Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Вопрос недели.

Архив
автор : НАТАЛЬЯ ТЕПЛОУХОВА    20.12.1997

   Вопрос недели:
Готовы ли наши школы к включению персональных компьютеров в процесс обучения?
Вопросы для общеобразовательных школ:
1. Используете ли вы компьютерную технику для обучения?
2. Помогает ли вам это в учебном процессе?

   Борис Пекельнер, советник по программированию генерального директора ассоциации "Компьютер и детство":
В настоящее время нет четкого представления ни о том, что естьперсональный компьютер, ни о том, что есть школа. Есть школы, которыеэто используют, и есть школы, которые к этому не готовы и еще 200 летготовы не будут. Тому существуют объективные и субъективные причины.
Часто все упирается в деньги, технику, помещения. Более-менеенормальный современный компьютер стоит около 1,5 тыс. долл., причембез принтера. Один класс - это уже от 10 до 12 тыс. долл.Согласитесь, это может позволить себе далеко не каждая школа. Это -первое и наиболее очевидное. Сказать "не готов" - обидно, а сказать"нет 12 тыс. долл." - понятно и не обидно.
Вторая, более серьезная причина состоит в том, что на самом деле не существует пригодных для школы систем чисто программных: большинство из них - в лучшем случаепереложение учебника, существующего на бумаге. Основная же идеяприменения компьютера состоит в том, что он - принципиально новыйинструмент в отличие от книги. Для его нормального использованиянеобходимы иная методика, приемы и специальные программы. Задачасостоит в том, чтобы разработать программы не обучающие, аразвивающие. Заставить выучить таблицу умножения можно, но важнее -заставить думать: тогда человек откроет таблицу умножения сам.
Третья причина - чисто психологическая - это неготовностьдиректора, преподавателя, то есть людей старшего поколения работать скомпьютером. Большинство из них настолько его боятся, что вопрос дляних не в том, как применять компьютер, а в том, как его не применять. Ипричина, как правило, всегда находится. Да и сами деточки - поигратьничего себе, а вот когда надо заниматься серьезно - не готовы.Таким образом, отрицательным моментом является человеческийфактор. Для того, чтобы встроить компьютеры в учебный процесс, нужнызаинтересованный человек и деньги. Я много общался с учителями школ,особенно начальных, и знаю примеры, когда в какой-нибудь Тьмутараканилюди практически без средств ухитрялись делать очень сильные вещи. Насамом деле, любое дело зависит от людей, и нет такого дела, котороепри желании нельзя было бы угробить, особенно новаторское.

   Сергей Кузнецов, научный редактор журнала "СУБД", эксперт Центра информационных технологий:
Это зависит от того, какая школа. Школы Москвы к компьютеризацииготовы и много сделали в этом направлении. Например, в 91-й школегорода Москвы первые компьютеры появились лет 7 или 8 назад. Крометого, в Москве достаточно школ, которые специализируются в этомнаправлении, например, широко известный Лицей информационных технологий.А что касается России в целом - это трудно сказать. Слишком ужразный уровень - как преподавателей, так и материальных ресурсов. Идаже государственная программа ничего в этом плане не даст. Программаприведет лишь к тому, что опять будут выброшены на ветер колоссальныеденьги, потому что распределять их снова будут чиновники. Это онибудут диктовать, какие компьютеры покупать, в какой комплектации. Всеэто будет оторвано от жизни. А должен происходить постепенный процесс,опирающийся на энтузиазм преподавателей.Но вот что действительно для всех необходимо - каждая школадолжна быть подключена к INTERNET. Школьникам нужно дать почувствовать, чтоэто такое. Однако такая проблема просто решаетсялишь в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, аесть ведь и такие населенные пункты, где даже телефонов нет.Таким образом, компьютеризация во многом упирается в такуюглобальную проблему, как создание инфраструктуры, важную не только дляшкол, но и для общества в целом.Опять же, проблема техники. Хорошо, если у родителей этихшкольников есть дома компьютеры - и снова это характерно лишь для Москвыи крупных городов.
Частные школы - тоже не выход, ведь не секрет, что туда попадаютчаще не самые способные, а самые богатые.Мне лично нравится система образования в Англии, когда отбор в школыпроизводится по профессиональному принципу - это более естественныйпуть, не стоит мешать математиков и гуманитариев.Вообще, я считаю, что обучение компьютерной грамотности должнобыть не обязательным, а производиться по желанию. Абсолютныйгуманитарий вводу и редактированию текста всегда обучится сам, а те,чье занятие компьютером мотивировано увлечением, лет этак с 14 самипридумывают игры, разрабатывают проект и сами пишут программы. Ребенокесть ребенок: ему не надо ставить жестких рамок. Должно происходитьплавное движение от игр до самостоятельно написанных несложныхпрограмм.

   Татьяна Кравчук, директор Лицея информационных технологий:
Конечно, используем, конечно, помогают. У нас существует 4 часаинформатики и 6 часов спецподготовки, то есть общеобразовательнаяпрограмма и факультатив. У нас есть свой журнал, своя газета, мыработаем по заказам в организациях, пишем программы. Мы работаем всевместе - ученики, преподаватели, выпускники. Многие наши выпускникиработают у нас операторами и техниками, а первый выпуск уже преподает.Свои учебные программы мы пишем сами, у нас свой ученыйсовет, на нем мы их проговариваем, утверждаем, а когда они введены,производим гибкие изменения. У нас - все живое, все дышит. Поэтому яне знаю, как обстоят дела в других школах. У нас работают одниэнтузиасты, в нашем лицее нет свободных вакансий преподавателей, а утех, кто работает, очень высокий профессиональный уровень. У нас оченьхорошие дети, приятная атмосфера. У нас дети практически не играют накомпьютере - на это не хватает техники. Серьезная учеба вполне можетвытеснить игру, а зависит это от учителя - его профессионализм иумение заинтересовать учеников помогают детям легко и с интересомусваивать предмет.Что касается проблемы внедрения компьютеров в общеобразовательнойшколе в целом, тут такая история: пока преподаватель не поймет, где вего курсе можно вставить компьютер - пытаться использовать егобесполезно. Но придет время, когда его все-таки будут использовать.Сейчас достаточно много прикладных программ, не требующих специальногознания информационных технологий, и это, конечно, их достоинство.

   Вадим Железнов, директор математической гимназии N 1534:
Обязательно используем, компьютерный кабинет занят на все 100%.Там занимаются у нас дети с 3 по 11 класс. Дело в том, что рядпредметов у нас преподается полностью на базе компьютера - эточерчение, русский язык, начинаем вводить на компьютере курс химии. Всепрограммы мы пишем сами.Но в целом система общеобразовательных школ к введениюкомпьютеризации не готова, поскольку слаба техника, она уже устарела,а денег на новую - не дают.

   Любовь Плахова, директор гимназии N 1514:
Обязательно применяем, на компьютерах у нас изучаются такиепредметы, как информатика и вычислительная техника, программированиедля более продвинутых детей математического профиля, кроме того -используем обучающие программы для контроля и диагностики знаний влюбых областях. Это естественно помогает в учебном процессе, посколькуидет алгоритмизация учебных программ.Что касается готовности школьной системы в целом к внедрению впрактику обучения персональных компьютеров - это зависит от каждойконкретной школы. Те, которые вплотную занимались этим - конечно,готовы, а те, что не занимались - боюсь, что нет. Все зависит вконечном счете от уровня преподавательского состава. Кадры решают все:и сохранение техники, и наращивание ресурсов компьютеров вконечном счете определяется ими. Все зависит от подхода самой школы,от еЈ ориентированности в целом: у нас, например, компьютерыиспользуются в управленческом процессе, поэтому они прочно вошли вжизнь как учеников, так и учителей.

   Марина Белогаш, завуч школы N 36:
Нет, у нас вообще нет в школе персональных компьютеров.Компьютеры есть в УПК "Хамовники", и все, что нужно по информатике, с6 по 11 класс, наши ученики проходят там. В стенах школы нет условийдля охраны, хранения и подключения компьютерной техники, а в УПК ктому же работают профессионалы, что позволяет нашим детям получитьнеплохое образование.
В целом школы к введению компьютеров не готовы, потому что неготовы кадры. Если сюда приглашать программистов, согласитесь, они непедагоги. А учитель работе с компьютером не обучен, это надозакладывать в программу образования в вузах.Да и как вводить персональные компьютеры, если программ нет,методической базы нет, а заказать их школа не имеет финансовойвозможности. К тому же, как правило, программисты не настолько владеюткурсом истории, географии, литературы, русского языка, чтобы ихформализовывать.
Сейчас компьютеры в школе применяются достаточно узко - винформатике, банковском деле. На данном этапе это неплохо. Положениемогло бы исправить принятие государственной программы, потому что онавключает и подготовку кадров, и предусматривает изменение учебногоплана. Можно купить компьютерный класс, но денег на это не дают,говорят: "Ищите спонсоров". А у нас, например, учатся дети в основномиз социально незащищенных семей. Вот поэтому вариант с УПК и кажетсянам оптимальным.

   Татьяна Васильева, директор школы-интерната N 10 для слабослышащих детей:
Нет ни одного! Честно говоря, есть старые компьютеры, но все онивышли из строя, и все, кто приходит их ремонтировать, говорят, что этостарая модель, к которой нет даже запчастей. В других интернатах, по-добных нашему, где современная техника есть, она применяется в учебномпроцессе очень успешно. У нас, при нашей бедности, тоже есть кое-какоеиспользование технической аппаратуры. Это прибор "видимая речь", гдесинусоида на экране повторяет образец артикуляции учителя. Нам оченьнужны специализированные персональные компьютеры, и есть столько мест,где их можно взять, но нам негде взять на это денег. Мы заняты безус-пешным поиском спонсоров.

ОТ РЕДАКЦИИ: На весь компьютерный рынок звучит этот крик о помощи.Возможно, кто-нибудь откликнется?



   Людмила Захарова, преподаватель информатики в частной школе:
Компьютеры мы применяем неизбежно, как же можно без них обучитьинформатике? Для младщих классов используются обучающие и развивающиепрограммные продукты, уже готовые - игрушки, позволяющие работать сцветом, с образом. Другие предметы у нас на компьютере пока еще не об-катываются, потому что школа существует сравнительно недавно, но обу-чение по очень многим дисциплинам должно быть связано с выходом накомпьютерную технику.
Обучение информатике в школе должно идти в параллель с другимипредметами, например, на компьютер должны выходить счетные работы поматематике и физике, очень может быть, что и работы по некоторым гума-нитарным предметам. Это, по-моему, единственный способ заставить изу-чать редакторы текста как конкретное средство для конкретных целей.Также и при обучении программированию задача должна иметь не оченьсложное, но практическое применение. Тогда обучение приобретает смысли интерес, набор теоретических знаний находит реальное применение.Конечно, это помогает в учебном процессе, а вовсе не отупляет ине приучает мыслить стандартно, как некоторые думают. Компьютер - некалькулятор, это совершенно разные вещи. Основной повод написанияпрограммы - инвариантность, возможность ее использования для доста-точно широкого класса задач. Программировать имеет смысл типичные ве-щи. Изучая правила или теоремы, мы применяем их в итоге для какого-токласса задач, и реализация такого класса задач с помощью компьютера -это обобщающий момент, потому что удостоверится в правильности работыпрограммы можно лишь в совершенстве зная теорию, поскольку класс задачвключает в себя множество конкретных примеров со всевозможными нюанса-ми. Таким образом, компьютерная программа - это обобщающий момент,имеющий прикладное значение. Сразу становится понятно, во-первых, за-чем нужен персональный компьютер, и, во-вторых, зачем осваивать те илииные разделы в математике или физике. Так формализация теории даетнормальный практический выход.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.