Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Вопрос недели

Архив
автор : НАТАЛЬЯ ТЕПЛОУХОВА    03.02.1997

1. Собираетесь ли Вы создать свою торговую точку в Интернете?
2. Скоро ли торговля через Интернет приведет к исчезновению традиционных способов доставки потребителю программного обеспечения?



   Ольга Беликова, менеджер по маркетигну компании IBM:
   1. Я лично в России пока не знаю ни одного примера, чтобы кто-то у нас этим занимался. Мы программное обеспечение прдаем через наших бизнес-партнеров, потому что физически не можем качественно обслужить всех возможных потребителей нашей продукции. Стратегия IBM - работа с крупными дистрибьюторами, и я не исключаю, что некоторые из них, даже в России, имеют возможность вести торговлю программным обеспечением через Web-сервера.
   Что касается материнской компании IBM, то она содала Web-сайт www.worldavenue.com, к которой подключен ряд розничных магазинов в США. Пользуясь этим сайтом, вы превращаетесь в виртуальных покупателей этих розничных магазинов. Подобных проектов в Америке развивается масса, IBM начала осуществление их и в Европе, например, в Дании - через Mastercard. Причем пользование такими виртуальными магазинами не подвергает опасности кредитные карточки покупателей, поскольку создан специальный протокол безопасности, надежно их защищающий.
   12 ноября 1996г. IBM предложида свою концепцию в области электронной торговли.
   Сводится она к следующему. IBM - выше войны браузеров, и мы выступаем за широкое развитие системы электронного бизнеса. Понятие электронного бизнеса включает в себя торговлю, совместную работу компаний (например, компании нефтяного консорциума могут обмениваться через Internet данными геологоразведки), а также так называемый content-management - управление базами данных, которые, как Вы понимаете, являются одним из важнейших элементов электронной торговли.
   2. Ряд причин мешает развитию электронной торговли в России. Мы с коллегами из Lotus'а проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что это, во-первых, недостаточная база пользователей Internet - прпорционально общему количеству населения страны, в основном обычные люди не только не сталкиваются с Internet, но порой вообще слабо представляют, что это такое,
   во-вторых - очень плохая инфраструктура: доступ к Internet через телефонные линии в регионах затруднен, в-третьих - работа с Internet требует определенных затрат, не всем россиянам это по карману, а оптовые и розничные магазины тоже должны быть заинтересованы в поддержании своего сайта в Internet, в-четвертых - не решен вопрос с обеспечением безопасности: средства шифрования, предложенные IBM, не сертифицированы в России, следовательно, официально пользоваться ими нельзя.
   Все это в совокупности и создает парадокс, что технически в Росси можно запрсто создать в Internet ряд систем, аналогичных западным, например, систему продажи авиабилетов, но сделать это в реальности пока что невозможно. Но что удивительно - так это неподдельный рост интереса ряда изданий к возможности торговли через Internet. Буквально перед вами с вопросами по этой теме к нам обратились представители еще одного компьютерного журнала. Мы надеемся, что поток публикаций по этой теме всколыхнет общественное сознание, что будет способствовать развитию электронной торговли в России.
   Продажа программных продуктов через Internet более перспективна, чем продажа любых других предметов потребления, потому что софт покупают обычно люди, имеющие представления об информационных технологиях, в частности, о работе с Internet. Следовательно, им проще связаться с сайтом компании-продавца. А компьютерные компании в большинстве своем имеют собственные сайты. Если же сайт у вас есть, то почему бы не добавить туда еще одну строку - относительно продаж? Это ново и перспективно, я думаю, что уже в ближайшее время наши дилеры воспользуются услугами нового информационного канала продаж, хотя, возможно, расчеты будут производиться не с помощью кредитных карточек, а наложенным платежом. Я думаю, первые шаги в этом направлении будут осуществлены уже в нынешнем году.

   Кирилл Лисовский, начальник лаборатории информатики АО КУРС:
   1. Мы работаем подобным образом, но не через Web-сервер, а через e-mail. Через e-mail с нами договариваются о возможном размещении заказов, причем как от организаций, так и от частных пользователей. Но через Internet таким образом происходит лишь согласование заказов, а оплата счетов покупателями производится по почте. Такая форма торговли существует у нас достаточно давно, с конца 1994 г., и пока что мы не ощущаем необходимости перехода на online, хотя в перспективе это тоже планируется. Просто сейчас число организаций, имеющих e-mail гораздо больше чем тех, что работают online.
   2. Быстро этого не случится. Нужно 1-2 года, чтоб виртуальная торговля просто достигла достаточного уровня развития, но и тогда вытеснения не произойдет. Для этого нужна достаточно развитая инфраструктура. А сейчас большинство продавцов и покупателей не имеют возможности взаимодействовать через Internet, в особенности индивидуальные пользователи.

   Андрей Фенев, начальник отдела продаж компании CPS:
   1. На данный момент у нас нет торговой точки в Internet, и видимо, мы не собираемся создавать Web-сервер в качестве торговой точки. Розницей мы не занимаемся, потому что как дистрибьюторы просто не имеем на это права. А вот наши дилеры имеют свои торговые точки в Internet, Softline, например.
   2. Этого никогда не произойдет. В любой торговой сделке присутствует фактор личного общения клиента с продавцом. В Internet покупать, возможно, дешевле, но вряд ли это удобно в том случае, если требуется поддержка и сопровождение программного продукта. Поэтому маловероятно, что когда-нибудь все продажи софта пойдут через Internet - это может быть какой-то процент софта для продвинутых пользователей, не требующий специальной поддержки, но я, однако, сомневаюсь, чтоб этот процент был очень большим.

   Анна Муравьева, менеджер компании Softline:
   1. У нас есть сервер в Internet, и уже приблительно в течение 1.5 лет мы ведем с его использованием продажу программных продуктов, так что у нас есть свой виртуальный магазин. Объемы продаж этого магазина с обычными мы не пытались соизмерять. Выгодно ли это - пока сказать сложно, результаты, в общем, не совсем такие, как мы ожидали. Но если бы это было совсем не выгодно - мы бы просто не стали держать такой магазин.
   2. Затрудняюсь ответить... Я думаю, продажа через обычные софтовые магазины сохранится еще очень долго...

   Илья Биллиг, маркетинг-менеджер компании Microsoft:
   1. Хотя мы сами не торгуем нашим продуктом напрямую через сеть, в нашей сети в Internet на базе нашего программного продукта, на сервере www.msf.com в разделе Plasa создан специальный магазин для торговли в Internet, причем не только программными продуктами. Выгодно ди это? Я бы сказал, что это перспективно и потому неизбежно.
   2. Я думаю, что в ближайшее время этого не произойдет. Даже в обозримом будущем будет сосуществовать и то, и другое: ведь и распространение обмена информацией через Internet не привело к исчезновению, например, обычных печатных изданий. И еще существенную роль играет психологический момент: всегда приятнее своими ногами зайти в маназин, подержать в руках коробку с программным продуктом и пообщаться с живым человеком - продавцом... Этого, к сожалению, Internet предоставить не может...

   Каролина Панферова, вице-президент компании АйТи по маркетингу:
   1. Мы организовали собственный Web-сервер почти год назад, с самого начала рассматривая его не только как чисто рекламное приложение, но уделяя большое внимание развитию системы средств электронной коммерции. Первый опыт в этой области - организация службы эдектронной подписки на журналы Bit, LANtimes, Data Communications и др. Любой пользователь Internet может оформить подписку на любое из этих изданий или их комплект, заполнив специальный бланк-заявку на Web-сервере.
   Еще один коммерческий проект АйТи - это система заказа и покупки программных продуктов серии серии "Русский офис" компании "АРСЕНАЛЪ" (дочерней фирмы компании АйТи). Сегодня на стадии внедрения находится система дилерских заказов через Internet.
   2. По моему мнению, коммерция в Internet может заменить традициооную торговлю в нашей стране достаточно не скоро - гле-нибудь после 2000 года. Я вижу здесь несколько основных причин: во-первых, низкий уровень компьютеризации России в целом и небольшое число пользователей Internet, во-вторых - отсутствие полномасштабной интернациональной системы безналичного расчета с помощью ппластиковых карт или электронных денег . Однако, темпы развития российского рынка информационных технологий позволяют надеяться, что мы постепенно нагоним ведущие индустриальные страны, где, впрочем, коммерческие приложения Internet тоже еще еще только начинают развиваться.

   Дмитрий Комиссаров, генеральный директор компании "Арсеналъ":
   1. У нас есть своя торговая точка в Internet, она существует приблизительно 3-4 месяца. Объем продаж, конечно, меньше, чем в обычных торговых точках, первые месяца два мы продавали по 1-2 коробки в неделю, сейчас получаем один заказ в день. Это меньше, чем в обычных магазинах, но странно было бы ожидать другого результата - в Росси примерно 50 000 пользователей Internet, а граждан, заходящих хотя бы в один магазин - значительно больше. Кроме того, "зайти" в электронный магазин - это тоже довольно сложная процедура, которую знает не каждый пользователь Internet.
   2. Сомневаюсь, что распространение торговли через Internet приведет к исчезновению обычной торговли, как и появление персонального компьютера не привело к исчезновению книги. Торговля через Internet - это немного другой вид услуг, чем обычная торговля - всегда проще зайти в обычный магазин и переговорить с живым продавцом.

   Мария Орловская, эксперт антивирусного отдела компании "Диалог-Наука":
   1. У нас, можно сказать, есть своя торговая точка в Internet - на Reliz Online есть магазин программных продуктов, где продаются и наши программы. Это не совсем наша торговая точка, а наших дилеров, предоставленная нам. В общем, это выгодно , потому что очень многие пользуются этой услугой, и имеется тенденция к увеличению доли продаж через Internet, хотя в основном больше продаж производится через обычные магазины.
   2. Нет, понятие "скоро" - довольно относительное, я думаю, что нет, особенно в России. Internet не вошел в наш быт, к тому же, для нашей страны это довольно дорогая услуга.

 
   Чтобы узнать, какая ситуация с виртуальной торговлей сложилась в некомпьютерных областях нашей жизни, в этом опросе мы решили обратиться не только к софтовым компаниям, но также и к организациям, к Internet прямого отношения не имеющим. В АВТОСЕРВИСЕ , где на звонок отзвался хрипловатый прокуренный голос нашему вопросу ИЗУМИЛИСЬ и после озадаченного молчания сроком секунд этак в 60 попросили перезвонить начальству. Девушка на телефоне у начальства сильно ИСПУГАЛАСЬ, а когда, наконец, после пространных объяснений того, что такое автоматизация вообще, Internet в частности и электронная торговля в особенности, осознала , о чем идет речь, то призналась извиняющимся голосом, что на станции с таким маленьким количеством технического персонала - всего-то около сотни(!) человек - нечего и мечтать о подобных технических изысках. Другая девушка, сотрудник справочного отдела не самого маленького из московских КНИЖНЫХ МАГАЗИНОВ честно призналась, что НЕ ПОНИМАЕТ, о чем идет речь, но слукавила, отнеся это на счет некачественной телефонной связи. А вот директор того же книжного магазина все сразу поняла и искренне ответила, что, во-первых, магазин еще только собирается подключаться к Internet, а, во-вторых, вряд ли будет использовать его в коммерческих целях. Информацию об АВТОСАЛОНАХ в справочной московской телефонной сети нам не дали, вероятно, она теперь относится к классу стратегической, а что касается МАГАЗИНОВ "КНИГА-ПОЧТОЙ", с которыми легкомысленно пытаются провести аналогию при объяснении принципа торговли через Internet, то они канули в прошлое вместе с репутацией нашего народа как самого читающего в мире. Впрочем, у меня есть большие сомнения по поводу того, что они вообще когда-нибудь существовали в реальности: моя доверчивая подруга в свое время несколько раз пыталась сделать покупку через такой магазин "наложенным платежом", но, отправляя денежные переводы, ни разу не получила ни одной книги. Возможно, в условиях тогдашнего книжного дефицита их просто присваивали на почте... А возможно, и нет... Тем не менее, сравнение магазина "Книга - почтой" с виртуальным магазином в этом контексте скорее похоже на антирекламу последнего...



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2021
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.