Минимализм и компьютер
Архив Что творится? Microsoft все дружно обвиняют в гиган-тизме, и тут же Corel выпускаяет офисный комплект с мини-мумом требований по памяти в 24 Мб; 8 Мб памяти уже недо-статочно для обработки 400 Кб данных; даже элементарная программочка валютного обменного пункта для DOS требует себе не ниже 386-го процессора.
А ведь вдумайтесь: откуда сам вопрос? Откуда такие страдания? Подумаешь, чипы какие-то копеечные, пла-стинки... Зачем об этом размышлять? А кто задумался, так пусть откроет любую книжку по психиатрии и просмотрит симптомы легких и средних форм, может что знакомое обна-ружит. Но кроме того, что там написано, он болен еще и минимализмом.
Г-н Кузнецов как-то напускно сокрушался, что некото-рые богомерзкие торговые фирмы "опустили" ПК до уровня домашних электроприборов. Ему ли не знать, что ПК позици-онируется и рекламируется в основном именно как домашний электронный балаган! Оно бы и плевать, но все производи-тели софта теперь вынуждены плясать именно от идеи бала-гана, слюняво расписывая, как в ихней программе здорово картинки мышкой таскаются и что даже полный кретин это с первого раза сделает. Помилуйте, какое качество кода, ка-кие мегабайты?! Кто же купит программу, в которой кар-тинки плохо таскаются! Какие такие обычные удобства обыч-ной работы? Разве компьютер для работы покупают?
А ведь так и должно быть. Что нас не устраивает? По-смотрите на молодое поколение! Все довольны. Все в восхи-щении от Microsoft Bob. Счастливы секри... секретарши в офисах. Штатовский факс теперь распознавалка распознает, переводилка переводит. Всяческие "ОРФО" практически устранили необходимось владеть и родным языком. Факти-чески и они служат переводилками с условно знакомого сек-ретарше и ее шефу русского языка на почти литературный (интересно, а обратным переводом кто-нибудь уже за-нялся?).
Кому эта лепота не по душе? Больным минимализмом, "любителям XT", по определению г-на Кузнецова. Его здра-вая позиция понятна: ведь в издательском деле оно всегда "малавата будет! Малавата!". Но, согласно общепринятым нормам гуманизма, всякий больной - тоже человек, и обще-ство должно делать вид, что уважает и понимает его.
Особенно запущен минимализм в СНГ-овии. Он ведь не компьютерного происхождения (кто же видел этот кампутер при большевиках!). Он начинался как страстное желание иметь магнитофон, хоть двухдорожечный (уж какое там сте-рео! Это ведь две отцовских зарплаты!); как перекупка джинсов без одной штанины у одного и недостающей штанины у другого с последующей их конкатенцией; как ежедневное кропотливое склеивание изжеванной "Электроникой-302" ленты в одной из пяти имеющихся кассет (товарищи старые большевики! Я надеюсь, что все это на "бис" включено в картину Светлого Будущего и Ваши молодые отморозки в курсе!).
Отсюда, собственно, и безусловно ценная и отсутствую-щая у буржуев смекалка и все идеи выступлений Задорнова. Но речь о компьютерах. Их роль в народе к концу эры Раз-витого Социализма выполняли жутко дорогие и крутые про-граммируемые калькуляторы (так и писали в руководстве - "микро-ЭВМ последовательного действия"). И я потратил за-рплату на такой. Обладая знаком качества, он только в каждый третий заход считывал программу из ОЗУ в ПЗУ, но ведь считывал! В "Науке и жизни" была целая рубрика для них. В 96 шагов программы народ такое загонял! Вот так он и заражался минимализмом. Что такое минимализм как бо-лезнь? Это когда средь бела дня у вас возникает жуткое подозрение, что в написанной намедни программе есть лиш-ний шаг. Вы уже ни о чем думать не можете, и весь вечер добиваетесь исключения его под ругань жены и вопли детей.
С началом рыночных преобразований появилась гипотети-ческая возможнось путем обмана, подлога или хищения заи-меть какую-нибудь дохлую ЕС. От простора 512 Кб ОЗУ и двух дискет по 720 Кб захватывет дух! Ночами вы не спите, представляя головокружительные перспективы. Какой там винчестер? Зачем?
Я думаю, все тут ясно. После заражения минимализмом человек уже не может быть полноценным членом нормального общества. Мне еще повезло, что я не изучал ассемблер - ведь он, как я понимаю, приводит к самым тяжелым формам. И меня мучала совесть, когда я видел, что программа типа "Hallo, World!", написанная на Паскале, без использования процедур низкого уровня занимает полтора килобайта, на Турбо Бей-сике - 35 Кб, а в виде .com-файла - 6 байт плюс текст. Душа ныла, видя, что одно только подключение Turbo Vision надувает .exe-файл до 45 кб! Ведь перед глазами маячили "Volkov Commander" и "Слово и Дело", где на каждый байт кода приходилось по полезной функции.
Но я вовремя бросил баловаться программированием. Правда, чудовищно медленное выполнение макросов Quattro Pro на XT заставило и тут позаниматься минимализмом, пол-ностью исключая команды перемещения по таблице (на каком-нибудь Пентюхе мне это бы и в голову не пришло). Болезнь все же не отпускает, но приобретает совсем одиозные формы. Например, мне стыдно иметь винчестер на 850 Мб (крошка по нынешним временам), но не потому, что он мал, а потому, что Шекспир за жизнь написал только 8 Мб. При-чем стыдно только перед собой. Я не могу отделаться от параноидальной мысли, что объем выполненной работы должен соответствовать объему задействованных средств. Поэтому для набора одностраничного текста я запускаю не WinWord (60 Мб вместе с Windows), не Word (2.5 Мб) и даже не Mul-tiEdit (1.5 Мб), а Norton Editor (65 Кб), хотя потом при-ходится вытягивать абзацы в строку и все такое. Для со-здания .wks-таблички я ну никак не могу запустить Quattro Pro (5 Мб), а делаю ее в Works (1.5 Мб). Жалко, я Super-Calc4 (600 Кб) давно потер! Будь моя воля, я дома держал бы и линейку компьютеров. Кстати, когда дочернее издание "Компьютерры", "Компьютерная правда", описала великолеп-ный советский компьютер будущего - двушку на 23 МГц с зеленым монитором, я даже облизался; как раз этого мне не хватает (только ту ОС, пожалуйста, не надо)!
Я смело рассказываю о своей болезни, так как она про-текает в социально не очень опас-ной форме и в наше время практически не заразна. Молодое поколение вообще имеет почти полный иммунитет. Ведь кому интересны россказни старичков о том, как они на 4 Кб ОЗУ информационно-спра-вочную систему делали (я и сам им не верю)! Но все еще опасны рецидивы ассемблерного минимализма. В свое время Партия (не фирма) и Правительство много сделали для раз-множения минималистов, в том числе компьютерных. Одна ГОСТ-овская кодировка чего стоит, не говоря о несовмести-мых типах клавиатур и подобных передовых технических ре-шениях (уж тут г-ну Вассерману было бы что вспомнить!). Вот и делали они во множестве гениальные драйвера (запомнился мне альтернативный драйвер клавиатуры и дис-плея для "Искры-1031" в 499 байт, подходящий только этой модели). Но вследствие навязанного буржуями (предводимыми, само собой, все теми же Киссинджером, Со-росом и Чубайсом) единообразия минималисты были вынуждены прозябать, переводя писишные игрушки на Spectrum-48, а то и на БК (16 Кб ОЗУ) и сочиняя для них программы, не по-зорные и для PC. Естественно, что после повсеместной пи-сификации для них остались уже только вирусы. Ведь мини-мализм, говоря философским языком, интенционален, то есть живет только направленностью на внешний объект, будь то драйвер, ОС или вирус. Драйвера и ОС в эпоху, когда мини-мальной единицей количества информации стал мегабайт, для минималистов отпали. Эпизодические приработки (например, редактор "1С-Бухгалтерии" в 12 Кб, имеющий половину фун-кций "Лексикона") - большая редкость. Понятно, что вирус - это как раз квинтэссенция минимализма, соответствующая как самой сути заболевания, так и многим древним магичес-ким архетипам, весьма важным для душевнобольных.
Так что надо радоваться естественному вымиранию ста-реющих минималистов, хотя в СНГ-овии этот процесс прохо-дит болезненно. Здесь еще возможен и социально довольно опасный хардовый минимализм (сам я тоже им страдаю, но в вышеописанной форме). Хардовый минималист подрывает ком-пьютерный бизнес, вопреки рекомендациям специалис-тов не покупая каждый год новый компьютер, ОС и приложения и распространяя вредную информацию о том, что это незачем делать. Особенно опасен потенциальный союз хардовых мини-малистов с софтовыми; ведь последние могут обеспечить пе-реносимость данных из устаревших приложений в новые! Хо-рошо еще, что минималисты обычно интроверты и заняты соб-ственными навязчивыми мыслями.
Но в целом в будущее надо смотреть с оптимизмом. Со-временное состояние и стандарты компьютерного мира не дают никакой почвы для спонтанного зарождения болезни, а существование вирусов лишь расширяет рынок ПО и ускоряет цикл его обновления.
Для существующих минималистов общество, руководимое принципами гуманизма, должно предусмотреть что-то типа лепрозориев, где они в окружении себе подобных, никого не шокируя, могли бы предаваться своим навязчивым состоя-ниям. Туда можно было бы сваливать устаревшую технику и наглядно показывать обществу, как именно выглядит и как чувствует себя человек без современного компьютера. Те из них, кто проявит склонность к 486DX4-100, Pentium-60 и Windows, еще смогут после изоляции от остальных и интен-сивного курса терапии на современной технике и программах стать полноценными членами общества.
В этом всем у меня есть корыстный интерес. После того, как нас туда поместят, я хочу воспользоваться своим философским дипломом и заделаться жрецом. Пусть полноценные адепты религий высокого уровня на воле режут друг другу глотки, доказывая, что Митра круче Агурамазды или NT sux-ее Мерлина. У нас будет мир и согласие! Мы построим живописные часовенки Intel 8080 и святилища Z-80, и даже тот самый алтарь неведомому Богу (специально для отца Михаила). Может быть, мы даже одолеем храм "Эльбруса", но тут придется ввести наряд по накачке воды (а я, как жрец, буду от него освобожден, хи-хи!). У нас будут ночные бдения по модификации CP/M и TR-DOS, а поститься мы будем отключением винчестера (или второго дисковода). Вечерами, в романтическом свете CGA-мониторов, мы будем слушать наших старичков, помнящих всю генеалогию, геральдику и поднаготную компьютерного мира. А они будут чинно спорить, в зависимости от пристрастий своей молодости, от кого произошел модный пижон NT - от IBM или DEC (кандидатура импотента MS упоминаться не будет).
Конечно, о тех, кто пристрастился к графическому режиму экрана или недоволен 640К RAM, мы будем докладывать санитарам - их будут реабилитировать. Но я не хочу попасть в их число.