящее время живут две кошки (с котятами), а сам я довольно активно участвую в жизни московской кошачьей тусовки. Так вот, пару месяцев назад группа моих знакомых организовала неформальный кошачий клуб. Поскольку сейчас "кошачья" переписка через e-mail имеет очень высокую активность, новый клуб пожелал получить электронный адрес. Но вот проблема - членских взносов едва-едва хватало на текущие расходы - клуб-то молодой, начинающий. Правда у одного из членов клуба на работе "был интернет", но только WWW, без почты. Когда я рассказал им о возможности получать бесплатную почту, честно предупредив, что за это придется "выгребать" из почтового ящика горы рекламы, они живо заинтересовались. Реклама их не пугала, "бесплатность" для них была важнее. Немного пошарив через Infoseek ultra, мы отыскали фирму, которая как раз специализировалась на раздаче бесплатных адресов владельцам домашних животных. Адрес был получен.

   Неделю назад я заглянул в тот клуб, поинтересовался, как дела, не "достала" ли их реклама? "Да что вы, - ответили мне, - именно за рекламу нам бы хотелось особенно поблагодарить вас!" Оказалось, что за полтора месяца пользования почтой, в их почтовый ящик не попало почти ничего такого, что они сочли бы бесполезным.

   Информация о международных выставках, новых лекарственных препаратах, кормах, о новых товарах - это была как раз та информация, которой им не хватало. Они рассказали, что уже собирают деньги, чтобы заказать у одной итальянской фирмы партию кошачьих товаров, - это им обойдется в несколько раз дешевле, чем покупать здесь.

   Этот случай заставил меня задуматься над тем, что "адресная" реклама - это может быть и не так плохо. Ведь что в основном раздражает нас в телевизионной рекламе? То, что нам предлагают товар, зачастую совершенно не нужный, бесполезный для нас; а мы вынуждены - никуда не денешься - это смотреть. Газетная реклама раздражает уже не так, - у нас есть возможность прочитать только о том, что может оказаться для нас полезным, остальное можно проигнорировать. Адресная реклама по электронной почте - это следующая ступень фильтрации. В принципе, при добросовестной работе вашего провайдера, вы вообще не должны получать информации, неинтересной для вас.

   Впрочем, немного дегтя в бочку меда. Не так давно один мой знакомый взял, любопытства ради, бесплатный адрес у одной из российских фирм. Тоже, кстати, в обмен на "адресную" рекламу. "Ну как?" - спросил я его на днях. "Кошмар!" - ответил он, показывая мне горы рекламной информации. Я уж не помню, что там было, по моему, все больше те же "тампаксы" и "памперсы", но что меня совершенно убило, так это реклама дорогого "мерседеса". Неужто рекламодатель всерьез считает, что человек который пользуется бесплатной почтой (надо заметить, весьма скверного качества) из-за недостатка средств - это как раз та категория населения, которая нуждается в этом автомобиле? Впрочем, пожалуй, дело здесь не в рекламодателе, а в том, как понимает адресную рекламу наш российский провайдер.

   Так что, может быть, я и соглашусь с тем что реклама в интернете - это зло, но с одной оговоркой - это скорее исключение, чем правило.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.