Архивы: по дате | по разделам | по авторам

ИНТЕРНЕТ ТОРГУЮЩИЙ (ОБСЧИТЫВАЮЩИЙ И ОБВЕШИВАЮЩИЙ?)

Архив
автор : Михаил Генин   03.02.1997

   Чем отличается "электронная" торговля (то есть в первую очередь торговля через Интернет) от любой другой - "неэлектронной"? При первом рассмотрении только одним - способом, которым субъекты (то есть продавец и покупатель) общаются между собой. Так достаточно ли этого обстоятельства для того, чтобы выделить электронную торговлю как полностью самостоятельное явление? Разумеется нет. Торговля (или выражаясь юридическим языком - купля-продажа) она и в Африке торговля, какими бы способами она не осуществлялась.

   Поэтому, когда мне было предложено написать в тему номера о юридическом аспекте "электронной торговли", я , честно говоря, испытал некоторое замешательство. Ну нету у торговли через Интернет какого-то особого "правового аспекта"! Есть этот аспект у такого общественного явления и института как "торговля" в целом, и он един для всех его (явления и института) видов. Но существует этот правовой аспект с тех пор, как началось какое-никакое регулирование процессов обмена ценностями между людьми, и говорить про него сейчас - смысла никакого нет, практически все уже сказано.

   Предвидя возражения, сразу замечу, что, конечно же, "юридический аспект" можно найти практически везде, и, разумеется, в различных способах контактов субъектов во время совершения сделок купли-продажи тоже присутствуют некоторые правовые моменты. Но все дело в том, что для юриста-практика они практически не представляют интереса. Ему интересно только то, на чем он может заработать (шутка с изрядной долей правды). В первую очередь это - всевозможные казусы и противоречия, возникающие по разным причинам, часто из-за несовершенства законодательства. А все способы контакта при совершении сделок описаны в законах довольно хорошо и подробно, а вмешательств юриста требуют в очень незначительной степени.

   Но все же об этом можно кое-что сказать. Ведь описаны все способы, кроме, как вы сами понимаете, Интернета. Законодательство очень консервативный и заторможенный общественный институт, и оно, разумеется не в состоянии поспевать за всеми техническими новшествами, появляющимися ежеминутно. Это отставание не катастрофично, поскольку законодатели в большинстве стран мира -- не глупые люди, которые быстро ориентируются в происходящем и вносят коррективы, соответствующие реалиям времени. Тем не менее между появлением новшества и его правовой регуляцией всегда существует некая "правовая яма", наличием которой многие довольно удачно пользуются. И, как ни парадоксально, чем глобальней нововведение, тем дольше эта яма существует (так как более глобальное явление вроде бы требует более глубокой и разносторонней оценки перед принятием решений), тем дольше это явление выпадает из правового поля, представляя собой заманчивый объект не только для всевозможных толкователей и проповедников, но и для любителей обойти существующие законы.

   Главной проблемой в правовом регулировании Интернета является полное отсутствие в нем каких бы то ни было границ - явление абсолютно невозможное для всей, сложившейся за века, системы европейского права. Мне не хотелось бы сейчас рассуждать, плохо это или хорошо, но то, что отсутствие границ - одна из главных проблем интеграции общества с сетью, очевидно. Возвращаясь к электронной торговле: главным элементом действия купли-продажи является сделка. Но что делать, когда в разных странах существуют разные правила оформления и заключения сделок, разные виды сделок и т.д.? Механизм заключения подобных сделок в физическом, а не в виртуальном мире уже давно отработан и не вызывает сложностей, но там не вызывает сложностей и разграничение по географическому признаку. В случае с Интернетом проблема резко обостряется. Конечно же, сейчас, когда львиную долю торговли через Интернет составляет мелко-розничная торговля по аналогии с "Книга-почтой" или заказами товаров по телефону - проблема оформления сделок не так остра. Но вслед за неизбежным ростом популярности этого вида торговли последуют и более серьезные сделки, которые, в свою очередь, не обходятся без противоречий. Любые противоречия, начиная с определенного уровня, разрешаются в суде. А суд в первую очередь посмотрит именно на правильность юридического оформления сделки.

   И тут встает вопрос о юридической силе любых документов, так или иначе оформленных через Интернет. Не только связанных с международно-правовыми противоречиями, а всех. Приведу пример:

   Денис Викторов, при подготовке этой темы, отправился на сайт одной московской фирмы - первой ласточки российской электронной торговли, и,: шутки ради, заказал там "Лендровер" (наверняка он упомянул об этом в своей статье). Естественно, все оформление покупки, если бы он и вправду захотел купить эту машину, производилось бы не через Интернет, а нормальным путем. Через Интернет он только заказал машину, от которой потом легко отказался. Давайте, для простоты примера, увеличим сумму возможной сделки на порядок, и представим себе, что он заказал не одну, а десять машин. В "миру" для такого заказа ему пришлось бы подписать некие предварительные документы, которые потом, в случае его отказа от совершения сделки, послужили бы поводом взять с него довольно приличную неустойку (только не надо в слегка злорадствующих нотках этого примера искать мое отношение к заместителю главного редактора). В случае с Интернетом - взятки гладки, так как ни один суд пока не признает такой заказ действительным, то есть имеющим юридическую силу.

   Этот вопрос не такой незначительный, как может показаться на первый взгляд, и если не решить его в ближайшее время, он может вызвать немало проблем в самом ближайшем будущем.

   Но еще более серьезен другой вопрос - вопрос о взимании налогов. Пока торговые операции, проведенные посредством Интернета, налогом не облагаются. Этому есть несколько объяснений: во-первых эти операции абсолютно невозможно контролировать, и налоговой службе остается лишь уповать на честность налогоплательщиков; во-вторых, принимая во внимание все то же отсутствие границ, непонятно, по налоговому законодательству какого государства надо эти налоги взимать. Сейчас в США зреет законопроект, более или менее регулирующий налогообложение коммерческих операций в Сети, но и он наверняка не сможет решить все имеющиеся в этой области вопросы.

   К проблеме взаимоотношений государства и Сети я еще вернусь. А сейчас хочу обратить ваше внимание на другую очень важную проблему электронной торговли - проблему расчетов.

   В России, где о развитии электронной торговли вообще говорить еще очень преждевременно, этоа проблема не стоит, так как вообще никаких расчетов через Сеть не ведется. Единственное, что вы можете сделать - это заказать товар. После этого отношения "покупатель - продавец" либо сразу переходят в "невиртуальное" русло, либо (в особо прогрессивных конторах) вам будет предложено скачать файл, представляющий собой документ, который потом необходимо должным образом заполнить и послать в фирму-продавец по факсу. Для облегчения и ускорения процесса используется документ с уже проставленной печатью фирмы. Во всем этом тоже можно найти пресловутый "правовой аспект", но он будет иметь отношение к электронной торговле еще меньшее, чем эта статья, и мне не хотелось бы на нем останавливаться.

   В странах, где электронная торговля развивается активнее, чем у нас, расчеты через Сеть ведутся. Наиболее естественный способ таких расчетов - посредством кредитной карточки. Здесь юристу уже кое-что можно углядеть. В первую очередь - проблему безопасности. Эта проблема сейчас волнует в развитых странах огромное число людей, и является, пожалуй, одним из главных стопоров в развитии электронной торговли снизу (со стороны простых граждан). Несмотря на то, что риск разглашения информации минимален, люди все равно боятся доверять Интернету конфидециальную информацию, подчас предпочитая ему телефон, который на самом деле, еще менее надежен.

   Сняло бы эту проблему введение каких-либо действенных систем защиты информации, то есть скорее всего - шифрования. Но решение этого вопроса зависит уже не от компаний, заинтересованных в дальнейшем развитии электронных расчетов, а от высших кругов власти, которые часто препятствуют распространению этих систем (достаточно вспомнить сюжеты, связанные сс США, и "Компьютерра" постоянно освещает эту проблему).

   С другой стороны, помимо защиты покупателя от злоумышленников, жаждущих воспользоваться его (покупателя) кредитной карточкой, необходима и защита продавца от недобросовестных покупателей, устраивающих с ней (кредитной карточкой) всяческие махинации. Как пример приведу самое простое изобретение в этой области - генератор кредиток. Нехитрая программка, выдающая псевдо-имя и адрес человека, который мог бы жить и номер его кредитной карточки, которая могла бы существовать. Смысл в том, чтобы номер карточки соответствовал месту жительства человека и банку, который эту карточку якобы выдал. (Ваш покорный слуга сам лично проверил действенность одной из таких программ, зарегистрировавшись на одном платном сайте. Введя всю сгенерированную информацию в систему, которая ее спокойно приняла, я сэкономил порядка пятидесяти долларов. Предвидя гневные обвинения, сразу скажу, что я скачал оттуда настолько мало информации, что состав преступления отсутствует за малозначительностью. Правда, надо признаться, что отказ от желания скачать побольше стоил мне больших усилий - то ли все люди от природы склонны получать некоторое удовольствие обманывая других людей, то ли это сугубо наша, совковая сущность, от которой при всем желании пока никуда не уйдешь) (Будет смешно, если вв итоге ыяснится, что именно Миша Генин со своими экспериментами привел AOL к столь странным действиям по отношению к россйским пользователям. - Ред.). Конечно же, столь примитивной системе обмана легко противостоять - программе достаточно после введения покупателем своих данных сразу же проверить их, обратившись в банк, но дело в том, что это - лишь первые, сравнительно безобидные, ласточки, за которыми могут последовать другие, более изощренные. Причем тут необходимо заметить, что речь идет об общедоступных системах и надо принять во внимание хакеров, которые в своей родной стихии способны выкинуть что-нибудь еще более серьезное.

   В любом случае защита денежных транзакций - необходимое условие дальнейшего развития торговли через Интернет.

   Вместо некоего итога хотелось бы вернуться к уже обозначенной проблеме взаимоотношений государства с Интернетом. Современное общество впервые столкнулось с явлением, которое оно не может регулировать в необходимом объеме и привычными средствами. Хорошо это или плохо, сказать опять же трудно, но то, что обществу это не нравится - очевидно. Люди по природе своей консервативны, и когда что-либо выпадает из привычных рамок, чувствуют себя неуютно.

   Я говорю это к тому, что необходимость законодательно регулировать деятельность в Сети, вероятно, назрела. Предвижу гневные отклики борцов за свободу слова, мысли и т.п., у которых за годы советской власти сложилось не совсем верное представление о понятии "закон". Все дело в том, что в обычном, "невиртуальном" мире все наши свободы жестко регулируются законами. Никто не против свободы слова, но большинство понимают, что надо держать ее в определенных рамках. На данном этапе развития человечества регулирование практически всех областей жизнедеятельности сверху является необходимостью во избежание полной анархии.

   Это касается и экономических операций в Сети. Да, коммерческая деятельность является свободной, но эта свобода определена предельно жесткими рамками законодательства. Всевозможные законы, постановления, кодексы и правила описывают что и как надо и не надо делать до мельчайших подробностей. Если мы хотим, чтобы электронная коммерция развивалась и дальше - необходимо в ближайшее время ввести хотя бы минимальное законодательное регулирование этой области. И не надо бояться устанавливать правила. Правила не устанавливаются раз и навсегда, их всегда можно поменять в соответствии с реалиями времени, но существовать они должны.

   К сожалению или к счастью, но перед Россией эти проблемы, как вы сами понимаете, пока не стоят. Это американцы там у себя с жиру бесятся - напридумывали разных торговль: "электронная", "виртуальная", а нам бы сначала так-то торговать научиться...



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.